Правовая культура социальной работы в Центре помощи детям

Современное состояние проблемы заставляет рассмотреть исходные предпосылки и принципы формирования теории правовой культуры, проанализировать и определить круг вопросов правового знания.

Обобщенный процесс формирования знаний о правовых культурных ценностях, анализ системы средств, благодаря которой упомянутые ценности реализуются в условиях становления гражданского общества и формирования правового государства способствуют формированию современной культуры среди молодежи и молодежных объединений.

Вместе с тем, социологические и философские исследования, позволяют определить основные направления правовой культуры через развитие всего социального организма правовой культуры.

При антропологическом подходе культура понимается в качестве совокупности всех благ, созданных человеком. Социологический подход – в виде совокупности духовных ценностей: культура выступает как компонент общественной жизни. При философском подходе культура рассматривается среди явлений, выделяемых аналитически, не связанных с общественным развитием [49, С. 496].

Рассматривая правовую культуру как универсальное свойство общественной жизни, определенную позитивную роль в процессе развития ценностных представлений о культуре играет социальный организм, как процесс творческой деятельности, и как специфический способ человеческой деятельности.

Рассмотрение культуры через призму творческой деятельности характерно для авторов, специально занимающихся проблемами личности. Несмотря на имеющиеся расхождения во взглядах представителей данного направления, их объединяет анализ культуры с позиций исторически активной творческой деятельности человека и его развития как субъекта этой деятельности. Прогресс культуры при таком подходе совпадает с развитием личности в любой сфере социальной жизнедеятельности. Все это ориентирует на выделение в правовой культуре творческого и личностного начала. При возрастании роли личности в становлении гражданского общества и формировании правового государства актуальность и значимость этой концепции, следовательно, значительно повышается.

В основу классификации правовой культуры положено понимание ее как целостной системы, выявление подсистем которой создает теоретические предпосылки для выработки общей системной модели, приближенной к реальным процессам функционирования и развития человека и общества.

Анализ правовой культуры возможен в комплексе различных культур отражает мир психических процессов человеческих индивидов, поведенческая – культура опосредована в действиях и т.д.

В отечественной практике неоднократно предпринимались попытки провести ревизию действующих норм и вооружить работников социальных служб правовыми актами по вопросам социального обслуживания населения. В 1994г. был подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения» [6].

В 1997 г. вышел сборник «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей». В нем содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и региональный уровень субъектов Российской Федерации [58].

К первой группе относятся международные акты: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» они направлены на международную защиту прав ребенка и представляют собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и реализации этих прав и свобод личности.

Ко второй группе относятся: Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15 декабря 1995 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17 мая 1995 г.) и т.д. В РФ, принятые нормативно-правовые акты направлены непосредственно на регулирование процессов в области социальной работы и в сфере социального обслуживания, потому следует указать два типа документов федерального уровня: 1. законы как акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, федеральные законы); 2. подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств). Документы федерального уровня созданы для социального обслуживания, медико-социальной экспертизы, социальной помощи семье и детям, подготовки законодательства по социальной защите населения, внешнеэкономического и международного сотрудничества, подготовки рекомендаций при разработке региональных социальных программ, социальных нормативов и т.д. [4, С.317].

К третьей группе относятся: нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации на местном уровне. При определенной самостоятельности претендуют на: обеспечение и решение производственно-экономических задач; плановую и финансово-экономическую деятельность; создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем и др. [4, С.317].

Правовые нормативные акты принимаются в субъектах Российской Федерации, и следует иметь в виду, что они осуществляют локальное правовое регулирование социальной работы, являются производными от федеральных законов и действуют на определенной территории, сфера их применения ограничена.

В современном российском государстве существуют два уровня правового обеспечения социального обслуживания субъектов РФ, так определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального обслуживания. Помимо законов действуют также подзаконные акты, нормы, исходящие от Правительства РФ и направленные на реализацию федеральных законов в сфере социального обслуживания населения.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 1995г. в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» разработаны и приняты следующие нормативные акты:

-    Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 «О Межведомственной комиссии по вопросам социального обслуживания населения»;

-    Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»;

-    Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения».

Наличие нормативной базы еще не обеспечивает эффективности социального обслуживания, так практически еще не выполнено поручение Правительства РФ, направленное на реализацию п. 2 ст. 6 указанного федерального закона, не разработаны и не утверждены государственные стандарты социального обслуживания населения, хотя такие попытки предпринимались.

Анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, принятых в 1995-1996 гг., показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы. Этот процесс связан с принятием системы юридических норм, определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг.

Регламентация основывается на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей. И обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Каждый из перечисленных компонентов выполняет свои специфические функции и поэтому относительно самостоятелен.

Принятие и реализация законопроекта станет важнейшим фактором дальнейшего развития инфраструктуры социальных служб помощи семье и детям. Законопроект предусматривает: правовые гарантии в области социального обслуживания семьи и детей; создание правовых предпосылок для становления системы учреждений социального обслуживания семьи и детей; установление прав взрослых граждан и детей в сфере социального обслуживания; определение правового статуса работников учреждений социального обслуживания семьи и детей; установление правовых норм государственного и общественного контроля за качеством услуг, предоставляемых семьям и детям.

В федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законопроект предусматривает правовые гарантии в области социального обслуживания семьи и детей (статья 1, 4, 7). Деятельность социальных служб, согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст) направлена на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно. Деятельность в государстве таких служб создает правовые предпосылки для становления системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Описаны и определены принципы, основное содержание и организационные формы деятельности по социальному обслуживанию семьи и детей; а также установлены правовые нормы государственного и общественного контроля за качеством услуг, предоставляемых семьям и детям.

Проект закона гарантирует право всех категорий семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на социальное обслуживание. Деятельность регионального органа социальной защиты населения регулируется: Конституцией РФ, федеральными законами: «Об основах социального обслуживания населения» от 10.12.1995г. № 195-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г., «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25.09.1997г. № 126-ФЗ, «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» от 29.12.2005г. и другими.

Описав столь важность изданных законов, нормативных актов, понимаешь, сколь значительным и важным становится основной показатель результативности правового образования и воспитания – правовая культура, выступающая в качестве основного механизма формирования, развития и становления полноценной личности в социуме.

Правовая культура может рассматриваться как сложное интегративное качество личности, обусловленное влиянием среды, возрастными, психологическими, коммуникативными, индивидуальными особенностями воспитанников, основой которого выступает совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностей, определяющих правовое сознание и поведение в социально значимых ситуациях и базирующееся на общей культуре личности.

Существует несколько целостных авторских подходов к вопросам правового образования: практико-ориентированный подход к изучению права, осуществляемый Российским фондом правовых реформ, предполагающий изучение права в интеграции с экономическими, политическими, другими общественными проблемами (В. В. Спасская, К. Н. Поливанова, Е. А. Певцова); этико-правовой подход (Н. И. Элиасберг), основанный на гуманистических принципах права, гуманистической этике, гуманистических традициях педагогики; интегративный подход (Л. Н. Боголюбов, Т. В. Болотина, А. И. Кравченко, Я. В. Соколов), предполагающий включение правовой тематики в общую совокупность тем комплексных курсов обществознания, граждановедения; информационный подход, сконцентрированный на изучении теории права, его сущности, закономерностях его становления и развития (С. С. Алексеев, Ф. П. Фурсова, А. С. Шабуров) и культурологический подход, акцентирующий внимание на изучении правовой культуры, прав человека, механизмов их реализации и защиты.

На основе указанных подходов в практике российских учреждений оформились несколько моделей правового образования. Наиболее распространенной является информационная, при которой подробно изучаются ведущие теоретические понятия права, отраслевое законодательство, при этом без должного внимания остается эмоциональная сфера правосознания.

Для формирования правовой культуры личности воспитанника специализированного центра помощи детям и подросткам, особую значимость представляет личностно-ориентированная модель, основанная на реализации гуманистических традиций в педагогике и правоведении.

Правовая культура – особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, определяемой мировоззрением, без прогрессивной направленности этой деятельности и мышления. Она выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. Прогрессивное развитие личности и общества является важным назначением юридических средств. Правовая культура в полной мере может быть понятна в контексте социального прогресса.

Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «заставляет» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом. Это связано с тем, что правовая культура личности, отражает степень и характер ее прогрессивного развития и постоянного правового обогащения самой личности и общества в целом.

Таким образом, при теоретическом обзоре литературы по данной проблеме было установлено, что недостаточно освящена проблема формирования правовой культуры в Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку не определены критерии и уровни структурных компонентов правовой культуры, а также особенности ее сформированности у детей, оставшихся без попечения родителей. Недостаточно разработаны модели эффективного формирования правовой культуры, включающие в комплексе: правовое обучение и воспитание, внеклассную деятельность с правовым содержанием, повышение правовой культуры ближайшего социального окружения с соблюдением определенных педагогических условий целесообразно организованной деятельности, способствующей формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям.

Проблема формирования правовой культуры является актуальной независимо от государственного строя. Правовая культура представляет собой сложное явление по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, она отражает степень и характер развития общества, обеспечивающего социализацию и правомерную деятельность личности.

Правовая культура является более широким понятием, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность.

Описание системных исследований правовой культуры личности Н. М. Кайзерова, А. Л. Семитко представляли собой разновидность общей культуры личности и означали правовую образованность человека (правосознание, умения, навыки правомерного поведения, реализуемые в жизнедеятельности человека). В связи с этим, правовую культуру можно рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, которая представляет собой творческую деятельность, соответствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря которой и происходит постоянное правовое обогащение за счет позитивного правового сознания в действии.