Образование в основной и старшей школе Казахстана
Анализ готовности основной и старшей школы региональной системы образования к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования) показал, что в рамках реализации областных инновационных проектов особенно прослеживается эффективная работа гимназии №38 г. Караганды и лицея №7 г. Жезказгана – кредитная технология, СШОД им. Н. Нурмакова – полиязычие, кредитная технология, организация образовательного процесса для устойчивого развития, СШОД №7 – социализация личности и ее духовно-нравственное развитие.
85% обследованных организаций образования осуществляют выбор модели организации профильного обучения (моно-, поли-, сетевая) – (высокий уровень готовности).
Были выявлены и негативные тенденции в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в организациях образования региона:
· Содержание профильного обучения частично соответствует принципам профилизации (кроме гимназии №38) - 50% (допустимый уровень).
· Проводится изучение профессиональных намерений учащихся, их интересов и образовательных потребностей (анкетирование, тестирование) - 40% (допустимый уровень).
· Курсы по выбору частично носят прикладной, деятельностно-ценностный, развивающий характер. - 20% (критический уровень).
· В сельских регионах курсы по выбору не всегда способствуют углубленному изучению профильных дисциплин. - 10% (не допустимый уровень).
· Частично осуществляется компетентностный подход в обучении - 20% (критический уровень).
· Недостаточное учебно-методическое обеспечение изучения профильных дисциплин и курсов (кроме №38 гимназии) - 22% (критический уровень).
· Недостаточная практическая направленность содержания УМК - 17% (не допустимый уровень).
· Построение процесса обучения по индивидуальным учебным планам учащихся носит единичный характер (не допустимый уровень).
· Учебные кабинеты недостаточно обеспечены необходимыми средствами для проведения занятий по профильному обучению (критический уровень).
· В сельских регионах были учтены не все возможности при формировании профильных направлений обучения (критический уровень).
· Отсутствие специалистов в МКШ влияет на уровень обучения в профильных классах (не допустимый уровень).
· Недостаточный уровень соотрудничества и социального партнерства с организациями дополнительного образования, ПЛ, колледжами, ВУЗами (критический уровень).
Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания в основной и старшей школе в регионе в контексте современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования), необходимо сосредоточить усилия:
1. Районных/городских органов управления образования на:
· разработке технологии (структуры и направлений профилизации) перехода организаций образования к профильному обучению с учетом специфики и перспектив развития района/города;
· определении необходимости и соотношения тех или иных профилей в организациях образования с учетом «профильно-образовательной карты» района/города при формировании сети организаций образования;
· контроле над реализацией прав детей при приеме в старшие профильные классы с учетом согласования интересов учащихся, их родителей, организации образования;
· организационной поддержке организаций образования (включая сетевое взаимодействие) при переходе к профильному обучению;
· оказании материально-технической, кадровой и финансовой помощи организациям образования, реализующим профильное обучение;
· представлении предложений в проект районного/городского и регионального бюджетов с целью дополнительного бюджетного финансирования работы организаций образования, планирующих переход на профильное обучение;
· формировании заказа организациям дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) на обучение педагогов работе в профильных классах.
2. Районных/городских методических кабинетов на:
· обеспечении организационной и научно-методической помощи педагогическим кадрам в проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения;
· проведении краткосрочных и проблемно-целевых курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов и т.п. для педагогов по методике профильного обучения;
· создании районного профессионального объединения (методического объединения, совета, проблемной группы и т.п.) координаторов (кураторов) профильного обучения;
· проведении круглых столов и практических конференций по обмену опытом в области методики предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы;
· создании реестра апробированных в образовательных системах районов/городов профильных и элективных курсов;
· оперативном распространении информации о нормативно-правовых и методических разработках в сфере профильного обучения;
· проведении локального (районного/городского) мониторинга образовательных результатов перехода на профильное обучение.
3. Организаций образования на:
· осуществлении выбора направлений профилизации, профилей и модели обучения на основе всестороннего анализа ресурсного обеспечения и согласование выбора с учредителем;
· разработке образовательных программ, обеспечивающих реализацию профильного обучения;
· использовании новых образовательных технологий (в т.ч. индивидуализированных и проектно-исследовательских форм учебной деятельности), адекватных задачам профильного обучения и способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся;
· создании системы психолого-педагогической поддержки периода «вхождения» учащихся в старшую профильную школу;
· формировании внутришкольной научно-методической, материально-технической базы и механизмов организации профильного обучения;
· заключении договоров (соглашений) с другими организациями образования, культуры, здравоохранения и т.д. о совместной деятельности по реализации профильного обучения;
· внесении необходимых изменений в действующую нормативно-правовую базу организации образования (устав, правила трудового распорядка, режим работы и т.д.).
· организации методической работы и повышения квалификации педагогов с учетом введения профильного обучения;
· формировании системы мотивации, морального и материального стимулирования труда педагогов, участвующих в инновационной деятельности по введению профильного обучения;
· выявлении и обобщении передового опыта педагогов организации образования по профильному обучению;
· проведении внутришкольного мониторинга образовательных результатов перехода на профильное обучение.
4. Подразделениям института - на организацию работы по научно-методическому обеспечению реализации всех вышеперечисленных задач.