Особенности социального развития в России
Для анализа состояния доходов населения и социального развития в современной России рассмотрим период с 2000 по 2004 годы.
Для современной России характерны некоторые особенности социального развития. Прежде всего, следует отметить развитие в социальной среде двух фундаментальных процессов, парадоксальным образом сочетающихся между собой.
Первый – интенсивный рост благосостояния населения, характеризующийся следующими параметрами:
· быстрым увеличением общих доходов населения на 6867 млрд.руб., в первую очередь за счет роста заработной платы. За пять лет с 2000 по 2004 годы прирост доходов составил 61%, заработная плата увеличилась в 2,7 раза
· существенным расширением личного потребления населения, составившим за пять лет более, чем в 1,5 раза
· повышением потребительских стандартов, что проявляется в опережающем росте покупок непродовольственных товаров и в расширении потребления некоторых видов качественных услуг
· значительным увеличением сбережений населения при одновременном росте потребительских кредитов. Объем депозитов населения в банках за пять лет в номинальном выражении возрос в 6,7 раз, кредитов – в 22 раза
· рост сбережений и кредитования населения начинает существенно менять профиль потребительского спроса в части капитальных благ
· наращиванием объема жилищного строительства. Вводы жилья увеличились за пять лет на 28 % и достигли в 2004 году 41 млн. кв. м.
Второй – новая волна ухудшения основных социальных характеристик, таких как ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья населения и уровень преступности:
· Сокращается средняя ожидаемая продолжительность жизни, за последние пять лет на 2 года
· Растет смертность в трудоспособном возрасте, за пять лет почти на четверть
· Ухудшается состояние здоровья населения, ускоренно распространяются «социальные» болезни (наркомания, ВИЧ-инфекция), сохраняется массовый алкоголизм
· сохраняется высокий уровень преступности, наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений[1]
Из-за ухудшения социальных характеристик Россия потеряла высокое место в позициях международных рейтингов. По оценке Программы развития ООН, индекс человеческого развития России составляет 0,795 (уровень Бразилии, Малайзии, Румынии), причем рейтинг страны снизился до 62 места в 2003 году против 57 в 2002 году.
В основе отмеченных социальных особенностей лежат три группы факторов.
Во-первых, это устойчивые демографические тенденции.
Во-вторых, усиление социального расслоения и сохранение масштабов бедности.
И, в-третьих, деградация социальной инфраструктуры. Рассмотрим более подробно каждую группу факторов.
Демографические тенденции приобрели устойчиво негативный характер, имеющий долгосрочные последствия. Они проявляются в низкой продолжительности жизни и в увеличении естественной убыли населения, определяемой опережающим, по сравнению с динамикой рождаемости, ростом смертности.
В России средняя ожидаемая продолжительность жизни на 12-17лет ниже чем в ведущих странах. Естественная убыль населения за 2000-20004 годы превысила 4,5 млн. человек, а в период до 2010 года ожидается, что она составит 4,4 млн. человек.
Рождаемость в России находится примерно на том же уровне, что и в ведущих странах (9-14 рождений на 1000 человек населения), в последние годы наметилась тенденция к ее устойчивому росту. В то же время укрепились социальные факторы, сдерживающие повышение рождаемости:
· фактическое разрушение системы государственной поддержки семья. На эти цели сейчас направляется 0,3 % ВВП, в то время, как в развитых странах мира – 2-2,5% ВВП
· низкие возможности для улучшения жилищных условий семей, что определяется высокой стоимостью приобретения и строительства нового жилья. Число проданных на первичном рынке квартир населению снизилось по сравнению с началом десятилетия с 39,3 тыс. до 29,3 тыс. (2004 г.), при этом более ¾ всех квартир продается в г. Москве
· ухудшение системы охраны женского здоровья.
Смертность в России, в отличие от рождаемости, значительно превосходит уровень ведущих стран, разрыв достигает 1,6-2 раза.
Остается чрезвычайно высоким уровень заболеваемости населения. Характерная черта половины текущего десятилетия – распространение новых заболеваний социального характера:
· ускоренное распространение ВИЧ-инфекции. На середину 2004 года в стране было, по официальным данным, 290 тыс. ВИЧ-инфицированных. В то же время, по альтернативным оценкам, численность заболевших ВИЧ-инфекцией на конец 2003 года составляла 860 тыс. человек, преимущественно в молодых возрастных группах, на которые приходилось до 80% всех инфицированных в стране
· устойчивое распространение наркомании, прежде всего в молодежной среде
Как отмечалось выше, особенностью России является усиление социальной дифференциации на фоне повышения общего благосостояния населения.
По официальным данным, разрыв в доходах 10 % наиболее и наименее обеспеченных семей (коэффициент фондов) вырос до 14,8 раз в 2004году против 13,9 раза в 2000 году (см. прил. 4). Это в полтора-два раза превышает аналогичный показатель континентальных европейских стран (см. прил.5). В действительности, экономическая дифференциация населения еще выше. Согласно альтернативным оценкам (ЦМАПК), в 2003-2004годах коэффициент фондов составлял 19 раз.
Основными факторами усиления дифференциации доходов являются:
· экстремально высокая дифференциация в заработной плате. Разрыв в оплате труда между 10% работников с самой высокой заработной платой достигает 26-30 раз,
· низкий уровень пенсий, имеющий, к тому же, тенденцию к дальнейшему уменьшению относительно заработной платы. Соотношение средней пенсии и средней заработной платы сократилось до 28% в 2004 году против 29,5% в 1999году.
· высокий уровень безработицы, составляющий около 6 млн. человек (2004 год-7,9% экономически активного населения).
Значительная дифференциация в доходах, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на уровень бедности. Несмотря на постепенное снижение, уровень бедности остается достаточно высоким. По официальным данным, в 2004 году к числу бедных (лицам с доходами ниже прожиточного минимума) относились 17,8% всего населения, по альтернативным оценкам – 27-28%. (приложение 6, 7). По социологическим опросам, в период с 2001-2003 годы бедность сохранялась примерно на постоянном уровне, составившем около 40% численности населения.
Характерные черты российской модели бедности:
· феномен «работающих бедных». В состав малообеспеченных семей попадают занятые в секторе социальных услуг (здравоохранении, образовании, культуре).
· распространение застойных форм бедности. С середины 90-х годов профиль российской бедности стал качественно меняться. Возникла тенденция к самовоспроизведению малообеспеченных слоев населения, обусловленная неравенством в доступе к качественным ресурсам человеческого потенциала.
· Высокая доля многодетных семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Согласно обследованию РМЭЗ[3], в 2003 году 21% детей проживали в семьях с доходами ниже прожиточного минимума.
· Наличие значительного слоя населения с доходами, формально превышающими прожиточный минимум, но при этом вплотную примыкающие к черте бедности. По оценке, наиболее часто встречающееся значение доходов всего лишь на 10-12% превышает уровень прожиточного минимума. Таким образом, при любом изменении конъюнктуры количество бедных может резко увеличиться, сто существенно ограничивает возможности для реформирования здравоохранения и образования, а также жилищного сектора.
И наконец, стоит, немного, коснуться, особенности российской социальной инфраструктуры, а именно её значительных масштабов при недостаточном объеме финансирования.
По масштабам сектор социальных услуг мало изменился по сравнению с началом 90-х годов. Объем конечного потребления государственных учреждений, оказывающих социальные услуги, фактически сохранялся на одном уровне в течении 90-х годов, а в последние пять лет стал увеличиваться. По финансированию ресурсное обеспечение социальной инфраструктуры отстает и от потребностей в объемах поставляемых услуг и от ведущих стран:
· снижение финансирования в реальном выражении по сравнению с 1993 г. достигало в 1996-1999гг. 26-31%. Эти провалы оказали разрушительное воздействие на состояние сектора социальных услуг.
· ситуацию усугубляет низкий объем государственного финансирования, что особенно заметно в сравнении с развитыми странами.
Разрыв между масштабами секторов социальных услуг и объемами его финансирования, составляющий около 6% ВВП (2004г), привел к эффекту «ресурсно-институциональной воронки». Из-за нехватки ресурсов ухудшается качество институтов, последнее ведет к падению эффективности использования ресурсов и еще большему усилению их нехватки. Закрепляется модель финансирования социальных услуг, базирующихся на содержании бюджетной сети, а не на оплате оказанных услуг в соответствии с их количеством и качеством. Такая модель является относительно «дешевой» (малозатратной), однако она полностью дестимулирует производителей услуг повышать их качество.
Особо острое положение сложилось в жилищном секторе. Хотя вводы жилья в последние годы устойчиво растут, этих объемов недостаточно для компенсации износа жилищного фонда. Закономерно быстрое, в два раза за последние пять лет, нарастание объемов ветхого и аварийного жилья. В 2004 году объем такого жилья, по данным Росстата, превысил 93 млн. кв.м. (3,2% всего жилищного фонда), в нем проживало около 6 млн. человек.
Кризисная ситуация сложилась и в коммунальном хозяйстве. По оценке Минэкономразвития, нарастание износа и повреждаемости основных фондов коммунальной инфраструктуры привело к чрезмерно высокой вероятности катастроф в поселениях, затрагивающих миллионы людей и сотни предприятий, что подтверждается авариями на коммунальных объектах в ряде регионов. На восстановление основных фондов коммунального хозяйства требуется около 57 млрд. долл. (2004г.), что примерно в 20 раз превышает годовой объем инвестиций в эту отрасль.
Социальное развитие России в настоящий период весьма специфично. Это выражается в сочетании интенсивного роста благосостояния населения с новой волной ухудшения основных социальных характеристик, таких как ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья населения и уровень преступности. В основе отмеченных социальных особенностей лежат три группы факторов.
Во-первых, это устойчивые демографические тенденции.
Во-вторых, усиление социального расслоения и сохранение масштабов бедности.
И, в-третьих, деградация социальной инфраструктуры, которые в долгосрочной перспективе станут одним из ключевых источников кризисных ситуаций.