Понятие и виды благотворительности
Важнейшим компонентом системы научных знаний любой науки является ее понятийный аппарат — совокупность понятий, посредством которых представляется возможным выразить в научных теориях выявленные закономерности, тенденции, принципы, правила. Понятие - это отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств.
В процессе исторического исследования необходимо вычленить понятийное поле проблемы, корректно оперировать понятиями, правильно и адекватно действительности раскрывать их значение и давать полное определение их содержания. Это зависит от глубины и широты знаний, особенностей мышления исследователя, культуры оперирования категориально-понятийным аппаратом.
Предпринятая нами попытка изучения и анализа состояния научной разработки проблемы российской благотворительности показала, что историки овладевают искусством оперирования понятиями и категориями в основном в процессе исследовательской практики, что происходит интуитивно и нередко приводит к разным трактовкам одного и того же понятия. Конечно, разные подходы не только допустимы, но и желательны, т.к. являются, по сути, средством разрешения противоречий. В нашем исследовании мы придерживались следующего правила: объем понятий, трактовка заключенного в них содержания должны быть соотнесены с историческими условиями анализируемого феномена благотворительности и должны учитывать контекст рассматриваемых исторических событий.
В ходе исследования мы пришли к заключению, что современные исследователи испытывают определенные трудности в адекватном определении феномена благотворительности, что, вероятно, связано с его многоаспектностью. Так, например, А. А. Клецина и А. В. Орлова сделали попытку обзора различных взглядов на благотворительность, чтобы показать как можно больше граней, ракурсов понимания как самого этого непростого феномена, так и его отдельных проявлений и элементов его существования и роли в обществе. Они рассмотрели десяток определений, выявив «различие в позициях этих и других определений» и отметив, что ни одно из них не может быть признано удовлетворительным [83].
Все сказанное побуждает нас сделать свою критическую оценку некоторых определений благотворительности и подходов к ее изучению.
В. О. Ключевский в очерке «Добрые люди Древней Руси» так писал о благотворительности: «Благотворительность — вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают»[84]. Со времен Ключевского ученые так и не пришли к единому определению понятия «благотворительность». Сравнение некоторых определений благотворительности позволит нам подойти к пониманию такого неоднозначного феномена.
«Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему...» [85]. Определение, данное Энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона, подчеркивает, что, в первую очередь, благотворителем движут эмоции и этические соображения, а во — вторых, бедный вправе ожидать помощи со стороны богатого.
В Энциклопедическом словаре Гранат дано следующее определение: «Благотворительность, как форма помощи, в отличие от обязательного общественно-государственного призрения, носит факультативный характер. Она явилась ответом на непосредственные запросы жизни». «Благотворительность даже в соединении с системой обязательного призрения может быть признана лишь паллиативом, способным смягчить остроту явлений, с которыми она борется, но бессильным устранить их совершенно» [86]. «Благотворительность свободна, диктуется чувством сострадания или стремлением исполнить некоторую религиозно-нравственную потребность; она не справляется с реальным положением лица, просящего о помощи, не ставит перед собой никакой обязывающей программы и не считается обычно с последствиями доброхотных даяний» [87].
Некоторые современные словари так определяют благотворительность: «...помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о лицах, лишенных вследствие каких-либо причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами, в принципе свойственна в той или иной мере любому человеческому обществу на любой фазе его эволюции» [88]. «Благотворительность — безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим. Может оказываться частными лицами, организациями и государством» [89]. Энциклопедия «Отечественная история» определяет благотворительность как «помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц» [90].
Среди современных исследователей феномена благотворительности встречаются разные подходы к толкованию понятия «благотворительность». Так, например, В. П. Мельников и Е. И. Холостова считают, что «благотворительность, или филантропия (от греческого слова филантропос-человеколюбие), - идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям: сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся; материальное или иное поощрение общественно значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников истории и культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта)» [91]. «Филантропия (от греч.человеколюбие) - благотворительная деятельность, оказание материальной помощи и покровительства неимущим, нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. Ф. – совокупная взаимосвязь моральных представлений и действий по оказанию помощи обездоленным. Она может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Филантропические организации и их деятельность занимают важное место в общественном организме современных государств. Ф. явилась одним их каналов общественной активности, формирования и проявления доброты и нравственного самовоспитания» [92].
П. Д. Павленок полагает, что благотворительность, наряду с покровительством неимущим, социально незащищенным, является формой филантропии [93].
М. В. Фирсов подчеркивает: «Благотворительность - слово впервые встречается у Н. Н. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся» [94].
А. Р. Соколов в результате изучения некоторых подходов к понятию «благотворительность» предлагает свое определение: «Благотворительность есть добровольная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе и созданных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, и направленная на достижение большего социального благополучия» [95].
Э. А. Фомин дает некоторое эмпирическое обобщение той совокупности явлений, которые обычно воспринимаются как благотворительность -»негосударственную добровольную безвозмездную деятельность в социальной сфере, направленную на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает собственных ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности». Фомин считает, что «в этой ситуации бескорыстная помощь оказывается по соображениям, обусловленным личными контактами, симпатией, уважением, наличием общей истории отношений между дарителем и реципиентом. И именно эти личные отношения побуждают к соответствующим поступкам». Далее Фомин делает заключение, что «благотворительность <...> свободна изначально от всех внешних обстоятельств обязательственного и культурно-нормативного характера» [96]. На наш взгляд, два последних заключения спорны, и мы постараемся в процессе нашего исследования на конкретных исторических примерах показать, что нельзя сбрасывать со счетов личностную мотивацию благотворителя или социально-культурные традиции.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135 - ФЗ гласит: «Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи» [97].
П. Я. Циткилов дает двойственное толкование понятию «благотворительность»: «Собственно благотворительность означает оказание избирательной помощи нуждающимся из сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей судьбе просящих. В широком смысле слова благотворительность включает в себя и призрение, то есть обязательную и организованную деятельность по оказанию помощи нуждающимся с учетом их реального положения. Как правило, делом призрения занимались специальные государственные и общественные учреждения, заведения» [98].
Несколько другой подход к толкованию узкого и широкого смыслов понятия «благотворительность» предлагает П. Д. Павленок: «В узком смысле благотворительность означает оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, в более широком смысле - безвозмездную деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общности, попавших в трудную жизненную ситуацию» [99].
Попытка выделить инвариант, неизменяемую основу содержания благотворительности привела А. А. Клецину и А. В. Орлову «к формуле безвозмездного действия. Независимо от трактовки благотворительность — это всегда действие, деятельность, движение, поступок, акт. И она всегда подразумевает односторонность, направленность, полную или почти полную безвыгодность или безответность» [100].
Выделяют две основных формы благотворительности: неорганизованную (милостыню) и организованную (общественное, государственное и церковное призрение).
Милостыня — одна из древнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности — ее сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Мотивы милостыни - «субъективное ощущение, инстинкт сострадания, исполнение религиозной заповеди, забота о спасении души... Цель милостыни - минутная помощь» [101]. Как первичная форма благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наряду с позитивными характеризуется некоторыми и негативными моментами, так, например, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.
В отличие от подаяния (милостыни) призрение осуществляется государством, церковью, обществом (общественное призрение), а также частными лицами, означает внимание, участие, сочувствие, милосердие и выражается прежде всего в предоставлении кому-либо приюта и пропитания. Возникновение призрения как социального института связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей и монастырей. В России призрение, осуществляемое церковью (конфессиями), со временем становится и функцией государства, его различных структурных образований. Призрение распространяется прежде всего на тех, кто действительно в нем нуждается, и носит организованный характер, поскольку его субъектами являются государство и другие социальные (политические и неполитические) институты общества. «Мотивами общественного призрения является сознание гражданской солидарности между членами общины, общественный интерес, забота правительства о благе населения... Цель общественного призрения — разумное обеспечение нуждающегося и предупреждение нищеты» [102]. «В ХХ в. призрение в большинстве стран трансформировалось в комплексную систему государственной, общественной и частной благотворительной помощи и поддержки населения. Функционирование этой системы свидетельствовало о повышении уровня заботы о людях — о наличии социальной работы как феномена современной общественной жизни» [103].
В толковом словаре Ожегова призрение трактуется следующим образом: «Призреть, призрю, призришь (кого/что) (устар.) - дать кому-нибудь приют и пропитание» [104].
В педагогической энциклопедии поясняется: «Призирать - бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно. «Призирайте на нужды ближнего своего». Призреть - пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего своего. «Призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих». «Бог призирает сирот». Призрение или попечение - забота или презирание неимущих, дряхлых, сирых, больных» [105].
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано, что «призрение общественное может быть определено как культурная форма благотворительности» [106]. Общественное призрение «обязательно диктуется сознанием общечеловеческой солидарности, стремлением устранить опасность, грозящую обществу от наличия нуждающегося населения, т.е. не только гуманными, но и чисто полицейскими соображениями. Организованное призрение классифицирует нужду, вырабатывает определенный план борьбы с бедностью и безработицей» [107]. М. В. Фирсов определяет общественное призрение как «совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью помощь лицам, которые по болезни, старости и иным причинам лишены возможности добывать себе пропитание» [108].
В нашем исследовании мы будем затрагивать также проблемы меценатства. Происхождение термина - от латинского собственного имени Меценат - приближенного императора Августа, богатого покровителя поэтов, искусства вообще. Его имя стало нарицательным в обозначении добровольных пожертвований богатых людей, организаций на развитие и поддержку искусства и его ярких представителей (актеров, художников, поэтов и др.) [109].
Часто используется такое понятие, как «государственная благотворительность». Государство не создает собственных материальных ценностей, а распоряжается средствами, созданными его гражданами. Если благотворительное учреждение попадало по государственный контроль с точки зрения финансирования и регулирования его деятельности, оно становилось частью системы государственного призрения. В историческом исследовании следует обязательно учитывать эту особенность, т.к. в XIX- начале XXвв. государственная система призрения и благотворительность часто существовали в смешанных формах.
Отношения между государством и благотворителями были своеобразными. Государство высоко оценивало усилия благотворителей не только как дополнительный источник финансирования для решения государственных задач, но и как своего рода социальную инициативу, которая компенсировала недостаточную социальную политику государства. Благотворительность, как социальная инновация, опережает социальные стандарты, существующие в деятельности государства и общественном сознании. Однако сама по себе благотворительность не способна решить ни одну из ею же поставленных задач только собственными силами. В российской истории есть немало примеров, когда благотворительные учреждения по истечении некоторого времени либо прекращали свою деятельность, либо оказывались не в состоянии существовать без государственного финансирования. Этот процесс связан не только с периодами экономического спада и политическими препятствиями в осуществлении благотворительной деятельности, но и с иссякшим энтузиазмом благотворителей, переключением их внимания на решение других проблем. В нашем исследовании мы рассмотрим конкретные примеры подобных случаев. Представляется, что учет этих разнонаправленных устремлений государства и частной благотворительности, даже в тех случаях, когда цели их совпадали (например, в создании системы призрения военнослужащих), чрезвычайно важен для изучения и понимания истории российской благотворительности.
А. Р. Соколов считает, что в употреблении термина «общественная благотворительность» существует путаница. В литературе XIXв. под этим словосочетанием понималась сначала социальная деятельность местных обществ - крестьянских, мещанских, купеческих, а с 1840-1850-х гг. - также деятельность собственно благотворительных обществ, объединивших в своих рядах людей разных сословий» [ПО]. Мы же будем использовать понятие «общественная благотворительность» так, как применяют его большинство современных исследователей, т.е. в значении «общественное призрение».
Помощь нуждающимся оказывалась специальными благотворительными организациями. В некоторых случаях помощь осуществлялась учреждениями, для которых благотворительность являлась лишь одной из второстепенных сторон их деятельности. Специальные благотворительные учреждения включали в себя две группы: благотворительные общества и благотворительные заведения [111].
Современные исследователи в рамках российской благотворительной системы второй половины XIX— начала XXвв. выделяют:
- благотворительные заведения - учреждения «для удовлетворения потребностей нуждающегося населения в стенах заведения».
Благотворительные заведения учреждались как правительством, так и сословными объединениями, а также частными лицами;
- благотворительные общества - добровольные объединения лиц с целью «помогать нуждающимся в том или ином отношении». Деятельность благотворительных обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений с целями, соответствующими задачам общества. Благотворительные общества в ряде случаев объединялись в союзы, а иногда имели довольно сложную организационную структуру, во главе которой стояли центральные органы, задающие направление деятельности всей организации.
Преобразование отдельных благотворительных обществ в заведения, как простых в более сложные формы благотворительности была закономерной: если благотворительные общества помогали просителю в момент обращения, то благотворительные заведения, помимо разовой помощи бедным, давали приют, пропитание тем, кто в них нуждался каждодневно. В благотворительных заведениях многие обездоленные проживали постоянно [112].
Все благотворительные организации, действовавшие на территории дореволюционной России, несмотря на их общественный характер, находились в ведении и под надзором соответствующих министерств и ведомств. Эти министерства и ведомства делились на две большие группы.
В первую группу входили организации, преследующие исключительно или преимущественно благотворительные цели, например: Ведомство учреждений императрицы Марии, Российское Общество Красного Креста, Императорское Человеколюбивое Общество, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах.
Во вторую — министерства и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения: Министерство внутренних дел, Ведомство православного исповедания, Министерство финансов, Министерство юстиции.
Благотворительные учреждения России оказывали помощь и взрослым, и детям и обеспечивали дешевое (бесплатное) обучение (школы, мастерские, классы), условия проживания (ночлежки, квартиры, комнаты, общежития), питание (столовые, чайные), занятость (работные дома, рукодельни), лечебную помощь (больницы, амбулатории, врачебные пункты). Как правило, одна и та же благотворительная организация оказывала сразу несколько видов помощи.
Благотворительность — это многоаспектная человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет древнюю историю. Милосердие и благотворительность характерны для многих стран и народов и имеют свою специфику в силу государственного устройства и национальных традиций. Поэтому тенденции функционирования и развития благотворительности как социального феномена в масштабах одной огромной страны, какой была Российская империя, в различных ее частях и в разные исторические эпохи определялись системой общественного устройства и менталитета.
Одной из общероссийских тенденций была благотворительность как проявление милосердия, сострадания и сочувствия. Еще одной тенденцией была благотворительность как средство духовного спасения и самосовершенствования. Другой тенденцией являлся нравственный характер благотворительной деятельности как средства воспитания чувства социальной справедливости. Следующей тенденцией было осмысление милосердия и благотворительности с позиций правдолюбия и честности. Пожертвования ради выгоды или корысти, либо благотворительные деяния несправедливого и безнравственного человека в российском менталитете осуждались и отвергались.
Не менее важным источником благотворительной деятельности была народная традиция взаимопомощи, которая диктовалась не столько моральными и религиозными мотивами, сколько здравым смыслом человеческого общежития: любой, кто помогал ближнему в беде, предоставлял ему работу или деньги, был уверен, что, окажись в подобной ситуации, он мог рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и принимающего: и тот, и другой равны перед ударами судьбы. Только такой взгляд на благотворительность не унижает принимающего помощь.
Мы солидарны с оценкой Т. Е. Покотиловой [113] перспективности парадигмального подхода к изучению благотворительности, предложенного М. В. Фирсовым [114], который считает, что под парадигмой в данном случае следует понимать системы, модели помощи и взаимопомощи, существующие в тот или иной исторический период в иной или иной стране. Для парадигмы помощи характерно: доктрина помощи; организационные формы; субъект-субъекты помощи в их культурно-исторической индивидуальности; объект помощи [115].
Итак, основные разногласия среди исследователей и ученых заключаются не только в специфических взглядах на сущность феномена, но и в специфическом выделении субъекта и объекта благотворительности.
Анализ подходов к определению благотворительности показывает, что среди исследователей нет единого представления о сущности явления. С одной стороны - единодушное признание того, что благотворительность -безвозмездная помощь нуждающимся. С другой - нет единого представления о том, какую помощь следует относить к благотворительной, кто является субъектом и объектом благотворительности, каковы место и функции благотворительности в обществе.
В нашем исследовании нам представляется важным обратиться к классификации видов благотворительности как необходимому условию воссоздания исторических условий и морально-этических корней феномена благотворительности. Система благотворительной помощи в XIX- начале ХХвв. представляла собой различные направления. Ряд исследователей предлагают свою классификацию российской благотворительности:
- по источникам финансирования — общественную, общественно — государственную и частную[116];
- по субъектам благотворительности - государственную, общественную, частную и церковную [117];
- в соответствии с их историческим развитием - «от милостыни к общественному призрению и до организованной государственной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительности» [118];
- по ведомственной принадлежности — учреждения, относящиеся к ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие благотворительного назначения [119];
- по характеру помощи - благотворительные заведения, благотворительные общества и частная индивидуальная помощь и поддержка [120].
Классификация исторических форм благотворительной деятельности на КМВ в XIX— начале XXвв. по источникам не имеет перспективы по причине малочисленности и однообразия источников финансирования благотворительности в регионе; классификация по историческому развитию, подходящая для реконструкции генезиса благотворительной деятельности — ввиду того, что согласно данной классификации было бы необходимо выйти за рамки нашего исследования, т.к. нами взят определенный отрезок времени, укладывающийся в концептуальную схему исторического процесса возникновения и развития курортов КМВ; классификация по ведомственной принадлежности - из-за чрезвычайной ограниченности количества ведомств, действовавших в регионе; классификация по характеру помощи - поскольку на КМВ разнообразие форм организации благотворительной деятельности наблюдалось только со второй половины XIXв.
Наиболее удачной классификацией видов благотворительности для данного исследования нам представляется классификация по субъектам благотворительности: государственная, общественная, частная и церковная благотворительность. Классификация построена на логичности подразделения субъектов благотворительности, которые поставлены в прямую зависимость от объектов. Объекты, в свою очередь, формируются объективно под влиянием социально-экономических условий жизни в обществе. Субъекты, возникающие под влиянием тех же объективных условий, формируются политическими и социальными институтами (государством, церковью, семьей и др.).
Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленной на объект [121]. Разнообразие субъектов благотворительности предопределяется имеющимися у объектов проблемами. Субъект-объектные отношения характеризуют благотворительность как практический вид деятельности. Проблемы субъект-объектных отношений в благотворительной деятельности с позиций классификации по субъектам следует рассматривать в зависимости от характера действий, совершаемых субъектами благотворительности:
а) действие и бездействие;
б) одностороннее или двустороннее действие;
в) антагонистическое или солидарное действие;
г) действие шаблонное или нестандартное;
д) действие длительное или временное;
е) действие сознательное или бессознательное;
ж) действие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное или волевое.
Рассмотрение благотворительности по субъектам поможет выявить мотивацию благотворителя, его социальную значимость, историческую роль в развитии региона, а также проследить взаимодействие или противопоставление субъектов благотворительной деятельности, либо компенсаторную функцию одного из субъектов по отношению к другому. Благодаря данной классификации возможна, на наш взгляд, наиболее полная реконструкция форм организации благотворительной помощи в регионе, в том числе инновационных, определение их перспективности и устойчивости к неблагоприятным политическим и социально-экономическим условиям.