Организация социальной работы в Центре помощи детям

Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

В последнее время значительно возрастает число разводов; снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно дети остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране; обострилась проблема детской инвалидности детей, нуждающихся в материальной и психологической помощи; число страдающих психическими заболеваниями; рост преступности и увеличивается число преступлений, совершаемых подростками [67, С.43].

Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции. Потому следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречие с современными жизненными реалиями, перестали адекватно соответствовать потребностям семьи и общества. Нередко законы, затрагивающие вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют.

К настоящему времени сложились следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

  ·   денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);

  ·   трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;

  ·   социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

Так началась целенаправленная конкретная работа по организации системы учреждений социального обслуживания семей и детей, хотя отдельные элементы ее имелись и в прошлом. Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами.

Совместные усилия федеральных органов власти в сочетании с активной работой на многих территориях местных органов исполнительной власти способствовали созданию различных учреждений социального обслуживания семьи и детей. К концу 1993 г. в Российской Федерации действовало около 500 таких учреждений (в основном в республиканских, краевых и областных центрах; в сельской местности и малых городах России они практически отсутствовали) [67, С.45].

Наряду с органами социальной защиты населения – учреждения социального обслуживания семьи и детей создают комитеты по делам семьи и молодежи, органы народного образования, здравоохранения, внутренних дел, развитие сети учреждений в каждой из отраслей социальной сферы сочетается с объединением их профессиональных и организационных усилий, финансовых средств.

В создании учреждений социального обслуживания семьи и детей более активно принимают участие общественные и благотворительные организации, предприниматели. Такое социальное партнерство позволяет сделать работу указанных учреждений более результативной, расширить их материальные, кадровые и финансовые возможности, сконцентрировать общественное мнение на актуальных проблемах социальной защиты и помощи семье.

Несмотря на это, сеть таких учреждений остро нуждается в развитии и совершенствовании помощи семье и детям, так же, как и характеристики этих учреждений (численность, размещение, виды учреждений, структура управления и координация деятельности отдельных звеньев).

Значительны результаты деятельности учреждений по реабилитации дезадаптированных сирот, детей-инвалидов. В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни.

Эта способность центра очень важна и существенна, т.к. российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:

1) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:

  ·   срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;

  ·   содействие семьям, имеющим детей, -тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;

  ·   принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;

  ·   распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);

  ·   социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;

  ·   организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;

  ·   создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;

  ·   содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);

  ·   содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;

  ·   содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

  ·   содействие в организации питания и быта остронуждающихся;

  ·   содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций, содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства; социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям; содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве; организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре; содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в пределах региона).

2) Социально-правовые услуги:

  ·   помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;

  ·   содействие в предоставлении социальных выплат;

  ·   участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);

  ·   участие в правовой защите личностных интересов детей.

3) Социально-реабилитационные услуги:

  ·   организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);

  ·   социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

  ·   составление индивидуальных коррекционных программ.

4) Психологические услуги: психопрофилактика и психогигиена; психодиагностика и обследование личности; психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная); психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); психологический патронаж; социально-психолого-педагогический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению и т.д.

5) Педагогические услуги:

  ·   педагогическая помощь детям в защите их интересов;

  ·   консультативная помощь родителям и детям;

  ·   групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

  ·   коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

  ·   содействие культурно-досуговой деятельности детей;

  ·   практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

  ·   обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

6) Социально-медицинские услуги:

- содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;

·   организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;

·   содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;

·   патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;

·   обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;

·   патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего Защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением.

Основная задача работников службы – помочь члену семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение - его в общество.

В настоящее время в Российской Федерации создано много социально-психологических служб, в том числе территориальных, действующих на основе закона о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. Основные направления их деятельности те же, что и государственных служб.

Сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и детей и районные социально-психологические службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной ведомственной принадлежности.

Центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы, консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; служба экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств: социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми.

Центр психолого-педагогической помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, в предотвращении эмоционального и психического кризиса; обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска; служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой – снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в течение необходимого для их реабилитации времени посещают Центр или получают в нем временный приют.

Центр включает в себя службу экстренной социальной помощи, медико-психологической диагностики и коррекции, социальной реабилитации, адаптации детей и подростков, службу социально-правовой защиты и юридической помощи, иногда – приют проживания в условиях стационара.

Социальный приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного прибежища, медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. Приют может быть организован как самостоятельное учреждение ТСС и как часть социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который осуществляет содержание и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет).

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у нега положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.

В настоящее время в системе органов социальной защиты населения действует свыше 2000 учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям. Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

Целью федеральной целевой программы «Социальное обслуживание семьи и детей» на 1998-2000 гг. (далее – Программа) явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования.

Программа предусматривала решение следующих основных задач:

  ·   развитие нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей;

  ·   внедрение государственных стандартов социального обслуживания;

  ·   реализация мер по обеспечению государственных стандартов социального обслуживания;

  ·   научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;

  ·   совершенствование управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Таким образом, наличие процесса становления правовой и нормативной базы социального обслуживания семьи и детей позволит повысить уровень их социального обслуживания и расширить перечень различных социальных услуг. Создание и укрепление специализированных учреждений, оказывающих помощь семье и подросткам, в подготовке к семейной жизни, к сексуальным отношениям, осуществляющих профилактику, а в некоторых случаях и ликвидацию социальных болезней общества: асоциальное, дезадаптированное поведение, употребление алкоголя, наркомания уменьшат в целом эти явления, и не дадут им распространиться, особенно в детской среде.

В целом же успехи в развитии социального обслуживания семьи и детей непосредственно зависят от преобразований в сфере труда и социально-трудовых отношений, от реального обеспечения конституционного права каждого члена общества на социальную защиту, от утверждения в обществе приоритета интересов семьи, ребенка.

Преодоление недопонимания роли и значимости учреждений социального обслуживания семьи и детей со стороны отдельных руководителей всех уровней могло бы значительно улучшить межведомственную координацию деятельности социальных учреждений различных видов и сделать возможным существование разветвленной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающимся в учреждении среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  ·   образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центры образования);

  ·   учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

  ·   учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).

Социальные службы по обслуживанию детей — организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждане, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие социально-бытовые, медико-социальные, психолого-педагогические, правовые услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости по достижении трудоспособного возраста.