Перспективы развития горнорудной промышленности на территории Приполярного Урала

Экономическое обоснование объемов минеральных ресурсов

Несмотря на значительный потенциал минерально-сырьевых ресурсов Уральской части ХМАО – Югры, крупномасштабных работ по добыче полезных ископаемых в ближайшие годы не предвидится. Главными причинами этого являются недостаточная геологическая изученность территории и отсутствие наземных транспортных коммуникаций и централизованного энергоснабжения.

Перспективы развития горнодобывающей промышленности в регионе находятся в прямой зависимости от результатов геологоразведочных работ и темпов намечаемого строительства железной дороги по восточному склону Урала.

Освоение минеральных ресурсов в связи с этим намечается в два этапа. Первый – 2007–2010 гг. и второй 2011–2015 гг.

Намечаемые объемы добычи твердых полезных ископаемых по этапам и производства товарной продукции из них в 2008–2015 гг. представлены в таблице 4, более наглядно экономическая оценка производства товарной продукции рассмотрена на рисунке 5.

С учетом относительно высокой степени разведанности некоторых видов минерального сырья и малых объемов перевозок на 1 этапе после 2007 г. и до 2010 г. включительно возможна организация добычи россыпного и рудного золота, кварцевого сырья, некоторых видов горнотехнического сырья, бурого угля и стройматериалов для местных нужд [32].

На первом этапе намечается добыча золота россыпного до 350 кг в 2010 г. и рудного до 600 кг, цеолитов в объеме от 10 до 20 тыс. т в год, кварцевого высокочистого концентрата в объеме до 6 тыс. т в 2010 г., бентонитов в объеме 100 тыс. т в год и угля Борисовского участка в объеме 100 тыс. т.

Таблица 4 – Намечаемые объемы добычи твердых полезных ископаемых по этапам и производства товарной продукции из них в 2008–2015 гг.

Вид сырья 1 этап, годы 2 этап, годы
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Золото россыпное
объем добычи, кг 250 300 350 400 400 400 400 400
Цена, руб./грамм 427 427 427 427 427 427 427 427
товарная продукция, млн. руб. 106,8 128 149,5 171 171 171 171 171
Золото рудное
объем добычи, кг 500 500 600 800 1000 1000 1000 1000
Цена, руб./грамм 427 427 427 427 427 427 427 427
товарная продукция, млн. руб. 213,5 213,5 256,2 341,6 427 427 427 427
Цеолиты
объем добычи, тыс. т 15 20 20 30 30 30 30 30
Цена, руб./т 8300 8300 8300 8300 8300 8300 8300 8300
товарная продукция, млн. руб. 124,5 166 166 249 249 249 249 249
Кварцевый концентрат
объем производства, т 2000 4000 6000 8000 10000 10000 10000 10000
Цена, руб./кг 188 188 188 188 188 188 188 188
товарная продукция, млн. руб. 376 752 1128 1504 1880 1880 1880 1880
Бентониты
объем производства, тыс. т 100 100 100 300 300 300 300 300
Цена, руб./т 1425 1425 1425 1425 1425 1425 1425 1425
товарная продукция, млн. руб. 142,5 142,5 142,5 427,5 427,5 427,5 427,5 427,5
Уголь Борисовского участка
объем добычи, тыс. т 100 100 100 300 300 300 300 300
Электроэнергия
Производство, млн. кВтч 6,0 6,0 6,0 20 20 20 20 20
Цена, руб./кВтч 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5
товарная продукция, млн. руб. 21 21 21 70 70 70 70 70
Топливные брикеты
Производство, тыс. т 16 16 16 50 50 50 50 50
Цена, руб./т 1500 1500 1500 1500 1500 1500 1500 1500
товарная продукция, млн. руб. 24 24 24 75 75 75 75 75
Моторное топливо
Производство, тыс. т 3 3 3 10 10 10 10 10
Цена, руб./т 10500 10500 10500 10500 10500 10500 10500 10500
товарная продукция, млн. руб. 31,5 31,5 31,5 105 105 105 105 105
Кокс
Производство, тыс. т - - - 130 130 130 130 130
Цена, руб./т - - - 2450 2450 2450 2450 2450
товарная продукция, млн. руб. - - - 318,5 318,5 318,5 318,5 318,5
Бокситы
Производство, тыс. т - - - 50 50 50 50 50
Цена, руб./т - - - 800 800 800 800 800
товарная продукция, млн. руб. - - - 40 40 40 40 40
Итого по Борисовскому участку
товарная продукция, млн. руб. 76,5 76,5 76,5 608,5 608,5 608,5 608,5 608,5
Уголь бурый
объем добычи, млн. т - - - 4,0 8,0 12,0 16,6 16,6
Цена, руб./т - - - 310 310 310 310 310
товарная продукция, млн. руб. - - - 1240 2480 3720 5146 5146
Железная руда
объем добычи, млн. т - - - 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0
товарная руда, млн. т - - - 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5
цена товарной руды, руб./т - - - 1318 1318 1318 1318 1318
товарная продукция, млн. руб. - - - 659 1318 1977 2636 3295
Хромовая руда
объем добычи, млн. т - - - - - - - 0,4
производство концентрата, млн. т - - - - - - - 0,2
Цена, руб./т - - - - - - - 2850
товарная продукция, млн. руб. - - - - - - - 570
Медноцинковая руда
Добыча, млн. т - - - 0,3 0,6 0,6 0,6 0,6
производство концентрата, тыс. т - - - 28,5 57 57 57 57
Цена, руб. т - - - 12450 12450 12450 12450 12450
товарная продукция, млн. руб. - - - 355 710 710 710 710
Всего по ХМАО – Югре, млн. руб. 1040 1479 1919 5556 8271 10170 12255 13484

В настоящее время аффинаж золота, добываемого на Приполярном Урале, производится на Касимовском заводе (Рязанская область). В дальнейшем аффинаж предполагается проводить на Екатеринбургском заводе ОЦМ [21].

Производство бентопорошка на 1 этапе намечается в объеме 100 тыс. т в год. При этом их потребление предусматривается на территории ХМАО – Югры в основном геологоразведочными и нефтегазодобывающими организациями для буровых растворов.

С 2008 г. намечается организация добычи угля на Борисовском участке Люльинского месторождения в объеме 100 тыс. т в год. На 1 этапе уголь будет использован в качестве топлива на электростанции, расположенной непосредственно на борту карьера или в с. Саранпауль в 27 км от месторождения. На 1 этапе (2008–2010 гг.) намечается производство электроэнергии в количестве 6 млн. кВт.ч в год с целью использования для производственных нужд предприятий с. Саранпауль и населения.

Кроме того часть добываемого угля предназначается для производства моторного топлива в количестве 3 тыс. т в год и топливных брикетов – 16 тыс. т в год. Моторное топливо и топливные брикеты намечается использовать для местных нужд.


Экономическая оценка производства товарной продукции по видам сырья на 2008–2015 гг в Приполярном Урале

Рисунок 5 – Экономическая оценка производства товарной продукции по видам сырья на 2008–2015 гг.

На II этапе (2011–2015 гг.) добыча и переработка минерального сырья по перечисленным выше видам полезных ископаемых значительно возрастает. Так, добыча россыпного золота с 350 кг в 2010 г. увеличивается до 400 кг в 2015 г., рудного золота соответственно с 600 кг до 1000 кг. Добыча цеолитов возрастет с 20 тыс. т до 30 тыс. т.

В производстве кварцевого особо чистого концентрата намечается в 2012 г. освоить проектную мощность завода – 10,0 тыс. т и дальнейшем сохранить эти объемы.

Объем производства бентопорошка, начиная с 2011 г., должен составлять 300 тыс. т в год. Часть бентонитов предполагается использовать в производстве железорудных окатышей на Качканарском ГОКе. Добычу угля на Борисовском участке намечается с 2011 г. увеличить до 300 тыс. т в год. Соответственно увеличивается производство электроэнергии до 20 млн. кВт.ч, выпуск топливных брикетов до 50 тыс. т, моторного топлива до 10 тыс. т. Кроме того намечается производство кокса в количестве 130 тыс. т, а также бокситов концентрата в объеме 50 тыс. т в год. При этом поставки кокса и бокситов намечаются на промышленные предприятия Урала.

Но главным на 2 этапе является крупномасштабное освоение таких видов сырья как бурый уголь и руда черных и цветных металлов.

2 этап связан с намечаемым вводом в эксплуатацию участка железной дороги Полуночное-Обская в 2010 г. Появляется возможность освоения месторождений бурого угля, железной руды, руд цветных металлов для обеспечения сырьем предприятий промышленного Урала [16].

В соответствии с основными направлениями развития и освоения минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Уральской части ХМАО – Югры к 2011 г. намечено подготовить к эксплуатации запасы: железных руд, обеспечивающие ежегодную добычу в объеме 20 млн. т; угля для добычи 24,5 млн. т; медных руд – 600 тыс. т с ростом до 900 тыс. т в 2015 г.; хромовых руд – 600 тыс. т. к. 2015 году.

С 2011 г. намечается начало добычи бурого угля на Люльинском, Тольинском и Оторьинском месторождениях в объеме 4 млн. т в 2011 г. с увеличением до 16,6 млн. т в 2014 г. и сохранением этого объема в дальнейшем.

В связи с отсутствием на территории ХМАО – Югры электростанций, работающих на буром угле, а также металлургических заводов весь добытый бурый уголь и концентраты железной руды и цветных металлов отправляются по железной дороге на предприятия промышленного Урала [25].

Суммарная их потребность в энергетическом сырье оценивается в 8,7 млн. т или в 15,54 млн. т угля оцениваемых месторождений. Кроме того потребности других потребителей котельно-печного топлива в регионе оцениваются в 1,1 млн. т.

С 2011 г. намечается начало добычи железной руды в объеме 1 млн. т с ростом в 2015 г. до 5 млн. т. Производство железорудного концентрата и поставка его на металлургические заводы Урала соответственно возрастает с 0,5 млн. т в 2011 г. до 2,5 млн. т в 2015 г.

Освоение месторождений медноцинковых руд в округе начинается с 2011 г. с объема добычи 0,3 млн. т и выпуска медного и цинкового концентратов в объеме 28,5 тыс. т с ростом в 2015 г. по добыче руды до 0,6 млн. т и по выпуску концентратов до 57 тыс. т, в т.ч. медного концентрата 39,8 тыс. т при содержании меди 18,83%, и цинкового концентрата 17,1 тыс. т при содержании цинка 45%. Медный и цинковый концентраты намечаются к переработке на Среднеуральском медеплавильном заводе (г. Ревда), а также на ОАО «Святогор» (г. Красноуральск).

Таблица 5 – Основные технико-экономические показатели минерально-сырьевого комплекса на 2015 год

Виды сырья Технико-экономические показатели
Товарная руда (концентрат) Товарная продукция, млн. руб. Эксплуатационные расходы, млн. руб. Прибыль балансовая, млн. руб.
тыс. т кг
Уголь бурый 16600 - 5146 4349 797
Железная руда 2500 - 3295 2750 543
Хромовая руда 200 - 570 450 120
Медиоцинковая руда 57 - 710 580 130
Кварцевый концентрат 10 - 1880 1100 780
Бентониты 300 - 427,5 342 85
Уголь Борисовского участка 300 - 608,5 280 329
Золото россыпное - 400 171 123 48
Золото рудное - 1000 427 249 178
Цеолиты 30 - 249 180 69
В целом по ХМАО – Югре 19997 1400 13484 10403 3081

Основные технико-экономические показатели минерально-сырьевого комплекса ХМАО представлены в таблице 5. В целом по ХМАО – Югре товарная продукция в денежном выражение на 2015 год будет равна 13484 млн. руб. и большую часть ее будет составлять бурый уголь – 5146 млн. руб. Балансовая прибыль с вычетом эксплуатационных расходов в размере 10403 млн. руб. будет равняться 3081 млн. руб. Большие эксплуатационные расходы приходятся на бурый уголь – 4349 млн. руб., что на прямую связано с большим объемом добычи полезного ископаемого. Наименьшие показатели приходятся на россыпное золото (товарная продукция составляет 171 млн. руб., эксплуатационные расходы – 123 млн. руб. и прибыль балансовая – 48 млн. руб.), что объясняется необъемной добычей. Наибольшая балансовая прибыль будет от бурого угля и кварцевого концентрата и составит 797 млн. руб. и 780 млн. руб. соответственно (рисунок 6).

Экономические показатели балансовой прибыли на 2015 год по видам сырья в ХМАО

Рисунок 6 – Экономические показатели балансовой прибыли на 2015 год по видам сырья

Экономическая валовая ценность потенциальных горнопромышленных узлов

Потенциальные горнопромышленные узлы (ПГПУ) подразумевают под собой локализацию перспективных и потенциально-перспективных объектов недропользования, возможное инфраструктурное развитие которых наиболее рационально проводить совместно. В этом плане крупные и уникальные потенциальные объекты недропользования могут образовывать ПГПУ и при отсутствии вблизи других перспективных объектов [15].

В основе выделения узлов учитываются следующие факторы: концентрация потенциально-перспективных объектов (анализ сближенности), конъюнктурное значение полезного ископаемого. Анализ сближенности проводится на основании тезиса – расстояние внутри узла между наиболее удалёнными друг от друга объектами не должно превышать 15–20 км, что соответствует примерно 30–60 млн. рублей затрат на развитие внутриузловых коммуникаций в рамках реализации проекта [16]. В процессе исследований приполярного Урала были выделены 13 ПГПУ второго порядка, которые были объединены в 6 ПГПУ первого порядка.

Показатели валовой и извлекаемой ценности по рассмотренным потенциальным горнопромышленным узлам представлены в таблице 6. Определению валовой ценности предшествует приведение МСП к условным запасам промышленных категорий (А+В+С1 ). При расчете извлекаемой ценности учитываются извлекаемые условные запасы (показатели валовой ценности извлекаемого МСП более наглядно представлены на рисунке 7). Коэффициенты приведения различны как для разных типов месторождений и видов сырья, так и для разных категорий (С2, Р1, Р2, Р3, МП) [16].

В свою очередь коэффициенты сквозного извлечения также различны для разных типов месторождений, полезных ископаемых и технологий добычи и переработки сырья. Методика расчета ценностных показателей минерального сырьевого потенциала достаточно подробно рассмотрена в отчете Северной НИГЭ по теме «Составление геологического атласа Урала территории Ханты-Мансийского округа – Югры масштаба 1:500 000» (Душин В. А. и др., 2006) [8, 11]. Стоимостная оценка выполнена в ценах сентября 2007 г.

Грубеино-Тыкотловский ПГПУ второго порядка включает в себя: Грубеино-Тыкотловский рудный узел (свинец, медь, цинк), Тыкотловский узел (рудное золото), проявление Тыкотловское (золото-полиметаллическое).

На территорию Грубеино-Тыкотловского ПГПУ попадает центральная часть Тыкотловского золоторудного узла, где прогнозные ресурсы золота связываются с золото-полиметаллическим (свинцово-цинковым баритсодержащим) оруденением. Содержание золота – 0,5–6 г./т (среднее содержание 2 г/т). Ресурсы спрогнозированы до глубины 100 м, средняя площадная продуктивность – 50 т/км2. Проявление Тыкотловское относится к золото-сульфидно-кварцевой формации [17].

Таблица 6 – Экономическая оценка валовой и извлекаемой ценности потенциальных горнопромышленных узлов в ценах 2007 год, млн. долл.

Номер ПГПУ первого порядка ПГПУ второго порядка Валовая ценность общего МСП Извлекаемая ценность текущего МСП Примечание (оцененные объекты)
1 Тыкотлово-Хальмерьинский 1-Грубеино-Тыкотловский 209,23 99,23 Грубеино-Тыкотловский РУ (Cu, Zn, Pb), Тыкотловский РУ (Au)
2-Хальмерьинский 51,79 38,85 Сосновое, уч. Тэлаиз (Au)
Итого: 261,02 138,08
2 Народнинский 3-Кварцевый-1 78,07 66,36 Нестер-Шор (кварц)
4-Кварцевый-2 2,21 1,87 Омега-Шор, Ц. Паток (кварц), Саранхапнер (жадеит)
5-Кварцевый-3 6,72 5,71 Додо, Пуйва, Хусь-Ойка, Зейка, Альфа-Шор, Бета-Шор (кварц)
Итого: 87,00 73,95
3 Вольинский 6-Люльинский 7679,13 6478,73 Люльинское, Северо-Люльинское (Уб), Малолюлинское, Люльинская вп. (бокситы), Люльинское, Мысовское (цеолиты)
7-Малохорасюрский 6820,40 4979,43 А-4, Усть-Кевталапьинское, Хальпсаватимское, Усть-Мало-Турупьинское, Больше-Турупьинское, Хорасюршорское, Верх. Большая Турупья, Санклымьинское, Усыншорское, Межгорное (Fe), Усыншорское, Войвожское (Cu)
8-Янытурьинский 2776,51 2030,17 Маньтурьинское, Хорасюрское, Янытурьинское (Fe), Турупьинская вп. (бокситы)
8а-Ятринский 3466,07 2946,16 Ятринское, Восточно-Семьинское (Уб)
9-Охтлямский (Туяхланьинский) 3154,65 2304,15 А-4, Охтлямское, Северовольинское (Fe), Туяхланьинское (Cr), Западное (Cu, Zn, Au)
9а-Инясьский 3233,38 2748,37 Охтлямское, Семьинское, Инасское (Уб)
Итого: 27130,14 21487,01
4 Оторьинский 10-Оторьинский 12385,38 10521,07 Оторьинское, Тольинское, Няйское (Уб), Ялбыньинская площадь (бокситы)
Итого: 12385,38 10521,07
5 Усть-Маньинский 11-Лопсинский 694,44 589,51 Лопсинкое, Сарминское (Уб), Лопсинская площадь (бокситы)
12-Усть-Маньинский 902,73 660,87 Усть-Маньинское (Уб), Усть-Маньинское (бентониты)
Итого: 1597,17 1250,38
6 Малососьвинский 13-Малососьвинский 297,39 240,76 Малососьвинское (Cu, Zn), Лопсинско-Леплинская площадь (Ук)
Итого: 297,39 240,76
Итого по узлам: 41758,11 33711,24

Экономическая оценка валовой ценности извлекаемого МСП Урала

Рисунок 7 – Экономическая оценка валовой ценности извлекаемого МСП в ценах 2007 года по ПГПУ первого порядка

Низкая геологическая изученность объектов, попадающих на территорию данного узла, позволяет оценить его только по показателям, характеризующим потенциальную ценность. Так валовая ценность общего минерально-сырьевого потенциала составила около 209 млн. долл., а извлекаемая ценность текущего минерально-сырьевого потенциала – 99 млн. долл. (таблица 6). Полученный результат позволяет сделать вывод о высокой перспективности узла на обнаружение на его территории промышленных объектов, однако, низкая изученность не позволяет прогнозировать вовлечение в хозяйственный оборот перспективных участков недр, входящих в его состав, ранее 2020 г.

Хальмерьинский ПГПУ включает в себя малое месторождение Сосновое, участок Тэлаиз и фрагмент Хобеизской рудной зоны. Данный узел охватывает одну из наиболее изученных территорий. Объекты, входящие в его состав относятся к золото-кварцевому и золото-сульфидно-кварцевому типам. В рамках «Схемы развития и размещения производительных сил ХМАО – Югра до 2020 г.» освоение этих объектов предполагается вне зависимости от решения вопроса о строительстве железной дороги. На территории узла имеются перерабатывающие мощности объемом 30 тыс. т руды в год, что при среднем содержании свыше 15 г./т позволяет уже в 2008 году извлекать до 0,5 т золота в год [17].

Геолого-экономическая оценка малого месторождения Сосновое и участка Тэлаиз проводилась неоднократно и свидетельствуют о целесообразности освоения этих объектов. С высокой степенью достоверности можно предположить в ближайшие годы кратное увеличение запасов (за счет участка Телаиз), полную загрузку существующих мощностей (30 тыс. т руды в год) и выход на проектные объемы (120 тыс. т руды в год). Валовая ценность общего минерально-сырьевого потенциала Хальмерьинского узла составляет 52 млн. долл., а извлекаемая ценность текущего минерально-сырьевого потенциала – 39 млн. долл. (таблица 6).

Хобеизская рудная зона включает в себя объекты золото-кварцевого типа, типа минерализованных зон и др. Хальмерьинский, Воргашорский и Яротошорский участки с авторскими ресурсами 321 т могут быть оценены только в плане потенциальной ценности. Территориально зона слишком обширна (более 1200 км2) и попадает на территорию сразу двух ПГПУ второго порядка (Хальмерьинский и Кварцевый-2) при том, что основная ее часть остается вне интересующих агломераций. Для оценки перспективности вовлечения зоны в хозяйственный оборот информации недостаточно.

При наличии железной дороги в границах Тыкотлово-Хальмерьинского ПГПУ первого порядка на базе Олыся-Мусюрского проявления возможно строительство предприятия по добыче хромовой руды мощностью к 2015 г. 400 тыс. т сырой руды и 200 тыс. т концентрата. Таким образом, на Тыкотлово-Хальмерьинском ПГПУ первого порядка к 2015 г. возможно производство товарной продукции в объеме 0,2 млн. т.

Кварцевый – 1, Кварцевый – 2, Кварцевый – 3. Эти три узла второго порядка, объединённых в Народнинский ПГПУ первого порядка, целесообразно рассматривать вместе. Основой их ценности являются месторождения кварца. Наибольший промышленный интерес из всего многообразия полезных компонентов, представляет жильный кварц, служащий сырьем для производства особо чистого кварца. Крупнейшее месторождение на данной территории – Додо, входящее в состав ПГПУ второго порядка Кварцевый-3. В настоящее время ОАО «Полярный кварц» реализует проект по разработке месторождений Додо, Неройка, Хусь-Ойка, в рамках которого с 2006 года добывается 20 тыс. т сырья с последующим производством 10 тыс. т концентрата в г. Нягань. К месторождениям ПГПУ №5 построена автомобильная дорога от с. Саранпауль, по которой планируется вывозить сырье (далее от с. Саранпауль планируется использовать речной транспорт). Таким образом, развитие ПГПУ второго порядка Кварцевый-1, 2, 3 будет осуществляться независимо от строительства железной дороги. Что касается других полезных ископаемых, потенциальные объекты недропользования по которым располагаются на территории, рассматриваемых ПГПУ второго порядка (проявления Саранхапнер и Баритовое), они представляют значительно меньший интерес для промышленного освоения. Проявление Саранхапнер: в линзе антигоритовых серпентинитов обнаружены блоки белого жадеита (авторские запасы – 33 т). При условии подтверждения ресурсов жадеита по качеству их отработка будет производится вручную, предполагаемые объемы к вывозу несущественны [17].

Валовая ценность общего МСП Народнинского ПГПУ первого порядка составляет 87 млн. долл., извлекаемая ценность текущего МСП – 74 млн. долл. (см. таблица 6), при этом около 90% ценности приходится на ПГПУ второго порядка Кварцевый-3.

Люльинский ПГПУ. В состав узла входят следующие участки недр: Люльинское месторождение бурого угля среднее по запасам, Северо-Люльинское проявление бурого угля, Люльинская впадина (бурый уголь), Мало-Люльинское проявление бокситов, Люльинское и Мысовское месторождения цеолитов малые, Ойкахуяньинское проявление меди. Рассматриваемый узел находится в непосредственной близости от с. Саранпауль (27 км).

При разработке Борисовского участка Люльинского буроугольного месторождения, исходя из местных потребностей, производство планируется на уровне 100 тыс. т в год до 2010 года, а с 2011 увеличение до 300 тыс. т [16]. При этом суммарные затраты на полное освоение составят около 736 млн. руб., согласно бизнес – проекту ЗАО «РТФПК». При наличии железной дороги производительность карьера на Люльинском месторождении составит 2,9 млн. т товарного угля при добыче 3 млн. т угольной массы.

Кроме Люльинского месторождения бурого угля промышленный интерес среди представленных объектов имеют Люльинское и Мысовское месторождения цеолитов. Высокое качество цеолитов определяет их ценность. К 2010 году планируется добывать 30 тыс. т цеолитов в год []. При этом капитальные затраты на освоение составят около 200 млн. руб. Геологическое строение подсказывает, что, возможно, Люльинское и Мысовское месторождения цеолитов являются по сути флангами одного месторождения. Их параллельная отработка в настоящее время в большей степени обусловлена конкуренцией – у месторождений разные собственники. Меньшие запасы Мысовского месторождения определяют его возможности по добычи в 10 тыс. т в год.

Таким образом, Люльинский ПГПУ второго порядка способен производить до 2,94 млн. т товарной продукции в год.

В целом валовая ценность Люльинского ПГПУ второго порядка составляет 7,7 млрд. долл., а извлекаемая ценность без учета металлогенического потенциала – 6,5 млрд. долл. (таблица 6).

Малохорасюрский ПГПУ. Его составляют: Усть-Кевталапьинское, Хальпсаватьинское, Усть-Мало-Турупьинское, Больше-Турупьинское, Хорасюршорское, Верховье–Большая Турупья (железо, качканарский тип), Санклымьинское, Усыншорское, Межгорное (железо, волковский тип) Санклымьинское, Усыншорское, Межгорное (апатиты), Усыншорское, Войвожское (медь, волковский). Проявления апатитов совпадают с проявлениями железных руд волковского типа. Апатиты встречаются непосредственно среди комплексных медно-титаномагнетитовых руд, что фактически существенно ухудшает их ценность. Железные руды качканарского и комплексные руды волковского типа Уральской части ХМАО – Югры в настоящее время и в обозримом будущем невостребованы предприятиями промышленного Урала. Поэтому объекты этого геолого-промышленного типа выпадают из более подробной оценки. Проявление медных руд Войвожское: в кварцевых песчаниках и сланцах рассеянная вкрапленность и мелкие шлиры халькозина, ковеллина. Прогнозные ресурсы – 30 тыс. т меди, при среднем содержании – 0,2%. Промышленного интереса не представляет [16].

Малохорасюрский ПГПУ второго порядка по показателям потенциальной ценности лидирует среди выделенных узлов. Валовая ценность составляет 6,8 млрд. долл., извлекаемая ценность – 5 млрд. долл. (таблица 6). Однако основу его ценности составляют невостребованные ресурсы минерального сырья.

Янытурьинский ПГПУ второго порядка включает в себя следующие проявления: Маньтурьинское (железо, качканарский тип), Янытурьинское, Хорасюрское (железо, естюнинский тип), Маньтурья, Турупьинская впадина (бокситы). Основной промышленный интерес представляет Янытурьинское проявление железных руд, его оценка произведена ниже в совокупности с другими проявлениями скарновых железных руд Вольинского ПГПУ первого порядка. Проявление Хорасюрское не представляет промышленного интереса в обозримом будущем в связи с крайней незначительностью имеющихся на проявлении ресурсов (всего 1,8 млн. т).

В целом потенциальная ценность рассматриваемого узла по показателю валовой ценности общего минерально-сырьевого потенциала составляет 2,8 млрд. долл., извлекаемая ценность минерально-сырьевого потенциала – 2 млрд. долл. (таблица 6).

Ятринский ПГПУ; Инясьский ПГПУ. Выделение этих узлов обосновывается возможной необходимостью привлечения ресурсов бурых углей для покрытия роста потребностей, а также в качестве резерва для объектов первоочередной разработки (Люльинское, Тольинское, Оторьинское). Основу их ценности составляют ресурсы следующих проявлений и месторождений: Ятринское, Восточно-Семьинское, Семьинское, Инасское. Их вовлечение в хозяйственный оборот планируется осуществить за пределами 2020 года. В связи с этим оценка по данным узлам производилась на основании только показателей потенциальной ценности (см. таблица 6). Валовая ценность Ятринского ПГПУ оценена в 3,5 млрд. долл., Инясьского – 3,2 млрд. долл., извлекаемая ценность соответственно – 2,9 и 2,7 млрд. долл.

Охтлямский (Туяхланьинский) ПГПУ на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных узлов в плане развития крупномасштабного недропользования Уральской части ХМАО – Югры. Основу его ценности составляют проявления железных руд естюнинского, Охтлямское, Северовольинское), проявление медноцинковых руд Западное (медь, цинк, золото, серебро), а также целый ряд мелких менее существенных проявлений [17].

Промышленное освоение железорудных объектов Вольинского ПГПУ первого порядка: Янытурьинского (Янытурьинский ПГПУ второго порядка), Охтлямского, Северовольинского и А4 (Охтлямский ПГПУ второго порядка) проявлений железа к 2015 году потребует 21,2 млрд. руб. инвестиций на строительство предприятий суммарной мощностью 5 млн. т по сырой руде, 2,5 млн. т концентрата.

Таким образом, Вольинский узел с учетом угля и цеолитов в состоянии производить в 2015 г. до 5,5 млн. т товарной продукции.

Извлекаемая ценность минерального сырья Охтлямского ПГПУ без учета металлогенического потенциала составляет около 2,3 млрд. долл. (таблица 6).

Оторьинский ПГПУ. Основную ценность представляют месторождения бурого угля: Оторьинское, Тольинское и Няйсское. Месторождения оценены до глубины 300 м. Марка углей – Б-3. Запасы учтены Государственным балансом в качестве резервных. На базе этих двух месторождений ежегодная добыча может составить 16 млн. т угольной массы с выпуском товарного угля в объеме 13,7 млн. т [16].

Оторьинский ПГПУ второго порядка имеет минерально-сырьевую базу способную обеспечить до 13,7 млн. товарного угля в год. Этот узел лидирует как по показателям, характеризующим возможные объемы производства товарной продукции в натуральном выражении, так и по потенциальной ценности МСП. Извлекаемая ценность текущего МСП составляет 10,5 млрд. долл. (таблица 6).

Несомненно, стоит упомянуть о Маньхамбовском рудном узле и проявлении Турман (редкие металлы, уран) в частности. Выделение этого объекта в отдельный потенциальный горнопромышленный узел не представляется целесообразным. Однако, нуждается в рассмотрении при оценке Оторьинского ПГПУ первого порядка. В связи с неясными перспективами проявления как потенциального месторождения и ординарными содержаниями полезных компонентов в период до 2015 года не предполагается его промышленное освоение. Маньхамбовское и Нахорское проявления железных руд скарнового геолого-промышленного типа так же до 2015 года не будут вовлечены в промышленное освоение в связи с их низкой изученностью и небольшим объемом ожидаемых запасов (около 40 млн. т по двум объектам) [21].

Лопсинский ПГПУ. В его состав входят следующие объекты: Лопсинское месторождение (бурый уголь), Лопсинский участок (медные руды), Лопсинская площадь (бокситы). В большей степени выделение этого узла связано с его потенциальной ценностью, которая по показателю извлекаемой ценности текущего минерально-сырьевого потенциала составляет 590 млн. долл. (таблица 6).

Наиболее изученным объектом на территории является Лопсинское месторождение бурых углей, находящееся в государственном резерве. Вовлечение месторождения в эксплуатацию в обозримой перспективе не планируется в связи с тем, что в этот период рост потребности в бурых углях можно обеспечить за счет уже оцененных Оторьинского и Тольинского месторождений, а также в связи с тем, что месторождение достаточно удалено от местных потенциальных потребителей.

Руды этого проявления не планируются к промышленной отработке в рассматриваемый период в связи с их низким качеством и незначительным объемом. По аналогичным причинам не оценена Лопсинская площадь, перспективная на бокситы [16].

Усть-Маньинский ПГПУ. Его выделение связано, кроме перечисленных критериев, с относительно более высокой доступностью и удобным расположением. Он находится в окрестностях пос. Усть-Манья. Извлекаемая ценность текущего МСП оценена в 661 млн. долл. Основу его ценности составляют Усть-Маньинское месторождение бурого угля и одноименное месторождение бентонитовых глин.

Малососьвинский ПГПУ. Узел включает в себя Малососьвинское медноцинковое проявление и Апсинское проявление каменного угля.

На Малососьвинском проявлении выявлено две неоконтуренных зоны халькопирит-сфалерит-пиритовой минерализации. В первой зоне (300х10х200 м) запасы меди оценены в 22,5 тыс. т при среднем содержании 0,8%, цинка соответственно – 44,4 тыс. т и 4%. По второй зоне отмечено содержание меди до 0,3%. Руды данного проявления можно оценить как рядовые, а их незначительный объем не позволяет рассчитывать на введение этого объекта в хозяйственный оборот до 2015 г. В результате геологоразведочных работ возможно выявление промышленного объекта, развитие которого предполагается за рамками временного интервала исследований, предположительно до 2020 г. [5].

Имеющиеся данные по этому проявлению не позволяют предположить возможность введения его в хозяйственный оборот в обозримой перспективе. Исходя из вышеизложенного, рассматриваемый узел целесообразно оценить по показателям потенциальной ценности. Извлекаемая ценность текущего МСП Малососьвинского ПГПУ определена в размере 240 млн. долл. (таблица 6).

Что касается оценки ресурсов исследуемой территории по россыпному золоту и платине, то такие работы проводились неоднократно. Производить учет отдельных россыпей, попадающих на территорию выделенных ПГПУ на наш взгляд нецелесообразно по следующим причинам: технология отработки россыпей не предполагает значительных капитальных затрат; малый срок отработки отдельной конкретной россыпи. Общие перспективы по добыче россыпного золота на всей территории Уральской части ХМАО – Югры оцениваются к 2015 г. в объеме 400 кг в год, что требует инвестиций в размере 163 млн. руб.

Рассмотренные узлы второго порядка скомпонованы в ПГПУ первого порядка. Подобная агломерация позволит существенно снизить затраты на переработку сырья. Таким образом, по горнопромышленным узлам 1-ого порядка в 2015 г. возможны следующие объемы производства товарной продукции и вывоза:

– Тыкотлово-Хальмерьинский до 0,2 млн. т;

– Народнинский до 20 тыс. т;

– Вольинский до 5,5 млн. т;

– Оторьинский до 13,7 млн. т;

– Усть-Маньинский до 0,3 млн. т;

– Малососьвинский – освоение за пределами 2015 г.

Экономическая оценка энергопотребления и расходов на строительство железной дороги

Масштабное освоение минерально-сырьевого потенциала потребует значительного количества электроэнергии. Укрупненный расчет потребности в электроэнергии выполнен для 2015 г. и 2020 гг. Результаты расчетов приведены в таблице 7.

Таблица 7 – Экономическая оценка потребности в электроэнергии

Виды сырья Расход электроэнергии на единицу сырья 2015 г. 2020 г.
Объем производства Расход электроэнергии Объем производства Расход электроэнергии
млн. кВт.ч % млн. кВт. ч %
Товарный бурый уголь 36,46 кВт. ч/т 16,6 млн. т 605,2 65,6 16,6 млн. т 605,2 56,9
Железный концентрат 90,56 кВт. ч/т 2,5 млн. т 226,4 24,6 3,5 млн. т 317,0 29,8
Хромовый концентрат 103,5 кВт. ч/т 0,2 млн. т 20,7 2,2 0,4 млн. т 41,4 3,9
Медный и цинковый концентраты 685,96 кВт. ч/т 57 тыс. т 39,1 4,2 95 тыс. т 65,2 6,2
Золото россыпное 17500 кВт. ч/кг 400 кг 7,0 0,8 500 кг 8,7 0,8
Золото рудное 9900 кВт. ч/кг 1000 кг 9,9 1,1 1200 кг 11,9 1,1
Бентопорошок 43,67 кВт. ч/т 0,3 млн. т 13,1 1,4 0,3 млн. т 13,1 1,2
Кварцевое сырье 27,5 кВт. ч/т 20 тыс. т 0,55 0,06 20 тыс. т 0,55 0,05
Цеолиты 10,33 кВт. ч/т 30 тыс. т 0,31 0,03 40 тыс. т 0,42 0,04
Итого - - 922,26 100 - 1063,47 100

Для расчета общего расхода электроэнергии используется следующая формула:

РЭо = РЭед * ОП (9)

где РЭед – расход электроэнергии на единицу сырья;

ОП – объем производства по видам сырья.

В целом по видам сырья за 2015 год ожидается расход электроэнергии в размере 922,26 млн. кВт. ч, из них больший расход приходиться на бурый уголь 65,6%, а наименьшие расходы на кварцевое сырье и цеолиты – 0,06 млн. кВт. ч и 0,03 млн. кВт. ч соответственно. К 2020 году расход электроэнергии возрастет до 1063,47 млн. кВт. ч, по расходам на сырье потребление не измениться.

Основными потребителями электроэнергии будут горнообогатительные предприятия по разработке буроугольных (65,6–59,6% от всей потребности) и железорудных (24,6–29,8%) месторождений, приуроченных к Вольинскому и Оторьинскому ПГПУ I порядка, на долю которых в 2015 г. приходится 94,4%, а в 2020 г. – 90,5% от общего количества потребляемой электроэнергии (табл. 8).

Таблица 8 – Распределение потребности в электроэнергии горных предприятий по потенциальным горнопромышленным узлам первого порядка

ПГПУ I порядка 2015 г. 2020 г.
млн. кВт.ч % млн. кВт.ч %
Тыкотловско-Хальмерьинский 31,1 3,7 57,7 5,4
Народнинский 1,25 0,14 1,45 0,14
Вольинский 359,91 39,0 450,62 42,4
Оторьинский 511,1 55,4 511,1 48,1
Усть-Маньинский 14,5 1,6 14,8 1,4
Малососьвинский 1,4 0,15 27,8 2,6
922,26 100 1063,47 100

В настоящее время постоянной транспортной связи промышленного Урала с Приполярным и Полярным Уралом по восточному склону Уральского хребта не существует.

Намечаемый к строительству новый транспортный коридор в составе железной дороги нормальной колеи, автомобильной дороги федерального значения, линии электропередачи, трубопровода магистрального транспорта газа должен связать по кратчайшему пути промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал.

Кроме того, направление перспективно, как звено опорной железнодорожной сети, связывающее промышленные районы Урала и Западной Сибири с Северным морским путем. Тем самым расширяется возможность маневра материальными ресурсами на территории Российской Федерации, увеличивается ее экономическая и оборонная безопасность.

Наличие железной дороги в рассматриваемом регионе будет способствовать удешевлению строительства объектов промышленного производства за счет сокращения затрат на перевозку материалов и оборудования.

Экономическая оценка расхода электроэнергии за 2015 и 2020 годы по видам сырья Урала

Рисунок 8 – Экономическая оценка расхода электроэнергии за 2015 и 2020 годы по видам сырья, %

Строительство железной дороги вдоль восточного склона Урала решает не только экономические – освоение богатств территории, но и острые социальные вопросы, прежде всего – создания дополнительных рабочих мест.

Целесообразность строительства железной дороги по восточному склону рассматривалась учеными и правительственными органами неоднократно. Одна из первых работ по перспективам освоения природно-ресурсного потенциала северных территорий Урала была проделана СОПСом АН СССР в 1941 г. В 1950 г. Совет Министров СССР обязал Госплан СССР совместно с АН СССР и заинтересованными ведомствами разработать комплексный план создания Урало-Печорской угольно-металлургической базы. В 1951 г. была организована комплексная Урало-Печорская комиссия, которую возглавил академик Немчинов В. С. Комиссия считала целесообразным строительство железной дороги по восточному склону Уральского хребта и рекомендовала вариант трассы от ст. Полуночная до ст. Подгорная Печорской дороги. В 1975–1976 гг., затем в 1980–1983 гг. Институт экономики УНЦ АН СССР совместно с институтом УЭМИИТ рассматривал 4 варианта трассы железной дороги по восточному склону с пересечением Уральского хребта и выходом на Печорскую дорогу и один вариант по западному склону Урала со строительством дороги Соликамск-Троицко-Печорск. Главная цель строительства дороги – поставки энергетических и коксующихся углей из Воркутинского угольного бассейна на заводы и электростанции Среднего и Южного Урала. Объем перевозок угля оценивался в 10 млн. т в год [39].

В 1990 г. Институт Уралгипротранс на основе предыдущих работ разработал ТЭС по выбору варианта Урало-Печорской железной дороги. Рассматривалось два варианта трассы железной дороги по восточному склону Уральского хребта: от ст. Полуночное с выходом на ст. Сивая Маска и на ст. Харп Печорской железной дороги. До 590 км от ст. Полуночное трасса проложена по восточному склону хребта, а далее по долинам рек Чиги, Харута и Хулга. Трасса подходила к пос. Саранпауль и далее на север до ст. Харп. Длина трассы была определена в 795 км. Предусматривался один главный путь с руководящим уклоном 9 ‰. Объем земляных работ оценивался приблизительно в 6,5 млн. м3 (8,2 тыс. м3 на 1 км пути). Нормативная продолжительность строительства была определена в 8 лет, стоимость строительства в ценах 1984 г. составила 2057 млн. руб. и была рассчитана по аналогу по стоимости 1 км железной дороги [16].

В работе Института экономики УрО РАН 1998 г., выполненной по заданию администрации Ямало-Ненецкого автономного округа рассмотрено пять вариантов железнодорожной связи промышленного Урала и Ямала по западному направлению и три варианта по восточному направлению (Полуночное – Харп, Полуночное – Сивая Маска и Полуночное – Сыня).

Стоимость строительства железной дороги Полуночное – Харп протяженностью приблизительно 830 км была определена также по аналогу и составила 1753 млн. руб. в ценах 1984 г. [16].

Варианты Полуночное – Сивая Маска и Полуночное – Сыня на Печорской железной дороге имеют несколько меньшую длину, но линии проходят на значительном удалении от месторождений и проявлений Полярного Урала, а во втором случае и Полярного Урала и удлиняют по сравнению с трассой Полуночное – Харп расстояние перевозок грузов на 200–300 км.

В 2004 г. ОАО СИБНАЦ разработал технико-экономический проект по инфраструктурному обустройству Приполярного и Полярного Урала. В этой работе предусматривается строительство железной дороги ст. Полуночное – ст. Обская в 50–70 км от предгорьев Уральского хребта по более спокойному рельефу. Трасса имеет относительно меньшее количество пересечений с водными преградами по сравнению с вариантом трассы по предгорьям Уральского хребта [25].

Исходя из объема грузового и пассажирского движения, а также расположения месторождений и добывающих предприятий, намечен план трассы дороги, определено местоположение железнодорожных станций, раздельных пунктов и разъездов.

На трассе железной дороги Полуночное – Обская предполагается разместить 5 станций, к которым подходят подъездные железнодорожные пути от добывающих предприятий, и 35 раздельных пунктов и разъездов.

При размещении станций, раздельных пунктов и разъездов учитывались строительные условия и обеспечение рационального транспортного обслуживания районов тяготения.

Район строительства характеризуется сложными строительными условиями. Земляное полотно дороги будет устраиваться, в основном, в насыпи и только в районе прохождения трассы по Приполярному Уралу, для придания дороге допустимых уклонов, земляное полотно частично будет выполнено в выемке. Протяженность насыпей составит 96% от общей длины трассы, а выемок 4%. Земляное полотно предполагается построить под один путь шириной поверху 6,5 м на прямых участках и соответствующим уширением на кривых. На подтопляемых участках и в местах прохождения дороги по болотам и районам с термокарстом земполотно будет запроектировано в насыпи по индивидуальным проектам.

Для выполнения работ по сооружению земляного полотна в установленные сроки необходимо привлечение 6 механизированных колонн с производительностью 1500 тыс. м3 в год. Каждая механизированная колонна будет выполнять земляные работы на участке протяженностью 130–150 км.

Для завоза строительных материалов и конструкций на всем протяжении дороги предусмотрено строительство временной дороги. Трасса временной автодороги будет проходить по трассе постоянной дороги и после окончания строительства железнодорожного пути будет досыпаться до проектных отметок с укладкой на ней покрытия из железобетонных плит.

Строительство мостов предусматривается осуществлять несколькими мостостроительными отрядами. Строительство труб осуществляется специализированными колоннами строительно-монтажных поездов. Укладка и балластировка пути будет производиться от двух станций примыкания (с севера – от ст. Обская и с юга – от ст. Полуночное).

Мосты располагаются на постоянных водотоках и в заболоченных логах. На периодических водотоках, в незаболоченных логах предусмотрены металлические гофрированные трубы. Мосты и трубы приняты из расчета пропуска расчетного расхода воды вероятностью превышения 1%.

На основном пути железной дороги Полуночное – Обская всего предполагается запроектировать 1061 искусственное сооружение, в том числе:

– малых искусственных сооружений (водопропускных одно- и двухочковых труб) – 959 шт.;

– средних и малых мостов – 91 шт.;

– больших мостов – 11 шт. [25].

Стоимость строительства железной дороги составила 52877 млн. руб. в ценах на начало 2007 г. (табл. 9, I вариант).

Сотрудники отдела комплексных проблем регионального природопользования Института экономики УрО РАН совместно со специалистами Уральского государственного горного университета предложили вариант трассы железной дороги по предгорьям Уральского хребта (см. приложение 1). Предложенная трасса и трасса СИБНАЦ совпадают до 50 км (Бурмантово) и после 570 км. Трасса проведена за границей сочленения Уральской складчатой системы с Западно-Сибирской платформой, т.е. в устойчивой геологической зоне. Трасса проходит максимально близко к известным месторождениям и проявлениям, в то же время их не пересекая [25]. По сравнению с трассой, предложенной СИБНАЦ, разница в расстояниях до месторождений составляет от нескольких километров (Люльинское месторождение) до нескольких десятков километров: до Охтлямского и Янытурьинского железорудных проявлений разница составит 50–55 км, до Западного медноцинкового – около 60 км, до Тольинского и Оторьинского угольных – 40–45 км.

К недостаткам трассы относится большее по сравнению с вариантом СИБНАЦа количество малых и средних мостов (103 по сравнению с 91), водопропускных сооружений (табл. 9, II вариант).

К положительным сторонам этого варианта трассы, помимо близости к месторождениям и устойчивости массива под полотном дороги, следует также отнести значительно меньший объем земляных работ (6,5–7,0 млн. м3 против 53,1 млн. м3). Правда земляные работы будут вестись в скальных породах, а не в рыхлых грунтах как в варианте СИБНАЦа.

Таблица 9 – Основные технико-экономические показатели строительства железной дороги по вариантам на 2007 год

Показатели I вариант II вариант Отклонение
Длина дороги, км 814 800 -14
Руководящий уклон, % 9 9 -
Профильный объем земляных работ, млн. м3 53,1 6,5–7,0 -46,1
Большие мосты, шт. 11 8 -3
Средние и малые мосты, шт. 91 103 +12
Водопропускные трубы, шт. 959 1002 +43
Количество перевозных станции, шт. 5 5 -
Количество разъездов, шт. 35 35 -
Стоимость строительства 1 км, млн. руб. 65 н.д. -
Стоимость строительства всего, млн. руб. 52877 Ок. 60000 +7123

Стоимость строительства дороги для трассы по предгорьям Уральского хребта не определялась, но по ориентировочной оценке затраты на строительство дороги составят около 60 млрд. руб.

Для окончательного выбора того или иного варианта трассы требуется проведение изыскательских работ и технико-экономических обоснований.

Объем перевозок минерального сырья с территории ХМАО – Югры по намеченной к строительству железной дороги по восточному склону Урала представлен в таблице 10. В течение 2011, 2015 и 2020 годов объемы перевозок минерального сырья возрастают в 4 раза, так в итоге по ХМАО за 2011 год объем составляет 5038 тыс. т, в 2015 году – 19867 тыс. т, в 2020 году – 21115 тыс. т. Основной объем составляет энергетический уголь (бурый уголь) и к 2020 году достигает 16600 тыс. т, в наименьшем объеме будут перевозиться бокситы и цеолиты – 50 тыс. т и 40 тыс. т, что объясняется объемами добычи и внешним потреблением данных минеральных ресурсов.

Таблица 10 – Объемы перевозок минерального сырья с Уральской части Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по железной дороге Обская – Полуночное

Виды сырья Пункт отгрузки (км от ст. Полуночное) По годам, тыс. т
2011 2015 2020
Уголь энергетический Люлья (300) 4000 16600 16600
Железная руда Хорасюр (340) 500 2500 3500
Хромиты Саранпауль (410) - 200 400
Медный и цинковый концентраты Хорасюр (340) 28 57 95
Цеолиты Люлья (380) 30 30 40
Бентониты Усть-Манья (160) 300 300 300
Кокс Люлья (380) 130 130 130
Бокситы Люлья (380) 50 50 50
Итого по ХМАО 5038 19867 21115