Перспективы развития социальной политики в РФ

В 2005 году в Росси вступили в силу законы, направленные на реформирование в сфере государственной социальной политики и оптимизацию механизмов ее реализации. Во многом в связи с этим, а также учитывая чувствительность общества к социальным реформам, и, основываясь на многочисленных просьбах и рекомендациях регионов, при Председателе Совета Федерации РФ был создан Координационный совет по социальной стратегии. Он призван стать площадкой для коллективного обсуждения и поиска согласованных решений с целью предотвращения деструктивных социальных последствий осуществляемых реформ. Члены Координационного совета единодушны в том, что накапливающиеся социальные проблемы и отсутствие социальной перспективы долгосрочного развития, подрывают конкурентоспособность нашей страны на международных рынках и несут угрозу экономической безопасности России, так как в условиях глобализирующегося мира и ускоренного обновления технических средств во всех сферах все меньшую роль играют чисто материальные и даже ресурсные факторы устойчивого развития и экономического роста, а все большую - человеческий потенциал.

В стране давно незрела необходимость изменить отношение к человеку, к цене и качеству человеческой жизни. Каждый человек, будь то мужчина или женщина, ребенок или старик, здоровый или инвалид – это и высшая ценность, и подлинная цель развития, и главный ресурс государства. Важно, чтобы это понимание не только проникло в сознание политиков и государственных служащих, органов власти всех уровней, но и стало основой политической жизни, базовым принципом становлении институтов гражданского общества и нормой во взаимоотношениях обычных людей во всех сферах жизнедеятельности.

Экономический рост нужен не ради темпов и структурных сдвигов самих по себе, тем более не для удовлетворения чьих-либо политических амбиций. Рост нужен для улучшения жизни граждан нашей страны. Объективные показатели уровня и качества жизни населения должны стать главными критериями оценки эффективности экономической политики государства. В то же время высокий уровень благосостояния и справедливая оплата труда, возможность получить образование и медицинское обслуживание, реализовать творческий потенциал абсолютно необходимые условия экономического роста.

Вопреки, лукавым – «в пользу богатых» - рассуждениям о необходимости стимулирования экономического роста путем снижения социальных расходов и отказа государством от многих его социальных обязательств обеспечение социальной справедливости отнюдь не препятствует росту экономики. Наоборот, он немыслим без социальных гарантий, достойной оплаты труда и справедливого распределения доходов, без социального партнерства. Наращивание социальных расходов тождественно инвестированию в развитие главной производительной силы современного экономического развития – человека. Поэтому стоит стремиться не только к росту производства, но и к опережающему повышению уровня и качества жизни. Важнейшим интегральным показателем здесь является продолжительность жизни, которая при правильной социально – экономической политике может быть увеличена к 2010 году не менее чем на семь лет. Очевидно, что следование этой цели влечет за собой изменение приоритетов государственной политики. Необходимо преодоление массовой бедности (на основе сокращения безработицы и повышения оплаты труда), кардинальное увеличение финансирования здравоохранения и образования, реальная забота о детях, стариках и инвалидах.

Кардинальное увеличение социальных расходов, повышение оплаты труда и пособий, расходов на науку, здравоохранение и образование послужит мощным стимулом развития экономики, роста занятости и производительности труда. Для этого требуется не отменять, как поступают нынешние власти, а исполнять законодательно установленные нормативы госбюджетных расходов на основные социальные нужды; необходимо превратить социальную составляющую в исходный пункт проектирования федерального бюджета.

В политике социального государства на обозримую перспективу должны быть установлены следующие целевые ориентиры.

1. Увеличение средней продолжительности жизни до уровня развитых стран – не менее чем на 10 лет к 2015 году.

2. Приближение к названому году среднедушевых доходов населения к уровню развитых стран, что тождественно утроению первых, возможному на основе экономического роста с опережающим повышением оплаты труда, доля которой в структуре распределения национального дохода должна составлять не менее 70% вместо нынешних 40%. Выход России на уровень Европейского союза по «индексу развития человеческого потенциала».

3. Преодоление вынужденной безработицы, прежде всего среди молодежи, возможное в результате опережающего роста производства товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, кредитно – налогового стимулирования создания новых рабочих мест, развитие высшего и среднего профессионального образования, развертывание системы повышения квалификации, переквалификации и устройства безработных, организации общественных работ.

4. Радикально сокращение бедности, требующее: соблюдение законодательно утвержденных минимальных социальных стандартов потребления базовых продуктов питания, жилищных условий и энэргоснабжения, бесплатной медицинской помощи; обеспечение нуждающихся за счет федерального бюджета по ежегодно устанавливаемым нормам, а также принятия программы чрезвычайных мер в «зонах социального бедствия», включая бесплатное нормированное распределение продуктов питания и предметов первой необходимости среди детей, стариков, инвалидов, других нуждающихся групп населения.

5. Оказание полноценной поддержки семьи, материнства и детства на основе доведения размера пособия по уходу за ребенком до прожиточного минимума, восстановления и развития сети детских образовательных, творческих и спортивных организаций, защиты семейных ценностей и прекращения пропаганды насилия и разврата в средствах массовой информации, устранения дискриминации женщин.

6. Восстановление на законодательном уровне обязательств государства в социальной сфере и соблюдение социальных гарантий, включая ранее действовавшие нормы законов «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др., предусматривающие конкретные нормативы финансирования нуждающихся групп населения м направлений социальной политики.

7. Восстановление сбережений населения, по вине государства обесценившихся в Сбербанке России, посредством включения обязательств государства, предусмотренным федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в состав внутреннего долга и реализации программы мер по его обслуживанию на основе предоставления населению товаров и услуг отечественного производства в зачет долга.

8. Ослабление дифференциации общества по уровню благосостояния, предполагающее, в частности, освобождение от налогообложения индивидуальных доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума на члена семьи и восстановление прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан, превышающих эту величину более чем в пять раз.

9. Улучшение жилищных условий россиян связанное с: восстановлением права граждан на отапливаемое и электрифицированное жилье, сохранением прав на фактически занимаемое жилье без уплаты налога на имущество с приватизированных квартир и арендной платы за использование государственных квартир, предоставленных до 1992года; развертыванием системы льготного ипотечного кредитования жилищного строительства, включающей предоставление кредита на срок не менее 10 лет с нулевой процентной ставкой; восстановление программ массового жилищного строительства для нуждающихся семей с бесплатным предоставлением квартир в бессрочную аренду; отменой законодательных норм, предусматривающих принудительное выселение людей из квартир за неуплату коммунальных платежей; введением автоматической системы предоставления адресных дотаций на оплату коммунальных услуг исходя из того, что затраты на эти цели не должны превышать 10–ти % совокупного дохода членов семьи.

10. Предоставление гражданам гарантированного доступа к глобальным информационным ресурсам и телекоммуникационным средствам, предполагающее опережающее развитие современной информационной инфраструктуры, поддержание тарифов на услуги связи для населения на уровне себестоимости при сохранении за потребителем права выбирать формы их оплаты, предоставление льгот в информационной сфере организациям образования, здравоохранения и культуры.

Реализация всех этих ориентиров требует поддержание ежегодного прироста ВВП на уровне не менее 10% на основе повышения конкурентоспособности производства товаров и услуг, стимулирования инновационной активности и технологического прогресса, формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

Подводя итог, следует отметить такие важнейшие направления развития, как повышение количества, а главное качества человеческого потенциала. Кроме того, немаловажное значение в будущем будет иметь во многом связанное с вышесказанным повышение уровня благосостояния, преодоление безработицы, увеличение продолжительности жизни. Также необходимо отметить важность направления, связанного с улучшением жилищных условий, которые, как показал анализ, ухудшаются с каждым годом. С развитием человеческого потенциала также тесно связано направление поддержки материнства и детства. Это связано с тем, что воспитанием «завтрашних» кадров, необходимо заниматься уже сегодня.