Отраслевая структура ТЭК России

Газовая промышленность

Формирование стратегии развития газовой промышленности России - исключительно важная задача. Роль газа в экономике и социальной сфере страны очень велика, поэтому и рассматривать вопросы развития газовой отрасли необходимо с позиций стратегических интересов государства.

Добыча газа в январе-феврале 2005 г. выросла на 0,7% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года. Росту добычи газа в большей степени способствовало увеличение добычи нефтедобывающими предприятиями и независимыми производителями газа (в сумме на 104,1%), и предприятиями ОАО «Газпром» (100,3%), а также рост объёма добычи газа. При этом среднесуточный дебит газовых скважин в феврале 2005 г. вырос на 4,5% к соответствующему периоду 2004 года.

Необходимый уровень поставок поддерживался за счет высокого уровня добычи газа из месторождений и отбора из подземных хранилищ газа (ПХГ).

При этом в отдельные часы достигнуто рекордное, за все время эксплуатации ПХГ на территории России, значение суммарного суточного отбора газа из ПХГ – 493,9 млн куб. м. Кроме того, сумма максимальных суточных (в разные сутки) отборов из отдельных ПХГ в текущий зимний период составила 535,8 млн куб. метров.

По предварительным данным Минпромэнерго России экспорт газа за январь-февраль 2005 г. составил 37,8 млр дкуб.м (102,2%), в том числе, в дальнее зарубежье – 29,2 млрд куб.м (109,3%), а в страны СНГ – 8,6 млрд куб.м (83,5%). Снижение поставок газа в страны СНГ вызвано ростом транзитного газа на Украину.

Следует отметить продолжающуюся тенденцию опережения темпов роста экспорта газа над темпами роста добычи газа. Удельный вес экспорта в общем объёме добычи газа увеличился и составил 33,6% (в январе-феврале 2004 г. –33,1 процента).

В связи с увеличением спроса на газ, связанным с погодными условиями, ожидаемый объём добычи газа в I квартале 2005 г. увеличится на 1,6% к соответствующему периоду прошлого года и составит 170,4 млрд куб. метров.

Данные по добыче газа представлены в таблице 1.

Таблица 1. Добыча газа (данные Минэкономразвития)    

2004 год

2005 год

2005г. к 2004г. в %

январь-февраль

в т.ч. февраль

январь-февраль

в т.ч. февраль

январь-февраль

в т.ч. февраль

Добыча газа - всего, млрд куб.м

111,6

53,6

112,4

53,7

100,7

100,1

В том числе:
ОАО «Газпром»
Остальные производители


96,2
15,4


45,9
7,7


96,4
16,0


46,0
7,7


100,3
103,9


100,1
100,0

Нефтяная промышленность

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

В январе-феврале  2005 г. добыча нефти, включая газовый конденсат составила 74,8 млн тонн или 103,2% к соответствующему периоду 2004 года.

Необходимо отметить, что в феврале 2005 года имел место рост темпов среднесуточной добычи нефти после длительного снижения их  с июля 2004 года. Темп роста среднесуточной добычи нефти в феврале текущего года составил 105,1% против 104,8% в январе к соответствующим периодам прошлого года.

Основными стимулами к увеличению добычи нефти продолжают оставаться благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть, использование нефтяными компаниями технологий, позволяющих увеличить нефтеотдачу пластов и дебит скважин и увеличение эксплуатационного бурения. Кроме того, снижение экспортной пошлины на нефть с 1 февраля 2005 г. также положительно сказалось на росте добычи нефти.

Наибольший рост добычи нефти в этот период достигли предприятия компаний: ОАО «НГК «Славнефть»- на 14%, ОАО «НК «РуссНефть» - на 11,9%; ОАО «ТНК-ВР» - на 7,9%;  ОАО «Сургутнефтегаз» - на 8,5%; ОАО «Газпром – на 6%. На прошлогоднем уровне сохраняется добыча в ОАО «Сибнефть» и ОАО «НК «Роснефть». Максимальное падение добычи отмечается по ОАО «НК «Юкос» - на 11,4%, на 2.5% снизился объем добычи на ОАО НК «Башнефть». По оперативным данным Минпромэнерго России, экспорт нефти в январе-феврале 2005 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом  2004 года на 1,1% и составил 39,8 млн тонн. Удельный вес экспорта в общем объеме добычи нефти уменьшился до 53,2% против 54,3%  в январе-феврале  2004 года. Исходя из оценок внутреннего спроса и внешнеэкономической конъюнктуры, добыча нефти в первом квартале 2005 года ожидается на уровне 114,4 млн т. (103,8% к уровню 2004 года). На диаграмме показана динамика добычи нефти и газового конденсата в целом по России в 1999-2005 гг.

Диаграмма 1. Добыча нефти 

Нефтеперерабатывающая промышленность

 Рост объемов первичной переработки нефтяного сырья за январь-февраль 2005 г. к январю-февралю 2004 г. на 6,5% позволил увеличить производство автобензина на 8,7%, дизельного топлива – 7,5% и мазута топочного на 5,2%.

Наибольший рост объемов нефтепереработки имеет место в АО «Салаватнефтеоргсинтез» (+0,32 млн т или 32,3%), ОАО «СИДАНКО» (+0,16 млн т или 20,3%) ОАО «Сургутнефтегаз» (+ 0,39 млн т или 14,6%), «Хабаровском НПЗ» (+ 0,06 млн т или 13,6%), ОАО «Татнефть» (+ 0,14 млн т или 12,8%), НК «Башнефтехим» (+ 0,1 млн т или 3,6%), и ОАО «ТНК-ВР» (+ 0,21 млн т или 6,3). Некоторое снижение объемов переработки отмечены на ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» (-0,03 млн т или 99,5%) и ОАО «НК «Роснефть» (-0,03 млн т или  98,2 процента). Превышение предложения над спросом на внутреннем рынке  нефти и нефтепродуктов привело к снижению уровня цен, как у производителей, так и в розничной торговле.

С учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты, объем первичной переработки нефти в 1 квартале 2005 года оценивается в размере 50 млн т (105,5% к уровню 2004 года). Намечается произвести 7,8 млн т автомобильного бензина (108,3%), 14,5 млн т дизельного топлива (105,8%) и 14,1 млн т топочного мазута (102,9 процента).

Диаграмма 2. Переработка нефти

Атомная энергетика

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая в 2003 году Правительством Российской Федерации, устанавливает цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Целью государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, развитие потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения страны.

Долгосрочные балансы топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) предусматривают совершенствование структуры производства электроэнергии, в частности за счёт опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики. Приоритеты территориального размещения генерирующих мощностей в европейской части России определяют развитие электроэнергетики за счет технического перевооружения действующих тепловых электростанций, создания мощностей парогазовых установок и максимального развития атомных электростанций.

Потенциальные возможности, основные принципы и направления долгосрочного развития атомной энергетики России с учетом возможностей топливной базы определены Стратегией развития атомной энергетики России в первой половине XXI века, одобренной в 2000 году Правительством Российской Федерации.

2005 2010 2015 2020

Ежегодный темп роста, млрд. кВт·ч, (%)

Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века.
Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика"

Всего

945-995

1020-1135

1100-1315

1200-1545

16-33
(2,5%)

в том числе АЭС

174

212

-

340

10,5
(5%)

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года

Всего

930-935

1015-1070

1110-1205

1205-1365

17-24
(2,2%)

в том числе
  в европейской части

 

710-750

780-845

850-960

12-17
(2,5%)

в том числе АЭС

161-167

180-200

210-266

230-300

5-8
(4,5%)

Таблица 2. Прогнозируемые параметры развития электроэнергетики и атомной энергетики по сценариям макроэкономических показателей и расчётам топливно-энергетического баланса

Разведанные и потенциальные запасы природного урана, накопленные резервы урана и плутония, существующие производственные мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной политике обеспечивают заданные параметры развития атомной энергетики при использовании в основном реакторных технологий типа ВВЭР в открытом ядерном топливном цикле до 2030 года.

Долгосрочная отраслевая технологическая политика предусматривает эволюционное внедрение в период 2010-2030 годов новой ядерной энерготехнологии IV поколения на быстрых реакторах с замыканием ядерного топливного цикла и уран-плутониевым топливом, что снимет ограничения в отношении топливного сырья на обозримую перспективу.

Базовый сценарий Энергетической стратегии предусматривает:

        ·  обеспечение вклада АЭС в рост спроса на уровне в среднем 3,5% в год;

        ·  достижение производства электроэнергии на АЭС – 230 млрд.кВт·ч с перспективой развития для роста обеспечения производства до 250 млрд.кВт·ч в 2020 году при условии формирования к 2010 году производственных возможностей (строймонтажных, энергомашиностроительных, кадровых), обеспечивающих темп развития до 1,5 ГВт в год:

Таблица 3. Темп ввода мощностей за период времени

Период

2006-2010 2011-2015 2016-2020
Темп ввода мощностей за период, ГВт/год

0,4

1,2

1,5

·  развитие поточной технологии строительства с обеспечением строительных процессов на пяти площадках к 2007 году и на восьми к 2015 году;

·  реализацию проектов Курского энергокомплекса АЭС-ГАЭС мощностью до 0,5 ГВт, энергообеспечения магистральных газоперекачивающих систем и систем теплоснабжения от АЭС;

·  потребность в новых линиях выдачи мощностей Калининской, Кольской, Балаковской, Волгодонской, будущей Северо-Западной АЭС;

·  реализацию инновационного развития.

·  замена энергоблоков ВВЭР-1000 на ВВЭР-1500 в базовом сценарии приведет к росту суммарной выработки 55 млрд.кВт.ч до 2020 года, что составляет около 2% от общей выработки АЭС за этот период.

Реально за последние 5 лет введены в действие 2 энергоблока ВВЭР-1000 (Волгодонская-1, Калининская-3), до 2010 года планируется ввести ещё 2-3 энергоблока (Волгодонская-2, Балаковская-5, возможно Калининская-4).

Однако программа перспективного развития необходимых производственных мощностей, подготовки строительно-монтажных и научных кадров пока отсутствует.

Атомная энергетика – это часть электроэнергетики России, часть топливно-энергетического комплекса страны, она развивается внутри ТЭК, имеет с другими секторами комплекса одинаковые проблемы и подвержена действию конкурентных направлений. Однако в силу своей специфичности, связанной с тем, что она рождалась из ядерно-оборонного комплекса, она по-прежнему требует особого подхода со стороны государства.

Необходимо политическое решение с необходимой государственной финансовой поддержкой долгосрочной программы инновационного развития атомной энергетики и атомного энергетического машиностроения как одного из гарантов энергетической и национальной безопасности России. Развитие атомной отрасли должно базироваться на качественном технологическом рывке в атомных технологиях, обеспечивающем конкурентоспособность на внешнем рынке и привлекательность для инвесторов на внутреннем. Развивающаяся атомная энергетика в других странах (в частности в азиатском регионе) не будет долго опираться на увядающую отрасль в России, что приведет к нашему вытеснению с данного рынка энерготехнологий. Развитие быстрой энергетики в России обеспечит инструмент для решения проблем сокращения плутония и накапливающихся радиоактивных отходов отечественного и зарубежного производства.

С учётом серьезных задач по другим направлениям энергетического комплекса (развитие нефтегазового сектора, обеспечивающего на текущий момент и в ближайшей перспективе экономическую стабильность государства, модернизация и развитие электроэнергетического сектора, определяющего энергобезопасность внутри страны) необходимое наращивание бюджетного финансирования на атомную энергетику не отменяет и не подменяет поиск механизмов и стимулов внебюджетного финансирования (государственные гарантии по долгосрочным кредитам, разделение гражданских и оборонных производств и использование государственно-частного партнерства, привлечение в качестве инвесторов крупные производства под долговременные договора на поставку электроэнергии по обоюдоприемлемым ценам и т.д.).