Особенности деятельности территориального социально-реабилитационного центра
В 1999 году вступил в действие закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений.
Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Данное положение было закреплено в Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения", распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1995 года[1] и постановлением правительства РФ "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации".[2] В соответствии с принятыми нормативами были созданы такие учреждения помощи семье и детям, как территориальные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям.
Территориальные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции:
· Защитительная функция.
Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи.
· Профилактическая функция.
В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.
· Восстановительная функция.
Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющие готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
· Коррекционно-развивающая функция.
На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми и его семьей.
· Оздоровительная функция.
· Компенсаторная функция.
Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка.
Выполнение центром многоплановых функций, расширение спектра услуг, оказываемых детям и семьям, обуславливает необходимость взаимодействия с различными структурами: комиссии по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, органов социальной защиты, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения и др. В зависимости от того, как складывается это взаимодействие, во многом зависит продуктивность их деятельности.
Территориальные социально-реабилитационные центры (в структуру которых входят приюты) позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью.
Состав несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах весьма сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в детских домах или школах-интернатах, поскольку:
· Подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;
· Подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
· Почти у всех детей выявлены различные хронические заболевания;
· Многие дети нигде не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен0 опыт жизни в семье;
· У многих детей отмечена задержка психического развития.
Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка.
Но даже самый хороший приют – это лишь временное место пребывания ребенка, поэтому одна из главных задач социальной помощи ребенку – устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.
Сотрудники центра изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Пожалуй, это самое сложное направление деятельности центра – работа с семьей.
Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем. Любое кризисное состояние, вызванное внешними обстоятельствами (безработицей, бедностью, алкоголизацией и др.) порождает не только социальную, но и личностную дезадаптацию, всякого рода невротические протесты и ожесточение, психологический дискомфорт не только самих родителей, но и детей. В этом случае специалист по социальной работе выступает своеобразным посредником между родителями и детьми, находящимся в примерно одинаковой ситуации – острого кризиса, стресса, дискомфорта – и нуждающимися поэтому в помощи многих специалистов. И основная задача работников центра – помочь членам семьи осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, активизировать все имеющиеся ресурсы для решения данной проблемы посредством организации эффективной модели социально-реабилитационной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации членов семьи, т.е. восстановление прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение в общество.