Понятие агрессии и агрессивности

Агрессия – это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу. Слово «агрессия» произошло от греческого слова aggredy, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает «шаг», а ad – «на»). В первоначальном значении слова «быть агрессивным» означали нечто типа «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Поэтому, изначально, термин «агрессия» имеет двойную природу: положительную и отрицательную. [1]

К. Меннингер отметил, что в самом отрицательном, разрушительном потенциале агрессии содержится необходимое созидательное начало. Он приводит пример, как фермер, делая свою работу, становится «агрессивен» к сорнякам, насекомым, почве. Агрессия может быть феноменом роста, развития, особенно в периоды психофизического созревания, проявляясь в виде протеста, гнева и оппозиции.

Много нового и ценного в понимании агрессии внес психоанализ и производные от него направления психологии. З. Фрейд полагал, что агрессивность может быть частью сексуальной энергии, то есть частью общей психической, жизненной энергии. Позднее, он же выдвинул концепцию деструктивной агрессивности, согласно которой агрессия представляет собой самостоятельный феномен, гнездящийся в «преисподней сознания». Ее цель – разрушение. Человек, по Фрейду, стремится к разрушению, это стремление – проявление его природы. С. Лемма также видел в агрессии «неотъемлемую часть человеческой природы».

К. Юнг ввел понятие агрессивных архетипов коллективного бессознательного. Это особые алгоритмы, невидимые матрицы, существующие в окружающем мире человека. Они обладают энергией и жестко диктуют людям способы поведение, в том числе агрессивные. Находясь под властью подобных архетипов, человек становится в какие-то моменты необъяснимо, непонятно, внезапно жестоким. Активизация этих архетипов способствует нарушению целостности психического мира человека. Особенно острое проявление подобного поведения проявляется в период пубертатного кризиса. Наступает нарушение взаимосвязи разного уровня сознания, расстройство психосинтеза, в результате чего ослабляется защита и становится возможным проникновение в сознание агрессивных архетипов коллективного бессознательного. [5]

По С. Грофу одной из причин агрессивного поведения является гиперстрессовая ситуация в процессе родов: ребенок движется по родовым путям, испытывая ужас от стеснения и удушья. Этот мощный отрицательный аффект и запоминается, записывается, запечатлеется в сознании и в кризисные моменты активизируется, требуя выхода наружу. Подобный «выход» происходит посредством агрессии, иногда немотивированной.

Таким образом, агрессия у детей и подростков не всегда является отрицательным проявлениям, требующим немедленного подавления. В некоторых случаях агрессия является выражением протеста против нездоровой, тягостной обстановки в семье и школе. С наступлением пубертатного периода подросток перестает слушаться, не реагирует на запреты и замечания со стороны взрослых. Ребенок пытается искать себе новых кумиров, подрожать им во всем, стараться следовать их примеру. Зачастую подобным кумирами становятся отрицательные герои фильмов, которых подростки считают своими, полностью доверяя им, копируя их поведение. Все это в большинстве случаев связано с недопониманием между взрослым и подростком.