Понятие социального партнёрства
Современность в ХХ и в начале XXI века заявила о себе как о мире социальных государств, т. е. прилагающих усилия к обеспечению достойного уровня жизни и защиты прав своих граждан. По определению Н. Н. Гриценко, социальное государство – это «правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создаёт усилия для обеспечения жизни, свободного развития и самореализации творческого потенциала личности»[1].
Одним из основных принципов социального государства является принцип социального партнёрства, который по мнению Н. Н. Гриценко и Ф. И. Шаркова, представляет собой «один из основополагающих принципов, на котором Российское государство строит свою социально – экономическую политику»[2]. Социально – экономическая политика, другими словами, социальная политика – основной инструмент государства по обеспечению оптимального развития и функционирования общества, обеспечения стабильности социальных процессов и профилактики негативных внутриполитических потрясений. Для осуществления данного типа управления территорией страны государственные органы в соответствии с определением социальной политики как прикладной деятельности - «совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения»[3] установлены следующие принципы:
- Экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наёмного труда и их профсоюзов на тарифную автономию;
- Доверие к регулирующей роли рынка;
- Ответственность государства за игру рыночных сил, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;
- Социальная солидарность общества;
- Социальная справедливость;
- Социальное партнёрство;
- Участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью. [4]
Соответственно, социальное партнёрство прежде всего мы можем понимать как один из основополагающих принципов социального государства и социальной политики России, являющийся неотъемлемым элементом внешне и внутриполитического инструментария по обеспечению стабильного развития и благополучия социальных процессов государства, кроме того как «инструмент социальной политики государства, способ решения социальных проблем в условиях политических и гражданских свобод в социальном рыночном хозяйстве»[5].
Рассмотрим другие понятия социального партнёрства. Исследователь данной проблемы профессор доктор экономических наук Н. А. Волгин под социальным партнёрством понимает «процесс сотрудничества на основе взаимопреемлемости и согласия интересов различных социальных групп с целью решения текущих и перспективных задач как в интересах этих групп, так и в интересах всего общества»[6]. Таким образом, он определяет основную цель социального партнёрства - взаимовыгодное действие путём взаимодействия (в том и числе и с заключением официального договора) различных социально активных субъектов с целью решения актуальных и перспективных проблем.
Другой исследователь В. А. Михеев даёт следующее определение социальному партнёрству: «одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно властных структур, профсоюзов и объединений работодателей (предпринимателей)»[7]. В данном случае автор придерживается традиционного понимания данного определения как формы взаимодействия работодателя и работников с целью создания определённых социальных гарантий для последних и стабильной работы предприятия. Данная форма находит своё внешнее выражение в заключении коллективных договоров на предприятиях, форма и содержание которых закреплено в Трудовом кодексе Российской Федерации и законах субъектов Федерации «О социальном партнёрстве».
В энциклопедии «Социальная политика» под редакцией Н. А. Волгина и Т. С. Сулимовой приводятся социальное партнёрство понимается как:
- «система отношений, возникающая между наёмными работниками и работодателями по согласованию их интересов в социально – трудовой сфере и урегулированию социально – трудовых конфликтов, которые неизбежны в процессе такого согласования»[8];
- «система конструктивного урегулирования конфликтов в обществе; предполагает наличие обоснованных теоретических подходов, определённых практических форм взаимодействия и методов согласования интересов субъектов социального взаимодействия, обеспечивающих конструктивность их взаимоотношений, общественно – политическую и экономическую стабильность в стране, оптимального согласования интересов социальных слоёв общества»[9].
Приведём другое определение данного понятия, данное аспирантом УрГУ им. А. М. Горького В. Н. Куделькиным, по мнению которого социальное партнерство представляет собой «форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп гражданского общества, которое позволяет им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их гармонизации и реализации» [10]. Соответственно, можно разделить понятия социального партнёрства на две группы:
1. как сфера социально – трудовых отношений
2. как форма социального взаимодействия, не связанная с процессом производства материальных благ, целью которой является достижение согласия между различными институтами общества относительно решения актуальных социальных проблем и перспективных задач.
Социально – трудовая сфера, как было сказано ранее, имеет нормативно – правовое оформление в виде закрепления его базовых позиций в законодательных актах, относящихся к отрасли трудового права. Социальное партнёрство, материально отражаемое в виде официального документа – коллективного договора, предусматривает установление определённого набора социальных гарантий для работников предприятия на случаи возникновения установленных и согласованных сторонами рисков, заключается на определённый срок (как правило пять лет) и действует на территории конкретно определённой организации в отношении официально занятых работников согласно штатному расписанию.
Однако такая форма социального партнёрства в России и в мире воспринимается как противоречивый феномен. Р. И. Цвылёв и Б. Г. Столповский в своей монографии «Социальные трансформации в России 1992 - 2004 гг.» отмечают, что «одни трактуют его как непозволительное «соглашательство» с работодателем за счёт ущемления прав работника. Другие видят в нём инструмент, форму и метод отстаивания прав работника от посягательств работодателя, их защиты на принципах равноправия и взаимного уважения интересов социальных партнёров»[11]. Кроме того, авторы подчёркивают, что создание полноценной и эффективной системы социального партнёрства в России «могло бы стать наиболее эффективным социальным инструментом защиты прав работников от издержек реформ, от отрицательных последствий процессов глобализации экономики и рынка труда» [12]. Таким образом, в сфере социально – трудовых отношений социальное партнёрство понимается как потенциально действенный способ защиты социальных прав работника от произвола работодателя, социальных рисков и негативной ситуации на рынке при условии соблюдения принципов равноправия сторон в процессе ведения переговоров, взаимного уважения, свободы высказывания своей точки зрения, т. е. отношения и сотрудничества работника и работодателя (партнёров) в положении социального равенства. В этом заключается его основное отличие от понимания социального партнёрства как формы взаимовыгодного социального взаимодействия общественных институтов.
Сфера наших интересов в рамках данной работы сосредоточена на раскрытии понятия, субъектов и процессов социального партнёрства как определения, относящегося к выделенным понятиям второй группы. Рассмотрим социальное партнерство как форму комплексного взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и гражданского общества. Определим понятия данных субъектов. Начнём с муниципальной власти.
Власть определяется как «способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии»[13]. Муниципалитет (нем.. Munizipalität) понимается как «самоуправляемая административно-территориальная единица, с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением»[14]. Следовательно, муниципальную власть можно определить следующим образом: социальный субъект, обладающий способностью и легитимной возможностью осуществления полномочий в рамках, определённых Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конкретной территории и проживающего на ней населения, представленный чётко определённым кругом лиц, являющихся служащими администрации муниципального образования (правящей элитой данной территории), и непосредственно осуществляющими действия по руководству отведённой им территорией с её материальными, природными и человеческими ресурсами. Муниципальная власть не относится к разновидности государственной власти и является по своей форме разновидностью общественной организации с собственным бюджетом, целями и программами функционирования. В круг полномочий муниципальной власти входит:
- социальные вопросы местного значения;
- полномочия в области жилищных отношений;
- полномочия в образовании;
- полномочия в здравоохранении;
- полномочия в области культуры;
- полномочия в области физической культуры и спорта;
- полномочия в организации погребения и похоронного дела;
- полномочия в области защиты прав потребителей;
- полномочия по защите прав и интересов ребёнка;
- полномочия в оказании помощи вынужденным переселенцам и беженцам[15].
В сферу наших интересов относительно анализа муниципальной власти как субъекта социального партнёрства входит рассмотрение полномочий в сфере решения социальных вопросов местного значения. Согласно статьям 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в задачи местного самоуправления входит решение следующих социальных вопросов:
- обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, создание условий для жилищного строительства;
- создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- организация досуга (библиотечное обслуживание, условия для массового отдыха, услуги культуры, создание условий для занятия спортом, охрана памятников культурного наследия);
- опека и попечительство;
- организация предоставления доступа граждан к получению начального общего, среднего общего и полного (общего) образования;
- организация на территории скорой медицинской помощи, иных медицинских учреждений;
- . содержание мест захоронения, организация ритуальных услуг [16].
Таким образом, Федеральное законодательство определяет круг социальных вопросов, находящихся в ведении муниципальной власти. Как видно, в обязанности муниципалитета входит принятие мер по решению актуальных проблем населения, связанных с бытовыми нуждами, условиями проживания, транспортным и коммуникационным обеспечением, удовлетворением базовых культурных потребностей, достижением гражданами минимального образовательного уровня, получением медицинской помощи и решением вопросов погребения усопших, т. е. всех вопросов, связанных непосредственно с жизнью населения муниципального образования.
Муниципалитет в законодательстве рассматривается как самоуправляемая административно – территориальная единица, предназначенная для прямого решения вопросов местного значения.. В. Л. Макаров, обращаясь к данной проблеме в своей статье «Социальные технологии на нижнем уровне», понимает муниципальную власть как «юрисдикция нижнего уровня, представляющее собой некое новое образование, которое следует определить как социальную корпорацию»[17]. По мнению исследователя, социальная корпорация включает в себя следующие элементы: граждан, муниципалитет, предприятия муниципальной собственности и предприятия, где муниципалитет имеет половину собственности, частные фирмы и акционерные общества, зарегистрированных в данном муниципалитете, зарегистрированных прочих юридических лиц.
Таким образом, муниципальная власть рассматривается как составная часть социальной корпорации, которая исходя из рассматриваемого нами понятия социального партнёрства как формы комплексного взаимодействия муниципалитета, общественности и бизнеса, представляет собой систему организации социального партнёрства в рамках определённой территории. По мнению исследователя, главная роль социальной корпорации – это «обеспечить максимальное благосостояние для своих граждан»[18]. Для этого в корпорации имеются следующие институты: администрация муниципалитета, законодательная палата, прозрачность деятельности администрации и палаты, профсоюзы, клубы, социальные учреждения. Залог успешного исполнения роли по обеспечению максимального благосостояния – во взаимодействии вышеназванных институтов. Кроме того, автор статьи подчёркивает, что «успешные муниципалитеты – это те, в которых администрация активно содействует развитию бизнеса»[19], поскольку, по мнению данного исследователя, более существенной задачей бизнеса является «производить социальные и прочие блага, повышающие благосостояние населения».
Таким образом, автор видит реализацию социальных функций муниципалитета через прямое взаимодействие с бизнесом путём его поддержки (материальной или моральной) с выдачей кредита доверия и стимулированием добровольного проявления социальной ответственности представителей бизнеса в решении актуальных проблем населения. Необходимо отметить, что немаловажным фактором для целостного решения проблем является комплексное взаимодействие всех трёх субъектов: муниципалитета, бизнеса и третьего сектора – общественности (некоммерческих организаций и активных граждан), т. к., по мнению исследователя, существует следующая взаимосвязь вышеназванных участников: «источник доходной части местного бюджета – бизнес»[20], посредством которого местная администрация осуществляет свои функции, а доверие граждан «является цементирующим фактором, гарантирующим его (муниципалитета) успешное функционирование»[21].
Соответственно муниципальная власть, если исходить из анализа данной статьи, выступает в качестве центрального субъекта системы партнёрства (иначе сотрудничества), играющего роль объединяющего фактора общественности (некоммерческие организации и активные жители) и бизнеса при решении актуальных социальных проблем на территории муниципального образования.
По итогам анализа муниципалитета как субъекта социального взаимодействия мы можем сделать следующие выводы:
- муниципалитет является строго регламентированной в рамках своих полномочий законодательством административно – территориальной единицей управления на ограниченной пределами отведённой ей географической территории, составной частью управляемого субъекта Российской Федерации;
- формально муниципалитет признается формой общественной организации на государственных началах, обладающей собственным бюджетом, составленным из доходов собираемых на собственной территории налогов и сборов, но фактически – четвёртым звеном (самым мелким по своей форме) управления государством, что ведёт за собой реализацию ведущей модели социальной политики центрального аппарата руководства Российской Федерации;
- полномочия в сфере социальной политики муниципальной власти строго определены Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. и являются исчерпывающими, следовательно действия муниципалитета как субъекта социального партнёрства являются ограниченными в силу размера муниципального бюджета и перечня допускаемых законодательством действий в рамках проведения муниципальной социальной политики;
- эффективность муниципалитета как партнёра социального взаимодействия возможна при активном сотрудничестве с местным бизнесом в форме стимулирования его к проявлению социальной ответственности (стимулирование в виде награждения активных благотворителей, снижения арендной платы, проведения конкурсов и т. п.) и с общественностью путём проведения мероприятий, направленных на удовлетворение культурно – досуговых потребностей населения и воспитание проявления активного участия в улучшении жизни на территории муниципального образования (конкурсы социальных проектов, мероприятия в учреждениях дополнительного образования, поддержка клубов по интересам и т. п.).
Обратимся к анализу бизнеса как субъекта партнёрских отношений. Бизнес в переводе с английского business – «предпринимательская деятельность; дело, занятие, являющееся источником дохода» [22]. Бизнес рассматривается как вид гражданской активности по производству и (или) реализации во внешней среде разного рода благ физическими или юридическими лицами, основной целью которых является извлечение прибыли от такой деятельности, направляемой исключительно на развитие собственного коммерческого дела и обеспечение достойного уровня жизни граждан, занятых в производстве благ на данном предприятии.
Соответственно, бизнес обеспечивает самозанятость и легальную реализацию предпринимательских талантов граждан, занятость населения муниципалитета (решение проблемы безработицы на отдельно взятой территории) и налоговые поступления в доходную часть бюджета муниципального образования. О решении проблем безработицы посредством создания малых предприятий пишет исследователь данной проблемы А. В. Орлов. По его мнению, «именно малый бизнес способен дать работу людям, вывести их из нищенского состояния, постепенно создавая условия для самодостаточной жизни.»[23]. Подобного мнения придерживается другой исследователь Л. Н. Иванова, которая утверждает, что малый бизнес обеспечивает «самозанятость и занятость по найму как средств социальной защиты; создание системы рабочих мест и возможностей социальной адаптации для этнических меньшинств; создание системы рабочих мест с гибким режимом оплаты и работы; рост доходов, сбережений, капиталовложений населения»[24].
Крупный бизнес, по своему определению, как форма предприятия, выходящая за рамки критериев, установленные для малых и средних бизнес – структур Федеральным Законом «О развитии малого и среднего бизнеса» от 27 июля 2007 г., а именно: «средняя численность работников не должна превышать:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; выручка от реализации товаров без учёта налога на добавленную стоимость за прошедший календарный период не должна превышать установленные значения для каждой категории субъектов»[25], является основным субъектом обеспечения занятости населения как на территории дислокации организации, так и для жителей иных территорий, совершающих в связи с фактором отдаления периодические трудовые миграции, а также основным поставщиком налоговых поступлений в бюджет муниципального образования и участником наравне с малым и средним бизнесом социального партнёрства.
Партнёрство предполагает сотрудничество, активное и равное взаимодействие участников. Как субъект данного процесса бизнес (малый, средний и крупный) рассматривается с позиции социальной ответственности. Социальная ответственность понимается как «готовность или обязательство совершить реальные действия в сфере социально – трудовых отношений и отвечать за их последствия для конкретных групп и (или) социального прогресса общества в целом»[26]. Данное определение социальной ответственности исходит из прямой обязанности работодателей соблюдать нормы трудового законодательства в отношении своих работников, платить налоги – установлено нормами Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и вкладывать средства в социальное развитие территории места расположения организации, к чему не обязывает ни один нормативно - правовой акт. Соответственно, последнее предполагает благотворительность в форме материальных и финансовых вливаний в социальную инфраструктуру муниципалитета.
Исследователь М. С. Семененко в своей статье «Корпоративное гражданство: Западные модели и перспективы для России» утверждает, что «благотворительность и корпоративная социальная ответственность часто трактуются в нашей стране как синонимы»[27]. Кроме того, он подчёркивает, что по данным действующего в России Британского объединения благотворительных организаций «российский бизнес тратит на благотворительность до 17% чистой прибыли. Это выше, чем на Западе»[28]. Следовательно, в России социальная ответственность понимается представителями бизнеса преимущественно как активные действия, внешне выражаемые в форме перечисления части прибыли в социально – незащищённые страты населения и учреждения, морально требующие финансовых вливаний (детские дома, приюты, интернаты, дома престарелых, детские онкологические центры, хосписы, учреждения социального обслуживания населения), что, безусловно, приносит свои положительные результаты, снимая с федеральной и муниципальной власти часть обязательств по дополнительному материальному обеспечению вышеназванных объектов. Марина Каргалова отмечает, что «теперь без помощи бизнеса социальная сфера уже не может функционировать» [29].
Таким образом, участие бизнеса является непременным условием в существовании и развитии социальной инфраструктуры территории. Кроме того, автор статьи особо подчёркивает следующее: «социальная ответственность бизнеса превратилась в инструмент, позволяющий повышать его деловую репутацию, налаживать сбалансированные отношения со всеми секторами в обществе» [30]. Соответственно, проявление социальной ответственности выгодно как самому обществу, так и бизнесу. По данным первого отечественного исследования об общественных ожиданиях от бизнеса, проведённого Ассоциацией менеджеров, «32% активных граждан никогда не стали бы покупать продукцию социально безответственных компаний»[31]. Автор статьи Светлана Ивченко два основных принципа, реализация которых повысит эффективность социальной политики бизнеса:
- «социальные инвестиции бизнеса не должны замещать собой государственные программы и компенсировать низкое качество государственного и муниципального управления;
- необходимо прямое партнёрство бизнеса и гражданских организаций»[32].
Следовательно, для эффективного взаимодействия бизнеса и общественности необходимо налаживание прямого сотрудничества потребителей материальных и финансовых вливаний и их поставщиками для согласования основных аспектов и круга актуальных проблем, требующих принятия адекватных по времени и способу мер.
Обратимся к проблеме взаимодействия власти и бизнеса. С. В. Ивченко, М. И. Либоракина и Т. С. Сиваева в монографии «Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний» выделяют следующие четыре модели взаимодействия бизнеса и местного самоуправления в социальной сфере:
- добровольно-принудительная благотворительность.
Диктат власти, препятствующий росту эффективности корпоративных программ и повышению качества муниципального управления. Бизнес вынужден следовать директивам власти, упуская существенный элемент управления – экспертизу целесообразности финансируемой деятельности, оценку ожидаемых результатов, поиск решений, наиболее полезных для своих сотрудников, членов их семей и местных сообществ в целом;
- торг.
Взаимодействие строится исходя из принципа: «Выгодно одному – невыгодно другому». Социальная ответственность в этом контексте понимается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга;
- город – комбинат.
Вклады бизнеса определяются исходя из необходимости обеспечивать ресурсы для производства и сбыта продукции;
- социальное партнёрство.
Стороны осознают, что ни государство, ни бизнес, ни местное самоуправление, ни общественность в одиночку не могут обеспечить благосостояние территорий, политическую и экономическую стабильность. Взаимодействие строится по принципу: «Выгодно каждому – выгодно всем»[33].
Как мы видим, такой тип взаимодействия как социальное партнёрство признаётся наиболее выгодным для всех участников процесса – общественности, местного самоуправления, государства и бизнеса. Авторы монографии отмечают, что эффективность взаимодействия в рамках социального партнёрства возможна при условии взятия представителями власти на себя «функции координатора социальных вложений местного бизнеса и становления гарантом их эффективного и целевого использования»[34], но и предприниматели в свою очередь «ждут от государства и местного самоуправления комплексных мер по формированию единой, прозрачной политики поддержки благотворительности и социальных инвестиций бизнеса»[35].
Отсюда мы можем вывести следующую форму взаимодействия местного самоуправления и бизнеса: организация периодических собраний в администрации местного самоуправления активных представителей бизнеса, действующих на данной территории, и руководства муниципального образования с целью координации совместных усилий по организации решения актуальных социальных проблем местного населения путём согласования конкретных действий, предпринимаемых как со стороны бизнеса, так и руководства, с возможным заключением договоров подряда на создание либо поддержание эффективного функционирования каких – либо социальных объектов.
Исходя из рассмотрения бизнеса как субъекта социального партнёрства, мы можем сделать следующие выводы:
- бизнес является важнейшей составляющей частью муниципального образования и выступает в качестве одного из основных источников пополнения местного бюджета;
- основное социально – значимое свойство бизнеса как субъекта общественных отношений проявляется в решении социальной проблемы безработицы местного (и не только) населения;
- социальная ответственность как широкое понятие комплексной ответственности за свои действия трактуется представителями бизнеса и внешне выражается в форме благотворительности в наиболее нуждающиеся в этом социально – незащищённые страты и учреждения социальной сферы. Как правило, данная благотворительность имеет целью поднять престиж своей организации в глазах местной общественности и сделать таким образом некую саморекламу;
- эффективное участие бизнеса в поддержке и развитии социальной сферы – необходимое условие современности для функционирования общества;
- условием для эффективного функционирования общества, основанном на активном участии в этом процессе бизнеса, является партнёрство (сотрудничество) последнего с органами местной власти с предоставлением гарантий целевого вложения социальных инвестиций представителей местного бизнеса.
Обратимся к анализу общественности как субъекта социального партнёрства. Определим понятие общественности и общества. Общество рассматривается как «сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью»[36]. В словаре русского языка С. И. Ожегова приводится следующие определения общественности:
1. «общество, передовая его часть, выражающая его мнение
2. общественные организации»[37].
Таким образом, мы в данной работе определяем общественность с двух позиций:
- активная часть общества, местные активисты
- некоммерческие (общественные) организации.
Активная часть общества – местные неравнодушные к проблемам остальных сограждан жители, готовые внести свой пусть и минимальный вклад в урегулирование локально негативной социальной ситуации. Выделяются две формы участия таких граждан:
- самостоятельная добровольная деятельность, внешне отражаемая в таких видах деятельности, как: частная благотворительность, обращения в администрацию муниципального образования по поводу решения каких – либо обычно частных социальных проблем, активные физические действия по развитию социальной и туристической инфраструктуры места проживания;
- деятельность в рамках активного участия в работе общественных организаций, расположенных на территории муниципального образования.
Первая форма участия активистов преобладает в условиях малого города, где отсутствуют либо не имеют недостаточное развитие местные общественные организации[38]. Н. С. Нестеренко в статье «Социальные функции НКО в трансформирующемся российском обществе» отмечает, что «НКО вовлекают отдельных индивидов в систему общественных отношений, что повышает устойчивость, предсказуемость и управляемость общества как социальной системы»[39]. Соответственно общественные организации (НКО) являются максимально желаемой формой объединения активных граждан для коррекции стихийного проявления действий по решению актуальных социальных проблем и централизованного направления их усилий на цели общественного блага для возможного повышения эффективности реализации положительных инициатив таких граждан.
Проведённое нами исследование социальных проблем и способов их решения в условиях малого города, проведённое путём анализа содержания материалов местной прессы, наиболее характерной формой активности местных жителей является частная материальная и финансовая благотворительность, при этом с ухудшением экономической и социальной ситуации в малом городе, где наблюдается общий невысокий уровень материального благосостояния населения, степень участия в решении социальных проблем активистами только возрастает [40].
Следовательно, таких жителей муниципального образования следует определять как стихийных участников социального партнёрства, мотивация которых заключается в рамках норм морали и традиций, связанных с оказанием помощи ближнему своему. Такие участники характеризуются отсутствием мотива преследования собственно выгодных для себя целей, определённой безликостью и неорганизованностью проявления гражданских инициатив. К таким участникам также можно отнести представителей бизнеса (особенно малого), проявляющих активное участие в жизни общества. Соответственно мы можем говорить и о проявлении социальной ответственности граждан, что является по мнению С. В. Ивченко, М. И. Либоракиной и Т. С. Сиваевой одним из обязательных условий для эффективности системы социального партнёрства общественности, бизнеса, местного самоуправления и государственной власти [41].
Рассмотрим общественные организации как участника социального взаимодействия. Общественные организации относятся федеральным законодательством к форме некоммерческих организаций, которые согласно части 1 главы 4 Гражданского кодекса Р. Ф. от 21 октября 1994 г., и представлен следующими видами: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и объединения юридических лиц[42]. Статья 117 ГК Р. Ф. определяет общественные организации как некоммерческие и даём им право «осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они были созданы, и соответствующую этим целям»[43]. Таким образом, мы можем рассматривать общественные организации как добровольные объединения граждан и юридических лиц, созданных для достижения целей, не связанных с увеличением собственного благосостояния, занимающихся активной деятельностью для реализации концепции достижения общественного благосостояния либо лоббирования интересов определённых социальных групп. Н. С. Нестеренко отмечает, что «НКО представляют интересы и потребности различных социальных групп, также выполняя роль канала «обратной связи» между государством и обществом»[44]. В целом, данный исследователь выделяет следующие основные функции некоммерческих организаций:
- «полигон» инновационных технологий;
- объединяющая форма для концентрации наиболее активных граждан для направления их энергии в нужное русло;
- стимуляция различных форм гражданского участия и создание условий для использования гражданского потенциала в решении социальных проблем;
- обеспечение развития ресурсной и правовой базы гражданского общества;
- отбор и апробация социальных технологий, которые впоследствии могут быть востребованы органами власти в масштабах территории или всего государства [45].
Следовательно, некоммерческие организации являются важнейшей составляющей общественного процесса, в ходе которого происходит реализация механизма партнёрского взаимодействия по развитию социальной сферы.
Обратимся к вопросу взаимодействия общественных организаций и иных субъектов социального партнёрства. Совместная работа некоммерческих организаций и представителей власти (органов местного самоуправления) реализуется в следующих формах: общественные советы, палаты, экспертные советы, постоянно действующие круглые столы, рабочие группы, конкурсные процедуры для привлечения партнеров из некоммерческого сектора, применяются методы прямого стимулирования и косвенного поощрения социальной активности [46].
Таким образом, роль общественных организаций как участника партнёрских отношений заключается в экспертной оценке готовящейся к реализации либо проводимой местными органами власти мер социальной политики, генератора идей и инициатив по решению актуальных социальных проблем, связующим звеном местного населения и органов власти, через которое до последних напрямую доносятся основные потребности граждан в реформировании социальной инфраструктуры; активного реализатора собственных проектов с учётом проводимых органами власти социальных программ и участника централизованно организуемых местными властями конкурсов на получение финансирования для воплощения идей в объективную реальность.
Взаимодействие бизнеса и общественных организаций рассматривается с позиций финансирования социальных проектов. Л. В. Аврорина отмечает, что «в последние годы бизнес также начинает играть заметную роль в финансировании социальных проектов НКО, поскольку они демонстрируют высокую эффективность»[47]. Как мы видим, в данном процессе проявляется реализация благотворительности как основной формы участия бизнеса в общественном процессе. Бизнес выступает спонсором проводимых некоммерческими организациями мероприятий и реализуемых проектов, деятельности самих организаций. Нередко представители крупного бизнеса выступают в качестве создателей общественных организаций (фонды Потанина, Сороса, бывшего ЮКОСА Ходорковского, Газпрома). Таким образом, общественные организации выступают формой централизованной и целенаправленной благотворительности на постоянной основе представителей крупных бизнес – структур, одними из целей создания которых является создание положительного образа в глазах общественности и государственной власти, а также вклад в создание социальной инфраструктуры для развития собственного предприятия.
Соответственно, в результате рассмотрения общественности, мы можем сделать следующие выводы:
- общественность представлена в двух формах – активнее граждане и общественные организации, отличие последних заключается в организованности их действий и постоянстве деятельности в социальной сфере;
- общественность является важным участником социального партнёрства, играя роль транслятора актуальных проблем и инициатора их решения.
По итогам анализа социального партнерства как формы комплексного взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и общественность мы можем сделать следующие выводы:
1. в ходе взаимодействия муниципальная власть, бизнес и общественность играют следующие роли:
- муниципальная власть – центр проведения и реализации генеральной линии государственной социальной политики в рамках отведённой территории и ограниченных законодательством полномочий, а также согласования действий с общественностью и бизнесом по воплощению в жизнь добровольных гражданских инициатив
- общественность – проводник интересов местного населения и активный участник удовлетворения социальных потребностей жителей муниципального образования
- бизнес – активный спонсор общественных инициатив и социальных программ, проводимых местными властями в жизнь
2. эффективное взаимодействие данных субъектов социального партнёрства возможно при условии взаимных согласований актуальных вопросов местного (и не только) значения и совместного поиска решений социальных проблем
3. социальное взаимодействие в форме партнерства общественности, муниципальной власти и бизнеса – важный фактор реализации государственной социальной политики и воплощения в реальность принципов концепции социального государства.