Организация социального обслуживания пожилых людей

Социальное обслуживание является важнейшим звеном системы социального обеспечения. В нашей стране оно регулируется, прежде всего, Федеральными Законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 год), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 год).

Согласно Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения в РФ»[15], «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда[16]:

Достоинство личности – право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора – каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным.

Координация помощи – помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи – помощь оказывается прежде всего самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом – при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995). В соответствии с этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать как пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживет до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и другое.

Социальное обслуживание пожилых людей осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

      ·    помощь должна носить реинтегрирующий характер;

      ·    при оказании помощи осуществляется индивидуальный подход к запросу пожилого человека;

      ·    социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

      ·    получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

      ·    механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки.

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, созданные благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.[17]

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:

    ·  дома-интернаты;

    ·  отделения дневного и ночного пребывания;

    ·  специальные дома для одиноких престарелых;

    ·  больницы и отделения для хронических больных;

    ·  стационары различного типа;

    ·  территориальные центры социального обслуживания;

    ·  отделения социальной помощи на дому;

    ·  геронтологические центры и так далее.

Основную функциональную схему социального обслуживания людей преклонного возраста может представить в следующем виде.

схема социального обслуживания людей преклонного возраста

Схема

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся различного рода услугами. Этим определяется содержание её функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993)[18] выделяются следующие:

   ·  функция социальной помощи – надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и так далее);

   ·  функция консультирования – консультирование специалистов (юристов, социологов, врачей, психологов и так далее);

   ·  функция информирования, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются следующие направления: предоставление пенсионерам-инвалидам информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения пожилого возраста медико-психологических и иных знаний;

   ·  функция предоставления материальной помощи престарелым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и так далее; а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

   ·  функция социального обслуживания на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

   ·  функция социального обслуживания в стационарных учреждениях, осуществляемого путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившем способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

   ·  функция организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания;

   ·  функция консультативной помощи по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

      ·    понимание социальным работником проблем клиента;

      ·    способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

      ·    знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;

      ·    знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к решению жизненных проблем клиента;

      ·    наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать посредником в их общении;

      ·    делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий;

      ·    делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;

      ·    признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

      ·    доверие сторон социальному работнику, что достигается его профессионализмом.

В соответствии с федеральным законодательством[19], определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров:

      ·    на дому, включая социально-медицинское;

      ·    полустационарное в отделениях дневного (срочного) пребывания;

      ·    в учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах);

      ·    срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера остронуждающимся в социальной поддержке; социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Остановимся подробнее на некоторых видах социальной помощи. Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам.

В федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг к надомным относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, рынка, горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи; оформление коммунальных и других платежей; сдача вещей в ремонт; сопровождение в медицинские учреждения.

Основные услуги на дому предоставляются бесплатно; отдельные виды услуг, не связанные с потребностями первой необходимости, оплачиваются пожилым, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.

Надомное обслуживание по желанию граждан может осуществляться на постоянной или временной основе. Если в начале девяностых годов социальную помощь на дому в нашей стране получали около шестисот тысяч человек, то сейчас её услугами пользуются более миллиона человек.

Надомное социально-бытовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов является одной из наиболее перспективных форм социального обслуживания. Оно позволяет решить бытовые и частично психологические проблемы пожилых (в частности, проблему одиночества) без помещения их в стационарные условия. Для большинства пожилых проживание в домашних условиях до тех пор, пока это будет целесообразно с точки зрения возможности организации полноценного и эффективного ухода за ними, является реальным проявлением гуманизма общества.

Возможность прибывать в привычных условиях положительно влияет на состояние пожилых людей и, как свидетельствуют результаты исследований, продляет их жизнь.

Однако, социальное обслуживание на дому оказывает неоднозначное влияние на психологический статус клиента. Так, например, в результате опроса профессиональных социальных работников, работающих в системе надомного социального обслуживания, было выявлено, что в значительном количестве случаев имеет место заискивание клиента перед специалистом. Такое отношение к себе специалисты объясняют страхом пожилых людей лишиться услуг социального работника в условиях нарастающей собственной немощи. Последнее является одним из показателей часто осуществляющегося формирования особого состояния- состояния зависимости. Отмечается специалистами и наличие у некоторых клиентов необоснованной агрессии по отношению к социальному работнику, стремление его унизить, что можно расценить не только как отсутствие навыков общения у клиента и определённого культурного уровня, но и как стремление «уравновесить» отношения, избавиться от чувства зависимости, сделав социального работника зависимым от своего настроения, каприза и тому подобное.[20]

В последние десять лет на более качественный уровень поднялась вся система социального обслуживания населения, в том числе сеть стационарных учреждений социального обслуживания людей старшего поколения. Позитивные изменения как в развитии сети учреждений традиционного типа, так и в появлении новых стационарных учреждений, оснащенных уникальным оборудованием, использующих инновационные технологии, формы и методы социальной работы.

Особое место в сети социального обслуживания людей старшего поколения занимают дома-интернаты малой вместимости. Изучение опыта работы таких мини домов- интернатов, например, в Орловской области показывает, что в них создан особый благоприятный социально- психологический климат и уют, приближенный к домашнему. Пожилые люди, проживающие в таких мини-домах, как правило, находятся в привычной среде – в своем районе, а нередко и в своем селе, им предоставляется возможность периодически бывать и при желании в летнее время жить в своем доме и заниматься сельскохозяйственным трудом. Совершенно очевидно, что мини дома- интернаты позволяют постепенно очеловечить систему традиционного стационарного обслуживания пожилых граждан, создавать благоприятные условия для продления жизни многих людей.

Опыт работы мини домов- интернатов с пожилыми людьми в различных регионах России свидетельствует о том, что имеется уникальный опыт обслуживания этой категории населения, опирающийся на плодотворную деятельность пожилых людей, их консолидацию, желание принести пользу социальным службам и нуждающимся категориям. Находясь в стационарных учреждениях малой вместимости, пожилые люди, сохранившие трудоспособность и желание принести пользу другим людям, принимают участие не только в культурно- массовых мероприятиях и трудовых делах социальных служб. Они нередко выступают в роли добровольных помощников социальных работников, социальных педагогов и организаторов социального обслуживания, участвуя в процессе улучшения связи между поколениями, передаче жизненного опыта, особенно в тех организациях, где они до выхода на пенсию работали.

Главное, чтобы любой человек старшего возраста, проживающий в домах- интернатах, чувствовал свою необходимость и восстребованность. Даже больной человек, потерявший трудоспособность, может принимать участие в планировании различных мероприятий, проводимых в домах- интернатах. В работе с этими категориями граждан старшего возраста необходим учет специфических потребностей, интеллектуальный уровень и, естественно, гибкость социальных работников в поиска новых форм и методов.[21]

Совершенно справедливо отмечают такие исследователи проблем пожилых людей, как Н. Ф. Дементьева[22], Е. И. Холостова[23], что изменение социального статуса человека в старости и возникновение различных затруднений в адаптации к новым условиям жизни в домах- интернатах диктуют необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов работы с пожилыми людьми.

Старость называют «возрастом социальных потерь», поэтому задача работников, занятых социальным обслуживанием граждан пожилого возраста, не только оказать им необходимую помощь и услуги, но и помочь адаптироваться в современном, во многом изменившемся, мире, организовать длительный уход.

Учитывая, что в нашей стране сохраняется очередность в дома- интернаты, да и не каждый одинокий пожилой человек хочет попасть туда, в 2002 году была поставлена задача найти новые технологии социальной работы с одинокими пожилыми гражданами. Эти технологии связывали с деятельностью добровольцев и активизацией самих пожилых людей, максимальным продлением сроков их жизни в семье. Таким образом, появилась идея помещения пожилых граждан в приемную семью, которая на основе договора обеспечивает нормальные условия для проживания и осуществляет уход, способствует реализации личностных потребностей и обеспечению активного образа жизни.

Анализируя целесообразность инновационной формы социального обслуживания, можно сделать вывод, найдена оптимальная форма жизнеустройства одиноких пожилых граждан, способствующая продлению их жизненной активности и созданию комфортных психологических условий.

Ещё одной формой инновационного обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально бытового назначения. Такие дома состоят из одно - двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально – бытового назначения, медицинский кабинет, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. В этих домах обычно организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспечение внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.[25]

Из нестационарных учреждений наибольшее развитие в последние годы получили муниципальные центры социального обслуживания. Они занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление, осуществляют срочное социальное обслуживание, А также оказывают населению социально – консультативную помощь. Первые центры социального обслуживания стали создаваться в конце восьмидесятых годов, например, в Москве они появились в 1989 году. В 1993 году в целом по России их насчитывалось чуть более ста, а в конце девяностых годов – более полутора тысяч. Центры социального обслуживания остро необходимы, поэтому они существуют почти во всех регионах. Это самая эффективная форма социальной поддержки пожилых людей и инвалидов. Кроме оказания непосредственной помощи пожилым и инвалидам, центры занимаются выдачей льготных путевок, следят за продвижением очередей на автомобили для инвалидов и ветеранов. [25]

Также в начале девяностых годов появились такие формы обслуживания, как бесплатные столовые, срочная социальная помощь и другие. Но они были еще не столь широко распространены и не вписывались в рамки привычного для всех социального обеспечения, которое в значительной степени ограничивалось выплатой пенсий нетрудоспособным гражданам. Однако, несмотря на то, что эти формы социального обслуживания были еще новы, непривычны и до некоторой степени чужды массовому сознанию, среди целого ряда теоретиков социальной работы бытовало мнение, что такие новые формы социальной работы с пожилым населением следует расценивать как явление сугубо положительное, что, будучи выполненным, безупречно с организационной точки зрения, они являются, безусловно, положительными и с точки зрения создания соответствующего эмоционального статуса клиентов.

Так, например, некоторые специалисты утверждали, что в бесплатные столовые люди ходят не столько поесть, сколько пообщаться, страдая не так сильно от голода, вызванного недостатком средств на питание, как от одиночества. В связи с этим данная форма социальной поддержки малообеспеченных граждан не только сточки зрения социально – бытового обслуживания, но и с точки зрения оказания психологической поддержки (причем без какого бы то ни было участия специалиста – психолога, уже в силу самого факта своего существования) считалась если не идеальной, то, во всяком случае, весьма позитивной.

При этом совершенно не учитывалось то обстоятельство, что пожилой человек или инвалид (а бесплатные благотворительные столовые первоначально в основном были предназначены для них), способный самостоятельно проделать путь до благотворительной столовой, не в меньшей степени обладает физическими возможностями для того, чтобы организовать свои встречи и общение с соседями по квартире или по дому, со знакомыми во дворе или в пределах квартала, где он живет. Посещать бесплатную столовую в целях организации общения в этом случае просто не имеет смысла, и как истинная и основная причина (а не сам обед как жесткая необходимость) пользования этим видом социальной поддержки не выдерживает никакой критики.

Человек, не имеющий возможности в силу состояния здоровья покинуть свой дом и вследствие этого страдающий от недостатка общения, в столовую прийти не сможет ни с целью утоления голода физического, ни с целью утоления голода духовного и коммуникативного.

Не оспаривая социальную значимость бесплатных столовых как объективно необходимой формы социальной поддержки малообеспеченных граждан, среди которых велик процент пожилых людей, следует все же отметить, что их влияние на психологическое состояние клиентов далеко неоднозначно и в этом смысле требует специальных исследований, поскольку, наряду с благодарностью за заботу и помощь, ряд инвалидов испытывает чувство униженности вследствие своего бедственного положения и беспомощности, заставляющей их играть роль социальных иждивенцев, что особенно тяжело для людей, проработавших всю жизнь и не заработавших, как теперь становится очевидным, права на покой и достойную жизнь в старости вследствие утраты трудоспособности, низкого уровня и нерегулярности выплаты пенсий, заставляющих вести пожилых нищенское существование.[20]

Одной из форм социального обслуживания является срочное социальное обслуживание. Оно осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает следующие услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

1. Разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным питанием или продуктовыми наборами.

2. Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости.

3. Разовое оказание материальной помощи.

В настоящее время службы срочной социальной помощи еще находятся в стадии своего становления. Деятельность этих служб осуществляется по следующим направлениям:

1. Обеспечение граждан информацией о формах работы и возможностях службы, ее территориальном расположении и контактных телефонах.

2. Оказание лицам, нуждающимся в срочной социальной поддержке, в разовом порядке различных видов материальной и натуральной помощи, предоставление временного жилья, транспортных услуг и решение других вопросов.

3. Предоставление гражданам консультативной помощи юридического и справочного характера, а при необходимости направление граждан в иные службы, организации и учреждения, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно.[25]

Таким образом, при организации социального обслуживания пожилых людей складываются разные, и при том чрезвычайно сложные, ситуации. И здесь решающую роль в обеспечении его положительного результата играет специалист по социальной работе. Последний должен уметь проникать во внутренний мир клиента, воздействовать на него, понимая, в частности, особенности возраста людей, с которыми он взаимодействует, его проблемы и тому подобное.

То есть, социальное обслуживание пожилых людей реализуется в процессе профессионального общения специалиста с клиентом. Так, например, при организации социального обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, консультационной помощи специалист и клиент вступают в непосредственное общение, а при организации телефонных консультаций – в опосредованное. Следовательно, в структуре психологической компетентности специалиста по социальной работе должен присутствовать компонент социально-психологической компетентности в профессиональном общении.