Понятие и сущность межличностных отношений
Проблема отношений занимает в психолого-педагогической литературе важное место. В отечественной психологии она в значительной степени разработана В. Н. Мясищевым [25]. Фиксация отношений означает реализацию методологического принципа – изучение объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром.
Уровень отношений человека с миром различен: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы так же вступают в отношения между собой, и таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и психологические отношения личности.
Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определённая субординация различных видов общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто «встречаются индивид с индивидом» и «относятся» друг к другу, но индивиды, как представители определённых общественных групп (классов, профессий или других групп сложившихся в сфере разделения труда, а так же групп сложившихся в сфере политической жизни и т. д.) Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого каждым в системе общества. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей.
Социальная роль есть фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
Более конкретно под ролью понимается «…функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию».
Можно поэтому сказать, что социальная роль есть «…общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности». Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определённым «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений – межличностных (или, как их называет В. Н. Мясищев «психологических»).
Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, но не вне их.
Существование межличностных отношений внутри различных
форм общественных отношений есть как бы реализация безличностных отношений в
деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.
Природа межличностных отношений
существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая
специфическая черта – эмоциональная основа. В отечественной школе психологии
различают три вида или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты,
эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все
виды этих эмоциональных проявлений. Естественно, что «набор» чувств безграничен,
однако, все их можно свести в две большие группы:
1). конъюктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей отношения, объединяющие их чувства. В каждом случае таких отношений другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
2). дизъюктивные – сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.
Итак, в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В. Н. Мясищеву: отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношения человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира [25 с. 194].
Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения. Эта особенность нашла отражение в следующем определении: межличностные отношениям – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.
При рассмотрении межличностных отношений обратим внимание на следующие моменты:
1. Анализ межличностных отношений – это обращение не к случайным, кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют ли партнёры в данной ситуации).
2. Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределённостью, переговорами и т. п., - всё это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.
3. Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство, как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.
4. Ядро отношений составляют сознательные усилия партнёров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым, межличностные отношения, рассмотренные, как система определённых шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнёрами.
Таким образом, межличностные отношения можно определить, как «взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [18, с. 194 -196].
Обратимся к особенностям эмоционального поведения, к проблемам проявления чувств и эмоций и управления ими.
Чувства – это относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями, отражающий в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития человека (в онтогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, и возникают как результат обобщения отдельных эмоций [15, с. 214].
Эмоции ситуативны и не имеют мотивационной основы. Они больше связаны с реактивностью человека, нежели с его активностью.
Реактивность – непосредственная реакция на ситуацию или стимул.
Эмоции – психический процесс отражающий отношения человека к самому себе и окружающему миру. Существует ещё объединяющая категория – эмоциональные состояния.
Эмоциональные состояния – это такие психические состояния личности, которые связаны с устойчивыми переживаниями личности, влияющими на её мысли, поступки и общий характер поведения и отношений с людьми. В большинстве исследований, посвящённых чувствам, выделяется не только личностное, но и социальное значение переживаний человека.
Чувства имеют вполне определённые социальные функции, такие, как познавательная, мотивационная, интегративно-защитная и предупреждающая. Социальные функции чувств определяют готовность человека к определённому способу поведения в конкретной ситуации.
Познавательная функция чувств связана с постижением значимости данного события для самого человека. Эмоциональная информация в отличие от интеллектуальной имеет две особенности. Во-первых, она передаётся значительно быстрее: человек сначала чувствует и несколько позже осмысливает. Во-вторых, она имеет абсолютно субъективный характер: человек не может чувствовать объективно. Ведь именно его переживания в первую очередь и определяют отбор личностно значимой информации. Познавательная функция чувств уникальна, поскольку уникален субъективный опыт человека. Чувства моментально трансформируют внешнюю информацию, придавая ей индивидуальный, связанный с контекстом жизни конкретного человека смысл, который, в свою очередь, обнаруживается посредством чувств.
Мотивационная функция чувств проявляется в психосоматической готовности человека действовать определённым образом. Чувства во многом определяют общий энергетический уровень деятельности человека, поскольку могут влиять на изменение химического состава крови.
Под влиянием чувств работает генофонд, передавая соответствующую информацию различным железам внутренней секреции. Железы внутренней секреции, в свою очередь, вырабатывают определённые ферменты, которые быстро поступают в кровь и обеспечивают физиологическую готовность к тому или иному действию. Переживание радости, счастье, способствуют образованию ферментов, которые дают ощущение некоторой эйфории, удовольствия и поддерживают энергию, а следствие депрессивных чувств – появление ферментов, близких по своему химическому составу к ядам, что резко снижает общий энергетический фон деятельности и нередко приводит к заболеваниям. Таким образом, чувства не только определяют отношения, но также влияют на здоровье человека.
Интегративно-защитная, и предупреждающая функции обеспечивают выбор направления деятельности, ориентировку в ситуациях и отношениях. Данные функции чувств развивались на филогенетическом уровне становления человека как особого вида биологического с социального организма, способного реагировать не только на непосредственные обстоятельства жизни, но и опосредованные стимулы, связанные с определёнными знаковыми системами.
Таким образом, социальные функции чувств можно рассматривать как уникальный саморазвивающийся механизм приспособления людей друг к другу в процессе социальных отношений. Особенности субъективного чувствования определяются индивидуальными характеристиками человека, его социальным опытом и теми типичными эмоциональными проявлениями родителей, которые он наблюдал в детстве. По мнению Э. Берна примерно до десяти лет у ребёнка формируется комплекс переживаний, которые будут преобладать в его жизни. Излюбленное чувство будет выступать как своеобразный пусковой сигнал переживаний в той или иной ситуации. При этом чувство может быть совершенно неадекватным ситуации. Многие люди, имеющие проблемы в межличностных отношениях, скорее всего обладают неадекватными стереотипами эмоционального реагирования, которые в свою очередь, приводят к неверной интерпретации обстоятельств. В таких случаях нарушается позитивная реализация социальной функции чувств и становится необходимой психолого-педагогическая коррекция отношений.
Самая простая и обобщённая типология чувств выделяется по критериям положительных и отрицательных отношений и уровню осознанности. Таким образом, можно выделить положительные, отрицательные, амбивалентные, осознаваемые и неосознаваемые чувства.
Положительные или конъюктивные чувства сближают людей, отрицательные или дизъюктивные – разъединяют, амбивалентные представляют собой противоречивые отношения, при которых к одному и тому же человеку испытывают как положительные, так и отрицательные чувства в зависимости от особенностей личности и характера человека.
Не все межличностные отношения сопровождаются чувствами. Человек может и не испытывать никаких чувств по отношению к другому, т. е. быть равнодушным. Отсутствие чувств, так называемое безэмоциональное состояние это тоже характеристика контекста отношений. А. Б. Добрович выделяет равнодушие, как свойство эмоциональной сферы человека, возникающее в ситуации взаимодействия. Равнодушие в отношении к другому человеку трактуется как неблагоприятный фактор, если взаимодействие длительное. Что касается осознаваемых и неосознаваемых чувств, то они определяются не только личностью человека, но так же и социальным контролем. По отношению к одному и тому же человеку индивид может испытывать одни чувства на осознаваемом уровне и совершенно другие на неосознаваемом. Если чувства вступают в противоречия с общественными нормами, то человек часто не осознаёт их, поскольку нормы, санкции и экспектации социального контроля интериоризируются в процессе воспитания, развития и социализации.
Проблема некоторых людей заключается в том, что они не совсем понимают, какие именно чувства испытывают в той или иной ситуации, если на осознаваемом уровне, чувства не совпадают. Наиболее часто амбивалентные чувства возникают, как по отношению к себе, так и по отношению к другому человеку. Они так же связаны и с противоречием между устойчивыми чувствами и ситуативными эмоциями. Вполне понятно, что человек испытывающий амбивалентные чувства, затрудняется в принятии решений и определении своего поведения по отношению к другому человеку. В то же время следует иметь ввиду, что чем амбивалентнее чувство, тем большей устойчивостью и глубиной оно обладает [1, с 165]. К важнейшим социальным эмоциям, регулирующим характер межличностных отношений, обычно относят смущение, застенчивость, тревожность и т. д. Это виды социальных эмоций, возникающие при удовлетворении социальных потребностей и часто затрудняющие процесс межличностного взаимодействия [18, с.221].
Психологические взаимоотношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Различают ещё деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). По мнению Я. А. Коломинского в структуре взаимодействия и общения людей, как правило, выделяют три составляющие: поведенческую, аффективную и когнитивную [16].
К поведенческому компоненту относят результаты деятельности, поступки, мимику, речь, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию. (перемещение в пространстве). Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях. Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы связанные с познанием окружения и самого себя [41, с. 166]. Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учётом трёх компонентов взаимодействия:
1) восприятия и понимания людьми друг друга;
2) межличностной привлекательности (притяжение и симпатия);
3) взаимовлияния и поведения в межличностных отношениях следует уделить большое внимание межличностной привлекательности, которая проявляется в симпатиях и притяжениях.
Симпатия – это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная симпатия создаёт целостное внутригрупповое состояние удовлетворённости.
Притяжение - являясь одной из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе с другим конкретным человеком.
Межличностное притяжение (отталкивание), симпатии (антипатии) можно рассматривать как условие и результат совместимости (несовместимости) двух лиц в определённых условиях взаимодействия.
Характер межличностного взаимодействия определяется типом ситуации и личностными особенностями его участников. Ситуации сотрудничества и соперничества предполагают разный характер действия и поведения человека в целом. Исследования показывают, что личностное сходство (подобие) способствует взаимным симпатиям людей.
Сходство (различие) двух взаимодействующих личностей определяется следующими основными факторами:
- социологическим (социально-экономическим статусом, профессией, образованием)
- социально-психологическим (ценностными ориентациями, общностью целей и позиций, межличностным статусом )
- психологическим (характером, стереотипом поведения)
- психофизиологическим (темпераментом, эмоциональностью, реактивностью организма) [41, с. 166].
Характер дружеских отношений имеет и половые различия: в мужской дружбе реализуются преимущественно предметно-деятельные отношения, а в женской – субъективно-эмоциональные.
Если соотнести два фактора – уровень социометрического статуса и степень сходства по нему участников группы, - то окажется, что: во-первых, устойчиво взаимодействуют друг с другом лица, имеющие разные социометрические статусы в группе; во-вторых, отвергают друг друга, т. е. испытывают межличностное неприятие, те лица, которые имеют сходные, но достаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»).
Направленность субъекта на внутренний или внешний мир (интравертированность или экстравертированность) являются важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.
Механизм формирования межличностной привлекательности (лежащей в основе дружеских отношений) имеет специфику в зависимости от возраста и условий в которых возникают отношения взаимной привязанности. Регуляция привлекательности у школьников опирается на условия взаимодействия (соседство, привязанность, основанная на неосознаваемых историях детских отношений). Прежде чем испытать симпатию (антипатию), включиться в общение, человек сознательно или бессознательно познаёт другого человека. На основе подобного процесса может возникать взаимопонимание. Это понятие обычно определяют как взаимное понимание и согласие.
Понимание – способность осмысливать, постигать содержание высказывания, его значение, личностные помыслы по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями.
Если в понимании доминирует когнитивная составляющая, то во взаимном согласии – эмоциональная и поведенческая составляющие отношений. В межличностных отношениях согласие приводит к взаимной удовлетворённости партнёров друг другом. Процесс взаимопонимания может заканчиваться достаточно устойчивой межличностной привлекательностью.
Наиболее важными параметрами взаимопонимания людей является адекватность и идентификация. Адекватность – это точность отражения одной личностью другой. Идентификация представляет собой внутреннее отождествление, уподобление человека другому лицу (или объекту). Идентификация в случае межличностных отношений, завершается определением сходства (различия) между двумя личностями в сознании каждой из них в отдельности. Как отмечалось выше, в совместимости и срабатываемости существует четыре уровня: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социологический.
Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов; психологический – включает взаимодействие характеров, мотивов и стереотипов поведения; социально-психологический – предполагает согласование функционально-ролевых ожиданий и действий; на социологическом уровне важно совпадение (или сходство) интересов, ценностных ориентаций.
Учитывая эти факторы, можно считать совместимыми людей, которые ситуативно неделимы в смысле внутреннего единства и самоуправления. В противоположность совместимости, конфликтность является следствием несовместимости друг с другом двух одновременно возникших побуждений действовать [41, с. 167].
В детских группах можно выделить функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые отношения между сверстниками.
Функционально-ролевые значимы при изучении «делового» общения и совместной деятельности. Такие отношения зафиксированы в специфических для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, игровой и др.) и разворачиваются в ходе усвоения ребёнком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. В игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре. Эмоционально-оценочные отношения в качестве основной функции используют коррекцию поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами общения и совместной деятельности. На первый план в этом случае выступают предпочтения эмоционального содержания (симпатии, антипатии, дружеские привязанности) Подобные отношения являются регуляторами возможных конфликтных ситуаций при распределении ролей в игре.
В основе личностно-смысловых отношений лежат взаимоотношения при которых мотив одного ребёнка приобретает для других сверстников личностный смысл, «значение-для-меня». При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребёнка как свои собственные. Такие отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребёнок берёт на себя роль взрослого и действует согласно этой роли. Совместная деятельность (СД) в детской группе является « смысловым полем», в котором возникают и развиваются межличностные отношения. СД организует и сплачивает эти отношения.