Организационно-правовое регулирование социальной работы
Социальная работа – функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением. Политика социального государства направлена на создание социальных условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает системы социальных служб.
В статье 7 (л.2) Конституции РФ говорится "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Этот перечень социальных гарантий является “открытым”, т.е. может быть дополнен и расширен законом.
Одним из направлений государственно-правовой поддержки социальной работы является совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения.
В Федеральном Законе от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" даны основные понятия, определяющие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Важное значение имеет определение Законом понятия «трудная жизненная ситуация», поскольку оно является основополагающим для оказания социальных услуг. Закон подчеркивает, что это такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства и т.п.) и которую человек не может преодолеть самостоятельно.
Статья 17 Закона определяет перечень организационно—правовых форм социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется: комплексные центры, центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты и т.д. В соответствии с Законом оказываются бесплатные услуги несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи, способствовал Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнего, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.
Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
· Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь;
· Социально-правовые услуги;
· Социально-реабилитационные услуги;
· Психологические услуги;
· Педагогические услуги;
· Социально-медицинские услуги.
К сожалению, наличие нормативной базы еще не обеспечивает эффективности социального обслуживания. Практически еще не утверждены и не разработаны государственные стандарты социального обслуживания населения, хотя такие попытки и предпринимались.
Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.
Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.