Понятие социокультурного времени

Понятие социокультурного времени зародилось на ранних стадиях человеческой истории, в период формирования особой пространственной среды. Д. И. Аксеновский упоминает,[41] что уже тогда формируются пространственные сферы значимые для человека. Территория непосредственного обитания (поселок, жилье), зоны вокруг нее, со своими хозяйственными циклами. Эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления лесных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. Племя, подчиняющееся определенным традициям, живущее в определенном ритме, свойственном только данному сообществу, и несущее этот ритм во все сферы своей жизнедеятельности. В свою очередь социальное время является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано по отношению к нему время природных процессов. На ранних стадиях общественного развития социальные процессы были замедлены. Родоплеменные общества на протяжении многих столетий воспроизводили существующие социальные отношения. Их опорой был ориентир на прошлое как воспоминание о золотом веке.

Как отмечает Ахундов М. Д., ребенок с рождения находится под воздействием циркадных ритмов, временных особенностей, вырабатываемых рефлексов (вырабатывается в процессе жизни). [42] Исследователь в этой области говорит о том, что с самого раннего детства индивид начинает формировать и подчиняться пространственно-временным моделям, но ребенок оценивает время в соответствии с пространственной, а не временной последовательностью. [43] В современном мире общество ориентированно на будущее, что требует дополнительных как интеллектуальных, так и физических затрат. В свою очередь это должно вызывать определенные усилия со стороны власти для направления и наиболее рационального использования человеческих возможностей в пользу государства. Согласно высказыванию А. С. Макарова в статье «Инициация социальной активности томичей: стратегическая идея «Томск – Большой город», [44] крупная управленческая структура страны, как показывает опыт, не может проникнуться проблемами и потребностями каждого города. Поэтому он должен, прежде всего, рассчитывать на свои силы, создавать свою систему управления, используя свои возможности и ресурсы в полную силу с максимальным эффектом.

И. Г. Яковенко в своих трудах рассуждает о том, что город, как и на ранних стадиях развития, племенной поселок является замкнутой, самостоятельной, самоорганизующейся системой, со своими правилами, традициями, мироощущением, рождением новых смыслов. [45] И как всякая самодостаточная система он должен развиваться. Обращаясь к природе города можно отметить, что он является генератором социокультурного разнообразия, а с физической точки зрения это замкнутая система порождает динамическое равновесие. Город постоянно создает проблемы, и сам же их решает, причем, решив одну, тут же создает новую. Это способствует непрерывному повышению организации и потенции города как социокультурного организма. Со слов И. А. Василенко общество постоянно находится в процессе своего развития и совершенствования.[46]

Учитывая динамику города и то, что мы живем в век технологического прогресса, когда социальные процессы в обществе ускоряют свой ритм, простому человеку трудно успевать за качественными изменениями, протекающими в жизни города особенно в период политических выборов. Это порождает в обществе хаос, обостряет агрессию и приводит человека в состояние апатии. В такие моменты общество неизменно обращается к забытым социокультурным традициям, в которых видит опору и поддержку для себя. Почему же социокультурная система в моменты кризиса постоянно возвращается к старым состояниям, а не принимает новые формы и не ищет новые пути решения проблемы? Ответ на этот вопрос дает П. Сорокин.[47] Опираясь на идеи А. Голденвейзера и Р. Торнвальда, он считает, что здесь имеет место принцип предела. Хотя процесс совершенствования социокультурной системы проходит бесконечное число состояний, когнитивные возможности человека ограничивают дискретное восприятие процессов, запоминание устойчивых этапов и количество возможных фаз изменений, что приводит к повтору одних и тех же состояний. В таком случае, почему же внутри общества все-таки возникают нестабильные ситуации с позиции социума?

Н. Б. Кучеренко считает, что это происходит в результате несовпадения политического и социокультурного времени.[48] Она рассматривает социокультурное время как: - «…не только его соотношение с физическим временем, но и совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы».

Важной особенностью социокультурного времени выступает его форма или вид – циклическое или линейное на это указывает совместная работа Н. Кучеренко и Т. Печенкиной.[49] В сознании современного общества явно преобладают линейные представления о мире, что объясняет социальное (договорное) происхождение недели, месяца, года и т.д. Но это упрощенное представление о мире, за которым скрываются циклические ритмы социальной жизни. Конечно ритм социальной, а значит и индивидуальной жизни задается политическими и экономическими макроциклами такими как смена правительства, смена формы правления, политические беспорядки и периоды стабильности, но эти биолого-социальные закономерности повторяются в каждом поколении. Так же следует учитывать и то, что каждый новый цикл представляет собой виток, разомкнутый на следующий оборот круга, протекает с учетом уже накопленных знаний, опираясь на них, учитывая прошлый опыт.

Здесь можно обратиться к политике. В. С. Комаровский представляет политические отношения, как развёртывающийся процесс и анализ включения личности в политику предполагает использование категории времени.[50] В политической среде существует свое историческое время. Например, новоиспеченному политику требуется время, чтобы войти в свою должность, приобрести опыт, обзавестись необходимыми связями, обрести авторитет, переосмыслить свои цели, средства и возможности. Следовательно, реализация ранее задуманных планов может откладываться на неопределенный срок или оказаться вовсе невыполнимой. Такой поворот событий заставляет общество чувствовать себя обманутым, порождает агрессию и недоверие к органам власти.

Но не стоит думать, что общество безграмотно и не хочет понимать проблем власти. [51] Как отмечает Л. А. Штомпель, граждане хотят принимать активное участие, но не только в качестве избирателей, а быть включенными в обсуждение актуальных проблем, вопросов, что до последнего времени, было, исключительной прерогативой органов власти. Это порождает потребность в совершенно новых формах и механизмах взаимодействия органов государственной власти и гражданских объединений, институтов гражданского общества и ставит новые задачи перед службами по связям с общественностью в государственных организациях. И здесь возникает проблема отношений власти и общественности. В этой ситуации не стоит забывать, что важнейшая функция политического времени - быть «связью между индивидуальным и коллективным, личным и социальным измерениями времени».

Следует помнить, делает акцент Г. Саганенко, что общество совершает определенные действия в соответствие со своим восприятием объективного времени и субъективным выбором момента действий.[52] Глубокая временная структура сознания может быть понята и использована в работе с электоратом наилучшим образом, если мы попытаемся вникнуть в то, как субъект оценивает факты исходя не из их хронологии, а из их соотношения с его целями, надеждами, чаяниями и устремлениями. События прошлого, настоящего и будущего расчленяются в соответствии с целями и устремлениями субъекта. Такая ориентация на временную принадлежность является по существу самым важным в восприятии и интерпретации происходящих событий.

Согласно Т. М. Дридзе, на сегодняшний день, в век технологической революции, когда человек тратит все больше запасов своей интеллектуальной, физической и эмоциональной энергии, [53] на поверхности лежит вопрос о том, как поддержать психологическое состояние человека, сохранить в исправности “механизм” взаимодействия между людьми, научить и выявить некий алгоритм защиты к темпам, задаваемым технико-экономическими условиями жизнедеятельности человека.

Одним из путей к сбалансированному развитию общества может выступать эффективное политическое управление (Н. Кучеренко, Т. Печенкина).[54] Оно в свою очередь зависит от того, насколько совпадают политическое и социокультурное направление местного сообщества. Для наиболее эффективной работы в этой области могут быть использованы методы ПР. Проведение постоянного мониторинга темпоральных социокультурных тенденций обеспечит не только грамотное ведение информационной политики той или иной ветви власти, но и позволит заниматься прогнозированием, которое необходимо при разработке долгосрочных планов и при возникновении новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, результат которых в большинстве случаев проявляется позднее.

П. Штомпка указывает в своих работах, что социокультурное время задает определенные рамки для каждого вида человеческой деятельности – политической, экономической, социальной.[55] В свою очередь каждый из этих видов обладает собственной структурой работы, по-своему организуя деятельность составляющих отделов. В этой связи возникает вопрос, в какой степени социокультурное время способно задавать и определять ритмы времени политического? Насколько политик может продуктивно функционировать в обществе, учитывая или не учитывая национальных социокультурных традиций? Обращаясь к социокультурной временной ориентации и перспективе, можно выделить несколько основных аспектов:

- уровень и глубину осознания времени;

- вектор времени.

В первом случае можно отметить, что для социокультурных процессов наблюдается прямо пропорциональная зависимость: чем выше уровень социокультурного развития, тем выше уровень осознания социокультурного времени. Если же это условие не выполняется, то общество впадает в депрессию. Теперь его действия направлены не на развитие и совершенствования себя как личности, а на выход из морального кризиса. Во втором случае речь идет об ориентации общества на временную направленность – прошлое, настоящее или будущее. Она в свою очередь может зависеть как от религиозной и традиционной, так и от профессиональной направленности внутри этноса.

Согласно теории Василенко, направление политического времени может достаточно часто меняться, в зависимости от вектора направленности политического руководства и не совпадать с социокультурной традицией.[56] Это в свою очередь может порождать драматическое напряжение, которое способно послужить началу гражданской войны.

Не стоит забывать и о временной перспективе общества. По данным исследования, приведенного в трудах К. Муздыбаева в 2000г., в ситуации затянувшегося социального кризиса у 60.3% [57] россиян временная перспектива сильно укорочена и составляет 1 – 2 месяца, 16.8% не могут уверенно планировать свое будущее более чем на пол года. Настоящее время представляется согражданам темным, чужим и неприятным. Особенно эта тенденция хорошо выражена у наиболее работоспособной части населения с низким уровнем дохода.

По данным З. В. Сикевич большинство россиян уверены в том, что “раньше было лучше”.[58] Желание возвратить прошлое доминирует над желанием строить новое будущее своими руками и жить в нем. Это обстоятельство напрямую мешает развиваться современному обществу и заранее программирует протест, каким либо действиям властных органов. С одной стороны, власть не получает поддержки со стороны электората и действует исходя из собственных соображений, с другой, население, не высказав свои пожелания и предложения по данному вопросу остается неудовлетворенным. И как следствие в социуме все больше нарастает непонимание между властью и электоратом, что, в конечном счете, может привести к революции.

В современном мире одной из основных проблем стоит конструирование социальной реальности, создание новых смыслов, формирование в обществе новых социальных проблем и предложение пути их решения.[59] Согласно гипотетической модели социокультурной динамики, называемой “конусом Дридзе”, процесс социокультурных изменений происходит следующим образом. Взаимосвязь низшего сознания с высшим происходит через коммуникацию. Устанавливается прямо пропорциональная взаимосвязь. Как индивидуальное практическое сознание питает общественное, так и в ходе обратного процесса общественное сознание выдает модели и образцы поведения индивидуальному сознанию. В данной модели внутриуровневая и межуровневая коммуникация выступает механизмом, через который можно влиять на осуществления социокультурных изменений в обществе.

По данным практикующих специалистов, ПР выступает не просто механизмом социального взаимодействия,[60] а способом постоянных культурных преобразований, ценностей, норм и потребностей. В процессе повседневного межличностного общения вырабатываются определенные способы реализации межличностных отношений, которые постепенно фиксируются и в процессе институализации становятся “достоянием” общественного сознания. Передаваясь из поколения в поколение такие “формы” общественного сознания становятся устойчивыми элементами культуры. В этой связи становится очевидным, что разработка и реализация качественных ПР проектов должна опираться на изучение циклических временных структур, анализ культурных и групповых ценностей. Также необходимо учитывать установки людей и их религиозную принадлежность.

Акцентируя внимание на темпоральном конструировании социальной реальности (П Бергер, Т. Лукман), мы рассматриваем любой кризис в социальной системе как нарушение согласованности, разорванность, разделение прошлого, настоящего и будущего времени индивида. [61]

В этом случае любая работа социальных институтов будет направлена на восстановление целостности темпоральной идентичности личности, формирование новой или восстановление разрушенной системы межсобытийных связей.

Е. И. Головаха и А. А. Кроник в теории причинно-целевой концепции разработали систему межсобытийных связей.[62] Они говорят о том, что ведущую роль в течении социокультурного времени занимают не столько сами события, сколько межсобытийные связи, играющие ведущую роль в формировании структуры жизненного пути. Авторы делают акцент на существовании только двух типов межсобытийных связей «цель - средство» и «причина - следствие».

Однако, учитывая последние разработки в сфере темпоральности, исследователи психологического времени высказывают мнение о несовершенстве причинно-целевой концепции (К. А. Абульханова-Славская, С. А. Иванушкина, Н. С. Пряжников).[63] Н. Б. Кучеренко в своей книги «Психологическое время как интегральная характеристика личности» предлагает учитывать межсобытийную связь не только как «цель - средство» и «причина - следствие», а рассмотреть более широкий набор разнообразных связей между событиями. С ее точки зрения это позволит выявить многомерную картину темпоральности жизни человека, что будет способствовать определению сценариев, на основе которых человек объединят события прошлого, настоящего и будущего в целостную картину мира.

В нашем случае делается попытка перенести теорию Н. Б. Кучеренко в рамки ПР деятельности местного самоуправления, где на сегодняшний день одной из главных задач стоит интенсификация социокультурного времени. Под интенсификацией социокультурного времени подразумевается упорядочивание и структурирование жизни местного территориального сообщества.