Политическая карта мира и этапы формирования

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий, начиная от эпохи общественного разделения труда, появления частной собственности и разделения общества на социальные группы. В своем развитии политическая карта мира пережила немало исторических эпох, что позволяет говорить о существовании особых этапов в ее формировании (см. соответствующий раздел), которые тесно связаны с периодизацией всемирной истории. Ранние этапы формирования политической карты мира констатируют формирование и существование лишь малой части наиболее известных государств и империй. Мощный импульс территориальных изменений на всех континентах начался с эпохи Великих географических открытий, положившей начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей на весь мир. Этому способствовало зарождение, подъем и утверждение капиталистических отношений, и появление новых транспортных средств. К 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных государств. В то же время существовали огромная британская колониальная империя и меньшая по размерам - французская. Они сохранили свои владения после первой мировой войны. Были колонии и у других государств - Японии, США, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Италии, Испании. Крушение колониальной системы империализма после второй мировой войны, бурный рост национально-освободительных движений - борьбы народов за независимость, кардинально изменили политическую карту мира. Так, накануне второй мировой войны в мире было 71 суверенное государство, в 1947 г. их стало 81, а к 1998 г. суверенитетом обладало уже 193 государства.[6]

Политическая карта мира отражает место стран в современном мире, их политико-административную структуру, эволюцию форм государственного устройства. Изучение ее аспектов в динамике, в исторической последовательности представляет особый интерес для географов. Особенно важно знать качественные и количественные изменения, происходящие на политической карте мира. Под качественными изменениями подразумеваются изменения форм государственного устройства, форм правления, перемена политического статуса, изменения в местоположении и названии столиц, названий стран, образование различных межгосударственных образований, с целью интеграции или сотрудничества. Такие международные организации или союзы могут во многом изменить соотношение сил (политических, экономических и т. д.) на международной арене. Под количественными изменениями подразумеваются объединение или распад государств, добровольные уступки (или обмен) странами участков суши или территориальных вод, отвоевание суши у моря (намыв территории) и т. д. Все то, что влечет за собой изменение площади государственной территории.

Главными объектами политической карты являются страны мира. Политическая карта мира представляет собой пеструю мозаику. Вся обитаемая часть суши (т.е. все материки, кроме Антарктиды) и прилегающие к ней обширные морские пространства как бы исполосованы политическими границами. Сейчас в мире насчитывается 193 суверенных государства. Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся территорий (см. приложение 2). Их можно условно разделить на группы:

        ·  колонии, официально включенные в список ООН. В этом перечне перечислены территории, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении независимости. Например, Гонконг (Сянган), уже стал административной единицей КНР с особым политическим режимом с 1 июля 1997 г. А владение Португалии Аомынь (Макао) должно перейти под юрисдикцию Китая в 1999г.;

        ·  островные территории, фактически колонии, не включенные в список ООН, так как по утверждению управляющих ими государств, они являются “заморскими департаментами”, “свободно ассоциированными государствами” и т. п.;

Почти все колонии невелики по территории и населению. Исключение составляет лишь владение США Пуэрто-Рико (3,7 млн. чел.). Вопрос о предоставлении независимости всем колониям сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические объекты или представляют другой интерес. Например, десятки военно-воздушных и военно-морских баз США размещены на островах-колониях в Тихом и Атлантическом океане.

Под качественными изменениями подразумеваются изменения форм государственного устройства, форм правления, перемена политического статуса, изменения в местоположении и названии столиц, названий стран, образование различных межгосударственных образований, с целью интеграции или сотрудничества. Такие международные организации или союзы могут во многом изменить соотношение сил (политических, экономических и т. д.) на международной арене. Под количественными изменениями подразумеваются объединение или распад государств, добровольные уступки (или обмен) странами участков суши или территориальных вод, отвоевание суши у моря (намыв территории) и т. д. Все то, что влечет за собой изменение площади государственной территории.

Главными объектами политической карты являются страны мира. Политическая карта мира представляет собой пеструю мозаику. Вся обитаемая часть суши (т.е. все материки, кроме Антарктиды) и прилегающие к ней обширные морские пространства как бы исполосованы политическими границами. Образование и развитие государств - сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, социальных, экономических, этнических. Специалисты по международным проблемам насчитывают на земном шаре около 300 пунктов, по которым имеются споры: территориальные, этнические, пограничные, в том числе более 100 таких, где существует острая конфликтная ситуация. Хотя политический климат на Земле после распада Советского Союза, ОВД и СЭВ и в целом биполярной системы мироустройства “потеплел”, на нашей планете все еще сохраняются отдельные очаги напряженности. Некоторые из них длятся десятилетиями. Продолжается спор между Испанией и Великобританией о суверенитете над Гибралтаром. Был вооруженный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Это противостояние Израиля арабскому миру на Ближнем Востоке. Израиль не выполнил резолюцию 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года и последующие решения ООН.

Он не возвращает арабским государствам территории, захваченные им во время арабо-израильской войны 1948-1948 гг. и “шестидневной войны” 1967 г. против Египта, Сирии и Иордании: полностью Западный берег р. Иордан, Восточный Иерусалим, сектор Газа, сирийские Голанские высоты. Аннексированные Израилем земли (14,3 тыс. км.2) составляют половину его фактической территории.[1] Израиль не имеет, таким образом, международно признанных границ. Нет пока полноценного Государства Палестина со столицей Восточный (арабский) Иерусалим, провозглашенного в 1988 г.

Генеральной Ассамблеей ООН. Его территория должна состоять из Западного берега р. Иордан и сектора Газа, на территории которых в настоящее время проживает более 100 тыс. израильских поселенцев и более 2 млн. палестинцев-арабов. Кроме того, до 4 млн. палестинцев-арабов находятся в соседних арабских государствах и других странах мира. Созданное в секторе Газа и районе Иерихон палестинское самоуправление не устраивает палестинцев-арабов. Неуступчивость нового правительства Израиля обостряет отношения этой страны с палестинцами и не позволяет продвинуть вперед процесс создания Государства Палестина. Нестабильна политическая обстановка и в ряде стран Африки: Ливане, Либерии, Судане, Сомали, Того, Чаде. В этих странах неурегулированными остаются вопросы противоборства на политической, межплеменной и межэтнической основе. В результате длительной нестабильной обстановки в этих странах экономика практически находится в кризисном состоянии. До сих пор не решен вопрос о самоопределении народа Западной Сахары (независимость или интеграция с Марокко). Хотя в 1976 г. Фронт Полисарио (Народный Фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра Рио-де-Оро) Западной Сахары в одностороннем порядке провозгласил создание Сахарской Арабской Демократической Республики, но она до сих пор находится под административным управлением Марокко.

Очагом дестабилизации в Азии долгое время являются: нерешенный спор между Пакистаном и Индией о принадлежности территории Кашмира (индийский штат Джамму и Кашмир), борьба за власть между религиозными группировками в Афганистане (практически развернута гражданская война), борьба курдов за свою государственность (курды расселены компактно на стыке Турции, Сирии, Ирана и Ирака - более 20 млн. человек). Довольно сложной остается внутриполитическая обстановка в Шри-Ланка. С конца 70-х политическая обстановка здесь определяется перманентной военно-политической конфронтацией между двумя ведущими этническими группами – сингалами и тамилами.

Напряженная политическая обстановка сохраняется в Ираке. Нестабильной в политическом отношении стала и Европа. До сих пор на территории бывшей Югославии сохраняются очаги напряженности. В Социалистической Республике Югославии это проблемы Автономного края Косово, в Боснии и Герцеговине, а также Хорватии временами возникает эскалация межэтнических отношений (между мусульманами, сербами и хорватами в БиГ; между хорватами и сербами в Хорватии), которая перерастает в вооруженные конфликты. Время от времени возникают сепаратистские движения в Северной Ирландии в Великобритании о присоединении ее к Республике Ирландия. Хотя в последнее время со стороны Республики Ирландии заметно проявляется тенденция к достижению договоренности с английскими правящими кругами по североирландской проблеме. В 1993 г. подписана совместная Декларация по Ольстеру, заложившая основы для урегулирования разногласий исключительно мирными путями. Новое международное политическое явление – образование государств, непризнанных мировым сообществом, а часто и никем, кроме самих “учредителей”. Формально, в частности с точки зрения ООН, их нет, поскольку они незаконны по международному праву, однако они реально существуют.

Это, например, Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК провозглашена в 1983 г., хотя фактически раскол Кипра на две обособленные части произошел в 1974 г.). Международным сообществом прилагаются активные усилия по урегулированию кипрской проблемы. Основополагающим принципом урегулирования при посредничестве ООН остается существование единого государства, включающего две политически равные общины. ТРСК признана только Турцией и во внешних сношениях ориентируется преимущественно на мусульманские страны, добиваясь международного признания “ТРСК”. Это также Республика Сомалиленд (провозглашен в 1991 г.) со столицей г. Харгейса на севере страны Сомали. Сомалиленд не признан никем, т. е. международным сообществом, хотя имеется правительство, президент, собственная денежная единица, ведется разработка новой конституции.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. По мнению специалистов, в ближайшие десятилетия число самостоятельных государств может возрасти до 260 и более. Для мирового сообщества тенденция дробления государств по этническому признаку чревата негативными последствиями. Она способствует усилению конфликтности международных отношений и вступает во все большее противоречие с новыми глобальными реальностями (интернационализация и интеграция общественных отношений) и способна повергнуть всю международную систему в состояние хаоса. Необратимый глобализм складывающейся экологической, демографической, энергетической, сырьевой, продовольственной и других ситуаций настоятельно требует согласования национального эгоизма и глобальных интересов. Его территория должна состоять из Западного берега р. Иордан и сектора Газа, на территории которых в настоящее время проживает более 100 тыс. израильских поселенцев и более 2 млн. палестинцев-арабов. Кроме того, до 4 млн. палестинцев-арабов находятся в соседних арабских государствах и других странах мира. Созданное в секторе Газа и районе Иерихон палестинское самоуправление не устраивает палестинцев-арабов. Неуступчивость нового правительства Израиля обостряет отношения этой страны с палестинцами и не позволяет продвинуть вперед процесс создания Государства Палестина. Нестабильна политическая обстановка и в ряде стран Африки: Ливане, Либерии, Судане, Сомали, Того, Чаде. В этих странах неурегулированными остаются вопросы противоборства на политической, межплеменной и межэтнической основе.

В результате длительной нестабильной обстановки в этих странах экономика практически находится в кризисном состоянии. Политической карте мира свойственна высокая динамичность. По мнению специалистов, в ближайшие десятилетия число самостоятельных государств может возрасти до 260 и более. Для мирового сообщества тенденция дробления государств по этническому признаку чревата негативными последствиями. Она способствует усилению конфликтности международных отношений и вступает во все большее противоречие с новыми глобальными реальностями (интернационализация и интеграция общественных отношений) и способна повергнуть всю международную систему в состояние хаоса. Необратимый глобализм складывающейся экологической, демографической, энергетической, сырьевой, продовольственной и других ситуаций настоятельно требует согласования национального эгоизма и глобальных интересов.

До сих пор не решен вопрос о самоопределении народа Западной Сахары (независимость или интеграция с Марокко). Хотя в 1976 г. Фронт Полисарио (Народный Фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра Рио-де-Оро) Западной Сахары в одностороннем порядке провозгласил создание Сахарской Арабской Демократической Республики, но она до сих пор находится под административным управлением Марокко. Очагом дестабилизации в Азии долгое время являются: нерешенный спор между Пакистаном и Индией о принадлежности территории Кашмира (индийский штат Джамму и Кашмир), борьба за власть между религиозными группировками в Афганистане (практически развернута гражданская война), борьба курдов за свою государственность (курды расселены компактно на стыке Турции, Сирии, Ирана и Ирака - более 20 млн. человек). Довольно сложной остается внутриполитическая обстановка в Шри-Ланка. С конца 70-х политическая обстановка здесь определяется перманентной военно-политической конфронтацией между двумя ведущими этническими группами – сингалами и тамилами.

Этапы формирования политической карты мира

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Прошло немало исторических эпох, поэтому можно говорить о существовании периодов в формировании политической карты мира. Можно выделить: древний, средневековый, новый и новейший периоды.

Древний период (от эпохи возникновения первых форм государства до V в. н.э.) охватывает эпоху рабовладельческого строя. Характеризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Эти государства внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Вместе с тем, уже тогда главным средством территориальных изменений были военные действия.

Средневековый период (V-ХV вв.) связан с эпохой феодализма. Политические функции феодального государства были сложнее и разнообразнее, чем у государств при рабовладельческом строе. Складывался внутренний рынок, преодолевалась обособленность регионов. Проявилось стремление государств к дальним территориальным захватам, так как Европа, например, уже полностью была поделена между ними. В этот период существовали государства: Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь и др. Сильно изменила карту мира эпоха Великих географических открытий на стыке феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. Появилась потребность в рынках и новых богатых землях и, в связи с этим, мысль о кругосветных плаваниях.

С рубежа ХV-ХVI вв. выделяют Новый период истории (вплоть до I мировой войны в XX в.). Это эпоха зарождения, подъема и утверждения капиталистических отношений. Она положила начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей на весь мир.

1420-е гг. - первые колониальные захваты Португалии: Мадейра, Азорские острова. Невольничий Берег (Африка).

1453 г. - падение Константинополя (господство турок на юго-восточном направлении. Османская империя контролирует сухопутные пути в Азию).

1492-1502 гг. - открытие для европейцев Америки (4 путешествия Колумба в Центральную Америку и северную часть Южной Америки). Начало испанской колонизации Америки.

1494 г. - Тордесильясский договор - раздел мира между Португалией и Испанией.

1498 г. - плавание Васко да Гама (путь вокруг Африки).

1499-1504 гг. - путешествия Америго Веспуччи в Южную Америку.

1519-1522 гг. - кругосветное путешествие Магеллана и его спутников.

1648 г. - путешествие Семена Дежнева (Россия - Сибирь). 1740-е г. - путешествия В. Беринга и П. Чирикова (Сибирь). 1771-1773 гг. - путешествия Дж-Кука (Австралия, Океания).[3]

В эпоху великих географических открытий крупнейшими колониальными державами были Испания и Португалия. С развитием мануфактурного капитализма на авансцену истории выходят Англия, Франция, Нидерланды, Германия, позже и США. Этот период истории также характеризовался колониальными захватами. Особенно неустойчивой стала политическая карта мира на рубеже Х1Х-ХХ вв., когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. Так, в 1876 г. всего 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. - уже 90%. И к началу XX века фактически раздел мира оказался полностью завершенным, т.е. стал возможен лишь его насильственный передел. Весь земной шар оказался вовлеченным в сферу влияния той или иной империалистической державы (см. табл. 1 и 2).

Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн. км2 (55% территории суши) с населением 530 млн. чел.(35% населения мира). Начало Новейшего периода в формировании политической карты мира связывается с окончанием I мировой войны. Следующими этапными моментами явились II мировая война и рубеж 80-90-х годов, который характеризуется крупными изменениями на политической карте Восточной Европы (распад СССР, Югославии и др.).

Первый этап ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (СССР) и заметными территориальными сдвигами, причем не только в Европе. Распалась Австро-Венгрия, изменились границы многих государств, образовались суверенные страны: Польша, Финляндия, Королевство сербов, хорватов и словенцев и др. Расширились колониальные владения Великобритании, Франции, Бельгии, Японии.

Второй этап (после II мировой войны), кроме изменений на политической карте Европы, ассоциируется, прежде всего, с распадом колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке (в Карибском регионе).

Третий этап продолжается и сейчас. К качественно новым изменениям на политической карте мира и оказывающим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества можно отнести следующие:

- распад в 1991 г. Союза ССР, утверждение политической независимости сначала трех бывших союзных республик Прибалтики, а затем и остальных, в т.ч. России.

- образование Содружества Независимых Государств (СНГ);

- преимущественно мирные, народно-демократические революции 1989-90 гг. (“бархатные”) в странах Восточной Европы.

- прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире;

- 3 октября 1990 г. - объединение двух германских государств (ГДР и ФРГ);

- распад СФРЮ, провозглашение политической независимости Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии, Союзной Республики Югославии (в составе Сербии и Черногории). Острейший политический кризис бывшей федерации вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты, продолжающиеся до настоящего времени;

- май 1990 г. - объединение арабских государств ПАР и НДРЙ на национально-этнической основе (Йеменская Республика, столица - г. Сана);

- 1990-91 гг. - процесс деколонизации продолжается: независимость получила Намибия - последняя колония в Африке; образовались новые государства в Океании: Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские острова). Республика Маршалловы острова;

- 1 января 1993 г. - образование двух независимых государств (распад Чехословакии) - Чехии и Словакии;

- 1993 г. - провозглашена независимость государства Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря). Масштабы будущих перемен на политической карте мира будут определяться дальнейшим ходом этнокультурных процессов в многонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами.[2]