Перспективы развития сотрудничества Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона
Проблемы обеспечения экономической безопасности и устойчивости Дальневосточного региона России в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Начало 90-х годов характеризовалось отказом государства от своих обязательств и вообще от проведения какой-либо акцентированной экономической политики на Дальнем Востоке. В результате дальневосточный регион, несмотря на исключительно выгодное географическое положение и обилие природных ресурсов, оказался одним из наиболее экономически отсталых.
По ряду причин, основной из которых является рост транспортных расходов, предприятия региона столкнулись с проблемой реализации своей продукции на внутреннем рынке. По этой же причине традиционные поставки на Дальний Восток товаров из европейской части России стали экономически невыгодными. В то же время, необходимые региону товары народного потребления и продовольствие производятся в соседних странах АТР.
Единственным выходом из кризиса для Дальнего Востока была вынужденная переориентация экономических связей региона на внешние рынки Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Либерализация внешнеэкономических связей и сокращение спроса на внутреннем российском рынке на продукцию дальневосточных предприятий создали необходимые для этого торгово-экономические предпосылки [17, с. 7].
Таким образом, на развитие внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР во многом повлияла отдаленность недостаточно освоенного региона от развитого центра страны, чему в большой степени способствовало выгодное географическое положение и обеспеченность природными ресурсами.
По мере усиления экономической мощи стран АТР за последние десятилетия, экономическая позиция России в регионе, наоборот, ослабевает. Переориентация оборонных предприятий на производство качественной продукции, предназначенной как для внутреннего потребления, так и для экспорта, а также возрождение промышленного сектора в регионе – вот те задачи, которые становятся приоритетными в политике России на Дальнем Востоке. Успешное решение этих задач поможет России в значительной степени не остаться в стороне от перемен, происходящих в АТР [18, с. 14].
По мере развития взаимного сотрудничества Дальнего Востока со странами АТР, возникли проблемы, прямо или косвенно негативно влияющие на экономическую безопасность и устойчивое развитие региона. Это:
- низкая конкурентоспособность дальневосточной продукции;
- преобладание в экспорте Дальнего Востока сырья;
- криминализация бизнеса на территории Дальнего Востока;
- нелегальный ввоз и вывоз товаров;
- слабое развитие транспортных сетей;
- различия в требованиях к стандартизации и сертификации товара;
- исторически сложившиеся разногласия по вопросам принадлежности некоторых территорий Дальнего Востока.
Одной из важнейших проблем, с которыми столкнулись дальневосточные предприятия, выходя на рынки стран АТР, стала низкая конкурентоспособность их продукции. При этом стоит отметить, что конкурентоспособность дальневосточной продукции уступает не только продукции зарубежных стран, но и продукции, производимой в других регионах России. Это связано с тем, что на Дальнем Востоке самая высокая энергоемкость производства, которая в совокупности с увеличением транспортных расходов приводит к удорожанию продукции. В результате снижаются экспортные поставки в АТР по ряду отраслей. Так, например, экспорт дальневосточной древесины постепенно замещается экспортом сибирской древесины [42, с. 10].
В силу исторически сложившихся условий для экспорта Дальнего Востока характерна сырьевая направленность, что привело к диспропорциям в отраслевой структуре дальневосточной экономики. Кроме того, это ставит развитие внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР в зависимость от мирового уровня цен на сырьевые товары. Между тем, практически во всех сегментах мировых рынков сырьевых товаров в последние годы наблюдается падение цен. Это вызвано крупными структурными и технологическими изменениями в экономике развитых и развивающихся стран. Особенно это относится к таким странам, как, например, Корея, Япония и США. Предприятия переходят на энергосберегающие технологии, утилизацию отходов и многократную переработку природных ресурсов. Для Дальнего Востока, экспортирующего в страны АТР в основном сырье, такая ситуация является крайне неблагоприятной.
Одной из давних и трудно решаемых проблем, препятствующих продвижению взаимного сотрудничества Дальнего Востока со странами АТР, является слабое развитие транспортных сетей. Сегодня плотность железнодорожных путей на Дальнем Востоке в 3,6 раз ниже, чем в среднем по стране. Автодорог с твердым покрытием меньше почти в 5 раз [48, с. 15]. Это увеличивает время транспортировки товара, приводит к возникновению дополнительных издержек. В связи с этим для дальневосточного региона особую важность приобретает реализация Государственной целевой программы “Модернизация транспортной системы России”, которой предусмотрены различные проекты развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке.
Исходя из вышеизложенного, развитие взаимного сотрудничества Дальнего Востока со странами АТР сопровождается наличием целого ряда проблем. Безусловно, вышеперечисленные проблемы не являются полным перечнем тех проблем, которые возникают при внешнеторговых отношениях Дальнего Востока со странами АТР. Существуют также такие проблемы, как применение дискриминационных мер по отношению к дальневосточным товарам, неустойчивое политическое и экономическое положение на Дальнем Востоке, которые имеют большое влияние на степень доверия иностранных партнеров к нашим предприятиям, и другие. Определить, насколько препятствует плодотворному сотрудничеству наличие той или иной проблемы довольно сложно, но все они в комплексе могут стать серьезным препятствием для дальнейшего развития Дальнего Востока в АТР.
Таким образом, наблюдая динамику внешней торговли Дальнего Востока с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона за последние пятнадцать лет, становится очевидным, что их взаимодействие растет. Рассмотрим возможные перспективы развития взаимного сотрудничества Дальнего Востока и АТР.
Основные пути оптимизации развития взаимного сотрудничества Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона
Для придания динамичности дальнейшему развитию внешней торговли региона необходимо наращивать в экспорте долю готовой продукции с высокой степенью переработки, для чего необходима реконструкция уже имеющихся предприятий и создание новых. В настоящее время государство не в состоянии обеспечить Дальний Восток достаточными финансовыми средствами, поэтому для осуществления поставленных целей необходимо привлечение иностранного капитала. На наш взгляд, сотрудничество дальневосточных предприятий с иностранными инвесторами в перспективе приведет к росту внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР.
Наибольшее значение для дальневосточного региона имеют инвестиционные ресурсы стран АТЭС. Дальнему Востоку необходимы дополнительные источники финансирования для подъема экономики, для строительства новых предприятий и расширения старых в экспортоориентированных отраслях. Поднятие промышленности региона до должного уровня, наращивание экспорта готовой продукции с высокой степенью переработки позволит увеличить внешнеторговый оборот Дальнего Востока и таким образом обеспечить стабильные поступления финансовых ресурсов, так необходимых региону.
Наиболее перспективным представляется торгово-экономическое сотрудничество в развитии транспортной инфраструктуры. Если говорить о развертывании транспортной сети на Дальнем Востоке, то это такие проекты как строительство железной дороги из Приморья в южнокорейский порт Пусан, мост между островом Сахалин и Японией, а также строительство тоннеля к Сахалину. Использование железнодорожного пути при перевозке грузов из АТР в Европу снизит транспортные расходы на 15-20 % по сравнению с транспортировкой морским путем. Для Дальнего Востока реализация данного проекта означает увеличение грузопотока через его территорию, что принесет существенные прибыли.
В развитии торговых отношений между странами АТР (особенно Китаем) и Дальним Востоком немаловажную роль сыграет реализация проекта о создании приграничного торгово-экономического комплекса “Пограничный - Суйфэньхе”. Российская сторона выделяет под него 300 га на границе, китайская – 153 га. В рамках государственной политики, направленной на изменение структуры российского, и, в частности, дальневосточного экспорта в сторону увеличения поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости, на территории комплекса планируется создать экологически чистые производства. Так как для России реализация данного проекта имеет федеральное значение в силу своей принадлежности к внешнеполитическому курсу, направленному на стратегическое партнерство с КНР, то можно сказать, что степень реализации этого проекта довольно высокая [48, с. 17].
Экспортное производство обеспечивает значительную часть денежных поступлений Дальнего Востока. В то же время оно представлено в основном товарами с низкой степенью переработки и небольшой добавленной стоимостью. Поэтому разработаны программы по импортозамещению и развитию экспортных отраслей с применением современных технологий. Несколько проектов относятся к развитию энергетической инфраструктуры, освоению месторождений и газа на Дальнем Востоке. Значимыми для дальневосточной экономики являются проекты, связанные с модернизацией комплекса по добыче и переработке морских биологических ресурсов и рыбодобывающего флота, развитием искусственного воспроизводства сырьевой базы ценных пород рыб.
Существует целый перечень проектов, реализация которых принесет региону значительные прибыли в будущем и усилит экспортную специализацию региона (см. Приложение В) [11, с. 16].
Дальний Восток может превратиться в крупнейшего экспортера нефти, природного газа, угля и электроэнергии. Это должно быть достигнуто за счет увеличения производства основных видов продукции ТЭК в результате ввода в эксплуатацию новых производственных объектов. В рыбной промышленности планируется строительство ряда новых рыборазводных заводов, создание предприятий марикультуры и развитие береговых рыбообрабатывающих производств. В лесной промышленности должна увеличиться доля переработки древесины.
Наиболее реальными и перспективными проектами являются проекты в области энергетики. Создание электроэнергетических линий (например, “Южная Якутия – Сахалин – Япония”, “Приморский край – КНДР – Республика Корея”) позволит в перспективе экспортировать до 60 млрд. КВт/час. в год [29, с. 84]. В создании единой энергетической системы заинтересован и Китай. Совместное использование нефтяных и газовых ресурсов Дальнего Востока, сооружение сети нефте- и газопроводов, строительство мощных сверхдальних линий электропередач приведет к созданию и развитию единой инфраструктуры для Дальнего Востока и АТР.
Перспектива увеличения грузопотока между Дальним Востоком и странами АТР создает необходимость развития транспортной инфраструктуры. Среди наиболее перспективных проектов в этой сфере можно выделить проект о соединении Транссибирской магистрали с Корейской железной дорогой. Проект “Транссиб – Транскорея” дает около 30 % экономии во времени при трансконтинентальной транспортировке грузов по сравнению с морскими перевозками. Реализация этого проекта вопрос уже практически решенный, уточняются последние детали [11, с. 19].
Основным принципом внешнеторговой политики Дальнего Востока должно стать всемерное содействие экспорту с целью его наращивания. Это в свою очередь может послужить дополнительным источником финансирования экономического развития региона. Реализация принципов экспортоориентированной политики должна осуществляться с помощью следующих методов:
- финансовая поддержка проектов, направленных на развитие и модернизацию экспорта;
- предоставление субъектам Дальнего Востока права распоряжаться частью фискальных доходов, получаемых от внешней торговли на их территории;
- субсидирование производителей экспортной продукции путем частичного возврата импортных пошлин на приобретаемую ими продукцию в целях увеличения объемов производства и экспорта;
- стимулирование получения максимальной прибыли путем предоставления налоговых льгот, освобождения или отсрочки для создания высокотехнологичных экспортоориентированных производств.
Данные методы предусмотрены Президентской программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г.
К методам стимулирования развития экспортных отраслей можно также добавить дифференциацию экспортной политики по территориям Дальнего Востока, выделение приоритетных районов и отраслей для осуществления проектов ускоренного развития экспорта.
Первоначальная ориентация на развитие сырьевой направленности экспорта является оправданной, так как наращивание экспорта в этой области является практически единственным источником финансовых ресурсов, необходимых для развития Дальнего Востока и в дальнейшем для структурной перестройки промышленного производства в регионе. Поэтому одним из приоритетных направлений региональной политики должно быть содействие наращиванию экспортного потенциала в экспортоориентированных отраслях – топливной, лесной, рыбной, горнодобывающей. В связи с этим целесообразным является создание на Дальнем Востоке целевых фондов для поддержки экспорта, в основе финансирования которых предполагается использовать как средства из региональных бюджетов, так и около 15-20 % фискальных доходов, получаемых от внешней торговли на их территориях.
По мере наращивания экспортного потенциала сырьевых отраслей, основным направлением экономической политики должно становиться создание экспортных производств с высокой степенью переработки. Это позволит расширить номенклатуру товаров, поставляемых на экспорт и, соответственно, увеличить стоимостной объем экспорта. Необходимо создавать условия для привлечения иностранных инвестиций. В рамках Президентской программы это предполагается достигнуть через:
- восстановление для предприятий с участием иностранного капитала части льгот, существовавших на территории Дальнего Востока в конце 80-х – начале 90-х гг.;
- создание Дальневосточного банка международного сотрудничества;
- создание сети локальных зон экономического и технологического развития с введением дифференцированных льготных режимов функционирования капиталов.
Помимо развития экспортоориентированных отраслей должно уделяться внимание и импортной политике на Дальнем Востоке. Ее основной задачей является рационализация структуры импорта за счет увеличения в нем доли инвестиционных товаров, новых для региона технологий, необходимых для усовершенствования экспортных производств. Для этого предполагается предоставление налоговых льгот и других поощрений импортерам инвестиционных товаров и технологий, которые имеют важное значение для экономики региона. Причем подобные льготы должны распространяться как на национальные предприятия, так и на предприятия с участием иностранного капитала.
В то же время, движение импортных потоков не должно происходить стихийно, а быть регулируемым процессом. В этом смысле линия на последовательную либерализацию внешней торговли не должна сопровождаться полным отказом от нетарифного регулирования импорта на региональном уровне. Вместе с тем, по мере решения задач рационализации структуры импорта, акцент в регулировании последнего должен смещаться в сторону тарифных и налоговых регуляторов.
К методам совершенствования мер экономической безопасности и устойчивого развития можно отнести также ужесточение борьбы с контрабандной торговлей, браконьерством, ослабление влияния криминальных структур в бизнесе, наращивание научно-технического потенциала с целью внедрения научных достижений в производство, обучение квалифицированных специалистов за рубежом с целью приобретения опыта и применения его на наших промышленных предприятиях и другие.
Отдельно следует отметить по результатам сравнительного анализа данных катастрофически низкий уровень финансирования науки (0,25 % от ВРП при пороговом значении 5 %). По данному критерию экономической безопасности и устойчивости предлагается проект форума молодых ученых Дальневосточного региона России и стран АТР. Данный форум может иметь название “Концепция экономической безопасности и устойчивости ДВФО”.
Идея подготовки и проведения форума заключается в привлечении внимания Правительства Российской Федерации и стран АТР к проблеме финансирования научных исследований с одной стороны, и в привлечении ученых к разработке концепции экономической безопасности и устойчивости Дальневосточного федерального округа с другой стороны.
Главной целью форума должно стать создание проекта концепции экономической безопасности и устойчивости ДВФО.
Информацию о проекте можно разместить на сайте в сети Интернет, разослать информационные письма в высшие учебные заведения Дальневосточного федерального округа.
Таким образом, новая стратегия России в отношении развития Дальнего Востока является не только одним из факторов динамичного развития внешней торговли в регионе, но и одной из причин возникновения проблем, связанных с ней. Это привело к уточнению приоритетов во внешнеторговой политике на Дальнем Востоке, отвечающим как интересам России, так и интересам дальневосточной промышленности. В Президентской программе развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. обозначены основные пути совершенствования внешнеторговой политики на Дальнем Востоке. По мере реализации этой программы будет усиливаться экспортный потенциал Дальнего Востока, что будет способствовать увеличению доходной части бюджетов в регионе, созданию новых рабочих мест и в итоге приведет к повышению уровня жизни населения.
Расширение торговых связей со странами АТР будет способствовать укреплению преимуществ Дальнего Востока в рыбной, лесной, горнодобывающей промышленности, в ТЭК, а также привлечению необходимых региону финансовых ресурсов и новейших технологий.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР имеют широкие перспективы развития. Это обусловлено заключением множества совместных проектов, реализация которых приведет к усилению торгового сотрудничества между странами АТР и российским Дальним Востоком, а также проведением целенаправленной внешнеторговой политики России, предусматривающей развитие экспортных производств с целью наращивания экспорта продукции высокой степени переработки. Рационализация импорта, увеличение в нем наукоемкой, высокотехнологичной продукции позволит в более короткие сроки достичь указанной цели.
По мере развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР при одновременном проведении политики, направленной на повышение уровня жизни в регионе, будут преодолеваться экономические и социальные проблемы, препятствующие динамичному развитию экономики Дальнего Востока, а следовательно, экономической безопасности и устойчивому развитию региона.
Сейчас Российская Федерация придерживается стратегии создания эшелонированной системы безопасности в АТР на основе сотрудничества на многосторонней и двусторонней основе. Необходимо общими усилиями предпринимать решительные шаги по укреплению международной безопасности в АТР. Должна быть разработана новая концепция региональной безопасности на основе сотрудничества и формирования новой модели безопасности в АТР – “сообщества безопасности”.