Положение молодежной политики в Санкт-Петербурге
В настоящее время в Санкт-Петербурге (и не только) существует необходимость, создания, развития и совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи; гражданско-патриотического воспитания молодежи, укрепления и дальнейшего развития общественно-государственной системы профилактики асоциального поведения в молодежной среде; содействия развитию научных и творческих инициатив молодых людей, занятости молодежи и молодежного предпринимательства; повышения качества работы со студенческой и профессионально обучающейся молодежью, с молодыми семьями.
Молодёжная политика представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых государственными органами в отношении молодёжи. С одной стороны – это деятельность властей, направленная на решение задач социальной защиты, оказания различного рода поддержки молодым гражданам в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий молодого поколения. С другой стороны, государственная молодёжная политика – это деятельность государственных структур, направленная на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для социализации личности молодого человека, т.е. для вовлечение молодёжи в социально-экономическую и культурную жизнь общества, реализации творческих возможностей молодёжи в интересах общества, развития молодёжных движений и инициатив. Эта деятельность решает задачи развития потенциала молодого человека, его интеллектуальных, физических, нравственных и творческих качеств.
Несмотря на некоторое улучшение материального положения молодежи, различия в уровне жизни ее отдельных групп остаются весьма существенными. Весьма тревожным является то обстоятельство, что более трети (35.0%) молодых людей проживает в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. Личные доходы 35.6% молодых людей также оказываются ниже величины прожиточного минимума.
Неравенство положения различных групп проявляется, в частности, в существенном различии материального положения молодежи, обучающейся в различных типах учебных заведений. Так, 62.6% учащихся технических училищ и лицеев, 63.6% учащихся техникумов и колледжей проживает в семьях, среднедушевой доход которых не достигает величины прожиточного минимума. Среди студентов вузов данный показатель почти вдвое меньше – 35.0%. Существенно различается и положение различных возрастных групп молодежи. Молодые люди в возрасте 25-29 лет занимают, как показывают многочисленные исследования, наиболее прочное положение на рынке труда, опережая представителей не только младших, но и старших возрастных групп. Материальное положение других групп молодежи заметно хуже. Так, в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума проживают 31.9% молодых людей в возрасте 25-29 лет, 39.2% тех, кто находится в возрасте 20-24 года и 46.4% тех, кому 18-19 лет. Очень велики и различия в заработках молодых людей разного возраста, что, в первую очередь обусловлено значительными различиями в уровне квалификации. Если среди 16-17 летних работников заработную плату, не достигающую величины прожиточного минимума, получают 88.3% работников, то в возрасте 18-19 лет – только 38.9%, 20-24 года – 24.2%, 25-29 лет – всего 14.0%. Часть молодежи пытается компенсировать дефицит дохода с помощью дополнительных приработков, однако доля тех, кто смог найти такие приработки, невелика - о наличии дополнительных и (или) случайных заработков заявили всего 11.4% молодых людей (см. Табл. 1).
Таблица 1. Показатели среднедушевого дохода в семьях, имеющих в своем составе молодежь, в 2008 г.(%)
Величина среднедушевого дохода | Возраст, лет | |||
16-17 | 18-19 | 20-24 | 25-29 | |
Ниже прожиточного минимума | 44.7 | 46.4 | 39.2 | 31.9 |
Соответствует прожиточному минимуму | 27.7 | 23.1 | 25.0 | 19.7 |
От 1 до 2 прожиточных минимумов | 26.0 | 28.8 | 30.6 | 41.1 |
От 2 до 3 прожиточных минимумов | 1.4 | 1.5 | 4.2 | 5.7 |
Выше 3 прожиточных минимумов | 0.3 | 0.2 | 1.0 | 1.6 |
Итого | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 |
Молодежь в значительно большей степени, чем другие группы населения склонна полагаться на собственные силы и не слишком рассчитывает на помощь властей. Так, более половины молодых людей (53.2%) считают, что их материальное положение зависит в первую очередь от них самих, их инициативы и предприимчивости и только 10.8% возлагает надежды на правительство. Среди населения в целом значения этих показателей составляли в июне 2008 г., соответственно, 37.0% и 19.2% (см. диаграмма 1).
Диаграмма 1. Удельный вес лиц, получающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума, %
Таблица 2. Показатели среднедушевого дохода в семьях, имеющих в своем составе учащуюся молодежь, (%)
Величина среднедушевого дохода | Место учебы | ||||
Средняя школа (8-9 кл.) | Средняя школа (10-11кл.) | Техническое училище, технический лицей | Техникум колледж | ВУЗ | |
Ниже прожиточного минимума | 33.7 | 37.2 | 62.6 | 63.8 | 35.0 |
Соответствует прожиточному минимуму | 38.9 | 22.4 | 22.3 | 31.3 | 31.7 |
От 1 до 2 прожиточных минимумов | 24.9 | 37.7 | 15.1 | 4.9 | 29.0 |
От 2 до 3 прожиточных минимумов | 2.5 | 2.4 | – | – | 4.1 |
Выше 3 прожиточных минимумов | – | 0.3 | – | – | 0.2 |
Итого | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 |