Практика общественного призрения в Российской империи

Первое десятилетие царствования Екатерины II характеризуется подъемом общественной мысли. Императрица живо интересуется прогрессивными движениями общественной мысли в Западной Европе. В первые годы правления Екатерины II ее инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Екатерина пытается внедрить в жизнь новую гуманную форму воспитания детей, создать унифицированный тип гражданина, отвечающего насущным задачам быстро растущего государства.

Инициатором создания новой системы воспитания был Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын И. Ю. Трубецкого. В 1763 г. он представил Екатерине II план школьной реформы, который императрица подписала специальным манифестом. Согласно проекту, создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770), а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, а также институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан[8].

Наибольшую известность из этих учреждений получил Воспитательный дом, который предназначался для воспитания подкидышей в возрасте не более 2-х лет. Первоначально воспитание всех питомцев было одинаковым, они получали элементарное общее образование, а затем с 14 – 15 лет мальчики и девочки отдавались для обучения ремеслам в мастерские.

В последующем образование приобрело дифференцированный характер. Причем государственных средств на его содержание не выделялось, а предполагались «доброхотные подаяния» благотворителей. Помимо них, Воспитательный дом получил особую привилегию: в его пользу перечислялся специальный налог на ввозимые в страну игральные карты.

Новым законодательным актом от 7 ноября 1775 г., получившим название «Учреждение для управления губерний Российской империи», в каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы – приказы общественного призрения, в обязанности которых вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимо больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. Кроме приказов общественного призрения в каждой губернии учреждалась дворянская опека для попечения о вдовах и сиротах дворянского происхождения и сиротские суды для попечительства о вдовах и сиротах купеческого, мещанского и ремесленного сословий. Эти учреждения занимались организацией приюта членов семей, оставшихся без средств к существованию, и решением вопросов, связанных с наследованием имущества.

Екатерина II в немалой степени сама подавала пример своим подданным. Так, в 1767 г. российское дворянство и купечество собрало более пятидесяти двух тысяч рублей на сооружение памятника императрице, однако Екатерина II, прибавив от себя еще сто пятьдесят тысяч рублей, предназначила эти деньги на строительство училищ, сиротских домов, больниц и богаделен. Многие вельможи последовали ее примеру, так что общая сумма пожертвований составила около полумиллиона рублей. Екатерина II стремилась заинтересовать в этой деятельности все население страны, так как казна не могла сама справиться со всеми проблемами.

Повышению общественной активности граждан по отношению к неимущим способствовало принятое в 1785 г. «Городовое положение». В соответствии с этим законодательным актом, учреждались такие сословия, как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны проявлять заботу о своих нетрудоспособных представителях. Так, купечество, располагая крупными финансовыми средствами, курировало деятельность ряда домов для душевнобольных, богаделен, детских приютов, училищ, в которых оказывалась помощь всем страждущим, независимо от социального положения[9].

Несмотря на многочисленные проблемы системы общественного призрения, к концу правления Екатерины II в России уже существовала и отличалась многообразием форм и правлений. При Екатерине II система помощи была реорганизована и адаптирована к условиям жизни. Богатые, благородные, образованные люди считали за честь вкладывать свои средства в богоугодные заведения, богадельни, приюты, воспитательные дома. Меценатство всячески поощрялось различными знаками отличия, медалями, а сами филантропы пользовались большим авторитетом в обществе.

В вопросах общественного призрения трудно переоценить роль императрицы Марии Федоровны. Императрица Мария Федоровна возглавляет и разворачивает, невиданную до этого момента благотворительную и просветительскую деятельность. При ее участии утверждается сеть воспитательных, сиротских, больничных, образовательных и других богоугодных заведений[10].

Основным в деятельности Мариинского ведомства была работа по призрению.

В XIX в. выделился ряд ее направлений:

1. Призрение младенцев. Имелось два воспитательных дома в Москве и Петербурге, ежегодно принимавших более двадцати тысяч незаконнорожденных. Кроме того, под покровительством Домов находилось до восьмидесяти тысяч человек, находившихся в частном воспитании. Для обучения сирот содержалось около сотни школ.

2. Опека над подростками: детские приюты, где все призреваемые в обязательном порядке проходили курс народной школы.

3. Призрение слепых и глухонемых. Для лишенных зрения детей было открыто двадцать одно училище, где обучалось более семисот детей. Кроме того, содержалось шесть заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей.

4. Призрение престарелых и оказание врачебной помощи. В тридцати шести богадельнях находилось на попечении ведомства до пяти тысяч человек. Под контролем Ведомства работало сорок больниц, ежегодно их услугами пользовалось до двадцати пяти тысяч неимущих больных[11].

Одним из самых крупных обществ в начале XIX в. было Императорское Человеколюбивое общество, возникшее почти сразу же после прихода к власти Александра I. Первоначально общество приняло название «Благодетельного общества». Императорское Человеколюбивое общество стало одним из наиболее гуманных начинаний, характеризующих «дней александровых прекрасное начало». Рескриптом молодого императора, искренно воодушевленного идеей высокого общественного служения государственной власти, предписывалось «для вспомоществования истинно бедным в столице составить особое благотворительное общество».

При этом особое внимание было обращено на организацию медицинской помощи нуждающимся, по приглашению Витовтова пять врачей (известные тогда в столице медики Фрейтанг, Вельцен, Эллизен, Уден и Тимковский) занялись разработкой плана учреждения медицинских заведений для помощи бедным, а 18 мая 1802 г. по решению Александра I был создан особый Медико-филантропический комитет[12].

В 1804 г. Комитет разработал программу медицинской помощи, которая была одобрена императором. В обязанности комитета входили:

- домовое призрение бедных больных;

- организация по городу специальных «диспенсариев» (лечебниц для приходящих), где больные могли бесплатно лечиться и получать лекарства;

- помощь пострадавшим на улице от несчастных случаев;

- организация лечебниц для больных, страдающих инфекционными заболеваниями;

- призрение «искаженных природой или случаем, воспитание глухонемых и слепых»[13].

По мысли венценосного основателя Человеколюбивого общества, оно должно было стать организующим центром благотворительной деятельности в стране, причем значительную часть расходов брал на себя сам император; предполагались также пожертвования частных лиц, – как российских подданных, так и иностранцев.

В 1805 г. оформилась структура Человеколюбивого общества. Были созданы:

- «Благодетельный комитет», в задачи которого входило налаживание контактов с иностранными и отечественными филантропами;

- «Ученый комитет», занимавшийся сбором и анализом сведений о возможных улучшениях в плане благотворительной деятельности;

- «Попечительский комитет», в обязанности которого входило «оказание денежной помощи истинно бедным и несчастным людям»[14].

Первоначально также предполагалось создать и специальный «Юридический комитет» для оказания правовой помощи неимущим, но этот проект не осуществился.

Главным попечителем стал тайный советник князь А. Н. Голицын, который в 1816 г. представил на рассмотрение Императора проект образования «Императорского Человеколюбивого общества». Проект был одобрен и общество получило значительную материальную поддержку со стороны государства: на его содержание ежегодно выделялось двести пятьдесят тысяч рублей ассигнациями. В качестве основных задач деятельности Человеколюбивого общества были выделены:

- забота о дряхлых, престарелых и немощных;

- трудоустройство неимущих;

- помощь в воспитании сирот и детей бедных родителей[15].

Всего за годы царствования Александра I Обществом было открыто десять заведений для нуждающихся в Петербурге и учреждены шесть попечительных Комитетов в других городах, в том числе и в Москве.