Пермский край

Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны, связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально экономического развития. Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.

На мой взгляд, будущий специалист государственного и муниципального управления, должен знать историю своего края, его географическое положение, климатические условия, крупные города, полезные ископаемые, основные отрасли промышленности, для того, чтоб принимать правильные стратегические, политические и экономические решения. Знать национальный состав края так же немаловажно, ведь, не смотря на разные национальности и вероисповедание – все мы граждане Российской Федерации, и мы должны чувствовать себя защищенными Конституцией РФ на своей земле, а так же во избежание межнациональной розни.

1 декабря 2005 года, официально появился новый субъект федерации – Пермский край. Он создан в результате объедения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Следует отметить, что это первый опыт укрупнения российских регионов.

Общие краткие сведения

Край расположен на северо-востоке Восточно-Европейской равнины и на западных склонах среднего и северного Урала. Граничит со Свердловской и Кировской областями, Башкирской, Удмуртской и Коми республиками. Главные реки - Кама, Чусовая, Косьва, Вишера. Расстояние от Перми до Москвы – 1386 км. Краевой центр – город Пермь, общая площадь – 160 600 кв.м., численность населения – 2 819 421 чел. (по результатам переписи населения на октябрь 2202 года). Умеренный климатический пояс. Умеренно континентальный климат. Средняя температура января: -11.8°С, средняя температура июля: +20.3°С.

 Крупные города края(по данным переписи 2002года)

Город Население
Пермь 1 002 500
Березники 180 800
Соликамск 105 400
Чайковский 89 800
Кунгур 75 200
Лысьва 74 900
Краснокасмк 56 000
Чусовой 55 000
Добрянка 38 300
Чернушка 37 600
Кудымкар 34 500
Губаха 30 900
Кизел 27 800
Оса 26 400
Верещагино 25 000
Нытва 22 800

Национальный состав Пермского Края (по данным переписи на 2002г.)

Русские 85,18%
Татары 4,84%
Коми-пермяки 3,67%
Башкиры 1,44%
Удмурты 0,93%
Украинцы 0,92%

 

 

 

 

Полезные ископаемые: нефть, газ, уголь, калийно-магнивые соли, поваренная соль, хромиты, торф, золото, алмазы, пески, щебень, гравий.

Наиболее крупные месторождения: Верхнекамское - калийно-магниевых солей; Всеволодо-Вильвенское - песка, гравия; Кизеловское- каменного угля.

Основные отрасли промышленности:

- машиностроение (оборудование для горно-металлургической, нефтяной, угольной, лесобумажной промышленности, электротехнические приборы, суда, турбогенераторы, телефонные аппараты);

- химическая и нефтехимическая (калийные, азотные удобрения, каустическая сода, изделия бытовой химии, анилиновые красители, этилен, пропилен, бензол);

- лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая (целлюлоза, бумага, картон, мебель, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, пиломатериалы);

- топливная (нефть, газ, уголь).

Внутриобластное значение имеют промышленность стройматериалов, легкая, пищевая. Получило развитие кормопроизводство для мясомолочного животноводства. Развито птицеводство, пчеловодство, вокруг промышленных центров – пригородное хозяйство. Выращивают зерновые культуры, картофель. В северных районах развит пушной промысел.

Из истории Пермского Края.

Всего за XVIII век, на пермских землях было построено 28 железоделательных и 29 медеплавильных заводов. Самыми крупными предпринимателями были Демидовы, Строгановы, Осокины и Лазоревы. Наряду с металлургической промышленностью в XVIII в. в нашем крае развиваются кожевенная, стекольная, мыловаренная, кирпичная и другие отрасли промышленности.

В Прикамье, еще в первой половине XIX в. начался промышленный переворот, который, однако, по сравнению с иными европейскими странами шел очень медленно и закончился не ранее 80-х гг. столетия.

Реформа 1861г., отразилась на всех сторонах жизни Пермской губернии. Началось снижение производства металла. Уральский металл не выдержал конкуренции с продукцией Европы, где к этому времени промышленный переворот уже закончился.

Большой резонанс в пермской промышленности вызвало введение нового таможенного тарифа, 1857г. которым фактически были отменены казенное покровительство уральской промышленности и политика протекционизма.

Положение усугублялось и тем, что в результате четырех неурожайных лет (1857 - 1860) в Прикамье и на всем Урале резко выросли цены на хлеб.

Кризисные явления были преодолены уже в 70-е гг., а два последних десятилетия XIX в. принесли быстрый и стабильный рост горнозаводской промышленности, связанный с завершающей стадией промышленного переворота в России, который базировался в основном на уральской металлургии. Однако рост черной металлургии сопровождался практически крушением медеплавильного производства. Это падение было связано с развитием нового района цветной металлургии на Восточном Урале, где в XIXв., были открыты крупные и удобные для разработки месторождения медного колчедана и быстро развилась цветная металлургия, основанная на самой передовой технологии.

Из всех трех с лишним десятков медеплавильных предприятий, работавших на Западном Урале в XVII — XIX вв., к 1900г. сохранились только Юговские медеплавильные заводы (поселок Юг на одноименной реке, притоке р. Бабки), но и те в 1902г., за истощением местной рудной базы были закрыты.

В Прикамье, в основном, расширялись и модернизировались уже действующие заводы. Одним из катализаторов заводского строительства явилась железная дорога, чье сооружение требовало увеличения производства сортового проката и других видов высококачественного металла и изделий из него. Самым крупным и современным предприятием черной металлургии Западного Урала стал завод, заложенный в 1879г. Русско-французским акционерным обществом у станции Чусовской, Уральской горнозаводской железной дороги. По сути дела, это первый завод нового типа на Урале. Он строился в соответствии с техническими стандартами Европы и, в отличие от старых предприятий, не имел заводского пруда, так как был не вододействующим, а основывался на паровых двигателях и электричестве.

Пермский Край сегодня.

На сегодняшний день, Пермскую область пересекают две широтные железнодорожные магистрали, несколько нефте - и газопроводов. Соседи способствуют развитию хозяйства и одновременно представляют хороший рынок для пермской продукции. Промышленность Уральского Прикамья, в значительной мере, ориентирована на добычу и переработку минерального сырья. На Западном Урале располагаются три алмазоносных района — Вишерский, Яйвинский и Пашийско-Чусовской. Промышленная разработка россыпных месторождений алмазов до конца 50-х годов велась в Пашийско-Чусовском районе, с 1962г., алмазы добываются только в Вишерском районе. Здесь установлены самые высокие для месторождений Урала средние содержания алмазов и наибольшая средняя масса камня, а, следовательно, и его цена. Золотоносные россыпи сосредоточены в основном в двух районах: на Северном Урале в бассейнах рек Велс и Улс и на Среднем Урале в бассейне правых притоков р. Чусовой (Койвы, Вижая, Вильвы и др.).

Сарановское месторождение хромовых руд, расположенное на территории Горнозаводского района, - единственное разрабатываемое в России. Уникальное Верхнекамское месторождение калийно-магниевых и хлористых солей оценивается в 19 млрд. т. На подстилающей каменной соли мощностью 250 – 400м. залегает толща калийных солей мощностью 75 – 80 м, состоящая из нижнего сильвинитового горизонта и верхнего сильвинит-карналлитового.

На территории Уральского Прикамья разведано большое количество месторождений строительных материалов и карбонатного сырья. Месторождения глин, песков и песчано-гравийной смеси распространены по площади региона относительно равномерно, причем месторождения песчано-гравийной смеси, как правило, приурочены к долинам крупных рек.

Выгоды экономико-географического положения состоят и в том, что Уральское Прикамье расположено относительно близко к Центральному району с высокоиндустриальной экономикой, развитыми наукой, культурой, искусством. В то же время, на востоке, Пермская область граничит с Азией, где происходит хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока и высока потребность в пермских товарах.

К недостаткам географического положения следует отнести отсутствие прямого железнодорожного выхода к морю и ограниченность транспортных связей с Республикой Коми и Башкортостаном. Положение существенно изменится в результате строительства железной дороги Архангельск – Сыктывкар – Кудымкар – ст. Григорьевская (Верещагине), а в более далекой перспективе – железной дороги Пермь –  Уфа. Другим положительным моментом является строительство автострады Москва – Киров – Пермь – Екатеринбург.

По внешнему очертанию, территории Уральского Прикамья, представляет собой почти правильный прямоугольник. Максимальная протяженность с севера на юг 645км., а с запада на восток – почти 420км. 

Пермский край имеет колоссальный экономический потенциал, и есть перспективы для развития этого потенциала. Нужны люди, которые готовы и знают, как это сделать, люди, которые готовы не просто, выкачивать деньги из земли, но и вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры, в освоение новых территорий. Специалисты государственного и муниципального управления имеют все шансы стать такими людьми.