Понятие молодежи, молодежной политики

На сегодняшний день понятие молодежи еще остается предметом различных толкований. На протяжении истории человечества, по мере развития общества и науки, понятие молодежи постепенно менялось и уточнялось. В толковом словаре В. Даля (середина XIX в.) понятие «молодежь» определялось как «молодые люди обоего пола», а в Большой советской энциклопедии молодежь трактовалась как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [16].

В современных трактовках под молодежью принято понимать социально-демографическую группу, включающую выделенных на основе обусловленного возрастными особенностями социального положения людей, их места и функций в социальной структуре общества, интересов и ценностей.

Приведенные определения показывают, что основной и неизменной характеристикой молодежи является возрастной признак. В определении молодежи, представленном в первом российском учебнике по социальной политике этот признак является даже единственным: «Молодежь – это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели». В данном учебном пособии указывается также и возрастной интервал группы, подпадающей под понятие «молодежь» - 16 – 30 лет [2].

Однако в действительности проблема возрастной периодизации молодежи не является столь однозначной и бесспорной. На самом деле границы молодежного возраста очень подвижны. На протяжении развития общества возрастная периодизация молодежи часто менялась по мере изменения культуры, способов и форм социализации человеческого сообщества. Молодость является переходным периодом между детством и взрослостью. Исходя из этого понимания, и вытекают основные критерии выделения хронологических границ молодежи.

Перед наступлением собственно молодежной возрастной стадии обычно выделяются две стадии т.н. ранней молодости: отрочество и юность. До начала - середины ХХ века период отрочества определялся в границах 10-14 лет, период юности – в границах 14-18 лет. Период с 18 и примерно до 21-22 лет определялся как период наступления непосредственно молодежного возраста.

Однако изменения, которые принес с собой ХХ век в жизнь общества, отразились и на определении возрастных границ молодежи. С одной стороны, ХХ век стал веком массового приобщения широкого круга молодежи к получению образования (полного среднего, средне-специального и высшего). Следствием этого стало более позднее вхождение значительной части молодых людей во взрослую трудовую жизнь и, соответственно, повышение верхней границы возрастного интервала молодежной группы [27].

С другой стороны, существенные коррективы в определение возрастных границ молодежи внес феномен акселерации, особенно ярко заявивший о себе во второй половине прошлого столетия. Обозначилась новая молодежная проблема: несовпадение зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом, в связи с ростом продолжительности учебы. Обнаруженный диссонанс в темпах развития молодежи привел к пересмотру взгляда специалистов на вопрос о возрастных границах молодежи; к постепенному размыванию и отмене жестких возрастных границ молодежи. Поэтому на сегодняшний день в современном мире возрастные границы молодежи определяются достаточно условно: к ней относят людей в возрасте от 14-16 лет и до 25-30 лет [3].

Кроме возрастного признака (количественная характеристика), к основным характеристикам молодежи как социально-демографической группы относятся и качественные характеристики: особенности социального положения молодых людей, их место и функции в социальной структуре общества, а также характерные особенности их интересов, особенности их самосознания и структуры ценностей.

Эти характеристики также во многом подверглись значительным изменениям. В сравнении с молодежью начала ХХ века, современная молодежь как социальная группа во всем мире характеризуется некоторыми новыми чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Сознание молодых более адаптировано к современным реалиям, чем старшее поколение. Все это в совокупности предоставляет молодежи больше ресурсов и возможностей для успешного социального старта и ускоренного продвижения в сторону повышения своего социального статуса [ 32].

Однако все эти позитивные моменты порой не могут перевесить негативные факторы (объективные и субъективные), которые часто создают препятствия и барьеры для реализации личностных возможностей молодежью в полном объеме. В процессе социализации молодежь испытывает влияние нескольких относительно автономных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, общества сверстников, молодежных и юношеских организаций, неформальных объединений, средств массовой коммуникации и т.д. под влиянием этих факторов и в зависимости от систем воспитания и нравственных установок, характерных для данного общества, у молодых людей вырабатывается специфическое молодежное мировоззрение и стиль жизни – субкультура.

Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев и образа жизни, которые при определенных условиях могут предрасположить молодого человека к отклоняющемуся, асоциальному поведению, крайние проявления которого выражаются во вхождении в криминальные молодежные группировки, приобщении к наркотикам, алкоголю, пустому времяпровождению и т.д. Совокупность этих угроз и опасностей, постоянно сегодня сопровождающих жизнь молодого поколения, дает серьезные основания для отнесения молодежи к группе повышенного социального риска.

Наиболее социально уязвимым является подростковый и ранний юношеский период, когда молодой человек только начинает самостоятельную жизнь. Получение профессионального образования, трудоустройство, жилищные проблемы, проведение досуга и отдыха – все эти вопросы имеют объективный характер и от их решения во многом зависит положение молодежи в обществе. В целом молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества [29].

Все эти вопросы можно успешно решать только при поддержке общества. Большинство качественных показателей, характеризующих положение молодежи как социально-демографической группы общества, включая ее правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическую активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры и т.п., напрямую связаны с уровнем социально-экономического развития общества. Именно поэтому во всех развитых странах молодежная политика составляет важную часть государственной политики: именно государство должно брать на себя большую часть ответственности по созданию благоприятных условий для развития молодого поколения своих граждан.

За последние годы в связи с коренной реформой социально-экономических и политических основ общества произошли весьма заметные изменения в самосознании российской молодежи. Современное юношество стало принципиально иным, чем прежние поколения. Его отличает большая открытость, но и одновременно, как подчеркивают многие отечественные исследователи, большая заземленность взглядов и интересов. Многие из них не строят и не пытаются строить свою жизнь в соответствии с определенными принципами и только приспосабливаются к определенным обстоятельствам. Значительная часть современной российской молодежи особо не утруждает себя проблемой самоопределения, большинство их желаний и целей связано с личным, главным образом, материальным благополучием, которой должно как бы свалиться на них. Представители этой части молодежи словно плывут по течению, хотят куда-то уехать, главным образом в Америку, Францию и в другие страны [32].

Во многом такая оценка самосознания современной российской молодежи является справедливой. Современная массовая культура, во многом заимствующая западные культурные образцы, оказывает громадное влияние на формирование морально-этическим ценностей и норм современной российской молодежи: «Цивилизационный слом, происходящий в России, искусственно навязывает российской молодежи самое примитивное в индустриальном обществе сознание, которое в самих США преодолено и существует лишь в мифологизированной форме в масс-культуре, чем моложе сегодня житель России, тем больше шансов у него стать носителем сознания полуграмотного и полупьяного «покорителя Дикого Запада» с «вечным пальцем на спусковом крючке».

Эффективно противодействовать этим тенденциям возможно только в рамках продуманной и действенной социальной политики. Одним из наиболее эффективных способов на сегодня является создание возможностей для самореализации молодого поколения в процессе самодеятельности, социального творчества, предприимчивости, осуществления инновационных проектов, программ при активной поддержке государства и социальных институтов. Так, одним из направлений современной российской молодежной политики является поощрение развития всяческих форм самоорганизации молодежи. Многие политические партии и движения, например, партия «Единая Россия», имеют свои молодежные отделения. В последние годы молодежь и сама все чаще начинает создавать свои организации, самодеятельные объединения и т.д.

Круг основных проблем молодежи традиционно связан с ее спецификой как особой социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. В практическом смысле эти проблемы образуют целый комплекс проблем т.н. «жизненного старта», включающий вопросы получения образования, начала трудовой жизни, формирования семьи, интернализации сформированных в детском возрасте норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, закладывания основ для последующего успешного профессионального роста и продвижения и т.д.

За последние десятилетия из-за общего кризисного социально-экономического состояния российского общества все эти традиционные молодежные проблемы значительно усугубились и обострились.

Прежде всего, сегодня в стране идет интенсивный процесс депопуляции молодежи. По данным Государственного доклада о положении молодежи и государственной молодежной политики, число граждан к концу тысячелетия в возрасте от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн. человек, или 22% от численности населения страны [30].

Одной из основных социально-экономических проблем молодежи по-прежнему остается безработица. В возрастной категории до 18 лет и 18-24 года она является в несколько раз выше, чем в других возрастных категориях, а в структуре зарегистрированных безработных около трети составляют молодые люди.

Среди работающей молодежи значительная часть сегодня начинает свою трудовую жизнь в стесненных обстоятельствах (с низкой зарплатой и т.д.). Это изначально накладывает ограничения на возможности выбора профессии. В целом среди молодежи изменилась мотивация профессионального выбора: на смену выбора будущей профессии исходя из склонностей и интересов личности, пришел принцип профессионального выбора исходя из размера оплаты будущего труда. Сегодня значительное число выпускников не работает по полученной специальности: данные ученых показывают, что деятельность 45% молодежи не соответствует их профессиональной подготовке. Многие молодые люди ушли и продолжают уходить из своей профессиональной сферы в сферу «свободных» трудовых отношений: так, например, на сегодня среди 2,5 млн. «челноков» и полумиллиона охранников молодежь составляет более 90% [27].

Другая актуальная проблема молодежи связана с потребностью в жилье. Молодые люди, вступая в брак, по большей части сегодня не имеют возможности купить жилье, а возможностей для получения бесплатного жилья сегодня больше не существует. В результате многие молодые семьи сегодня вынуждены снимать комнаты и квартиры, тратя на это большую часть своего заработка. Часто это оказывается причиной отказа молодых семей от рождения детей. По результатам многих исследований, потребность в жилье, необходимость его улучшения входит в тройку наиболее актуальных проблем молодых семей.

Социальный статус молодежи непосредственно связан с их деятельностью: учебой или работой. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде сегодня относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами, и коммерциализация, зачастую сопровождающаяся криминализацией их трудовой деятельности.

Криминализация и коммерциализация затронула не только трудовую сферу молодежи, но и сферу их досуга, во многом сегодня определяя образ и стиль жизни молодых людей. Эксперты с тревогой отмечают все больший рост криминализации среди молодежи. С одной стороны, молодежь все чаще становится субъектом противоправных деяний. Происходит постепенное омоложение преступности. Так, например, в 1996 г. возраст 62,4 тыс. преступников составлял 14-15 лет, 129,6 тыс. – 16-17 лет, 367,5 тыс. – 18-24 года, 244,3 тыс. – 25-29 лет. Особо тревожит усиление группового характера молодежной преступности: за последние годы в России заметно увеличилось число подростков, совершающих групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в ряде регионов достигают и 70% [16].

С другой стороны, молодежь сама все чаще становится объектом нападения противоправных действий. Социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. В этой связи приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей.

Проблему безопасности молодежи сегодня особенно усугубляет угроза распространения наркомании. Сегодня большую часть потребителей различных психоактивных веществ составляют подростки и молодежь в возрасте от 13 до 24 лет. В общей сложности за последние пять лет по России в 14 раз увеличилось число детей и подростков, попавших в учреждения здравоохранения из-за употребления наркотических и токсических веществ. В Республике Татарстан, по данным Уполномоченного по правам человека в РТ Р. Г. Вагизова, среди потребителей наркотиков доля лиц, не достигших 30-летнего возраста, составляет 76% [33].

Массовое распространение наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде во многом объясняется стремлением современных подростков уйти от реальных проблем в иллюзорный мир. Наркомания является одним из таких способов. Другим не менее опасным способом, распространенным среди молодежи, является попытки суицидов (самоубийств). В России на протяжении уже многих лет эти показатели остаются стабильно высокими. Так, по данным статистики, в 1999 г. по России в целом добровольно лишили себя жизни 52,9 тыс. человек. При этом нужно учесть, что на каждую подобную акцию приходится 7 – 10 неудачных суицидных попыток, которые, как правило, не фиксируются [30].

Эти и другие негативные тенденции сегодня становятся мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу как для самой молодежи, так и для нормального функционирования всего общественного организма. По мнению специалистов, причины роста наркомании, токсикомании, алкоголизма, усиление криминализации молодежной среды и т.п. в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых бы стоило упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные наборы норм и стандарты поведения.

Все негативные последствия такой неблагоприятной ситуации возможно эффективно снижать только в рамках осуществления адекватной молодежной политики, проводимой на уровне государства и общества. В России сегодня осуществляется государственная молодежная политика, основными целями которой являются:

      ·    содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

      ·    недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;

      ·    создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

      ·    расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

      ·    реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется на путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики в РФ строится на следующих принципах:

      ·    принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

      ·    принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

      ·    принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

      ·    принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Разработка практических мер по осуществлению государственной молодежной политике была осуществлена в дном из основных документов по развитию государственной молодежной политики - федеральной программе «Молодежь России», одобренной Указом Президента России от 15 сентября 1994 г №1922. Позднее эта программа приобрела статус президентской [29].

Данная программа содержит 15 подпрограмм, в том числе подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, подпрограмму создания системы информационного обеспечения молодежи и т.д. Согласно этим подпрограммам, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов формируется комплекс социальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и информационной поддержки, служб помощи молодой семье, молодежных досуговых центров и т.д.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. При этом на уровне регионов направления государственной молодежной политики могут расширяться и дополняться. В силу этого в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, дополнительно регулирующие отдельные вопросы молодежной политики. Так, например, в Республике Татарстан в 1993 г. был принят специальный Закон «О молодежи». Кроме того, в 1999 г. в нашей республике был принят Закон «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», согласно которому молодым нуждающимся семьям, т.е. семьям в первые три года после заключения брака (а в случае наличия в семье ребенка - вне зависимости от продолжительности брака), в которых один или оба супруга не достигли возраста 30 лет, государство оказывает содействие в улучшении жилищных условий, включая приобретение, строительство или реконструкцию жилья на льготных условиях [33].

Учитывая весь этот комплекс мер, которые сегодня государство осуществляет в рамках государственной социальной политики, можно сделать вывод об удовлетворительном в целом, внимательном отношении государства и общества к проблемам и потребностям молодежи. В то же время реализуемой государством молодежной политике порой не хватает принятия конкретных мер и решений, направленных на решение проблем отдельных групп молодежи. Возможно, для этого необходимо создание специально координирующего молодежную политику государственного органа (или восстановление ликвидированного в 2000 г. Государственного комитета РФ по делам молодежи).

Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи [30].

Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе.

Теперь мы можем определить значение термина “молодежная политика”. Для начала обозначим, что входит в понятие молодежная политика.

Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье).

Во-вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи.

В-третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи [33].

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).

Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.

Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.