Правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

Обзор нормативно - правовых документов, лежащих в основе работы с семьей в т. ч. воспитывающей ребенка - инвалида.

Термин "инвалид" восходит к латинскому корню (volid - "действенный, полноценный, могущий") и в буквальном переводе может означать "непригодный", "неполноценный"

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты"

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года развил эти положения, развив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Конкретизация этого положения содержится в статье 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благополучия.

Признавая права каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Часть 1 статьи 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнение либо невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом. Например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребёнком и др.

В статье 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях и социальных пособиях. Кроме денежных выплат, социальное обеспечение может осуществляться в натуральных формах: содержание в домах - интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживании е на дому и т.д.

Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие "социальная защита" используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д.

Следовательно, социальная защита населения - это система мер правового, социально - экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, то есть его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Поэтому, говоря о соотношении понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение", можно сделать вывод о том, что первое из названных, несомненно, более широкое и объемное, а второе понятие входит в него как одна из составных частей.

Что касается правовой природы правоотношений в сфере социального обеспечения, то традиционно их классификация проводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; на материальные, процедурные, процессуальные. Возможна так же классификация по видам и формам социального обеспечения.

Особой категорией в типологии семей является семья, воспитывающая ребенка - инвалида. В классификации, семья относится к категории группы риска, поэтому в соответствии с законом "О социальной защите инвалидов р РФ" в зависимости от разграничения.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, мало мобильным или неподвижным группам.

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН "О правах инвалидов". Вот несколько выдержек из этого правового международного документа:

"Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства";

"Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица";

"Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность";

"Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания";

"Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации".

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.), "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.).

Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ "О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов". В октябре того же года были изданы указы "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов", "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

В Законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст.3 Закона).

Примерно с середины 1970-х годов наметились стали получать все большее распространение, прежде всего в экономически развитых странах, новые подходы в отношении людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, которые выражаются понятием "интеграция". Суть этих подходов заключается в том, что инвалиды не являются социально обособленными и изолированными членами общества, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.

Учреждения, обслуживающие детей - инвалидов. Дети - инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с Нерезко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах - интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах - интернатах системы социальной защиты населения. В 158 детских домах - интернатах находятся 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками, половина из них - дети-сироты. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи-психологи, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию. На 1 января 1994 г. в 150 детских домах - интернатах находилось 31907 детей; их обучали по специально разработанным программам навыкам самообслуживанию и труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профессиональными навыками (швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.), получали педиатрическую, неврологическую, психиатрическую помощь.

Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений, где на 1 января 1994 г. Находилось 506 детей от 6 до 18 лет.

Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реабилитационных учреждениях дети обучаются по программе общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой "Дети-инвалиды", президентской программой "дети России" создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семье и детям.

В 1997 году в системе организаций социальной защиты действовало 150 специализированных центров, где находились 30 тысяч с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей и подростков с ОВ. 34,7% этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5% - с нарушениями умственного и психического развития; 20% - с соматической патологией; 9,6% с нарушениями зрения; 14,1% - с нарушением слуха.

Федеральная программа "Дети - инвалиды", входящая в президентскую программу "Дети России", предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг - тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально - технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.

В 1997 году в 70 регионах РФ действовали региональные программы. В ряде регионов создавались квотированные рабочие места для женщин, воспитывающих детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в Москве создавались рабочие места для подростков-инвалидов (профессиональное образование по 13 специальностям) и т.д.

В последнее время снизился уровень материально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство новых детских домов.