Особенности социальной политики в РФ

Реформы социальной политики как отражение деятельности государства в области социального обеспечения граждан

В современной истории развития социальной политики Российской Федерации можно выделить как минимум два этапа, представляющих функционирование различных моделей социального развития:

Первый этап (первая половина 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального развития, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.

Среди основных недостатков патерналистской модели следует назвать перекрестную реализацию социальных программ, вызывающую дублирование социальной помощи и неоправданно высокие расходы на социальную сферу.

На этом этапе социальная политика в России была ориентирована преимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. В то же время усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план. Возрастание расходов на социальные цели сопровождалось заметным ростом численности работников отраслей социальной сферы, как в абсолютном выражении, так и в процентах от общего числа занятых в экономике.

Однако повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни не только всего населения, но даже работников отраслей социальной сферы. Оно привело лишь к дальнейшему быстрому нарастанию проблемы бюджетного дефицита.

Таким образом, патерналистская модель показала свою неэффективность в регулировании современных социальных процессов в обществе. Вместе с тем ее применение на начальном этапе социально-экономических преобразований в России было обосновано в силу ряда объективных причин, среди которых:

-    резкое падение уровня жизни населения;

-    отсутствие опыта решения столь масштабных задач в области социальной политики;

-    несформированность социальной структуры общества;

-    недостаточная определенность социально-экономических приоритетов государства;

-    отсутствие технической и нормативно-методической базы для решения многих задач социальных реформ;

-    необходимость полного использования тех ресурсов, форм и методов работы, которые остались от дореформенной системы социальной защиты.

Резкое обострение бюджетно-финансовых проблем в экономике страны, а также в социальной сфере подтвердило бесперспективность попыток решить социальные проблемы лишь путем дальнейшего наращивания финансирования.

Второй этап современной истории развития российской социальной политики составляет переход от патерналистской модели к адресной социальной системе. Основными характеристиками этой модели являются:

-    четкое определение приоритетов социальной политики;

-    дифференциация социальной политики государства в отношении различных слоев населения;

-    корректное выделение категорий получателей социальной и помощи;

-    доведение до получателей социальной помощи финансовых ресурсов в полном объеме;

-    определение и разграничение полномочий в реализации социальной политики между всеми уровнями бюджетной системы.

Важнейшей задачей в сфере социальной политики становится существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение неоправданных бюджетных расходов и более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.

Один из важнейших аспектов изменения модели социальной политики связан с переходом от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованию с зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов.

Еще одна черта системного изменения модели социальной политики – ее "муниципализация", в том смысле, что социальная политика должна сместиться по иерархии управления вниз – к людям, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств путем предоставления возможности в большей степени определять социальную политику на муниципальном уровне. При этом должно сохраняться единое социальное пространство на территории Российской Федерации путем установления федеральных минимальных гарантий в социальной области (минимальных социальных стандартов).

Антикризисная политика

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в социальной сфере наиболее красноречиво характеризует антикризисное управление социальными процессами. Управление социальными процессами в значительной степени осуществляется по принципу "пожарной команды", когда основные усилия прилагаются к решению самых неотложных проблем, представляющих угрозу существованию единого социального пространства на территории Российской Федерации.

Задачей социальной политики является достижение социальной стабильности развития общества. Социальная стабильность – это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечивать поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе. Социальная стабильность сохраняет баланс социальных и экономических интересов населения. Достижение социальной стабильности в обществе предполагает удержание социальных конфликтов на контролируемом и регулируемом уровне.

В условиях кризиса государство предприняло следующие меры:

-    повышение государственных пособий на детей, материнского (семейного) капитала, а также к выплат, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

-    повышение среднего уровня пенсий до прожиточного минимума, в основном за счет повышения уровня цен;

-    оснащений 119 учреждений по приему крови;

-    комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств;

-    увеличение размера пособия по безработице;

-    выделение из бюджета более 43 млрд.рублей на профессиональное обучение работников для предотвращения случаев массового увольнения по причине отсутствия квалификации, неэффективности выполняемой работы и т.д.;

-    создание рабочих мест для инвалидов;

-    меры по поддержке студенчества;

-    усиление мер антимонопольной политики и другое.

По мнению многих специалистов, лучшее решение для повышения качества социального обслуживания людей в кризисной ситуации является полное изменение системы социальной политики.

Характерным отличием социальной сферы в России от стран Европы является тесная связь состояния экономической политики с социальной. Поэтому колебания экономической сферы жизни так сильно сказывается на состоянии людей. Однако стабилизация экономики вовсе не обозначает улучшения качества жизни людей, т.к. социальная сфера самая «капризная» из-за того, что люди – самый сложный «материал» для работы.

Антикризисная политика нашего государства основывается на предоставлении помощи таким образом, что бы люди могли выжить, а не поднять уровень жизни до нормального.

Нормативно-правовое регулирование

Социальная политика государства регулируется массой документов, учитывающие как общи положения, объекты и субъекты, принципы социальной политики, так и регулирующие отдельные области социальной политики, как социальное обеспечение или социальная защита.

Но основным нормативно-правовым документом является, конечно же, прежде всего Конституция Российской Федерации.

Нормативно-правовая база в области социальной политики насчитывает сотни документов, но вот основные:

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Данный закон устанавливает понятие, принципы социального обеспечения граждан, органы и учреждения, а также субъекты социального обеспечения. Также в законе перечислены некоторые стандарты социального обслуживания и его виды.

2. Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Данный закон устанавливает основные виды социальной поддержки населения, субъектов социальной поддержки и порядка предоставления помощи нуждающимся гражданам.

3. Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов»

Данный закон устанавливает понятия и принципы социального обеспечения и защиты инвалиды, виды поддержек, субъектов социального обеспечения, стандарты и порядок социального обслуживания лиц пенсионного возраста.

Необходимо отметить, что впервые о социальной поддержке задумались еще во времена распада СССР, поэтому социальная политика вышла из кризиса и характеризуется, в большинстве своем, антикризисными мерами.

Не смотря на небольшой опыт Российской Федерации в реализации социальной политике, модернизация законодательной базы в данной области происходит регулярно. Однако регулярные поправки к законам и новые законы не позволяют поднять качество жизни людей до должного уровня, поэтому, по сравнению с европейскими странами, далеко не каждый житель страны защищен или может рассчитывать на помощь.