Предмет и объект социологии
Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он ввел понятие “социология”. Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества. Она касалась всех сторон его развития. Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. Её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от других наук. И сама она стала развиваться как самостоятельная наука. Объектом социологического познания является общество. Человеческое общество прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Специфика социологии в том, что она изучает общество, как целостность, т.е. всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Предмет социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета[1] социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых. Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:
Социология – наука, которая занимается действиями, толкуя и понимая эти действия через объяснения. (М. Вебер) Социология – наука об институтах и их функционировании. (Э. Дюркгейм) Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности. (П. Сорокин) Социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем. (Г. Осипов.)
Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.
Социологическое знание имеет сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлении и процессов. Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействии, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Социологическая наука имеет[2][3]. следующие разделы: макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования, направленные на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого. Она включает в себя структурно-функциональный анализ, теорию конфликта, детерминизм; социология среднего уровня, ориентированная на изучение закономерностей взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы; микросоциология, изучающая социальные явления и процессы взаимодействия людей, их поведение. Она включает в себя символический интеракционизм, феноменологическую социологию, теорию обмена, этнометодологию. Любое научное познание, в том числе и социологическое, выступает как единство двух взаимосвязанных уровней знания – теории и эмпирии, двух видов исследования – теоретических и эмпирических.
Теоретическое исследование – это логическая конструкция действительности посредством ее идеализации, оно направлено на построение теории, концепции или учения об окружающей реальности, дающих целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках окружающих нас объектов. В ходе этих исследований исследователь оперирует научными понятиями и категориями, отражающими существенные свойства изучаемых социальных явлений и процессов, и использует общенаучные методы. Эмпирическое исследование – это установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов. Оно ориентировано на получение фактических знаний. Полученные в ходе эмпирических исследований системы фактов и эмпирических зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания.[4]
Эти исследования опираются на разные методы конкретных социологических исследований. По цели исследования выделяются еще два уровня исследований: фундаментальный и прикладной. Цель фундаментального исследования – развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования – решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выяснить, как можно в конкретных ситуациях использовать знание выявленного закона. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют научный интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер[5].