Предмет экологического картографирования
Экологическое картографрование – наука о способах сбора, анализа и картографического представления информации о состоянии среды обитания человека и других биологических видов, т.е о экологической обстановке. Экологическое картографирование представляет собой «стыковую» дисциплину и образует сложное единство методов получения и территориальной интерпретации данных о состоянии окружающей среды и общекартографическиских приемов географически корректного отображения информации. Основное отличие экологического картографирования состоит в том, что его развитие не ограничивается собственными отраслевыми рамками, а проявляется в внедрении как экологического элемента в смежные тематические области, так и внедрении разных тематик в экологическую сферу. Особенно экологическое картографирование стало актуально в последние 70 лет, когда угроза серьезного ухудшения окружающей среды стала очевидной.
Экологическое картографирование можно разделить на несколько взаимосвязанных частей. Одной из основных частей экологического картографирования является сбор данных, получаемых из различных источников, таких как дистанционное зондирование, статистические и полевые исследования. Для этой части требуется максимальная в приделах погрешности точность, достоверность и актуальность, ведь от этого зависит информационная ценность готового продукта. Еще одной, немаловажной частью является анализ представленных данных, с последующей оценкой их. Так же, сюда относят интеграцию, территориальную интерпретацию и создание тематических карт, показывающих текущее состояние экосистем и воздействия, оказываемые на них, степень их загрязнения; размещение охраняемых природных территорий, распространение редких и исчезающих видом животных и растений; степень воздействия человека на окружающую среду и окружающей среды на человека.
Источники загрязнения снегового покрова
Основными источниками загрязнения снегового покрова являются автомобильный транспорт, промышленность и жизнедеятельность человека. Автомобильный транспорт оказывает комплексное влияние на снеговой покров. В качестве основных продуктов-загрязнителей, поступающих от автомобильного транспорта, можно выделить: продукты сгорания топлива, протечки горюче-смазочных материалов (ГСМ) и постоянное поддержание в воздухе дорожной пыли. Выхлопные и отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания выбрасывают в воздушный бассейн более 70% оксидов углерода и углеводородов (бензолы, формальдегиды, бенз(а)пирен), около 55 процентов оксидов азота, до 5,5 процента воды, а также сажу (тяжелые металлы), гарь, копоть и т.д.
Из-за большого числа автомобилей и при недостатке мер по уборке загрязнений, проезжая часть представляет собой аккумулятор всех загрязнителей, переносимых автомобилями. Так же, из-за постоянной физической нагрузки, проезжая часть не замерзает, что делает перемещение и поднятие в атмосферу загрязнений легче, что, разумеется, сказывается на прилегающем снежном покрове.
На территории города находятся более 500 предприятий, 390 из которых значительно влияют на загрязнение воздушного бассейна. На качество атмосферного воздуха на территории Саратовской области оказывают влияние выбросы более 400 наименований загрязняющих веществ различных классов опасности, поступающие в окружающую среду от стационарных и передвижных источников. Общая масса загрязняющих веществ, поступающих ежегодно в атмосферу, составляет более 400,0 тыс. тонн. В подавляющем большинстве источники выбросов сосредоточены в промышленных центрах области [1].
Бытовые отходы так же загрязняют снежный покров. Наибольшее загрязнение наблюдается вокруг жилых домов, мест скопления людей.
К специфике городского ландшафта Саратова следует отнести плохую проветриваемость воздушного бассейна, наличие многочисленных оползневых участков и зон близкого залегания грунтовых вод. Данные особенности обусловлены котловинным рельефом застроенной части города, особенностями геологической и гидрогеологической обстановок. Перечень негативных факторов дополняется чрезвычайной плотностью застройки в исторической части города, наличием железной дороги в городской черте, уникальной многопрофильностью промышленности Саратова, нехваткой экологически благоприятных выделов для жилой застройки, неразвитостью рекреационной инфраструктуры пригородной территории [1].
Источники информации в экологическом картографировании
Точные и достоверные данные играют важнейшую роль в наблюдении за экологической обстановкой. Источником информации для экологического картографирования являются данные дистанционного зондирования, качественные и количественные данные, экспедиционные и стационарные исследования состояния компонентов природной среды и состояние биоиндикаторов.
Источники информации различаются по:
· ведомственной принадлежности
· достоверности данных
· применяемым научным методам и приемам
· специфике предоставляемой информации
· методам получения информации
Организации, предоставляющие данные подразделяют на:
· Государственные
· Научные
· Коммерческие
· Некоммерческие
К данным дистанционного зондирования относят данные, получаемые с помощью аппаратуры, принимающей исходящее от поверхности земли излучение. Различают пассивное и активное зондирование. При пассивном аппарат улавливает волны, имеющие естественное происхождение – излученные самим предметом или отраженные солнечные. При активном зондировании аппарат улавливает волны, излученные им самим, и отраженные от предмета исследования. Имеются три класса съемок: фотографическая, фотоэлектронная и геофизическая съемки. Для анализа и картографирования экологической ситуации конкретного региона удобнее использовать материалы первых двух классов ( рис.1).
Рисунок 1. Виды аэрокосмических съемок, используемых для целей эколого-географического картографирования.
Качественные и количественные данные представляют собой атрибутивные данные, характеризующие обстановку в районе исследований. Так же, часто используют данные о здоровье населения (статистика заболеваний (в т.ч хронических), продолжительность жизни, санитарно-гигиенические показатели и т.д.) и состоянии биоты.