Понятие реабилитации и реабилитационных услуг, их виды

Формирование и терминология концепции социальной реабилитации берут свое начало в англосаксонских странах, где реабилитация приобрела свое современное содержание в годы Второй мировой войны, хотя основы и отдельные направления реабилитации появились гораздо раньше – в XIX в. Впервые определение понятия «реабилитация» дано Ф. И. Р. фон Бусом в 1903 г. В буквальном переводе термин «rehabilitation» обозначает «восстановление прав, способностей, доброго имени». В 1958 году была создана международная система организации реабилитации, в 1960 году – международное общество по реабилитации инвалидов, которое является членом ВОЗ и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным рабочим бюро (МРБ).

Постепенно медицинская реабилитация дополнялась положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин. В связи с этим стали выделять медицинскую, педагогическую, психологическую, профессиональную реабилитацию.

В 1969 г. в Дублине на XI Международном конгрессе по реабилитации были приняты директивы о социальном компоненте реабилитации.

В 1982 г. ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, в которой предусматривались следующие направления:

раннее обнаружение патологии диагностика и вмешательство;

медицинское обслуживание;

консультирование и оказание помощи в социальной области;

подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;

обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;

специальные услуги в области образования;

услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности (включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство).

Конвенция ООН «о правах инвалидов», принятая Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года (на тридцатый день после присоединения или ратификации двадцатью государствами). Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на середину мая 2010 года 86 государств являются участниками Конвенции, 53 – участниками Факультативного протокола.

Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально – в составе 12 экспертов, в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 должен быть расширен до 18 человек) – орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола.

Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Принципами настоящей Конвенции являются: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

«Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.» [13]

Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов – реконвалисценции, адаптации (реадаптации) и ресоциализации.

«Реконвалесценция – это этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма.» [13]

«Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания.» [13]

Заболевание и инвалидность изменяют социальное положение человека и выдвигают перед ним новые проблемы психологического, личностного и социального плана. Человек с инвалидностью оказывается перед необходимостью переосмысления своей роли и значимости в жизни. Ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро – и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет достичь интеграции в общество. «Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества – от бытовой до политической.» [13]

В отношении детей с врожденными дефектами или рано приобретенными нарушениями функций организма употребляют термин «абилитация». «Абилитация направлена на формирование новых и усиление имеющихся физических, психических и социальных функций, которые по тем или иным причинам оказались неразвитыми у растущего ребенка.» [21]

Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологического процесса, предупреждение осложнений, обострений и рецидивов заболевания. Медицинская реабилитация выступает начальным звеном в системе общей реабилитации и может продолжаться параллельно с любыми другими видами реабилитации. От эффектности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию больных и инвалидов к социальному окружению, повышению самосознания путем формирования адекватного отношения к самому заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах.

Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личной заинтересованности и вовлеченности индивида в реабилитационный процесс. Поэтому социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должны присутствовать на всех этапах реабилитации.

Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия обучающего, развивающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения.

«Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта.» [21]

Осуществление реабилитационных мероприятий возможно только при условии обеспечения социальной защиты, т.е. системы гарантированных государством постоянных и долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Существуют, но меньшей мере три концепции реабилитационного процесса.

1. Концепция комплексной многопрофильной реабилитации основана на представлении о реабилитации как изменении состояния самого индивида, возврате его статуса к неким начальным критериям.

2. Концепция нормализации жизнедеятельности определяет нормализацию как содействие развитию возможностей, обеспечивающих максимальное приближение образа жизни индивида и его семьи к норме, принятой в обществе. «Нормализация жизнедеятельности включает понятие о качестве жизни интегральной характеристике образа жизни реабилитируемого индивида и его семьи на основании ряда показателей:

физического здоровья;

психического здоровья;

социального статуса;

материального достатка (социально-экономического статуса);

общей удовлетворённости жизнью;

уверенности в завтрашнем дне;

возможности развития задатков и способностей;

возможности получить профессию и трудиться;

наличия социальных связей, обеспечивающих взаимопомощь и взаимную поддержку;

полноты участия в жизни общества.» [23]

Изменения этих показателей отражают изменения качества жизни, а следовательно – степени нормализации жизнедеятельности.

3. Концепция психолого-социальной реабилитации предполагает, что основой реабилитационного процесса является психолого-социальная коррекция поведения индивидов и социальных групп.

Социальная реабилитация осуществляется в соответствии с программами реабилитации, которые носят индивидуальный характер и разрабатываются для конкретного объекта. В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида, включающая мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, врабатывается и рекомендуется органами медико-социальной экспертизы. На практике программы социальной реабилитации инвалидов и других нуждающихся в реабилитации категорий населения разрабатываются службами социальной абилитации.

«– это система мероприятий, развивающих социальные возможности объекта реабилитации и окружающих его людей.» [21]