Пенсионное реформирование на современном этапе

Новая веха в пенсионной реформе связана с глобальным финансовым кризисом 2008—2009 гг. Основным вектором в развитии пенсионной системы России является переход с 01.01.2010 к страховой модели.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЗ) с 01.01.2010 изменяются принципы формирования доходов Пенсионного фонда России: вместо единого социального налога вводятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование [9].

Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, тарифы страховых взносов останутся в 2010 г. на уровне действующей в последние годы ставки единого социального налога. Рост тарифов страховых взносов с 20 до 26% для обеспечения финансовой устойчивости ПФР запланирован с 01.01.2011. При этом предусматривается установление с 01.01.2011 единых тарифов страховых взносов для всех работодателей.

Для страхователей, которые в настоящее время применяют специальные и льготные налоговые режимы (сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; организаций, использующих труд инвалидов; общественных организаций инвалидов; предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов и др.), в 2010 г. сохраняются пониженные тарифы страховых взносов с постепенным повышением в 2011—2014 гг. (табл. 1). Выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда России на протяжении переходного периода будут компенсироваться за счет трансфертов из федерального бюджета.

База для начисления страховых взносов станет не трех-, а двухступенчатой: страховые взносы будут взиматься с предельной суммы ежегодных выплат работнику до 415тыс. руб. Предельная величина базы для начисления страховых взносов, начиная с 01.01.2011, подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в стране.

Таблица 1

Тарифы страховых взносов, подлежащие к уплате в ПФР, действующие с 01.01.2010г.% [12]

Категория страхователя

Период действия

Для лиц 1966 г. рождения и старше

Для лиц 1967 г. рождения и моложе

Страховая часть

Страховая часть

Накопительная часть

Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам

2010 г.

20,0

14,

6,0

С 2011 г.

26,0

20,0

6,0

Сельскохозяйственные товаропроизводители и приравненные к ним категории

2010 г.

15,8

9,8

6,0

2011—2012 гг.

16,0

10,0

6,0

2013-2014 гг.

21,0

15,0

6,0

Организации и индивидуальные предприниматели — резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, производящие выплаты физическим лицам, работающим на ее территории

2010 г.

14,0

8,0

6,0

2011-2012 гг.

16,0

10,0

6,0

2013-2014 гг.

21,0

15,0

6,0

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты инвалидами, общественные организации инвалидов, а также их организации и учреждения

2010г.

14,0

8,0

6,0

2011—2012 гг.

16,0

10,0

6,0

2013-2014 гг.

21,0

15,0

6,0

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

2010 г.

14,0

8,0

6,0

С 2011 г.

26,0

20,0

6,0

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог

2010 г.

10,3

4,3

6,0

2011-2012 гг.

16,0

10,0

6,0

2013-2014 гг.

21,0

15,0

6,0

Администрирование новой системы страховых взносов передается от Федеральной налоговой службы органам Пенсионного фонда России.

С 01.01.2010 изменилась структура трудовой пенсии: базовая часть переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов. Вместо базовой части трудовой пенсии Законом № 213-ФЗ вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии.

Фиксированный размер страховой части трудовой пенсии соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии на 31.12.2009 в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии. Он устанавливается в абсолютной сумме в расчете на месяц и дифференцируется для разных видов пенсии в зависимости от возраста пенсионера, группы инвалидности, количества находящихся на его содержании иждивенцев (табл. 2). При этом фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности будет с 01.01.2010 дифференцироваться по группам инвалидности, а не по степеням ограничения способности к трудовой деятельности.

Таблица 2

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, руб. [12]

Категория получателей пенсии (возраст или группа инвалидности)

Количество иждивенцев

— | 1 | 2 | 3 и более

Трудовая пенсия по старости
До 80 лет

2 562

3416

4 270

5 124

80 лет и старше или I группа

5 124

5 978

6 832

7 686

Трудовая пенсия по инвалидности
I группа

5 124

5 978

6 832

7 686

II группа

2 562

3416

4 270

5 124

III группа

1 281

2 135

2 989

3 843

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери

2 562

Другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца

1 281

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации по правилам индексации страховой части. Кроме того, с 01.01.2015 величина фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости будет увеличиваться на 6% за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин на день назначения пенсии, и уменьшаться на 3% за каждый полный год, недостающий до указанного стажа.

Согласно вступающим в силу с 01.01.2010 изменениям в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» только трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей, в то время как сегодня накопительную часть также включает трудовая пенсия по инвалидности.

Таким образом, в соответствии с новым пенсионным законодательством размеры трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца будут определяться по следующим формулам:

Пс = СЧ + НЦ, (1)

где П — размер трудовой пенсии по старости; СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ— накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Далее, СЧ определяется по формуле:

СЧ = ПК/Т + Б (2)

где ПК- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 мес); Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Далее, НЧ определяется по формуле:

НЧ = ПН/ Т, (3)

где ПН— сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию надень, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Пи=ПК/(Т×К) + Б, (4)

где Пи — размер трудовой пенсии по инвалидности;

ПК— сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию надень, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 мес. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 мес. и увеличивается на 4 мес. за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 мес;

Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности;

Ппк = ПК/(Т × К)/КН + Б, (5)

где Ппк — размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (за исключением трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери) каждому нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца;

ПК— сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости;

К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 мес. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 мес. и увеличивается на 4 мес. за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 мес;

КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию надень, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Кроме того, вводится механизм повышения денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г., или расчетного пенсионного капитала (ПК) — валоризация.

Сумма валоризации С В составляет 10% от величины расчетного пенсионного капитала ПК и, сверх того, 1 % за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), с 01.01.2010 будет определяться по формуле:

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, (6)

где ПК- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

СВ — сумма валоризации;

ПК2 — сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002.

Далее, ПК1 определяется по формуле:

ПК1 = (РП- 450 руб.) Т,

где РП — расчетный размер трудовой пенсии (по выбору застрахованного лица); 450 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002;

Т— ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

Далее, РП определяется по формуле:

РП = СК - ЗР/ЗП × СЗП,

или по формуле:

РП = ЗР - С К, (7)

где СК— стажевый коэффициент, равный 0,55 (при наличии общего трудового стажа не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно (или стажа на видах работ, который требуется для досрочного назначения трудовой пенсии по старости); повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000—2001 гг. по сведениям персонифицированного учета либо за любые 60 мес. работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

ЗП — среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СЗП— среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1 671 руб.).

ЗР/ЗП — отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (не более 1,2). Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, это отношение не более 1,4; 1,7; 1,9 для районов и местностей, где установлен районный коэффициент в размере до 1,5; от 1,5 до 1,8; от 1,8 и выше соответственно.

В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации составит 1 431 руб. в мес. Наибольшим эффект от валоризации будет для людей старше 80 лет — прибавка в месяц составит до 1 700 руб. Пенсионеры до 60 лет получат прибавку к пенсии в среднем в размере 700 руб., от 61 до 70 лет - 1 300 руб., от 71 до 80 лет — 1 600 руб.

В целом предлагаемые изменения направлены на повышение финансовой устойчивости Пенсионного фонда России и эффективности пенсионной системы, т.е. уровня пенсионного обеспечения граждан. При уплате страховых взносов в течение 30 лет размер трудовой пенсии по старости должен составить 40 % от заработка, с которого уплачивались страховые взносы. При этом средняя трудовая пенсия по старости в 201 1 г. составит 2, в 2016 г.-2,5 и в 2020 г. — 3 прожиточных минимума пенсионера.

Важнейшим условием достижения указанных целей является степень реализации в правовых механизмах формирования и использования страхового фонда базовых принципов пенсионного страхования:

· всеобщность;

· обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов;

· полная финансовая обеспеченность выплаты трудовых пенсий за счет страховых взносов на основе актуарных расчетов;

· прямое или косвенное соответствие между уплаченными взносами и размером назначенной пенсии;

· персонификация учета уплаченных страховых взносов;

· зависимость выплаты трудовых пенсий от степени утраты возможности получения трудовых доходов;

· целевое использование страховых взносов на выплату соответствующих видов пенсий и пособий.

Однако в модели обязательного пенсионного страхования, внедрение которой запланировано с 01.01.2010, нерешенными остаются следующие задачи действующей в настоящее время пенсионной системы:

- усиление заинтересованности работодателей и работников в уплате страховых взносов;

- повышение социальной ответственности работодателей как за состояние условий труда работников, так и за их пенсионное обеспечение.

Ограничение максимальной величины выплат работнику для начисления страховых взносов размером 415тыс. руб. в год не обеспечит для работников, чья заработная плата превышает эту сумму, минимальных стандартов относительных размеров пенсии для «типичного получателя», установленных Европейским кодексом социального обеспечения.

Отсутствие законодательной базы для перевода существующей системы досрочного пенсионного обеспечения лиц, занятых в особых технологических или природно-климатических условиях, в сферу деятельности обязательных профессиональных (территориальных) пенсионных систем не позволит обеспечить финансовую устойчивость Пенсионного фонда России в средней и долгосрочной перспективе.

Серьезными препятствием для реализации в России страховой модели государственного пенсионного обеспечения являются:

· низкая доля заработной платы в ВВП страны;

· существенное материальное расслоение граждан.

Фондовый коэффициент дифференциации доходов в России (отношение среднего дохода 10% самых богатых жителей страны к среднему доходу 10% беднейших), по разным оценкам, находится в пределах 20—27(т.е. превышение в 20—27 раз), коэффициент дифференциации средней заработной платы имеет более чем 20-кратное превышение, в то время как обязательное пенсионное страхование стабильно функционирует, когда отношение заработков крайних децильных групп не превышает 4-6 раз (при доле чистой зарплаты в ВВП страны 30—45 %).

Таким образом, институты пенсионной системы не соответствуют другим институтам социальной и экономической сферы (заработной платы, налогов и т.д.), демографическому состоянию, политике занятости и здравоохранения. Поэтому в целях успешного проведения пенсионной реформы она должна быть синхронизирована с проведением других институциональных реформ.