Общие технологии социального партнерства
Общие технологии социального партнерства выступают в качестве семи ступеней лестницы движения местной власти и общественности навстречу друг другу:
1). Формирование информационного пространства в городе и организация публичных дискуссий по насущным проблемам эффективного взаимодействия власти и общественности для социально-экономического развития.
Идея партнерства станет движущей силой, в случае если “овладеет народными массами”. Доверие между партнерами – различными субъектами социально-экономического развития территории, возникает при “прозрачности” и открытости взаимных намерений и действий. Главной задачей первого этапа реализации новой социально-экономической политики с помощью технологий социального партнерства является вовлечение всех заинтересованных в местном развитии сторон в публичное обсуждение насущных проблем повседневной жизни населения и граждан. Основную роль в этом играют средства массовой информации: газеты, радио, телевидение и соответствующий уровень профессиональной компетенции специализирующихся в области социальной тематики журналистов.
2). Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных и государственных структур конкретной территории.
Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных и государственных структур является одним из средств определения общего состояния системы городского муниципального управления. Технология позволяет выявить основные рассогласования и конфликты внутри структуры городских отношений, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое развитие территории. Без предварительного внешнего и независимого анализа невозможно определить приоритеты взаимодействия власти и общественности, построить средства совершенствования их взаимодействия.
3). Погружение в существующий опыт, проведение стажировок за рубежом.
Освоение технологий социального партнерства зависит от особенностей территории и определяется ее спецификой. Прежде чем приступить к конкретной работе по организации эффективного взаимодействия общественных и государственных структур и других субъектов устойчивого социально-экономического развития территории, необходимо понять, как это делают другие, погрузиться в проблематику и способы действий тех, кто уже накопил опыт в этой области. Это можно сделать при сотрудничестве представителей местной власти и лидеров общественных организаций с их выездом за рубеж (США, Германия) или на мини-стажировку в Центр “Социальное партнерство” для непосредственного ознакомления с поисками и находками в решении проблем эффективного взаимодействия местной власти и общественности.
4). Проведение Школ социального партнерства по совместному обучению представителей местной администрации и общественности методам и формам эффективного взаимодействия и новым профессиям в социальной сфере.
Образование, повышение квалификации и подготовка кадров являются необходимыми ресурсами для разворачивания технологий социального партнерства. Формой обучения выступают Школы социального партнерства представители местных администраций и лидеры общественных организаций - не только знакомятся с информацией по требуемой проблематике, но и могут в активных формах погрузиться в предметное содержание через имитационные игры, обучающие тренинги, создание собственных проектов и программ.
Содержанием Школ социального партнерства может выступать трансляция накопленного опыта взаимодействия общественных организаций по определенному профилю: дети-сироты, инвалиды и т.д.
В Школах социального партнерства можно получить дополнительное образование и сертификат по новым профессиям в социальной сфере, связанным с технологиями социального партнерства:
- менеджер общественных некоммерческих организаций по определенному профилю;
- координатор групп непосредственного общения при проведении проектно-проблемных семинаров;
- разработчик социально значимых проектов социально-экономического развития территории:
- организатор детско-взрослого сопроектирования;
- консультант по созданию социально значимых проектов;
- эксперт-оценщик социально-экономических проектов и программ;
- организатор конкурсов общественно значимых проектов и руководитель конкурсной комиссии.
5). Привлечение общественности к решению приоритетных проблем социально-экономического развития территорий
Основным препятствием во взаимодействии местной власти и общественности является пассивность населения в решении задач социально-экономического развития территории и потребительская позиция общественных организаций, выступающих в качестве просителя бюджетных средств и не умеющих оказывать социальные услуги населению. Партнерские отношения с местными администрациями затруднены разобщенностью между собой самих общественных организаций. Население и общественность, как правило, не знакомы с приоритетами развития территории и не озабочены проблемами, стоящими перед самой властью.
При этом встает задача организации работы с профильными группами общественных организаций, объединенных проблемами данной целевой социальной группы: инвалиды, дети-сироты и т.д. Параллельно необходимо организовать клубы межличностного, делового и профессионального общения представителей общественности и местной власти, координационные советы по развитию территории. На этом этапе организуются презентации, Фестивали-смотры или ярмарки творческих работ и социально-значимых проектов общественных организаций, проводятся публичные акции взаимного признания местной власти и общественности и мероприятия для повышения приоритета благотворительной и волонтерской деятельности, привлечения доноров и инвесторов на территорию.
6). Организация и проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, направленных на социальное развитие территории
Общественность и местные власти по-разному видят и описывают ситуацию в территории. Население озабочено своими повседневными заботами и проблемами, а управленцы-администраторы ищут средства для влияния на экономические, хозяйственные, социальные и другие процессы, идущие в территории. Отсутствует язык взаимопонимания, в качестве которого может выступать пока мало освоенный проектно-программный подход, организация и проведение конкурсов и тендеров социально значимых проектов. Социально значимые проекты, разработанные общественностью, могут, при специальной организации работ совместно с государственными структурами, объединяться в социальные целевые программы, а затем выставляться на аукцион для поиска возможных отечественных и зарубежных инвесторов. Такой подход способствует аккумуляции средств на выделенных местной властью приоритетных направлениях городского развития, препятствует коррупции и возможному распылению средств и создает благоприятный инвестиционный климат территории. Общественные организации получают навыки оказания социальных услуг населению, могут участвовать в социальном и муниципальном заказе, чтобы впоследствии выполнять некоторые государственные функции и полномочия в социальной сфере.
7). Проведение очных и дистанционных консультаций по проблемам эффективного взаимодействия власти и общественности и экспертизы социальных проектов.
Связующим звеном между перечисленными ступеньками движения власти и общественности навстречу друг другу выступает сопровождающее консультирование, мониторинг и оценка эффективности и результативности совместных действий, анализ изменений ситуации, ее прогнозирование, контроль и опережающее вмешательство.
Последовательность реализации технологий социального партнерства – не одноразовая акция, а долговременный цикл работ по привлечению новых ресурсов городского развития, активизации “социального капитала” и повышению инвестиционной привлекательности территории.
Опыт показывает, что для внедрения полного цикла работ по технологиям социального партнерства территории требуется от полутора до двух лет.