Основные направления повышения эффективности фермерских хозяйств
Разделение крестьянских хозяйств на группы
Существует четкое разделение крестьянских хозяйств по экономическому и финансовому состоянию.
Первая группа (3-5%) включает крестьянские хозяйства главы, которых в основном бывшие руководители и специалисты совхозов, колхозов и их подразделений. Они получили льготные кредиты и выкупили необходимую технику по остаточной стоимости в хозяйствах или приобрели по низким ценам через предприятия бывшей «Сельхозтехники», большинство из них стали акционерами банков, хлебоприемных предприятий и элеваторов, а ныне являются самостоятельными товаропроизводителями с достаточно окрепшей экономикой.
Вторая группа (35-40%). Они не имеют полного набора техники, но уверены в будущем.
Третья группа (45-60%) крестьянские хозяйства, которые созданы рядовыми механизаторами и животноводами, работниками социальной сферы. Они находятся в самом тяжелом положении. Механизм выделения из государственного сельскохозяйственного предприятия имущественных паев не срабатывает, так как сумма долгов у хозяйства, приходящаяся на эту долю, как правило, превышает размер самого пая; сами крестьяне самостоятельно не могут купит ни старую, ни новую технику из-за дороговизны, не имеют достаточной квалификации и специального сельскохозяйственного образования. Эти хозяйства вряд ли смогут выжать без поддержки государства и выделения льготных долгосрочных кредитов, а также без решения вопросов материально-технического оснащения.
Формирование крестьянских хозяйств по этапам
Формирование и развитие крестьянских хозяйств должно идти не революционным, а эволюционным путем, в течение длительного периода (10 и более лет), который может быть разделен на три этапа:
Первый этап (2-3 года) – формирование, становление и развитие крестьянских хозяйств на основе применения преимущественно ручного труда, в целях обеспечения собственной потребности и реализации излишков.
Результаты многочисленных социологических исследований различных научных учреждений и статистических органов показывают, что в настоящее время из числа опрошенных работников совхозов только 10-18% хотят получить свой земельный надел и работать самостоятельно. Видимо, в первую очередь надо дать возможность этой активной части населения вести крестьянское хозяйство. На этом этапе на первый план выступает наличие необходимых ресурсов (трудовых, земельных, материальных и денежных) и воздействие факторов окружающей среды (экономические и социальные). Рациональный (оптимальный) размер любого крестьянского хозяйства определяется сочетанием трех основных факторов: земли, труда и капитала (производственные фонды и вложения). На практике это означает установление необходимого соотношения размеров землевладения, рабочей силы (численности работающих) и обеспеченности средствами производства, с учетом региональных и социально-экономических условий. А условия различаются не только по регионам, но и по районам и хозяйствам. В одном месте важна численность рабочих рук, в другом – важнее машины, в третьем – вложение финансовых средств. В каждом хозяйстве нужна определенна я комбинация средств. При этом, как отмечал А. В. Чаянов, «если для развертывания хозяйства в оптимальных размерах у его организатора не хватает достаточного количества земли, капитала или рабочих рук, хозяйство должно оптимизироваться сообразно фактору, находящемуся в минимуме».
На практике при обосновании рациональных (оптимальных) размеров крестьянских хозяйств необходимо учитывать следующие условия:
1. Трудовые и физические возможности членов или трудовой потенциал (в чел.-часах) крестьянского хозяйства. При этом важно учесть интенсивность и продолжительность туда, установить правильное соотношение рабочего и свободного времени крестьян, вопросы развития их духовных потребностей и формирование личности. Как показывает практика зарубежных фермерских хозяйств, даже при полной обеспеченности механизмами фермеры работают по 10-12 часов в сутки (55-65 часов в неделю). Ныне наши крестьяне, как правило, работают «от зари до зари». Однако постепенно многие из них, обзаведшиеся своим собственным хозяйством, утолив жажду свободного труда, создав определенные материальные и финансовые накопления, все более будут стремиться к духовному обогащению, требующему свободного времени. Кроме того, крестьянские хозяйства чрезвычайно страдают от неравномерности организации труда во времени, по сезонам года. По расчетам экономистов, среднее крестьянское хозяйство должно иметь 4-5 человек, состоящих в родственных связях (отец, сын или зять, мать, дочь или сноха). Между тем, в настоящее время в северных областях в 36% крестьянских хозяйств работают по 1-2 человека.
2. Наличие и качество земельных угодий должны соответствовать принятой специализации и зональной технологии производства сельскохозяйственной продукции. В условиях Северного Казахстана крестьянские хозяйства, прежде всего, занимаются производством зерна и животноводческой продукции, то есть они выступают не только конкурентами, но и партнерами фермерских хозяйств. При этом, если фермер хочет заниматься животноводством, то, естественно, ему нужны дополнительные площади для выращивания кормов. При овцеводстве нужны пастбища, а если основная отрасль – зерновое хозяйство, то площади посевов должны удовлетворять требованиям зональной технологии производства (региональные севообороты, районированные сорта культур и пород животных и так далее).
3. Высокий уровень технической оснащенности, то есть наличие системы машин, обеспечивающей комплексную механизацию трудовых процессов, с учетом требований зональной системы земледелия и животноводства. Все меры по подъему сельского хозяйства видный ученый-экономист Н. Д. Кондратьев считал утопией, если крестьянин не сможет купить на рынке необходимые ему промышленные товары. Между тем, в настоящее время крайне низка техническая оснащенность крестьянских хозяйств.
Размер крестьянского хозяйства на первом этапе его существования должен быть относительно небольшим и соответствовать реальным возможностям семьи, чтобы она могла без найма рабочей силы выполнять весь объем работ. При этом оно может специализироваться на менее интенсивных отраслях: производстве зерна, кормов, выращивании и откорме молодняка крупного рогатого скота, овец и свиней. В дальнейшем широкое развитие должно получить трудоемкое и интенсивное производство – молочное животноводство, выращивание овощей и картофеля, семеноводство, разведение племенного скота и так далее.
Рациональный (оптимальный) размер по типам крестьянских хозяйств обычно устанавливается на основе научно-обоснованного организационно-хозяйственного плана, обеспечивающего пропорциональность частей (труда, земли, капитала) и известную закономерность их соотношения в конкретных условиях местности. Основным ориентиром при этом служит стремление не только к более полному удовлетворению своих личных потребностей, но и достижение расширенного воспроизводства, устойчивого развития хозяйства с наименьшими затратами и с рыночной конъюнктурой.
В условиях Северного Казахстана на основе рекомендаций научных учреждений, учитывая имеющийся опыт, трудоемкость производства продукции и трудового потенциала хозяйства, возможности современной техники и технологии производства, можно рекомендовать следующие примерные размеры крестьянских хозяйств:
по площади посевов:
зерновых культур
- 350-400 га,
кукурузы на силос
- 100-150 га,
картофеля
- 30-50 га,
овощей
- 5-15 га;
по численности поголовья животных:
для производства молока – 25-30 коров с удоем не ниже 3500-4000 кг в год;
при откорме – 100-120 голов молодняка крупного рогатого скота, 20-25 свиноматок при двухтуровом опоросе по 10 поросят, овец – 400-1000 голов;
на содержание одной условной головы животных требуется, с учетом страхового запаса, 1-3 га кормовой площади (при выходе 25-35 кормовых единиц с 1 га);
количество работников определяется с учетом трудового потенциала хозяйства и нормативов затрат труда на производство продукции (выполнение работ и услуг). Например, на возделывание 300 га зерновых культур потребуется 2-3 трудоспособных работника, при нормативах затрат труда на 1 га в размере 12-15 человеко-часов.
Второй этап (3-5 лет) - период увеличения и укрепления трудовых крестьянских хозяйств на основе массового использования трудовых ресурсов и повышения их профессиональной подготовки, кооперации и технического переоснащения, постепенного превращения их в товарное производство. При этом на первый план выдвигаются технические, биологические, организационные и экономические факторы. Следует понимать, что крестьяне не могут не работать, не могут бастовать. Фермер не должен, да и не сможет возить свою продукцию на рынок, отвлекаясь от основной работы. Много проблем возникает при приобретении, обслуживании и использовании материально-технических ресурсов. Поэтому фермерам, выгодно работать вместе (хотя бы по 4-5 хозяйств) и сообща приобретать посевной материал, удобрения, технику и так далее. При этом требуется посредническая организация, которая должна закупать необходимое одной крупной партией в строго определенные сроки. Это будет и дешевле и сэкономит время фермеров. Эти обстоятельства требуют быстрого развития кооперативных и интеграционных связей, налаживание системы информации и научного обеспечения. При этом важно признать приоритет крестьянского труда, соблюдать требования крестьян к промышленности, ко всей сервисной службе.
Кооперирование в сфере крестьянских хозяйств, малых предприятий и личных подсобных хозяйств может идти по разным направлениям.
Первое – кооперирование с крупными сельскохозяйственными предприятиями по производству продукции: на откорме и выращивании скота, по возделыванию трудоемких культур и так далее.
Второе – кооперирование с другими предприятиями в сфере материально-технического обеспечения. Такая форма кооперации в настоящее время неизбежна из-за отсутствия и дороговизны средств производства и неразвитости сферы обслуживания.
Третье – кооперирование с другими предприятиями в целях рационального и равномерного использование объектов в сфере производства и социальной инфраструктуры.
Четвертое – создание крестьянскими хозяйствами, малыми предприятиями и личными подсобными хозяйствами собственных кооперативов на основе объединения денежных средств и материально-технических ресурсов, организация специализированных служб, пунктов и магазинов.
При всех возможных формах становления и развития кооперации крестьянских хозяйств, их отношение с партнерами (в том числе с бывшим своим совхозом) должны строиться на взаимовыгодной эквивалентно-возмездной основе с высокой ответственностью за свои обязательства.
Третий этап (6-10 лет) – период интенсивного развития на основе широкого использования достижений научно-технического прогресса и постепенного преобразования крестьянских хозяйств в фермерские. Эти хозяйства составят серьезную конкуренцию колхозно-совхозному строю как в объемах производства продукции, так и по уровню производительности труда.
Возникают следующие предложения по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в области, которые могут быть учтены при разработке и принятии региональной программы:
1. В Законе «О крестьянском хозяйстве» не учтена особенность сельскохозяйственного производства в отрасли растениеводства – его цикличность. Новые агроформирования по закону создаются в течение всего года. Между тем, опыт показывает, что организацию крестьянских хозяйств, которые по программе намечают выращивать зерновые культуры, необходимо начинать сразу после уборки и заканчивать примерно в феврале, чтобы у крестьянского хозяйства был запас времени для подготовки к весеннему севу.
2. Неуклонный рост численности крестьянских хозяйств на местах требует упорядочения системы управления и координации их деятельности на областном и районном уровнях, кооперации, интеграции самих крестьянских хозяйств, расположенных на одной территории, между собой при выполнении технологических операций с другими предприятиями и организациями в решении вопросов материально-технического снабжения, транспортировки, переработки и реализации продукции.
3. Необходимо наладить четкую систему информации, учета и отчетности в крестьянских хозяйствах. Ныне они представляют лишь две формы в статорганы, а также сведения о доходах в налоговую инспекцию. Остальная информация добывается лишь на основе опроса глав и членов крестьянских хозяйств, что затрудняет проверку их достоверности, проведения анализа экономической деятельности. Положение усложняется из-за необеспеченности крестьянских хозяйств средствами связи, вычислительной и компьютерной техникой для сбора и обработки информации.
4. Согласно законодательным актам, «крестьянские хозяйства самостоятельно используют свою продукцию, реализуют ее на внутреннем и внешнем рынках». На практике же положение о выдаче лицензии не устраивает крестьян, население и крестьянские хозяйства не могут реализовать молоко и мясо потребительской кооперации из-за отсутствия денег на оплату.
5. В современных условиях пришла в упадок производственная и социальная инфраструктура, бытовое обслуживание на селе, поскольку еще не решен вопрос, кто их содержит: сельская или районная администрация, колхоз, новые формы хозяйствования (коллективное предприятие, акционерное общество). С другой стороны – не у кого из них нет средств на их содержание и развитие. На практике многие крестьянские хозяйства, малые сельскохозяйственные кооперативы находятся, зачастую, в зависимости то совхозов и колхозов: они арендуют земли, помещения, технику, покупают корма, удобрения, семена и другие необходимые материалы. Поэтому во многих случаях они вынуждены продавать производственную продукцию совхозам и колхозам по низким договорным ценам. С другой стороны, большинство крестьянских хозяйств не имеют средств на содержание и обслуживание объектов производственной и социальной инфраструктуры, что вызывает недовольство со стороны руководства и специалистов хозяйства.
В этих целях необходимо определить размер централизованного фонда на содержание объектов производственной и социальной инфраструктуры и правильно распределить его между основными товаропроизводителями, обслуживающим и вспомогательным производством (коллективным предприятием, кооперативами, крестьянскими хозяйствами, малыми предприятиями). При этом по каждому разрабатывается смета затрат в действующих ценах по общепринятой методике. В зависимости от форм собственности и хозяйствования, а также местных условий договоров та или иная смета (вид) затрат может быть исключена из расчетов. Все сметы утверждается высшим органом управления (конференцией, общим собранием) по представлению дирекции или правления предприятия (ассоциации), органом местной власти с учетом глав крестьянских хозяйств.
Распределение затрат между товаропроизводителями и обслуживающими предприятиями осуществляется путем установления доли каждого в централизованных платежах (то есть в нормативном фонде потребления). Крестьянскими хозяйствами и малыми предприятиями возмещаются те затраты на инфраструктуру, которыми они пользуются. Размер взноса (отчислений) в централизованный фонд для каждого хозяйственного субъекта может быть определен как в абсолютном выражении (в расчете на единицу земельных угодий, на одного работника или на душу населения, на условную голову животных и так далее), так и в относительных величинах (в процентах от валовой продукции, от доходов хозяйствующих субъектов, и так далее). В условиях быстрого изменения цен и динамичности формируемых различных фондов (социальных мероприятий, благотворительных, капитальных вложений в целом) целесообразно использовать относительные величины. В случае установления фиксированных сумм отчислений периодически требуется корректировка затрат по видам, с учетом изменении цен на материально-технические ресурсы и услуги. Основой экономических взаимоотношений крестьянских хозяйств (фермерских) с правлением коллективного предприятия, ассоциацией должен служить договор, который заключается на началах добровольности, полного равноправия сторон-партнеров и взаимовыгодной основе.
6. Развитие крестьянских хозяйств рождает новее проблемы расселения и обустройства. Члены крестьянских хозяйств в основном строят свои дома и производственные помещения вокруг центральной усадьбы на значительном расстоянии от своих земельных наделов. В результате нарушается генеральная схема развития села (аула), система коммуникации и инфраструктуры, бытовое обеспечение населения, возникают экологические проблемы.