Принципы и нормы международного права

Основные принципы международного права представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.

Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов. Принципы доказали свою жизненную силу и значение.

Высший юридический авторитет принципов находит выражение в том, что они отнесены к категории императивных норм (jus cogens - императивное право). Как известно, большинство норм международного права являются диспозитивными. Это значит, что по взаимному соглашению два государства и более могут по соглашению отклоняться от них в своих взаимоотношениях, например установить друг для друга более свободный режим прохода через свои территориальные воды. Отклонение от императивных норм недопустимо даже по соглашению отдельных государств в их взаимоотношениях, поскольку такие нормы порождают обязательства в отношении международного сообщества в целом. Противоречащие императивным нормам договоры являются ничтожными (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Немалое число юристов считают, что не все основные принципы являются императивными нормами. В доказательство ссылаются на то, что некоторые принципы противоречат друг другу, например, принцип уважения прав человека - принципу невмешательства, принцип самоопределения - принципу территориальной целостности. Действительно, принцип самоопределения не обладает императивным характером. Что же касается указанных противоречий, то они в значительной мере являются кажущимися. Дело в том, что содержание принципов представляет единое целое и должно рассматриваться в комплексе. Декларация принципов 1970 г. подчеркнула значение этого аспекта: "При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов".

Согласно Декларации 1970г., основными принципами являются: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства, сотрудничества, самоопределения народов, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Определение основных принципов и раскрытие их содержания явилось важным шагом в упрочении основ международного сообщества. Было сделано максимум возможного в то время. Однако вскоре стало ясно, что содержащийся в Декларации перечень основных принципов не является исчерпывающим.

Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие в ней такого принципа, как уважение прав человека. Как известно, Устав ООН поставил задачу вновь утвердить веру в основные права человека. В самой Декларации подчеркивается важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на уважении основных прав человека. Поэтому уже в 1975 г. Декларация принципов, являющаяся частью Заключительного акта СБСЕ, указала в качестве одного из основных принципов уважение прав человека и основных свобод.

Устав ООН сразу же после задачи избавления от бедствий войны поставил задачу утвердить веру в права человека. Поощрение уважения к правам человека - одна из главных целей ООН.

В соответствии с Уставом под эгидой ООН был принят целый ряд универсальных конвенций по правам человека. Немало конвенций о правах человека принято и на региональном уровне, особенно в рамках Совета Европы. В результате образовалась особая отрасль международного права - "Международное право прав человека", в основе которой лежит принцип уважения прав человека.

В качестве самостоятельного принципа международного права принцип уважения прав человека был сформулирован Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Наличие этого принципа - характерная черта современного международного права. Как известно, в прошлом для классического международного права единственной реальностью были государства. История поставила задачу повернуть мировой порядок и международное право лицом к народу и человеку, поставить на первое место защиту их прав и интересов. Международное право, как и внутреннее, призвано стать ориентированным на человека. Приоритет основных прав человека становится общим принципом международного и конституционного права демократических государств.

Тенденция к признанию прав человека высшей общественной ценностью социально оправданна. Ни государство, ни какая-либо группа или какое-либо лицо не имеют права заниматься какой бы то ни было деятельностью, направленной на уничтожение или неправомерное ограничение любых международно признанных прав человека (ч. 1 ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Сказанное ни в коей мере не означает абсолютного примата прав человека над правами государства и народа. При осуществлении своих прав человек обязан уважать права государства и иных социальных образований. Без этого невозможно существование ни государства, ни общества. Всеобщая декларация прав человека определила: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". Предусмотрена возможность ограничения прав человека только в интересах "общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29).

Как видим, права человека понимаются в широком плане, во взаимосвязи с демократией и верховенством закона. В Декларации тысячелетия ООН выражена решимость не жалеть усилий для поддержки демократии и упрочения законности, а также уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод. Еще дальше пошли страны ОБСЕ. Парижская хартия для новой Европы 1990 г. подтвердила, что демократия признается участниками единственной системой правления.

Как международное право, так и конституции многих государств дают основания считать, что право на демократическую систему в стране является одним из основных прав человека. В противном случае права человека превращаются в пустой звук, так как они могут быть обеспечены лишь в условиях демократии. В своей совокупности права человека являются сущностью демократического правления.

Сказанное свидетельствует о том, что при выяснении содержания принципов международного права необходимо уделять особое внимание их связи с принципом уважения прав человека. В частности, признание уважения прав человека предметом международной заинтересованности не отменяет принципа невмешательства. Международные акты специально оговаривают обязанность государства воздерживаться от использования или искажения вопросов о правах человека в качестве средства вмешательства во внутренние дела государств, оказания давления на другие государства. Иными словами, недопустимо злоупотребление международными нормами о правах человека. Защита этих прав должна осуществляться в соответствии с международным правом.

Парижская Хартия для Новой Европы (Итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Париже) (Париж, 21 ноября 1990 года) подтверждает, что без какой-либо дискриминации каждый человек имеет право на:

свободу мысли, совести, религии и убеждений,

свободу выражения своего мнения,

свободу ассоциации и мирных собраний,

свободу передвижения;

В Хартии Европейской Безопасности (Стамбул, 19 ноября 1999 года) что в сфере человеческого измерения (Ст. 19) мы вновь подтверждаем, что уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона занимает центральное место в принятой ОБСЕ всеобъемлющей концепции безопасности. Мы берем на себя обязательство противостоять таким угрозам безопасности, как нарушения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, и проявления нетерпимости, агрессивного национализма, расизма, шовинизма, ксенофобии и антисемитизма.

В Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 года) Статья 10 подчёркивается, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними.

Короткий анализ норм, принципов и основных тенденций международного законодательства показал, что по окончании второй мировой войны в международных законах о правах человека наблюдалось колоссальное развитие. Но на настоящий момент конвенции и хартии декларируя свободу мысли, свободу совести и вероисповедания не даёт чёткого определения религии. Рассуждения о правах человека останавливаются на чистой софистике. Международное право не даёт гражданам свободных государств гарантированной защиты от проникновения в их жизнь сомнительного происхождения псевдорелигиозных организаций.