Общество и культура Болгарии

Социальная структура.

В Болгарии еще в первой половине 20 в. преобладало крестьянское население, сохранявшее общинные традиции, причем прослойка крупных землевладельцев практически отсутствовала. В стране было много ремесленников, небольшая по численности и относительно бедная буржуазия и растущий рабочий класс, хорошо организованный в ряде отраслей промышленности. Еще при коммунистическом режиме наметилось расхождение интересов партийной верхушки и государственной бюрократии, с одной стороны, и основной части населения – с другой, что проявлялось в неравном участии в принятии общественно важных решений, неравном распределении товаров и привилегий и несоответствии декларированных и фактических доходов. Эти тенденции усугубились в 1980-е и особенно в 1990-е годы, когда в условиях экономического спада бóльшая часть населения оказалась за чертой бедности.

Образ жизни.

Большинство болгар вступает в брак в возрасте от 20 до 30 лет. Типичная болгарская семья имеет одного ребенка, а турецкая и цыганская – часто более трех детей. В 1986 на 1000 жителей было зарегистрировано 7,3 брака; 1989 – 7; 1992 – 5,2; 1994 – 5,4 брака. Число разводов постепенно увеличивалось.

Болгары обычно имеют нескольких близких друзей из своего социального круга. Дружба между членами групп разных уровней социальной иерархии встречается редко. Образование ценится высоко, и недобор баллов абитуриентом при поступлении в вуз тяжело переживает вся семья. Болгары проводят отпуск на черноморском побережье или на других курортах, а в выходные дни совершают загородные поездки или занимаются домашним хозяйством и коротают время у телевизора. Очень немногие могут позволить себе отдых за границей. Стиль одежды и рацион питания в Болгарии мало чем отличаются от европейских стандартов.

Религия.

До 1945 ок. 90% населения страны были приверженцами Болгарской православной церкви, к середине 1990-х годов – ок. 80%. При коммунистическом режиме собственность этой церкви была конфискована, религиозные дисциплины исключены из школьных программ, введена цензура на церковную литературу. В 1950 введен государственный контроль за всей церковной деятельностью и назначениями духовенства; государственные органы и массовые организации оказывали влияние на избрание членов Священного Синода. Конституция 1971 провозгласила отделение церкви от государства и свободу выбора вероисповедания. К концу 1980-х годов разнузданные кампании против «религиозных предрассудков» и посещения церкви уступили место более терпимому отношению к религии, что создало почву для появления сектантских организаций. В качестве оппозиции прокоммунистическому патриархату, возглавлявшемуся с 1971 патриархом Максимом, проводились альтернативные богослужения под эгидой Комитета по защите религиозных прав, который стал одним из учредителей массовой политической организации – Союза демократических сил. Официальное примирение лидеров этих двух церковных движений произошло в ноябре 1998.

Ислам, которого к середине 1990-х годов придерживалось 9% населения страны (турки и 250 тыс. помаков – болгароязычных мусульман из Родоп), укрепил свой статус в стране. Его приверженцы после 1878 неоднократно подвергалась гонениям. Этот процесс усугубился в 1984–1985, когда турок даже заставляли менять фамилии. Многие мечети были закрыты, турецкие кладбища разрушены, а обрезание рассматривалось как преступление. Однако в 1990-е годы болгарские мусульмане были восстановлены в правах.

В 1987 в Болгарии насчитывалось 60 тыс. католиков, в 1992 – 30 тыс. Сохранились также небольшие протестантские общины. Иудейские общины объединяют ок. 5 тыс. человек.

Профсоюзное движение.

Первые профсоюзы в Болгарии были созданы в 1890-е годы. В послевоенный период профсоюзы провозглашались «школами коммунизма» и находились под политическим и идеологическим контролем партийной номенклатуры. После отставки Живкова были основаны наиболее крупные и влиятельные независимые профсоюзы – Конфедерация труда «Подкрепа» («поддержка»), Конфедерация независимых синдикатов Болгарии и Профсоюз народного единства. В начале 1990-х годов они насчитывали соответственно 3064 тыс., 473 тыс. и 384 тыс. членов (всего 3921 тыс. при численности занятых в 1992 – 3273 тыс., а трудоспособного населения 3932 тыс. человек).

Другие общественные организации и движения.

С 1944 крупнейшей массовой общественно-политической организацией Болгарии стал Отечественный фронт, который в 1990 был переименован в Отечественный союз. В 1981 в этой организации состояло ок. 4,3 млн. человек (каждый взрослый считался его членом, даже не подавая заявления). Отечественный фронт был сформирован на базе антифашистской и антимонархической коалиции в годы Второй мировой войны, а затем превратился в малозначимую «тень» коммунистической партии. С изменением общественного строя эта организация во многом утратила свое влияние. Большое число новых общественных организаций и движений возникло в 1989–1990: политический клуб «Экогласность» (экологический и антикоммунистический фронт), Движение за права и свободы, Гражданское объединение за республику, Зеленая партия.

Женское движение.

При коммунистическом режиме, несмотря на формальное равноправие, существовало множество форм дискриминации женщин. В 1987 женщины составляли 49,2% занятых в промышленности, 20,1% – в строительстве, 47,7% – в сельском хозяйстве, 42,1% – в лесном хозяйстве, однако, как правило, их труд низко оплачивался. К середине 1990-х годов число занятых во всех отраслях заметно уменьшилось: в октябре 1994 в стране было 2868,8 тыс. занятых, из них 1532,5 тыс. мужчин и 1446,3 тыс. женщин; из 740,1 тыс. безработных мужчины составляли 392,5 тыс., а женщины – 347,6 тыс.

Молодежь.

При коммунистическом режиме спецификой болгарского общества являлась геронтократия. Молодые люди располагали ограниченными возможностями для профессионального роста, а оплата труда ставилась в зависимость от трудового стажа и общественной деятельности. Молодым семьям было трудно получить жилье, особенно в городах. Поэтому в 1990-х годах молодежь активно поддержала реформы. Появились новые молодежные организации, например Независимая федерация студенческих обществ, тогда как Димитровский союз молодых коммунистов быстро утратил свое влияние и власть. В 1990-е годы молодежные движения в Болгарии отличались большой пестротой и стремлением подражать западным образцам.

Социальное обеспечение.

В коммунистической Болгарии Государственный сберегательный банк предоставлял небольшие кредиты частным лицам на покупку дома. Существовала очередь нуждавшихся в жилье, которая устанавливалась специальными комиссиями народных советов. После долгих лет ожидания очередникам предоставлялись государственные квартиры, причем квартирная плата была невелика. Однако жилья в стране не хватало, а его качество было весьма низким.

Приватизация жилого фонда в 1990-е годы способствовала снижению социальной напряженности. Рост платы за коммунальные услуги в Болгарии по сравнению с другими посткоммунистическими странами осуществлялся более медленными темпами. В 1995–1996 вышел ряд социально ориентированных нормативных актов, закрепляющих соответствующие права (об общественном фонде обеспечения молодежи, помощи семье и др.). Последовавший экономический и финансовый кризис подорвал систему социального обеспечения, которая в 1997–1998 была реформирована.

Культура

Средневековая Болгария считается колыбелью славянской культуры. Богатая и сложная духовная жизнь этой страны складывалась под влиянием византийской и мусульманской традиций. В 19–20 вв. к ним добавилось влияние России и Запада. Современная болгарская культура достигла расцвета в 1920–1930-е годы. Политика в области культуры при тоталитарном правлении, включая строгую цензуру, трансформировала наследие прошлого и создала официальную культуру, которая опиралась на ряд идеологических постулатов: «социалистический реализм» как наиболее передовой метод искусства, противодействие всем «буржуазным» тенденциям и стилям; преданность коммунистической партии; идеализация тех классических произведений искусства, которые рассматривались коммунистами как исторически прогрессивные; забвение всех эстетических феноменов, не соответствующих принятой модели.

Образование.

Коммунисты трактовали образование как одномерную систему учебных заведений и приобретения практических навыков. Преподаватели были лишены инициативы и должны были следовать обязательным учебным программам, составленным чиновниками министерства образования. Много внимания в ущерб гуманитарным наукам уделялось русскому языку. Все школы Болгарии были государственными; школы для национальных меньшинств были закрыты в середине 1970-х годов. В 1980-е годы ок. 83% детей в возрасте от 3 до 6 лет посещали детские сады. Начальное и среднее образование (в возрасте от 6 до 18 лет) – бесплатное и обязательное. Имеется развитая сеть общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. В 38 высших учебных заведениях обучается ок. 150 тыс. студентов. Крупнейшие университеты Болгарии – Софийский, Пловдивский и Великотырновский. В 1990-е годы в стране внедрялись западные образовательные стандарты. В 1995 примерно 247 тыс. дошкольников посещали 3659 детских учреждений, в 3359 общеобразовательных школах учились 980,5 тыс. учеников, системой среднего специального образования было охвачено 250 тыс. учащихся, а в 40 вузах насчитывалось 21,2 тыс. преподавателей и 196 тыс. студентов (в 1997 – 235 тыс.).

Литература и искусство.

В 1980 в болгарской литературе стали проявляться «модернистские» тенденции, что означало отказ от поголованого следования принципам социалистического реализма. Благодаря работам таких современных писателей, поэтов и драматургов, как Йордан Радичков, Ивайло Петров, Георгий Мишев, Блага Димитрова, Радой Ралин, Валери Петров, Станислав Стратиев и Димитр Коруджиев, болгарская литература стремилась войти в основное русло современного европейского творчества.

Изобразительное искусство в 1980-е годы достигло высокого профессионального уровня и получило международное признание в живописи (Светлин Русев, Георгий Баев), рисунке, скульптуре, карикатуре, художественной керамике, гобеленах и резьбе по дереву. В архитектуре проявилось стремление к синтезу монументального и прикладного искусства.

Мировая музыкальная общественность высоко оценила таких выдающихся болгарских оперных певцов, как Борис Христов, Николай Гяуров и Райна Кабаиванска. В Болгарии есть великолепные дирижеры (Константин Илиев, Добрин Петков) и музыканты (Стойка Миланова, Минчо Минчев и др.), работают 10 симфонических оркестров, 8 оперных театров и многочисленные певческие и танцевальные коллективы. Заслуженным признанием пользуется болгарская хоровая музыка.

Музеи и библиотеки.

В Болгарии ок. 300 музеев, в том числе художественные, исторические, этнографические, естественнонаучные, мемориальные дома национальных героев, писателей и других выдающихся деятелей. Государственная библиотека Кирилла и Мефодия в Софии – крупнейшая в стране. При ней действует государственный архив. «Читалища» –специфическая форма культурного центра общины – возникли в 19 в. в период национального возрождения. В 1980-е годы они объединяли библиотеку, клуб, лекторские группы, кружки, зал для просмотра кинофильмов.

Средства массовой информации.

После изменения политического режима в стране появились независимые и оппозиционные средства массовой информации. В 1992 ежедневно выходили 46 газет, в том числе 19 центральных. Наиболее крупные из них – «24 часа», орган БСП «Дума» (до 1990 называлась «Работническо дело», была органом Коммунистической партии и имела самый большой тираж), «Демокрация» (отражает позицию Союза демократических сил), «Стандарт».

В начале 1970-х годов государственный телевизионный канал был дополнен сетью регионального телевещания. Помимо центрального софийского телевидения, действуют местные телецентры в Варне, Пловдиве и Благоевграде. Крупнейшие информационные агентства – Болгарское телеграфное агентство (БТА) и София-пресс.

Спорт в Болгарии пользуется большой популярностью. Страна дала многих олимпийских и мировых чемпионов по тяжелой и легкой атлетике, борьбе, гимнастике и плаванию. Спорт, туризм и рыбная ловля – главные виды отдыха и развлечений.

Традиции и праздники болгарского народа включают древние национальные, религиозные и семейные торжества, а также новые обычаи, введенные в годы коммунистического режима. Старинные народные традиции проявляются в одежде, украшениях, танцах, песнях и магических ритуалах, которыми сопровождаются свадебные церемонии, танцы на догорающих углях (нестинари), обрядовые представления на масленицу (кукерские игры) и танец вызывания дождя (герман). С 1971 раз в два года в Габрово проходили международные конкурсы юмора и сатиры. Христианские праздники – Пасха и Рождество – игнорировались коммунистическими властями, их стали вновь отмечать с 1990. Официальными праздниками являются Новый год, День национального освобождения (3 марта), Международный день труда (1 мая) и День славянской письменности и болгарской культуры, посвященный просветителям Кириллу и Мефодию (24 мая). С 1998 отмечается День независимости (21–22 сентября).