Правила составления и проведения анкетных опросов
Общепринято, что вопросы следует составлять так, чтобы они:
► побуждали участника к ответу;
► опирались на собственные знания участника;
► учитывали возможный низкий уровень образования и индивидуальное восприятие, так чтобы участник легко понимал цель и смысл вопросов;
► обеспечивали ответ, основанный на собственных знаниях участника, и не требовали догадок, за исключением, возможно, вопросов о мнении и склонностях участника.
Последовательность и структура вопросов
Как порядок, так и форма вопросов могут влиять на качество получаемой информации. Типичная анкета, заполняемая самостоятельно или зачитываемая интервьюером, содержит вводную часть, которая знакомит участника с исследованием и его темой, предоставляет всю необходимую дополнительную информацию, а также пытается побудить участника к ответам на вопросы.
Типы вопросов
Разработчик анкеты должен решить, использовать ли открытые вопросы, на которые участники отвечают сами, или закрытые вопросы, которые требуют определенных ответов или выбора из короткого перечня возможных ответов. Закрытые вопросы имеют то преимущество, что они разъясняют участнику альтернативы, позволяют избежать поспешных ответов и сводят к минимуму долгие рассуждения, которые иногда невозможно интерпретировать.[9]
Размер анкеты
Окончательное определение размера анкеты требует соблюдения баланса между желанием получить по возможности более подробную информацию для достижения цели исследования, и тем фактом, что, если анкетирование затягивается, то в некоторый момент участник может потерять к нему интерес и либо прекратит отвечать на вопросы, либо станет отвечать торопливо, неточно и не думая, чтобы быстрее закончить с опросом. С другой стороны, очень короткая анкета может дать высокий процент откликов, но не достичь цели исследования.
Язык
При составлении вопросов необходимо пользоваться языком, понятным всем людям данной популяции. Это может потребовать изучения местного диалекта, различающегося в пределах одной и той же страны. Особенно важно избегать употребления специфических терминов, за исключением случаев, когда можно ожидать, что участники исследования обладают определенными техническими знаниями.
Четкость и наводящие вопросы
Хотя более короткие вопросы обычно бывают более понятными, однако имеются и исключения, особенно в тех случаях, когда необходимо разъяснить трудный предмет. Тем не менее, короткие вопросы помогают четко размышлять и избегать ненужных слов. Они также уменьшают возможность перегрузки респондента информацией.
Форма анкеты
Это фактор более важен для самостоятельно заполняемых анкет, чем для тех, которые заполняются интервьюерами. Анкеты, разработанные для самостоятельного заполнения, но оказавшиеся чрезмерно сложными или трудными для чтения, респонденты могут заполнять небрежно или даже выбросить.[10]
Документация
При проведении любого исследования все его процессы следует тщательно документировать, чтобы каждый сотрудник, включая интервьюеров, контролирующих менеджеров и исследователей, ясно представлял свои обязанности. В большинстве исследований с анкетированием, составляется «руководство по проведению опроса».
Планирование, тестирование и корректировка
Создание анкеты требует вдумчивого планирования. Каждая анкета должна пройти несколько ступеней проверки, прежде чем станет понятно, что вопросы «работают», то есть, что они понятны и приводят к получению ответов предусмотренного качества.
Обучение интервьюеров и контроль их работы
В исследованиях с телефонными или индивидуальными опросами роль интервьюера трудно переоценить. Если в исследовании занято более одного интервьюера, предварительное обучение становится еще более важной задачей, поскольку необходимо убедиться, что вопросы задаются и ответы интерпретируются одинаковым образом. Во многих исследовательских проектах этого добиваются путем группового обучения, которое периодически (например, ежегодно) повторяют, чтобы поддерживать уровень квалификации интервьюеров.
Сбор данных
Распространение анкет среди участников исследования и их последующий сбор для анализа проводится одним из трех способов, описанных выше: по почте, по телефону или лично. Некоторые исследователи заключают договора с компаниями, которые специализируются на проведении исследовательских работ.[11]
Достоверность и повторные интервью
Качество полученных сведений можно оценить посредством проведения повторного опроса некоторых участников исследования. При повторных интервью нет необходимости задавать все вопросы, обычно достаточно выбрать только часть из них.
Технология проведения опроса
Благодаря достижениям компьютерной технологии появились различные способы накапливания и систематизации данных для компьютерного анализа. Известны три существенно различающихся способа обработки информации: в реальном времени (то есть, в процессе получения ответов во время проведения интервью), традиционный метод введения данных в компьютер при помощи клавиатуры и оптический метод ввода данных.
Архивирование анкет и руководств по проведению опроса
Поскольку информация является ценным продуктом, и ее можно интерпретировать и использовать другими способами, исследователей иногда просят передать данные другим исследователям.[12] Просьба поделиться сведениями может мотивироваться разными причинами, начиная от искренней заинтересованности в повторении результата и заканчивая опасением, что данные были проанализированы или интерпретированы неверно. Поэтому после завершения работы исследователь обязан убедиться, что все основные сведения надлежащим образом размещены для хранения в архиве на определенный период времени, и что их можно получить, если исследователя попросят предоставить их для проверки.