Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России
На современном этапе развития современной аграрной экономической науки термином «социальный» определяется направленность развития к человеку, сельскому жителю, улучшению среды обитания, условий его жизни, труда и быта.
Признавая приоритетное значение создания надежной экономической базы, повышения доходности в результате трудовой деятельности, в концепциях и программах развития сельских поселений и территорий основное внимание концентрируется на комплексном социальном обустройстве, позволяющем создать достойные условия для жизни, быта и высокопроизводительного труда сельского населения
Важность развития социальной сферы сельских территорий связана с необходимостью обеспечения значительной части жителей Российской Федерации объектами социальной инфраструктуры. Недостаточное обеспечение сельских жителей социально значимыми объектами является одной из причин урбанизации и уменьшения числа людей живущих на постоянной основе в сельской местности.
По сравнению с 1990 годом численность сельского населения в высоко урбанизированном Центральном Федеральном округе снизилась на 13,5%. Такая же динамика наблюдается в Московской области.
К настоящему времени субъекты Российской Федерации приняли программы социального развития села на своих территориях. Однако они, как правило, не детализируют применительно к местным условиям приемы социально-экономических преобразований по развитию и обустройству сельских поселений и территорий, а по основному содержанию лишь повторяют Федеральную целевую программу с указанием региональных объемов реконструкции.
Значительные различия российских регионов, объясняемые географическими, экономическими, социальными и другими факторами, создают объективную основу для целесообразной региональной дифференциации макроэкономических регуляторов в целях компенсации неблагоприятных региональных факторов и стимулирования использования благоприятных факторов. Применение таких же инструментов органами управления региона необходимо и для реализации региональной политики, проводимой внутри территории субъектов РФ. Амплитуда отличий среди муниципальных образований, находящихся в границах региона, не столь разительная, но, тем не менее, значительна, и ее необходимо учитывать.
Объективная необходимость совершенствования социально-экономических отношений при развитии и обустройстве сельских поселений на современном этапе обусловлена сложившейся в годы реформ многоукладной экономикой в аграрной сфере, потребностью устранения резкого отставания социальной сферы сельских поселений от городских, высоким уровнем физического (в среднем свыше 60%) и морального износа основных фондов.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских территорий произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово - бытовых услуг, увеличилось отставание от города по уровню и условиям жизнедеятельности. В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42% сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44%, канализацией - 32%, горячим водоснабжением - 20 % площади сельских жилых помещений. Показатели обеспеченности жилищными условиями населения России.
Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 %), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7 %). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.
Из-за отсутствия на сельских территориях рабочих мест с высоким уровнем дохода, а главное - необходимой социальной и инженерной инфраструктуры, лишь от 2 до 18 % (по разным специальностям) выпускников аграрных вузов и техникумов после их окончания начинают работать и частично остаются в сельском хозяйстве. Все это, вместе с постарением и высокой смертностью сельского населения, обостряет демографическую проблему населения и расселения, кадрового обеспечения, приводит к обезлюдению ряда сельских территорий (Нечерноземная зона России, регионы Сибири, Дальнего Востока и др.).
Поэтому, в условиях существующего мелкопоселкового (рассредоточенного и очагового) расселения населения на многих сельских территориях страны в градостроительных проектных решениях следует формировать модели местных групповых систем расселения с опорой на более крупные, в том числе городские, поселения.
Модели социального обслуживания населения общественными учреждениями целесообразно увязывать с организацией сельскохозяйственного производства, землеустройством, фактически сложившейся системой расселения населения. При этом, по существующим расчетам [22], сельские поселения (по численности населения в каждом) могут быть подразделены на три группы с тремя основными моделями обслуживания населения: до 100 человек; от 101 до 500 человек, от 501 и более. В первую модель войдут 96 тыс. сельских поселений с общей численностью населения 3 млн. человек, во вторую - 40 тыс. с населением 10 млн. человек; в третью группу - 19 тыс. с населением около 26 млн. человек.
В первой группе имеется 17 тыс. сельских поселений с числом жителей до 5 человек, 13 тыс. поселений с населением от 6 до 10 человек, 15 тыс. - от 11 до 25 человек в каждом населенном пункте. Здесь, как правило, отсутствуют стационарные общественные здания социальной сферы, но значимость малых поселений велика и многогранна: они обслуживают отдаленную территорию в сфере своего влияния, ставят в разряд обжитой безлюдную местность.
Опыт подтверждает, что социальное развитие в этой группе мельчайших поселений следует ориентировать на пешеходную доступность до расположенных в системе расселения объектов социальной сферы городов и других крупных поселений, а также на разнообразные передвижные средства обслуживания сельского населения (автолавки, скорая врачебная помощь, дистанционное обучение с ориентацией профессионального образования на потребности рынка труда).
Социальная инфраструктур а сельских поселений второй группы базируется в основном на собственных объекта малого соцкультбыта, а также на передвижных средствах обслуживания и стационарных объектах, имеющихся в конкретных условиях системы расселения. В объектах малого соцкультбыта совмещается общественное учреждение с квартирой для работающего в нем персонала. Проектирование этих объектов имеет ряд особенностей, связанных с отсутствием специальных нормативов в СНиП.
К настоящему времени создана весьма широкая номенклатура проектов социально-бытовых учреждений и предприятий малой вместимости для строительства в сельских поселениях разных регионов. Эти проекты являются основой для решения проблемы обслуживания населения малых сельских поселений стационарными объектами социальной инфраструктуры, которые, однако, требуют существенной корректировки при их привязке к местным условиям по теплозащите ограждающих конструкций, экологическим требованиям и др.
Для третьей группы сельских поселений (Белгородская область, Краснодарский край и т.п.) характерна высокая стабильность общей численности населения, а для поселений с населением 5 тыс. человек и более отмечается ее существенный рост, что подтверждает миграционную тенденцию сельского населения в наиболее крупные поселения с развитой инфраструктурой. Здесь социальное развитие повседневного и периодического обслуживания опирается на полноценные собственные стационарные объекты с эпизодическим посещением крупных городских учреждений.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.
Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10-15 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов. В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году, соответственно, 292 учреждения и 144 школы.
В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки детей к ним обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.
Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.
В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.
В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.
Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.
В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом.
Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Нетелефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без автобусного сообщения.
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами в сельском хозяйстве.
Разработка и реализация моделей местных систем расселения с опорой на городские и другие крупные поселения позволят существенно улучшить обслуживание сельского населения, реально сократить имеющиеся серьезные различия в этом отношении между городом и деревней. Сельский житель по примеру развитых зарубежных стран не будет ощущать оторванности от цивилизации, что окажет позитивное влияние на закрепление кадров, особенно молодежи, в сельских поселениях.