Понимание социальной политики государства

Системное видение стратегии и тактики, адекватное современным реалиям национальной экономики, менталитету и ценностным ориентациям населения, механизму организации социальной защиты населения в трансформирующейся экономике еще не сформировано. В провозглашаемой инновационной политике понимание того, что социальная политика имеет отношение только к благополучию и высокому качеству жизни граждан в социальной сфере (сфере распределения), выполняющей функцию социальной защиты граждан, удовлетворяя их потребности на наш взгляд, является неполным.

Социальная политика явно связана, прежде всего, с социальными институтами общества, предназначенными, прежде всего для обеспечения социальной защиты населения.

В правовом смысле необходима дифференциация отношений по социальной защите населения сообразно перераспределению, специализации функций публично-правового института – государства, гражданского общества и бизнеса.[25]

Вполне очевидно, что социальные институты общества и входящая в их систему социальная сфера имеют свои разоуровневые функции[26] в социальной защите, составляющей цель социальной политики:

- социальные институты общества - способ организации социальной общности для ее защиты (защиты населения);

- социальная сфера[27] – среда жизнедеятельности и обитания граждан, где происходит предоставление (за плату) или распределение благ на иждивение, средств к существованию (которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, как способа выживания, защиты…).

Способ организации социальной общности (социальные институты общества) и способ выживания (через поддержание нормального уровня жизни индивида в социальной сфере) опосредуются правовым регулированием этих отношений, нормами, закрепляемыми в законах, чем обеспечивается правовая защита социальных прав.[28]

Именно эти секторы отношений защиты индивида, общества и их потребностей составляют гордиев узел в понимании социальной политики государства:

- способ организации социальной общности - социальные институты общества;

- способ выживания - поддержание нормального уровня жизни индивида в социальной сфере;

- способ правового регулирования социальных отношений по организации социальной общности и выживания в социальной сфере – правовая защита.

При помощи этих связей можно указать на какие-то «смутные» вероятности построения системы отношений по социальной защите, связанных с социальными институтами общества и именно с социальной политикой. Но, разумеется, они хоть как-то объясняют процессы (явления), их обуславливающие. Смешение нескольких групп явлений в понимании защиты индивида в социальной организации государством составляет наибольшую теоретическую трудность.

И проблема в том, чтобы существующим в фрагментарном и рассеянном виде отношениям, характеризующим смысл социальной защиты, формирующий социальную политику все же дать институциональное начало.[29] Процесс формирования сложноорганизованных структур, в которых задействовано такое количество различных факторов, обусловливающих конкретное их проявление, исчерпывающее их описание применительно к социальной политике и институтам социальной защиты – это нерешенная задача!

Это составляет проблему не для участников многочисленных взаимодействующих друг с другом индивидов рыночного процесса, а для теоретиков и политиков, пытающихся объяснять смысл их поведения для достижения целей модернизации.

Подобный вывод предопределяет возможность исследования собственно институционализации социальной политики. То есть процесса формирования различных типов социальной деятельности в социальных институтах[30], связанных с потребностью социальной защиты населения.

Обоснование этого заключается в том, что любая социальная общность, несмотря на специфические особенности, имеет общую социальную норму – потребность в социальной защите. Детерминированность социальной политики к социальной норме - социальная защита (потребность в политической, экономической, военной, духовной защите, защите способов социализации) по всей вероятности может выражать искомый смысл социально-политического сообщества людей как свободных и равноправных субъектов.

Таким образом, социальная политика выступает в качестве «мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей»[31] характеризуя степень социальной защиты населения. «Такое сопоставление выделяет социальную защиту как способ организации в любом этносе, социальной общности специализированных институтов для функционирования системы и ее самосохранения (защиты). Тем самым обеспечивается политическое, экономическое и ее социальное развитие и ее защита. Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания (социальной сферы) для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных способностей».[32] Социальная защита населения как категория национальной экономики социально ориентированного рыночного типа предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового (законодательного), политического, а также организационного аспектов.[33]

Рассуждения по поводу вышеизложенного приводят к пониманию того, что социальная политика, прежде всего, связана с потребностью формирования институтов социальной защиты, т.е. особой формой организации, включения индивидов в социальную жизнь с целью обеспечения политического, экономического и социального развития и их защиты. Эту «социальную зону» социальное государство определяет сферой своего политического влияния, защиты данной «социальной зоны» всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении, осуществляя провозглашенную социальную политику. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого социального государства, которая заключается в установлении социальной политически - детерминированной социальной связи между людьми и государством через социальные институты общества. Государство «…- единственный правомерный и легальный (и, следовательно, в принципе действующий на началах и в формах общеобязательного права) носитель публично-политической власти.[34] Это институт, который осуществляет взаимосвязь жизни общества, граждан и их социальных организаций правовой формой опосредования общественных отношений, где очевидна взаимосвязь значения социальная защита с правовым регулированием этой социальной зоны.

Хотя современная социальная политика, безусловно, имеет цель своей деятельности, обладает функциями, обеспечивающими достижение такой цели, однако конкретизация этих функций далеко не завершена, а набор социальных статусов и ролей, типичных для социальных институтов[35] в социальной политике социального государства, до конца не определен.

Поэтому современная постановка вопроса о смысле социальной политики сводится к пониманию того, что «- это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны. Это слишком обобщенно. В узком смысле социальная защита населения определяется как система государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения[36]. Или как институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми».[37]

Трудно не признавать, что приведенные толкования понятия «социальная защита» в полной мере соответствуют основам Конституции Российской Федерации 1993 г., где в п. 2 ст. 7 зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Но это общие нормы, которые, должны конкретизироваться и быть встроенными в логику связей - социальное государство, социальная политика, социальная защита, социальная сфера, социальные риски, социальное обеспечение, социальная работа, социальная инфраструктура, социальная услуга.

Полагаясь на вышеперечисленные рассуждения можно сделать вывод о том, что социальная политика – ценностные ориентиры, определяющие цели социальной организации и деятельность публичной власти по осуществлению социальной защиты населения.

В широком смысле социальную политику можно рассматривать как целенаправленное воздействие насоциальные институты - способ организации общества для достижения целей социальной стабильности, удовлетворения жизненных потребностей граждан. Совершенно очевидно, что все социальные институты общества пронизаны этой целью, отношениями по социальной защите населения, которая выражает форму организации социальной общности для реализации политических, социальных, экономических прав граждан, осуществления социального управления обществом, отношениями между гражданами их социальными организациями и реализации жизненных потребностей населения.

Таким образом, в узком смысле социальная политика определяется как социальные взаимодействия между государством, гражданами, социальными организациями в социальной сфере, возникающие по поводу предоставления, распределения (управления) – материальных благ государственных, частных, общественных организаций, фондов в виде денежных средств, товаров, услуг, имущества, льгот социальным субъектам независимо от оснований приобретения гражданства при наступлении социальных рисков, т. е.благ, средств к существованию, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, как способа выживания. То есть поддержания качества жизни по установленным законами стандартам, создания условий воспроизводства социальных организаций, общества, расширенного экономического воспроизводства:

- гражданам, самостоятельно осуществляющим трудовую деятельность, но нуждающихся в поддержки уровня жизни;

- гражданам не способным материально обеспечить себя по уровню жизни и культурного стандарта полностью или частично в силу признанных обществом обстоятельств (иждивение). По существу этот узкий смысл сводится к предоставлению, распределению материальных благ, т. е. социальному обеспечению граждан.

Следует отметить, что велико корпоративное влияние отдельных групп профессионалов, существенным образом корректирующее предлагаемые способы определения этой сферы. Вместе с тем с позиции системного подхода социальная политика как провозглашённые комплексные основополагающие идеи, социальные нормы, цели, ценности в политике государства имеют механизм реализации через социальные институты (институт семьи и брака, политические институты, государство, экономические институты, производство, институты образования, институт религии) и тесно связана с политической организацией общества. В таком сочетании социальная политика государства это целенаправленное воздействие на Национальную систему социальной защиты населения. Это - форма организации, обусловленная в потребности политической, экономической, военной, духовной защиты способов воспроизводства социальной системы, её суверенности и осуществляемая правовым государством конституционным закреплением и правовым регулированием деятельности социальных институтов.

Следовательно, социальная политика может быть представлена как вид политики социального государства, определяющей отношения в обществе по организации и управлению национальной системой социальной защиты населения, реализуемую через социальные институты общества посредством государственного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью создания благоприятных условий жизни и среды обитания для конкретного индивидуума, обеспечения высокого качества жизни граждан.

Социальная политика как единая система не может быть расчленена при практическом ее осуществлении на отдельные компоненты – социальная защита, социальная сфера, социальное обеспечение. Все точки приложения социального воздействия взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому утверждение о соотносимости социальной политики только с формой «сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения»[38] не может быть принято как универсальное и всеобъемлющее. Несомненно, социальная пиитика связана с системой социальной защиты населения, социальным обеспечением граждан в социальной сфере.

Таким образом, социальная политика - Национальная система социальной защиты населения как система взаимоотношений, обусловленная в потребности защиты способов воспроизводства социальной организации.[39]

Ученые различных направлений работают по изучению этих социальных явлений в теории социальной политики социального государства. Можно отметить, что многим теоретикам основы их систематизации видятся в идее Национальной системы социальной защиты населения,формирующей социальную политику. Впервые в российской практике на это обратили внимание Захаров М. Л., Тучкова Э. Г.[40] Определение -национальная система социальной защиты населения прозвучало в выступлении бывшего министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М. Ю. Зурабова в июне 2005 года в Москве на международной конференции МАСО по информационным и коммуникационным технологиям в области социального обеспечения: - «В результате существенно изменяются те соображения, которые были главенствующими при создании нынешнего облика национальных систем социальной защиты, а это формирование во многих странах осуществлялось 50 и более лет назад. Изменение исходных условий требует и изменения парадигмы. При этом очевидно, что системы социальной защиты связаны с различными секторами экономики, государственной деятельности и состояния общества».[41]

Осмысление эмпирической базы этого явления позволяет надеяться на возможность выхода на новый уровень знаний о формировании национальной системы социальной защиты. Это совокупность отношений жизни общества и его потребностей, которые носят всеобщий характер и тем самым должны защищаться и составлять смысл социальной политики. Эти отношения связаны, прежде всего, с функционированием социальных институтов общества.

Конституционная характеристика России как социального государства, понимание того, что ни одна власть не удержится без системы социальной защиты населения, нарастание социальных проблем и противоречий, социальной напряженности заставляет пересмотреть отношение к социальной политике, управлению социальными рисками на уровне государства и научному обоснованию формирующейся национальной системы социальной защиты населения, лежащей в основе социальной политики. Ее элементы должны быть включена в « … сложную систему социальных связей, принципов, подлежащих правовому воздействию, обеспечивающих целостность социальной системы, ее единства как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства[42]».

В этой связи речь идет о необходимости принятия Федерального Конституционного Закона[43] - «О национальной системе социальной защиты населения Российской Федерации», регулирующего вопросы прямо указанных в Конституции на социальное государство (Статья 71- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.).

Идею национальной системы социальной защиты населения, создания основ законодательства в форме кодифицированного акта и легального определения основополагающего понятия социальной политики, связанного с термином «социальная защита», обосновывают ученые исследователи отрасли Право социального обеспечения - В. С. Андреев, Р. И. Иванова, К. С. Батыгин, Л. Д. Зайкин, М. Л. Захаров, Е. Е. Мачульская, Е. Г. Азарова, Э. Д. Виноградова, М. И. Полупанов. Эта идея имеет продолжение в попытках сформировать систему гуманитарного (социального права) и определить его предмет. Гуманизм объединяет смысл этой идеи через категорию политические, экономические, социальные права и гарантии человека, т.к. их правовая мера определяется только в социальной среде организованной в социальные институты. «Определение этих прав и установление их границ не могут зависеть от многого усмотрения каждого или от естественного закона. Оно зависит только от публичной власти, которая единственная может подчинить личную свободу общественной пользе».[44]

Что препятствует этому?

Первое:

Свое влияние на корректировку научных представлений о национальной системе социальной защиты населения оказывает концептуальный смысл социальной политики, «нового курса»[45], его научное обоснование по реализации в федеративном правовом государстве с республиканской формой правления. Научная составляющая знаний об этом смысле, в современных представлениях о социальной политике и функциях в социальной защите населения, ее процессах переживает когнитивный диссонанс, обращенный непосредственно к формулировке современных законов социального развития. За этим стоят, на наш взгляд, гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов.[46]

Второе:

Дифференциация социальной политики, социальной защиты, между ведущими социальными дисциплинами, правом, экономикой, социологией, политологией, настолько очевидна и играет негативную ролью в жизни общества, в нарушении целостности связей всех общественных структур. Теория, связанная со следованием традиционным практикам и тем, что создает новый рыночный порядок определенно не согласуется с рационалистическими требованиями. Интерпретация этих требований столь расплывчата, что они утрачивают все свое специфическое практическое значение».[47]

Третье:

Процесс обособления социальных дисциплин друг от друга в оценках социальной политики и социальной защиты населения(и ее элемента социального обеспечения), вызванный их развитием в условия формирования рыночного хозяйства в России, привел к формированию характерных для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер применения исследовательских инструментов и т.д. Однако автономность социальных наук, возможная на стадии их развития в постсоветском периоде, недопустима в современных условиях, когда статус стоящих перед российским обществом задач начинает обретать характер самосохранения российского общества в глобальных проблемах человечества.

Вышеперечисленное требует новых характеристик социальной политики, пересмотра организационно - правовой концепции социальной защиты населения как цели социальной политики, защищающей социально-экономическое положение и права граждан, но и социального обеспечения - справедливой формы распределения материальных благ, проявляющейся как публичная услуга государства и корпоративных агентов рынка в социальной сфере.