Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей пожилых граждан в социальных услугах. Оно осуществляется по решению органов социальной защиты в подведомственных им учреждениях или по договорам, заключаемым с учреждениями социальной защиты иных форм собственности.
Социальное обслуживание пожилых включает в себя совокупность следующих услуг: уход, организация питания; содействие в медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие.
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста имеют право на:
1 Уважительное и гуманное отношение со стороны работников социальных учреждений;
2 Выбор учреждения и формы социального обслуживания;
3 Информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
4 Согласие и отказ от социального обслуживания;
5 Конфиденциальность информации личного характера;
6 Защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.
В соответствии с федеральным законом определяются следующие формы социального обслуживания:
1 Социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
2 Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания;
3 Стационарное социальное обслуживание в стационарных отделениях (домах-интернатах, пансионатах, других учреждениях социальной защиты);
4 Срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальном обслуживании;
5 Социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
Система социального обслуживания пожилых граждан основана на использовании и развитии социальных служб всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального, негосударственного секторов социального обслуживания.
К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания пожилых относятся дома-интернаты для престарелых, психоневрологические интернаты, центры социального обслуживания.
Дома-интернаты предоставляют пожилым гражданам возможность находиться в них постоянно или временно, в т.ч. предусматривается недельное и дневное пребывание.
Практика показывает, что в домах-интернатах обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых граждан к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий в организации досуга. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата и предотвращения конфликтных ситуаций.
Характерно, что на протяжении длительного периода в нашей стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов для престарелых. Так, на начало 1975 г. в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых, в которых проживало более 200 тыс. человек, а на начало 1991 года их было 877 и в них находилась 261 тыс. человек
Отчасти это связано с тем, что расширялась практика оказания социальной помощи на дому, но вместе с тем из-за недостаточного выделения денежных средств строительство новых домов-интернатов шло очень медленно. В настоящее время в системе социальной защиты действует 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста.
Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Статистические данные показывают, что 88% граждан, находящихся в домах-интернатах, страдают психическими отклонениями; у 67,9 % наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в посторонней помощи; 62,3% не способны даже частично себя обслужить, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%; ежегодно здесь умирает 25% проживающих.
Чрезмерная опека, регламентированная жизнь вызывают условия госпитализма, обостряют особенности личности. Можно отметить и такую проблему, как недостаток психиатрических отделений в домах-интернатах. В последнее время отмечается тенденция увеличения числа пожилых старше 75 лет с прогрессирующими изменениями в психике. Анализ этого явления свидетельствует о том, что в каждом доме-интернате необходимы специальные и специализированные отделения. В противном случае данная категория проживающих не получает своевременной помощи /12/.
Ученые и практики социальной работы вносят различные предложения по совершенствованию и разработке перспективных форм домов-интернатов. Необходимы системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым, ее дифференциация и интеграция, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей. Все это позволит улучшить качество помощи престарелым, более эффективно осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственное обеспечение, вести реконструкцию существующих и проектирование новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.
Следующий вид учреждений социальной защиты пожилых – центр социального обслуживания. Он создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты.
Центр может иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе отделения дневного пребывания престарелых, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи.
Преимущественным правом принятия на обслуживание Центром пользуются участники Великой Отечественной войны.
Отделение дневного пребывания Центра предназначается для постоянного или временного (до 6 месяцев) бытового, медицинского, культурного обслуживания в надомных условиях пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи. Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и не менее 120 пенсионеров – в городской местности и возглавляется заведующим отделением.
В отделение зачисляются пожилые независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения. В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной (врачебной) помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских.
Направления деятельности отделения:
1 Выявление и учет пенсионеров, нуждающихся в обслуживании на дому;
2 Оказание социально - бытовой помощи пенсионерам на дому;
3 Содействие в предоставлении пожилым лицам льгот и преимуществ.
К числу надомных социально-бытовых услуг относятся:
а) доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;
б) оплата жилья, коммунальных услуг;
в) сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
г) организация предоставления пенсионерам различных услуг предприятиями торговли, общественного питания, коммунально-бытового хозяйства, здравоохранения, нотариальных учреждений;
д) содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставка воды, протопка печей;
е) помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные помещения органов социальной зашиты;
ж) содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;
з) содействие пожилым людям в профессиональной подготовке и переподготовке в соответствии с их физическими и умственными возможностями;
и) содействие в трудоустройстве, в получении правовых услуг.
Также предоставляется широкий перечень медицинских и санитарно-гигиенических надомных услуг:
а) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
б) содействие в проведении медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, в обеспечении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи;
в) оказание психологической помощи;
г) содействие в госпитализации, посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
д) помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение.
В муниципальных центрах социального обслуживания на престарелых на дому могут вводиться дополнительные услуги:
а) наблюдение за состоянием здоровья;
б) оказание экстренной доврачебной помощи;
в) кормление ослабленных престарелых;
г) проведение санитарно-просветительской работы.
Таким образом, социальная помощь пожилым на дому является наиболее перспективной и действенной, так как позволяет охватить наибольший круг нуждающихся лиц, проводить качественное социальное обслуживание пенсионеров с учетом индивидуальных особенностей каждого человека.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста, остро нуждающимся в социальном обслуживании. Оно включает следующие социальные услуги, предусматриваемые федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
1 Разовое обеспечение остро нуждающихся пенсионеров бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2 Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3 Разовое оказание материальной помощи;
4 Содействие в получении временного жилища;
5 Организацию юридической помощи пожилым;
6 Организацию медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением дополнительных телефонных номеров.
Гражданам пожилого возраста оказывается также и социально-консультативная помощь, направленная на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь пожилым ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
а) профилактику различного рода социально-психологических отклонений пожилых граждан;
б) работу с семьями, в которых живут пожилые граждане, организацию их досуга;
в) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве стариков;
г) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания.
Отделения срочной социальной помощи лицам пожилого возраста создаются при органах социальной защиты или муниципальными центрами социального обслуживания и являются важнейшей формой оказания необходимой помощи престарелым людям, остро нуждающихся в ней.
Питание обслуживаемых лиц может осуществляться как в специально оборудованных помещениях, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Оно может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.
Для организации отдыха престарелых в отделении оборудуются спальные помещения (из расчета не менее 2 коек на 10 обслуживаемых) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.
Пожилые могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц.
Предоставляются также и такие услуги, как массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий, фитобар.
Итак, Центры социального обслуживания – это довольно перспективная форма учреждений социальной защиты граждан пожилого возраста. При этом наличие традиционных усовершенствованных форм (дома-интернаты для престарелых) также может дать существенные положительные результаты в развитии социального обслуживания престарелых.
Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую, координационную деятельность по оказанию различных видов услуг.
Одной из новых форм социального обслуживания пожилых является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых (7 апреля 1994 г.) этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.
Главная цель создания таких домов – обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные дома для одиноких пожилых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из однокомнатных и двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачи белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности.
Такие дома должны оснащаться средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих в нем престарелых. При домах для одиноких пенсионеров организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
По Положению медицинское обслуживание проживающих в этих домах пожилых осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений, а организация социально-бытового, торгового и культурного обслуживания – соответствующими территориальными органами и службами.
Следует подчеркнуть, что на основе действующего законодательства пожилым гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения.
Всего в России свыше 100 таких домов, в которых проживает около 8 тыс. человек.
Наблюдающееся разнообразие и разностороннее развитие социальных служб, с одной стороны, позволяет отметить диверсиорикацию социальных услуг для пожилых граждан, с другой стороны, выявит основные тенденции в развитии стационарных учреждений, предоставляющие стационарные услуги гражданам пожилого возраста. Среди этих тенденций чётко просматривается тенденция становления и развитие учреждений малой вместимости для пожилых граждан.
Сегодня к числу учреждений социального обслуживания малой вместимости можно отнести такие учреждения, как:
1 Дома интернаты малой вместимости (от 5 – 15 до 50 человек);
2 Дома ветеранов (от 6 до 30 мест);
3 Пансионаты (дома милосердия до 50 мест);
4 Отделения милосердия;
5 Сестринские уходы (до 15 мест);
6 Отделения временного проживания при центрах социального обслуживания;
7 Дома ветеранов при сельскохозяйственных производительных комплексах (до 15 мест);
8 Дома-интернаты при больницах;
9 Социальные дома (квартиры) постоянного проживания граждан старших возрастов;
10 Геронтологические отделения при больницах (до 30 мест);
11 Специальные дома для одиноких престарелых граждан (до 50 мест);
12 дома пожилого человека (до 30 мест).
Общим для этих разновидностей учреждений социального обслуживания являются:
во-первых, то, что они функционируют в привычной для пожилых граждан среде обитания (город, район, местность), чаще всего они расположены в обжитых массивах;
во-вторых, в них хорошо налажено медицинское и сервисное обслуживание;
в-третьих, численность проживающих в таких учреждениях не превышает 50 человек, что позволяет в социальном обслуживании учитывать специфические потребности клиентов социальных служб и организовывать индивидуальную социальную работу.
Что касается негосударственного сектора обслуживания пожилых граждан, то он объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Это общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием, в частности, лиц пожилого возраста