Основные принципы, цели и задачи психосоциальной работы с инвалидами
Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах:
- соблюдение прав человека и гражданина;
- предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
- обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
- преемственность всех видов социального обслуживания;
- ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
- приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
- ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания [28, c.67; 30, c.90].
Государство гарантирует человеку возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания, имеют граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) к передвижению [16, c.50].
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:
· уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
· выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
· информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
· согласие на социальное обслуживание;
· отказ от социального обслуживания;
· конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
· защиту своих прав, в том числе в судебном порядке [22, c.167; 23, c.89].
В соответствии с указанным Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяются следующие формы социального обслуживания:
1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
5) социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Данная форма ориентирована на психологическую поддержку, активизацию усилий пожилых людей и инвалидов в решении собственных проблем. В качестве одной из мер предусмотрена помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов [25, c.145; 32, c.70].
Данный Федеральный закон регламентирует порядок оплаты надомного, полустационарного и стационарного обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального Обслуживания. В ст. 36 Закона перечислены права социальных работников и льготы для специалистов сферы социального обслуживания.
К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания инвалидов относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положение о которых утверждено приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. В соответствии с данным приказом «дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, и подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.
Другое учреждение данного типа - психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта [12, c.34; 26, c.12].
В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обслуживания и в соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 20 июля 1993 г. создаются центры социального обслуживания, которые являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматривает наличие различных подразделений социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.
Основными задачами центра социального обслуживания, действующего совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.), являются:
- выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
- дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
- предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
- анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
- привлечение различных государственных и негосударственных структур к оказанию социально-бытовой помощи нуждающимся и координация их деятельности [4, c.48; 11, c.140].
Отделение социальной помощи на дому создаётся для осуществления постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию; отделение дневного пребывания предназначено для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни; служба срочной социальной помощи оказывает неотложную помощь разового характера, направленную на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в этом. К основным направлениям деятельности службы наряду с предоставлением бесплатного горячего питания или продуктовых наборов, одежды, обуви и других предметов первой необходимости относится также предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи, содействие в получении временного жилья и оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия».
Вместе с тем вся эта система не в состоянии в настоящее время компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается инвалид, особенно на первых этапах адаптации к новым условиям существования и жизнеобеспечения. Как правило, для большинства из них инвалидность связана с ухудшением материального положения, утратой прежних социальных связей и статуса; это положение усугубляется ощущением оторванности от внешнего мира, психологической подавленности и одиночества. Психологические проблемы при этом испытывают не только инвалиды, но и их близкие, родственники [3, c.67; 7, c.3].
С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям; общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов - все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.
Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации.