Показатели и принципы осуществления безопасности личности

Помимо принципов обеспечения социальных гарантий для безопасности личности необходимо также указать прочие актуальные принципы: приоритетность личности над всеми другими социальными ценностями; научность в определении социальных средств обеспечения безопасности личности, анализ угроз ее жизненно важным интересам; максимализм в определении объема средств на обеспечение безопасности личности (одновременная реализация защиты жизненно важных интересов личности во всех сферах жизни людей); равенство безопасности (нормативное закрепление фактического равенства граждан на защиту от угроз, недопустимость создания безопасных условий одному человеку во вред другому); последовательный приоритет жизненно важных интересов личности (жизнь, здоровье, репродуктивная способность, интеллект, духовность); гласность и законность мероприятий по обеспечению безопасности личности. Перечисленные принципы имеют общий характер и могут детализироваться при реализации тех или иных мероприятий обеспечения безопасности личности. Но ни один принцип не может быть проигнорирован обществом и государством, в противном случае не может быть обеспечена безопасность личности в условиях глобализации мира.[14]

Главными показателями качества осуществления безопасности личности можно считать:

Показатели, связанные с экономической сферой:

- уровень ВВП на душу населения;

- уровень безработицы.

Показатели, связанные с социальной сферой:

- уровень жизни населения;

- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

- уровень заболеваемости населения;

- естественный прирост (убыль) населения;

- уровень преступности.

- уровень улавливания загрязняющих веществ;

- уровень экологического сознания населения

Исходя из этого, основными формами социальных гарантий безопасности личности являются прожиточный минимум и основанные на нем минимальная пенсия и минимальная зарплата, социальные выплаты при рождении ребенка, при безработице, при болезни, при временной нетрудоспособности, материальная помощь в связи с беременностью и родами, при воспитании ребенка, особенно для одиноких родителей, поддержка сирот, инвалидов, малообеспеченных граждан.[15]

Кроме основных социальных гарантий безопасности личности, существуют также дополнительные - с целью предоставления социальной поддержки населению РФ в целом и отдельным категориям граждан относительно:

- уровня жизни населения, которое пострадало вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

- уровней оплаты труда работников разной квалификации в учреждениях и организациях, которые финансируются из бюджетов всех уровней;

- стипендий ученикам профессионально-технических и студентам высших государственных учебных заведений;

- индексации доходов населения с целью поддержания достаточного жизненного уровня граждан и покупательной способности их денежных доходов в условиях роста цен;

- предоставления гарантированных объемов социально-культурного, жилищно-коммунального, транспортного, бытового обслуживание и обслуживание в сфере образования, здравоохранения, физического культуры и спорта, торговли и общественного питания;

- обеспечения льготных условий удовлетворения нужд в товарах и услугах отдельным категориям граждан, которые нуждаются в социальной поддержке;

- компенсации в установленном порядке ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.

Таким образом, выделяется право социальной защиты личности – как основная социальная гарантия безопасности личности. Право социальной защиты личности в основном функционирует в двух организационно-правовых формах - общеобязательного государственного социального страхования и государственной социальной помощи. Нормы, которые регулируют эти отношения, объединяются в относительно отделенные части, каждая из которых имеет свои принципы права.

Обязательное государственное социальное страхование характеризуется такими принципами: законодательное определение условий и порядка осуществления социального страхования; обязательность страхования нанимаемых работников и самозанятых лиц; разнообразие видов социальных выплат и услуг; объединение солидарного и накопительного методов при распределении средства социального страхования; соответствие размера пенсии и социальной помощи, которые являются основным источником существования для лица, уровню прожиточного минимума, установленного законом; государственная гарантированность реализации застрахованными лицами своих прав; целевое использование средства общеобязательного государственного социального страхования.[16]

Правовое регулирование отношений по каждому виду социального страхования имеет специфические принципы, которые закрепляются в соответствующих законах. В частности к принципам общеобязательного государственного пенсионного страхования относятся такие: законодательного определения условий и порядка осуществления общеобязательного государственного пенсионного страхования; обязательности страхования лиц, которые работают на условиях трудового договора (контракта) и других основаниях, предусмотренных законодательством, а также некоторых других лиц; права на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования лиц, которые согласно законам не подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию; заинтересованности каждого трудоспособного лица в собственном материальном обеспечении после выхода на пенсию; равноправия застрахованных лиц относительно получения пенсионных выплат и выполнение обязанностей относительно уплаты страховых взносов; дифференциации размеров пенсий в зависимости от продолжительности страхового стажа и размера заработной платы (дохода); солидарности и субсидирования в солидарной системе и т.п.

Государственная социальная помощь строится на принципах: законодательного определения условий и порядка предоставления социальной помощи; адресности; гуманности; доступности; законодательного установления социального стандарта «прожиточный минимум» и определения его уровня; зависимости размера социальной помощи от уровня материальной потребности лица; субсидирование; бесповоротности.

Учет результатов теории права дает возможность сделать вывод, что принципы права социальной защиты личности выражаются в таких нормах: принципы-аксиомы, (например, юридическое признание права каждого человека на социальную защиту, на медпомощь); принципы-дефиниции (например, установление содержания таких правовых понятий, как «социальная защита», «социальное страхование», «пенсия», «помощь» и т.п.); нормы принципы, которые непосредственно устанавливают исходные положения в данной области, институте права (солидарность при распределении средства из солидарной пенсионной реформы, запрет дискриминации, равенство и т.п.); нормы- доктрины, которые в совокупности провозглашают и начинают концептуальные теоретические основы относительно решения в определенный организационно-правовой способ проблем в сфере социальной защиты (нормы Концепции социального обеспечения населения, Основных направлений пенсионной реформы, социальной политики и т.п.).

В совокупности принципы социальных гарантий безопасности личности на различных уровнях формируют социальную политику государства – важный элемент системы национальной безопасности. Социальная политика рассматривается как обоснование и реализация решений государством и другими социальными институтами (политическими партиями, профсоюзами, союзами предпринимателей и др.) в интересах и с учетом потребностей основных слоев и социальных групп, отдельного человека, их места в обществе и взаимодействии в сфере трудовых отношений, предоставление социальных гарантий, осуществление социальной защиты населения.[17]

С этой целью государство и другие социальные институты, прежде всего, должны оказывать содействие всестороннему использованию совокупной рабочей силы, защиты ее от безработицы. В центре внимания социальной политики в этой сфере должно быть такое соотношение между уровнем заработной платы и помощи безработным, которое бы стимулировало их к повышению своего профессионально-квалификационного уровня (в случае необходимости - на получение новой профессии) и эффективный поиск работы. В сфере заработной платы и формирования доходов нанимаемых работников социальная политика должна быть ориентированной на выполнение заработной платой всех основных функций (воспроизведенной, стимулирующей, распределительной и социальной), а также на оптимальное соотношение между трудовыми и нетрудовыми (получение процентов от вкладов, дивидендов) доходами, между заработной платой высоко- и низкооплачиваемых категорий работников и др.

Важным направлением социальной политики относительно трудоспособного населения является принятие обоснованных решений по внедрению новейших достижений науки и техники в производство с учетом численности уволенных при этом. Кроме того, необходимо направлять эту политику на решение проблем гуманизации труда, обеспечение достойных человека условий работы (санитарно-гигиенических, эстетичных, экологических, надлежащей техники безопасности).

Указанные выше факторы и принципы безопасности личности должны формировать у граждан РФ доверие к государству, его социально-политической и экономической политике и существующей социальной системе, что находит свое выражение в увеличении производительности труда, социальной и экономической активности, видах и размерах частных сбережений и инвестиций в отечественные предприятия и пр.

Следовательно, достигается:

- неприкосновенность человеческого достоинства;

- свободное развитие каждого члена общества;

- свобода передвижения, печати и слова;

- свободный выбор профессии и места работы,

- эффективное использование средств производства их владельцами.[18]

Обеспечение социальных гарантий для каждого члена общества создает основу для содействия социально-культурному потенциалу страны, производственной, научной и инвестиционной деятельности отечественных предприятий и организаций, их развитию, внедрению новейших технологий, расширению рынков сбыта, что уменьшает нужды внешних финансовых вливаний и, значит, снижает влияние внешних факторов безопасности.