Перспективы отраслевого и территориального развития Дальневосточного ФО

Для устойчивого развития экономики ДФО принципиальное значение имеет реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения. Проект «Сахалин-1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные запасы отмеченных месторождений равны 307 млн т нефти и 485 млрд м3 газа. Капитальные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд дол. США. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. Проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Сахалин-5» будут поставлять 15 млрд м3 газа в Китай и 10 млрд м3 газа - в Южную Корею. В Республике Саха (Якутия) разворачивается строительство большого транспортного комплекса — железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск с окончанием строительства в 2010 г. и созданием здесь 20 тыс. новых рабочих мест помимо 4 тыс. рабочих мест, связанных с обслуживанием железной дороги; здесь же требует разрешения важная проблема — создание совмещенного железнодорожно-автомобильного места через р. Лену.

Строительство автомобильной дороги «Колыма» будет завершено к 2015 г., она свяжет Якутск и Магадан, капитальные вложения при этом составят 7 млрд руб. Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса стоимостью 238 млрд руб. его строительство завершится к 2022 г. Всего в Республике Саха (Якутия) предусматривается реализация 24 инвестиционных проектов, на что будет потрачено 553 млрд. руб. В Приморском крае до 2012 г. планируется реализовать 27 инвестиционных проектов. Речь идет о строительстве высоковольтной линии ВЛ-500 Чугуевка—Находка стоимостью 12,5 млрд руб.; реконструкции железнодорожной станции Находка стоимостью 900 млн руб.; строительстве третьей очереди угольного комплекса в порту Восточный стоимостью 4 млрд руб.; строительстве двух нефтеперерабатывающих комбинатов стоимостью 29 млрд и 87 млрд руб. с созданием 4 тыс. новых рабочих мест.

В Хабаровском крае довольно высокая доля машиностроения в структуре промышленного производства, что отразилось на специфике инвестиционных проектов федерального значения. Это развитие транспортных коммуникаций и машиностроительного комплекса. Всего здесь предусматривается реализация 20 инвестиционных проектов стоимостью 74,5 млрд руб., в том числе высокотехнологичное наукоемкое целлюлозное производство в г. Амурске (стоимость 26 млрд руб.)В составе инвестиционных проектов в Амурской области надо отметить проект по завершению строительства железнодорожной ветки Улан—Эльга (270 км) — до Эльгинского каменноугольного месторождения (11 млрд руб.) с Благовещенской ТЭЦ-1, завершение сооружения Бурейской ГЭС. Реализация всех намеченных проектов в Амурской области позволит создать 6,6 тыс. новых рабочих мест. В Камчатском крае в долгосрочной перспективе предусмотрено организовать 17 инвестиционных проектов общей стоимостью 21 млрд ру6., обеспечивающих создание 3,5 тыс. новых рабочих мест.

К важнейшим из них относятся: строительство газопровода (381 км) «Собинский район — Петропавловск-Камчатский» (стоимость более 8 млрд б.) и освоение золотосеребряного месторождения Леутновское,4 млрд руб). В Корякском автономном округе предусмотрено реализовать 12 инвестиционных проектов стоимостью 9,2 млрд руб., важнейшие из которых — промышленное освоение золотосеребряных месторождений Аметистовое (3 млрд руб.), Озерновское (2,4 млрд руб.)некоторые другие. В Магаданской области предусмотрено реализовать 17 инвестиционных проектов, в их числе строительство Среднеколымской ГЭС 27 млрд руб.), освоение Ланкрвского и Мелководненского месторождений бурых углей (24 млрд руб.), строительство высоковольтных линий Оратукан—Магадан, Колымская ГЭС — Усть-Ольчуг, а также проекты «Магадан-1» и «Магадан-2» (3,5 трлн руб.) по разработке месторождений нефти и газа тендерных участков шельфа Охотского моря.

Реализация всех инвестиционных проектов в Магаданской области позволит создать более 3 тыс. новых рабочих мест. В Сахалинской области предстоит реализовать 37 инвестиционный проектов, к важнейшим из которых относятся реконструкция Саринской железной дороги (стоимость 13 млрд руб.), транспортно-энергетический переход материк — Сахалин — остров Хоккайдо Япония) через проливы Невельского и Лаперуза (суммарная стоимость 250 млрд руб.), строительство на Курильских островах 20 рыбоводных заводов (около 8 млрд руб.) и др. В Еврейской автономной области к основным инвестиционным проектам относятся реконструкция автомобильной дороги Биробиджан — Амурзет (стоимость более 1 млрд руб.), подготовка к эксплуатация месторождений нефти и газа (более 8 млрд руб.).

В Чукотском автономном округе предусматривается реализация 2 инвестиционных проектов федерального значения. К важнейшим из них можно отнести промышленное освоение золоторудных месторождений «Майское», «Купол» (стоимость 10,4 млрд руб.) и некоторые другие.

Проект международного значения, предложенный к обсуждению российскими и американскими учеными, заключается в создании транспортного коридора через Берингов пролив (Сибирско-Аляскинская магистраль), стоимость строительства которой оценивается в 50-60 млрд дол. США. Реализация этого проекта — дело отдаленного будущего. Экономическая комиссия ООН предложила проект «Европа -Республика Корея». Строительство дороги Сеул—Вонсан—Владивосток позволяет вдвое ускорить и наполовину удешевить доставку контейнеров от Пусана (Республика Корея) до Западной Европы. Скорейшая реализация этого проекта позволит Транссибу успешно конкурировать с соперничающим проектом — «Великого шелкового» железнодорожного пути из Японии и Южной Кореи через Китай в Европу. Китай также рассматривает два варианта расширения железной дороги с российским Дальним Востоком: перестройку железной дороги Уссурийск—Гродеково—Суйфэньхэ (123 км) и строительство новой железной дороги Уссурийск—Дунин, что откроет выход китайским грузам к Японскому морю. Полным ходом идет строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан, который должен обеспечить выход сибирской нефти к незамерзающим портам на юге Дальнего Востока.

В настоящее время существуют несколько разных вариантов экспорта природного газа из восточных районов России в страны Восточной Азии.

1. Республика Саха (Якутия) — Амурская область — Хабаровский край— Приморский край — Северная Корея — Южная Корея.

2. Сахалин — Хабаровский край — Приморский край — Северная Корея — Южная Корея — Сахалин — Хоккайдо — Хонсю.

3. Восточная Сибирь — Дальний Восток — страны Восточной Азии.

Организация в период до 2010 г. поставок природного газа с месторождений.

Сахалинского шельфа в страны Восточной Азии возможна по двум вариантам. Первый предполагает сжижение природного газа на заводе в районе Корсакова и его дальнейшую транспортировку специализированными морскими судами. Проект предусматривает строительство магистрального газопровода от северо-восточного побережья Сахалина до порта Корсаков (625 км), завода по сжижению газа мощностью 9 млн т в год и экспортный терминал. Второй вариант —подача газа по газопроводу в Хабаровский и Приморский края и через пролив Лаперуза в Японию, а также строительство в Находке завода по сжижению газа и терминала по отгрузке сжиженного природного газа. Видимо, окончательное решение о строительстве газопроводов будет принято позже, после наращивания объемов добычи газа. В связи с тем что в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке создана мощная электроэнергетическая база (20% мощности всех электролиний РФ), появилась возможность открытия энергомостов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Трансграничные энергомосты в Амурской области (с Китаем).

Там действуют две линии электропередачи, по которым осуществляется экспорт электроэнергии в Северо-Восточный Китай (340 млн кВт-ч 2004 г.). В будущем такие энергомосты могут сформироваться на юге Приморского края (с Китаем и КНДР), в Хабаровском крае (с Китаем). В проекте «Малый Китай» к 2010 г. в приграничные провинции Китая можно будет экспортировать до 5 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Основная роль здесь отводится Амурской области. В проекте Большой Китай» отражено взаимное желание экспортировать из России в Китай до 20 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Экспорт таких объемов электроэнергии должен осуществляться по мощным ЛЭП на крупные приемные пункты в приграничных провинциях Китая. Сомнение в перспективе российской энергосистемы с электросистемами стран Азиатско-Тихоокеанского региона вызовет необходимость разработки единых принципов энергообмена и условий работы энергосистем.

Специфика направленности хозяйства ДФО на работу на экспорт ставит вопрос создания современных транспортных коридоров. Расширение внешнеторговых связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, разработка угольных бассейнов и других источников углеводородного сырья потребуют интенсивного роста железнодорожных перевозок, создания развитой сети трубопроводов, сооружения линий электропередач, строительства автодорог, развития портового хозяйства в период до 2025 г. Всему этому будет способствовать создание в округе особых экономических зон, например, в районе города Находки, на острове Сахалин, в Магаданской области и др.

В мире насчитывается около 50 тыс. таких особых экономических зон(ОЭЗ), в них занято 60 млн работников, а объем продукции достает 600 млрд дол. США в год. По мнению ученых, отличительное свойство этих зон — притягивание на свои орбиты не только иностранных, но и отечественных государственных и частных инвестиций. Создание на Дальнем Востоке особых экономических зон может значительно повысить экспортный потенциал приграничных районов и восполнить недостаток в них рабочей силы. В соответствии с Федеральным У Ш Н О М от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» эти зоны создаются в целях развития обрабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На территории ДФО могут создаваться ОЭЗ двух типов — промышленно-производственные ОЭЗ на площади не более 20 км2 и техниковнедренческие ОЭЗ на общей площади не более 2 км2.

Льготный характер деятельности ОЭЗ заключается в таможенном режиме, при котором иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ. Российские же товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. ДФО располагает рядом территорий, подготовленных для функционирования в качестве ОЭЗ:

1) город и порты Находка и Восточный;

2) локальный район в составе Хабаровска;

3) локальный район в составе Комсомольска-на-Амуре;

4) один из районов Владивостока;

5) зона Благовещенск—Хэйхэ;

6) большой Уссурийский остров в районе Хабаровска;

7) локальная зона «Приграничная» на юге Приморского края.

Заинтересованность в участии в названных зонах уже выразили предпринимательские круги Китая, Японии и Южной Кореи. Предполагается, например, к 2010 г. выйти через территорию Приморского края на экспорт 80 млн т нефти, в том числе 30 млн т — в Китай. При этом в рамках ОЭЗ в Приморье можно будет разместить совместные предприятия по глубокой переработке нефти на основе новейших технологий. Другим направлением в Приморье может стать использование транспортной инфраструктуры для внутрикитайских морских каботажных перевозок угля, леса, автомобилей. Однако ДФО есть предпосылки по созданию и технико-внедренческих ОЭЗ. Развитие индустрии туризма является важным фактором расширения межгосударственных связей России со странами Азиатско- Тихоокеанского региона.

Основные задачи экономического и социального развития Дальнего Востока на перспективу связаны со снижением топливно-энергетического дефицита, преодолением депрессии в отраслях специализации, развитием транспортной инфраструктуры и закреплением новых экономических отношений. Территория Дальнего Востока обладает богатейшими природными ресурсами и культурно-историческими памятниками, которые могут быть весьма привлекательными для туристов. Достаточно назвать уникальные ландшафты Камчатки; «Полюс холода » на севере Якутии, Дальневосточный морской заповедник и другие объекты. Близость Дальнего Востока к странам Азии, наличие протяженной границы с Китаем, незамерзающие морские порты, крупные транспортные артерии создают предпосылки для развития здесь интенсивного международного туризма.

Необходимо преодолевать трудности, стоящие на пути развития на Дальнем Востоке международного туризма. Перспективы развития Дальнего Востока основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал. Несмотря на многие положительные результаты развития экономики в последние годы, на социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке продолжают оказывать влияние ряд отрицательных факторов. Развитие Дальнего Востока на базе его богатейших природных ресурсов – это только общая основа. Принципиально, в настоящий момент наиболее перспективной видится инновационная модель развития экономики региона. Эта модель предполагает упор на развитие человеческого капитала, стимулировать возникновение новых видов деятельности, не допуская дальнейшую деградацию региона. Развиваясь по этому сценарию, регион сможет достигнуть сопоставимых и даже повышенных относительно «Концепции 2020» темпов роста, уровня ВРП на душу населения и преодолеть отставание, которое сложилось на настоящий момент.