Положение американской женщины XIX в
«Милая светская женщина» Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса
«Милая светская женщина» в северных штатах и «леди» в южных – таковы были представительницы высшего класса и верхней прослойки среднего, то есть женщины, стоящие на самой высокой социальной ступени общества. Но насколько они были свободны?
Испокон веков девушка, выходившая замуж, как бы «переходила из рук в руки», то есть из-под опеки отца попадала в собственность мужа. «… Из папиных рук перешла в твои»,[10] - говорит героиня пьесы Г. Ибсена. Фактически, она всю жизнь была зависима от мужчин и не имела личной свободы.
Под влиянием Просвещения и Революции в обществе возникает идеал «республиканского брака».[11] Джудит Саргент Муррей так описывала свои представления о нем: «… общность суждения, взаимная дружба и взаимное доверие, но прежде всего взаимная терпимость».[12] Происходит романтизация брака, романтическая любовь стала воспеваться в литературе.
Но брак так и не стал равноправным: feme covert (замужняя женщина) по-прежнему находилась под опекой мужа, и, в отличие он незамужней, не имела права распоряжаться своим имуществом, заработной платой и т. д. Поэтому вдову могли лишить ее доли в состоянии мужа (или семьи), поскольку она была лишь «частью» его собственности.[13] Перед женщиной стоял один выбор – стать иждивенкой.
Брачный контракт предоставлял женщине или ее попечителям право контроля над собственностью, составлявшей ее долю имущества. И все же браки, где женщина пользовалась самостоятельным правом владения имуществом, составляли всего 1 – 2% от общего числа.[14] Таким образом, большинство замужних женщин по-прежнему находились в тесных рамках опекунства.
Кроме того, женщине из высшего класса было практически невозможно работать, хотя бы даже учительницей, как это могли делать представительницы среднего класса. «Нам больно видеть, как благородная женщина вынуждена зарабатывать себе на жизнь трудом… - гласит источник. – Приличия требуют, чтобы респектабельные женщины более последовательно избегали полезных усилий и в большей степени демонстрировали свою праздность, чем мужчины того же социального класса».[15] (Кстати, даже неудобные платья, корсеты и пр. должны были показать, «… что владелица этого платья обычно не занимается и не может заниматься полезным трудом»[16]).
Соответственно, для женщины самым перспективным способом устроить свою жизнь было замужество, причем существовало общее убеждение в том, что замужней женщине вообще не следует работать, поскольку ее и так обеспечивает муж. Тот факт, что женщина работает, мог повредить репутации всей семьи, так как это означало бы, что семья бедствует.
Из соображений престижа вытекало еще одно правило: женщина должна быть «украшением» дома, в то время как «к мужчине слова «украшение дома» не применимы».[17] Торнстайн Веблен (1858 – 1929) в «Теории праздного класса» (1899) так описывает предназначение женщины, приписываемое ей мужчинами: «Долгом женщины было проводить свой досуг таким образом, чтобы весь свет видел, что мужчина, глава семьи, способен содержать человека, чье существование полностью посвящено заботе о его удобстве, его доме и поискам удовольствий. Женщина должна была потреблять огромное количество товаров вне зависимости от жизненной необходимости, только для того, чтобы продемонстрировать способности мужчины как добытчика».[2]
Поэтому большую часть времени женщин из обеспеченных классов проводили в светском общении и поездках за покупками.[18]
Однако времена менялись, и к концу века «леди» и «милая светская женщина» стали яростно подвергаться нападкам феминисток. Консервативный элемент аристократки мешал женскому движению, являясь олицетворением «исконно женской роли». Особенно раздражало феминисток то, что многие дамы были вполне довольны своим положением.
«Вопрос о положении женщины осложняется наличием дамы, - писала Э. Джемс Патнем. – Ее судьба зависит от того, что происходит в стане мужчин, а не в стане женщин. …Дама стала в некотором смысле опасным элементом общества. Ее образование и опыт если не антиобщественны, то по крайней мере явно необщественны. …Дама остается как внушительное доказательство его [кавалера, мужчины] былого господства».[19]
Эволюция положения американской работницы в XIX столетии
В начале XIX в. часть американских женщин получила (ненадолго, правда) возможность работы, самостоятельности и самоутверждения. Появление гидравлического пресса (1790), прядильной машины «Дженни» (1807) и механического ткацкого станка (1813) ознаменовало собой начало индустриальной эры; при этом в текстильной промышленности доминировал женский труд. Согласно одному из статистических документов 1816 г., в производстве хлопчатобумажных тканей было занято 66 000 женщин, 24 000 мальчиков и 10 000 взрослых мужчин.[20] В советской историографии традиционно рассматривали жизнь рабочих как тяжелую и беспросветную всегда, однако источники свидетельствуют, что вплоть до 30-х гг. XIX в. В Америке фабричные работницы имели возможность заработать на приданое, содержать семью и даже обеспечить дорогостоящее обучение в колледже мужчинам семьи. Работодатели в этот период, стремясь привлечь девушек и сломить сопротивление родителей, селили их в общежитиях, обеспечивали присмотр и религиозное воспитание с тем, чтобы родители не беспокоились о нравственном состоянии дочерей.Большинство девушек-работниц рассматривали работу на текстильной мануфактуре как способ оказать помощь семье: освободить от обузы родителей, скопить денег на приданое, непосредственно поддерживать семейный бюджет, отправляя деньги домой. Нередко они – женщины! – становились главным кормильцем семьи. «Бережливые и экономные»,[21] по свидетельству источника, они клали зарплату на счет в банке, куда шли проценты. Затем «… возвращались в родные места, покупали землю, обзаводились семьями, строили дома и начинали новую жизнь. Некоторые «фабричные девчонки» содержали овдовевших матерей и спившихся, безработных больных отцов. Многие работали, чтобы младшие братья и сестры получили образование».[22]
Х. Х. Робинсон писала, что многие девушки стремились «… вывести в люди кого-либо из мужчин в семье, сделать из брата или сына джентльмена, послав его учиться в колледже. Я знаю девушку, отдававшую братьям все свои деньги до последнего цента, чтобы те смогли выучиться и получить профессию… Многие мужчины обязаны своим нынешним положением «фабричным девчонкам».[23]
С другой стороны, финансовая независимость позволяла и по-иному распоряжаться деньгами – по своему усмотрению. Люси Энн, «фабричная девчонка» из Массачусетса, говорила: «За это время я скопила денег на образование, и разве я не имею права на это? Или я должна отправиться домой и, как примерная девочка, отдать деньги отцу в руки, а значит, распрощаться с моими кровными сбережениями?».[24]
В любом случае, «они («фабричные девчонки») покидали текстильные фабрики… унося с собой дух независимости и уверенности в своих силах».[25]
Однако в 30-х гг., когда общежития «фабричных девчонок» стали для работодателей опасной силой, такому положению дел пришел конец.
По-прежнему оплачиваемая работа вне дома представлялась решением множества проблем, с которыми сталкивались женщины. Однако приблизительно для двух третей всех работавших в 1900 г. женщин реальность обернулась не финансово самостоятельностью и удовлетворением личных проблем, а изнурительной работой за мизерную плату либо в качестве прислуги, либо в потогонных условиях фабричных цехов. На рубеже веков в США 20,6% женщин старше 16 лет работали. При этом, поскольку доходы других членов семьи редко имели существенное значение, создалось постоянное и твердое убеждение в том, что женский труд может быть только второстепенным и низкооплачиваемым: таким образом, женщине можно было платить меньше, потому что она не должна содержать семью. Так как низкооплачиваемый женский труд, как и детский, составлял конкуренцию высокооплачиваемому мужскому труду, что вело к уменьшению зарплаты у мужчин, то для мужчин лучшим выходом было, чтобы женщины вообще не работали, оставаясь в полной экономической зависимости от них, а если работали бы, то только на самых низкооплачиваемых местах.Женская рабочая сила во второй половине XIX века была в основном, сконцентрирована в нескольких чисто женских отраслях промышленности, особенно в текстильной и в швейной, а также в пищевой. Женщины, которые занимались индивидуальным трудом, работали, в большинстве случаев, в секторе обслуживания.
Надо сказать, что положение незамужней работницы и замужней очень отличалось. Большинство рабочих жен мало следили за домом, поэтому рабочие высказывались следующим образом: «Если бы квалифицированный рабочий получал то, что ему причитается, и каждый человек, занимающийся полезным трудом, имел подобающее вознаграждение, жена могла бы следить за домом, а не зарабатывать на хлеб».[27]
Таким образом, не работающая женщина была исключительно мерилом успеха мужчины, работающая – свидетельством его неудачи на жизненном поприще. Собственного значения работа женщин в глазах общественности не имела, женщины должны были работать исключительно «по нужде».
Таким образом, мы снова возвращаемся к определению «женского предназначения», если так можно выразиться, «женской карьеры»: выйти замуж. Именно так его представляли мужчины и высшего, и низшего класса Америки XIX века.
Цветные женщины: рабыни и индианки
Во многих коренных американских общинах женщины играли немалую роль в экономической, общественной и религиозной жизни, обладая также определенным влиянием и независимостью в политике. И когда поселенцы из Европы начали пытаться привнести свои принципы в общественную жизнь некоторых племен (как, например, доминирование мужчин в сельском хозяйстве), коренные американки зачастую оказывали сопротивление тем изменениям, которые лишали их независимости.
От индейцев, отправившихся «дорогой слез» в резервации, потребовали принять правовые институты европейцев. «Оцивилизовывание» коснулось, к примеру, женщин-черокезов, издревле осуществлявшими контроль над землей, ведущих генеалогическое древо по женской линии.
Но мужчины этого племени, естественно, с радостью воспользовались предоставленной возможностью и стали требовать, чтобы женщины следовали заповедям белых. Мужчины отняли у черокезок коммерческое земледелие, семья превратилась в патриархальную ячейку, генеалогия стала вестись, естественно, по мужской линии.
«Там, где расовая дискриминация сопровождалась притеснением женщин, викторианские нормы женского поведения показали свой жестокий оскал»,[28] - делает вывод С. Эванс.
Что касается афроамериканок, то здесь ситуация оказалось совершенно противоположной: рабство позволило занять им главенствующее положение в семье – как правило, матриархальной, где могло быть много детей от разных мужчин, поскольку в условиях рабства мало кому удавалось создать постоянную семью. Именно вокруг черных женщин образовалось ядро афроамериканской культуры.
Однако даже в то время когда большая часть белых женщин получила хоть какое-то образование, большинство негритянок читать, естественно, не умело. Здесь уже было дело не в их поле, а в расе: доступ к получению образования для черных до Гражданской Войны был практически закрыт. На Юге обучать раба чтению было запрещено законом. «Образование [рабов] подорвало бы саму идею расового превосходства, лежавшую в основе рабства, и подтолкнуло бы [рабов] к борьбе за освобождение». Свободным черным жителям Севера не разрешалось посещать многие из средних школ. Так в середине XIX столетия в штате Огайо черные жители обязывались платить налог на образование, но при этом их детям не разрешалось посещать школы.
С 1807 г., с запретом на ввоз рабов, эксплуатация рабыни перешла на новый уровень. Многие дельцы и плантаторы стали практиковать принудительное «размножение». С одной стороны, из-за ценности потомства был заметно облегчен труд беременным рабыням, с другой – их заставляли рожать максимально часто, «на износ», «спаривали» с рабом, иногда с белым надсмотрщиком или просто бродягой для «производства» мулатов и квартеронтов. Широко была распространена продажа детей: «Я родила 13 детей, и почти всех их продали в рабство, но, когда я рыдала от горя, никто, кроме Христа, не слушал меня!»,[29] - говорила бывшая рабыня Соджернер Трут.
Не надо забывать и о сексуальной эксплуатации рабынь хозяевами. Белый плантатор утверждал свое господство над белыми и цветными женщинами совершенно противоположными, но едва ли не одинаково унизительными способами: от белой леди требовалась безоговорочная чистота, особенно до брака, в то время как она прекрасно знала, как развлекается ее муж, отец, сын с негритянками, мулатками, квартеронками, окторонками.
Наконец, следует отметить и тот факт, что, в отличие от белых женщин, цветные – как негритянки, так и индианки – были лишены возможности объединяться в ассоциации.
Таким образом, у женщин различных социальных слоев американского общества были как преимущества положения по сравнению с другими слоями, так и недостатки. Недостатков было, как можно заметить, гораздо больше, тем более что общество постоянно пыталось лишить женщин их преимуществ, как то было с «фабричными девчонками», индианками некоторых племен или чернокожими матерями-главами семейств. И что примечательно: женщина постоянно сталкивалась с унижениями от мужского общества, будь то белая леди-южанка или ее чернокожая рабыня…