Образование в основной и старшей школе Казахстана

Анализ готовности основной и старшей школы региональной системы образования к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования) показал, что в рамках реализации областных инновационных проектов особенно прослеживается эффективная работа гимназии №38 г. Караганды и лицея №7 г. Жезказгана – кредитная технология, СШОД им. Н. Нурмакова – полиязычие, кредитная технология, организация образовательного процесса для устойчивого развития, СШОД №7 – социализация личности и ее духовно-нравственное развитие.

85% обследованных организаций образования осуществляют выбор модели организации профильного обучения (моно-, поли-, сетевая) – (высокий уровень готовности).

Были выявлены и негативные тенденции в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в организациях образования региона:

·    Содержание профильного обучения частично соответствует принципам профилизации (кроме гимназии №38) - 50% (допустимый уровень).

·    Проводится изучение профессиональных намерений учащихся, их интересов и образовательных потребностей (анкетирование, тестирование) - 40% (допустимый уровень).

·    Курсы по выбору частично носят прикладной, деятельностно-ценностный, развивающий характер. - 20% (критический уровень).

·    В сельских регионах курсы по выбору не всегда способствуют углубленному изучению профильных дисциплин. - 10% (не допустимый уровень).

·    Частично осуществляется компетентностный подход в обучении - 20% (критический уровень).

·    Недостаточное учебно-методическое обеспечение изучения профильных дисциплин и курсов (кроме №38 гимназии) - 22% (критический уровень).

·    Недостаточная практическая направленность содержания УМК - 17% (не допустимый уровень).

·    Построение процесса обучения по индивидуальным учебным планам учащихся носит единичный характер (не допустимый уровень).

·    Учебные кабинеты недостаточно обеспечены необходимыми средствами для проведения занятий по профильному обучению (критический уровень).

·    В сельских регионах были учтены не все возможности при формировании профильных направлений обучения (критический уровень).

·    Отсутствие специалистов в МКШ влияет на уровень обучения в профильных классах (не допустимый уровень).

·    Недостаточный уровень соотрудничества и социального партнерства с организациями дополнительного образования, ПЛ, колледжами, ВУЗами (критический уровень).

Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания в основной и старшей школе в регионе в контексте современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования), необходимо сосредоточить усилия:

1.  Районных/городских органов управления образования на:

·     разработке технологии (структуры и направлений профилизации) перехода организаций образования к профильному обучению с учетом специфики и перспектив развития района/города;

·     определении необходимости и соотношения тех или иных профилей в организациях образования с учетом «профильно-образовательной карты» района/города при формировании сети организаций образования;

·     контроле над реализацией прав детей при приеме в старшие профильные классы с учетом согласования интересов учащихся, их родителей, организации образования;

·     организационной поддержке организаций образования (включая сетевое взаимодействие) при переходе к профильному обучению;

·     оказании материально-технической, кадровой и финансовой помощи организациям образования, реализующим профильное обучение;

  ·  представлении предложений в проект районного/городского и регионального бюджетов с целью дополнительного бюджетного финансирования работы организаций образования, планирующих переход на профильное обучение;

  ·  формировании заказа организациям дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) на обучение педагогов работе в профильных классах.

2.  Районных/городских методических кабинетов на:

  ·  обеспечении организационной и научно-методической помощи педагогическим кадрам в проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  ·  проведении краткосрочных и проблемно-целевых курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов и т.п. для педагогов по методике профильного обучения;

  ·  создании районного профессионального объединения (методического объединения, совета, проблемной группы и т.п.) координаторов (кураторов) профильного обучения;

  ·  проведении круглых столов и практических конференций по обмену опытом в области методики предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы;

  ·  создании реестра апробированных в образовательных системах районов/городов профильных и элективных курсов;

  ·  оперативном распространении информации о нормативно-правовых и методических разработках в сфере профильного обучения;

  ·  проведении локального (районного/городского) мониторинга образовательных результатов перехода на профильное обучение.

3.  Организаций образования на:

  ·  осуществлении выбора направлений профилизации, профилей и модели обучения на основе всестороннего анализа ресурсного обеспечения и согласование выбора с учредителем;

  ·  разработке образовательных программ, обеспечивающих реализацию профильного обучения;

  ·  использовании новых образовательных технологий (в т.ч. индивидуализированных и проектно-исследовательских форм учебной деятельности), адекватных задачам профильного обучения и способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся;

  ·  создании системы психолого-педагогической поддержки периода «вхождения» учащихся в старшую профильную школу;

  ·  формировании внутришкольной научно-методической, материально-технической базы и механизмов организации профильного обучения;

  ·  заключении договоров (соглашений) с другими организациями образования, культуры, здравоохранения и т.д. о совместной деятельности по реализации профильного обучения;

  ·  внесении необходимых изменений в действующую нормативно-правовую базу организации образования (устав, правила трудового распорядка, режим работы и т.д.).

  ·  организации методической работы и повышения квалификации педагогов с учетом введения профильного обучения;

  ·  формировании системы мотивации, морального и материального стимулирования труда педагогов, участвующих в инновационной деятельности по введению профильного обучения;

  ·  выявлении и обобщении передового опыта педагогов организации образования по профильному обучению;

  ·  проведении внутришкольного мониторинга образовательных результатов перехода на профильное обучение.

4.  Подразделениям института - на организацию работы по научно-методическому обеспечению реализации всех вышеперечисленных задач.