Организация и управление в системе социальной защиты населения
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Целью деятельности организаций в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально – психологические отношения между ними и обществом.
Как известно, социальная работа - достаточно новое направление практической деятельности. В системе социальной защиты населения к середине 90-х годов в России сложился такой вид организации, как социальная служба. В соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года под социальной службой понимают предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Создаются социальные службы следующих организационно-правовых форм:
· Государственные;
· Коммерческие;
· Смешанные;
· Благотворительные;
· Религиозные;
· Общественные;
В целом ими выполняются такие услуги:
· Материальная помощь;
· Помощь на дому;
· Постоянное обслуживание в условиях стационара;
· Предоставление временного приюта;
· Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
· Консультативная помощь;
· Социальный патронаж семей, детей;
· Социальная реабилитация, адаптация и др.
Создаются социальные службы различных типов:
· Центр социального обслуживания населения;
· Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
· Центр социальной помощи семье и детям;
· Дом-интернат для ветеранов;
· Детский дом;
· Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями;
· Центр срочной социальной помощи;
· Реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства;
· Социальный приют;
· Кризисный центр;
· Центр экстренной психологической помощи и другие.
В основном организации социальной сферы являются бюджетными. Бюджетная организация отвечает базовому признаку некоммерческой организации (основная деятельность не имеет целью получение прибыли). Здесь отсутствует распределение прибыли между участниками. Организации социальной сферы могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью средств от предпринимательской деятельности. Бюджетная организация создается всегда на основе нормативно-правовой базы. Это отличает бюджетную организацию от общественных и религиозных организаций, которые являются добровольными объединениями граждан (но и их деятельность регулируется соответствующим законом).
Входные данные для организационной системы социальной защиты населения включают в себя работников (в том числе специалистов по социальной работе и социальных работников), информационные, материальные и финансовые ресурсы. В результате применения различных социальных технологий (технологий социальной работы) эти данные преобразуются в продукцию и услуги для удовлетворения потребностей клиентов. Под социальными услугами понимают действия по оказанию помощи клиенту социальной службы. В свою очередь, клиентом социальной службы является гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации.
Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться. Системный подход к управлению помог создать концепцию организации социальной защиты населения как целостности, системы, состоящей из взаимосвязанных частей. Руководство достигает целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.
Необходимо помнить, что в управленческой практике внутренние переменные взаимосвязаны. К основным внутренним переменным, требующим внимания руководства, относятся: цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Такими целями в социальной работе могут быть:
· Обеспечение социально–бытового обслуживания граждан;
· Проведение профилактической работы безнадзорности несовершеннолетних;
· Реализация права на защиту семьи и детей;
· Охрана здоровья граждан;
· Развитие образования;
· Удовлетворение духовных и материальных потребностей;
· Защита прав;
· Разрешение споров и конфликтов;
· Оказание юридической помощи и др.
Цели подразделений разрабатываются их руководителями с приглашением представителей коллективов. Обычно они являются конкретизацией общих целей и охватывают средне- и краткосрочный период. Специфические цели подразделений могут соответствовать общим целям организации, но одновременно и противоречить друг другу. В связи с этим возникает необходимость их координации и согласования. Например, целью социального приюта является обеспечение временного проживания. Подразделения - это функциональная область, т.е. конкретная работа, которую выполняет данное подразделение для организации в целом. Например, структура управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска включает несколько функциональных областей, т.е. подразделений, которые обеспечивают социальную защиту населения, проживающего в отдельных районах города.