Понятие и сущность профессиональной реабилитации инвалидов

Чтобы говорить о профессиональной реабилитации инвалидов, необходимо, прежде всего, рассмотреть такие понятия как «инвалидность» и «инвалид» в современной трактовке, поскольку исторически данные понятия в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». Причиной этого выступало то, что специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. Социальная сторона проблемы, в свою очередь, была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

В настоящее время инвалидность рассматривают как препятствия или ограничения деятельности человека, с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Однако существует и другое определение инвалидности: это нарушение или отсутствие какой-либо из функций человеческого организма.

Что касается определения понятия «инвалид», то, согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации», им выступает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В данной работе мы будем придерживаться определения, согласно которому, инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, общения, передвижения, обучения).

Если рассматривать причины инвалидности, то основными из них являются следующие:

- общее заболевание;

- трудовое увечье; устанавливается при несчастном случае и в зависимости от обстоятельств, при котором он произошел;

- профессиональное заболевание;

- инвалидность с детства (признаки инвалидности должны быть определены до 16 лет, у учащихся до 18 лет);

- военная травма или заболевание, полученные в период военной службы;

- инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска; а также другие причины, установленные законодательством РФ.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения Российской Федерации.

На Государственную службу МСЭ возлагаются:

1)        определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2)        разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3)        участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты населения;

4)        изучение уровня и причин инвалидности населения;

5)        определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

6)        определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.

В связи с этим в настоящее время принята более корректная форма обозначения инвалида – «человек с ограниченными возможностями».

Необходимо отметить, что ограничение функций организма человека принято условно разделять по следующим категориям:

      ·    нарушения статодинамической функции (двигательной);

      ·    нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции;

      ·    сенсорные (нарушения зрения, слуха, обоняния, осязания);

      ·    психические (нарушения восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Что касается основных категорий жизнедеятельности человека, то среди них можно выделить следующие:

      ·    способность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;

      ·    способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;

      ·    способность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями;

      ·    способность к трудовой деятельности – способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;

      ·    способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве, воспринимать сигналы посредством зрения, слуха, обоняния и реакция на эти сигналы;

      ·    способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;

      ·    способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

Кроме того, законом определяются различные степени нарушений по каждому их виду, в зависимости от этого делается вывод о категории и сроке инвалидности: от первой степени (наименьшее ограничение) до третьей (наибольшее ограничение).

Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации – основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечения.

Однако принципиально важная черта учета инвалидности заключается в том, что событие попадает под наблюдение только при его юридическом оформлении. Таким образом, фактическое число лиц со стойкими нарушениями в состоянии здоровья, вызывающими полную утрату или значительное снижение трудоспособности, фактически оказывается заметно выше, чем по данным регистрации.

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов, необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

Важнейшим аспектом реабилитации инвалидов является профессиональная реабилитация, под которой принято понимать процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Именно профессиональная реабилитация является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональная реабилитация включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:

- профессиональная ориентация (профессиональное информирование и консультирование, профессиональный отбор и подбор);

- психологическая поддержка профессионального самоопределения;

- обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования);

- повышение квалификации;

- содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);

- квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

- профессионально-производственная адаптация.

В целом профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству. Профессиональное образование играет определяющую роль в профессиональной реабилитации инвалидов, так как именно оно создает основу для реализации принципа равных возможностей инвалидов. Кроме того, средства, вложенные в образование инвалидов, возвращаются государству через уплату налогов. Обучение и последующее трудоустройство позволит инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечит им самостоятельный заработок и снимет с государства необходимость постоянных затрат по социальной помощи. А в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав .

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов занято трудовой деятельностью. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные и психологические трудности.

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Необходимо подчеркнуть, что социальная политика в отношении инвалидов должна осуществляться с целью их успешной социальной интеграции, которая является средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости, уважения, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц». В общем, интеграция инвалидов в общество должна осуществляться через эффективный реабилитационный процесс.

Кроме того, процесс реабилитации должен быть двухсторонним и встречным. С одной стороны, общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить эффективную реализацию различных составляющих социальной реабилитации, среди которых приоритетной является профессиональная реабилитация.