Основы государственного регулирования земельных отношений в Казахстане
Сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики республики от развития, которого зависит успех большинства отраслей национального хозяйства Казахстана. В настоящее время в данной отрасли экономики Казахстана осуществлено масштабное реформирование, в частности созданы институциональные основы реформы; проведены процессы разгосударствления и приватизации; введены механизмы возвратного банковского кредита, свободных и регулируемых цен, новой системы налогообложения, рынка земли; проведена демонополизация и структурная перестройка государственного и хозяйственного управления сельским хозяйством.
Этим изменениям предшествовало создание институциональной основы, которая базируется на постоянно совершенствующихся законах.
Реформирование земельных отношений в республике началось с разработки нормативно-правовой базы развития сельского хозяйства. Неэффективное проведение на первых этапах рыночных преобразований в земельных отношениях, привели к снижению производства сельхозпродукции, ухудшению материальной базы отрасли, также нарастанию негативных явлений в производственной сфере. В 1991 году был принят Закон «О приоритетном развитии аула, села и АПК», который и был направлен на приоритетное развитие отрасли, но если бы из государственного бюджета стали выделять средства для реализации данного Закона, то он мог бы способствовать некоторому смягчению последствий перехода села к рыночным отношениям [30].
В целях ускорения развития земельных отношений в республике был разработан и принят Закон от 14 января 1992 г. «Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий», в которых оговаривались принципы проведения разгосударствления и приватизации в агропромышленном комплексе республики, также порядок проведения приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий [31].
Данный законодательный документ был направлен на преодоление монополии в сельском хозяйстве республики с помощью формирования различных форм собственности и хозяйствования, условий для перехода к многоукладной рыночной экономике на селе. Также целью данного Закона было создание условий для развития конкуренции сельхозтоваропроизводителей и стимулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, что должно привести к повышению эффективности производства сельхозпродукции, а также улучшения снабжения населения продовольствием и промышленности – сырьем.
В данном Законе были разработаны принципы приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий и определены объекты приватизации, но в ходе приватизации ряд принципов оказали негативное воздействие на сельскохозяйственное производство, в частности приватизация имущества убыточных предприятий. К примеру, данное обстоятельство привело к снижению поголовья скота, поскольку отсутствие достаточных денежных доходов привело к тому, что население забило скот на мясо, а также началась миграция сельского населения в города. Кроме этого в законе не был соблюден и такой принцип, как обеспечение непрерывности технологического процесса производства продукции на животноводческих фермах, птицефабриках и других аналогичных объектах.
Хотя в Законе «Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий» рассматривалась необходимость обеспечения равных правовых условий для создания различных форм собственности и хозяйствования, но этот принцип был нарушен Указом Президента Республики Казахстан от 9 марта 1994 г. «О передаче части имущества совхозов в собственность директоров». Данный Указ преследовал определенные цели. В данном случае – это ускорение реализации Национальной программы разгосударствления и приватизации в республике на втором этапе (1993–1995 гг.), развитие различных форм собственности, формирование рыночных отношений в сельском хозяйстве, а также повышение эффективности сельскохозяйственного производства [32].
Данным Указом предусматривалось выделение 10% выкупной части имущества предприятий на безвозмездной основе директорам, которые проработали в данной должности не менее 20 лет. Также во временное пользование на срок не более 5 лет на договорных условиях директору передавалось дополнительно еще 10% от выкупной части имущества, а оставшаяся выкупная часть имущества – это 80%, распределялись между членами трудового коллектива.
К сожалению, практика доказала нецелесообразность данного Указа. К примеру, бывшему директору совхоза «Кировский» Кировского района Южно-Казахстанской области было передано 10% имущества бесплатно как проработавшему 20 и более лет в должности директора. Дополнительно к этому еще 20% бывший директор выиграл на аукционе, далее следующие 10% получил на договорных условиях и еще дополнительно 11% имущества купил у областного Комитета госимущества. В результате всех этих «законных» операций один человек, т.е. бывший директор, получил 51% имущества совхоза за 1350 тыс. тенге, а столько стоил в то время один трактор ДТ-75 ПТЗ. Бывший директор в свою собственность получил 2772 га. орошаемых земель, в то время как 7300 человек разделили между собой 1414 га.
Ускоренная приватизация имущества государственных сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса, отсутствие на практике возможности выбора форм хозяйствования, упор на создание крестьянских хозяйств в условиях инфляции, разбалансированность отрасли привели к тому, что на эффективность сельхозпроизводства резко снизилась в эти годы. Государство в целях поддержки сельского хозяйства из республиканского бюджета в 1992 г. выделило 50 млн. руб., в 1993 г. – 200, в 1994 г. – 2,3 млн. тенге. Однако в условиях инфляции этих средств было недостаточно.
В целях финансовой поддержки вновь организованных крестьянских хозяйств, а также кредитования мероприятий по государственному землеустройству, борьбе с массовыми вредителями и болезнями растений и особо заразными болезнями животных был принят Закон Республики Казахстан «О кредитовании отраслей агропромышленного комплекса и финансировании государственных мероприятий» в мае 1993 г. [33].
Среди законодательных актов, которые значительно повлияли на развитие сельского хозяйства нужно отметить Указ Президента Республики Казахстан, который имеет силу закона от 22 декабря 1995 г. «О земле». Данный Указ дал мощный толчок развитию земельных отношений в республике, дав основу для развития многообразия форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве. В свою очередь, он явился первым основополагающим отраслевым законодательным актом Республики Казахстан [34].
Позже был принят Закон Республики Казахстан «О земле» в январе 2001 г., где сохранилась преемственность политико-правовых принципов развития земельных отношений в условиях государственной независимости и рыночных отношений. Данный Указ, а затем и Закон решают правовые аспекты рационального использования и охраны земельных ресурсов [35].
Также важным моментом в развитии сельскохозяйственного производства стал Указ Президента Республики Казахстан от 25 июля 1995 г. «О ветеринарии», на основе которого государство стало осуществлять поддержку животноводческой отрасли сельского хозяйства, учитывая тот факт, что данная отрасль является одной из ведущих в республике [36].
Закон от 28 апреля 1997 г. «О вексельном обращении в Республике Казахстан» стал важным моментом в осуществлении государственной поддержки сельского хозяйства в новой форме как осуществление стратегии вексельной программы [37].
Данная программа закладывалась через кредиты, гарантом которых выступал Национальный банк. Данный закон был направлен на обеспечение стабильного вексельного обращения в республике и финансовой государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. К началу 1996 г. долг по векселям Государственной продовольственной корпорации составил 70 млн. долл., который нужно было вернуть после реализации зерна. Однако резкое снижение цен на рынке не позволило это сделать. В итоге векселя не смогли погасить коммерческие структуры, скупщики-перекупщики, которые обеспечивали хозяйства горюче-смазочными материалами.
В связи с этим было введено обязательное страхование в сельскохозяйственном производстве, также правительство определило меры по ускорению реорганизации предприятий. Был создан Фонд развития малого предпринимательства, рассмотрены вопросы развития животноводства, реорганизации госфонда финансовой поддержки сельского хозяйства и др.
Однако принятое Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. «О переходе налогообложения на метод начисления в налоговом учете», согласно которому отгруженная сельхозпродукция считается реализованной со дня отгрузки, значительно осложнила положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку требовались соответствующие отчисления налогов в государственный бюджет, не ожидая оплаты. Несвоевременная выплата налогов вела к начислению пени и штрафных санкций, что привело к изъятию оборотных средств у сельских предприятий. Такая система налогообложения приводила к нарушению принципов справедливости налогообложения и не нашла широкого применения. В свою очередь, это привело к резкому сокращению инвестиций в сельское хозяйство, в частности в данный период было инвестировано в основной капитал (без учета малочисленных предприятий и организаций) 1049 млн. тенге, или 0,9% в общем объеме инвестиций в экономику страны против 2,1% в 1996 г. и 2,7% в 1995 г. Сельскохозяйственные предприятия не могли использовать для инвестирования собственные средства поскольку в основном их не имели [38].
В целях изменения ситуации в сельском хозяйстве в 1997 г. было принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря, которым была утверждена Стратегия развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 г. Принятая Стратегия определяла комплексную систему государственных мероприятий по улучшению работы сельского хозяйства в рыночных условиях. К сожалению, данный документ содержал лишь набросок правительственных мер и экономически необоснованные целевые показатели развития сельскохозяйственного производства. К примеру, увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 3–3,2 раза при годовом темпе роста в 18%, объем производства зерна довести до 25–27 млн. т, поголовье овец и коз – до 22–25 млн. голов и т.д. Однако программа не содержала реального механизма решения поставленных целей, с момента принятия ни Министерство сельского хозяйства, ни разработчики не контролировали ее исполнение [39].
Создание нормативно-правовой базы в аграрной сфере экономики республики активно продолжалось в конце 90-х годов. Проблемы, возникающие при проведении преобразований земельных отношений, требовали своего законодательного решения. В марте 1998 г. был принят Закон Республики Казахстан «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в котором четко были расписаны права данных хозяйств, их статус и место в земельных отношениях республики. С этого времени крестьянские (фермерские) хозяйства обрели законодательно оформленную форму. В данном законе оговаривались вопросы собственности и условия хозяйствования крестьянских (фермерских) хозяйств [40].
Были дополнительно приняты законодательные акты, которые способствовали развитию сельскохозяйственного производства в определенных подотраслях. Были разработаны и приняты Законы «О племенном животноводстве» в июле 1998 г., «О карантине растений» в феврале 1999 г., «Об охране селекционных достижений» в июле 1999 г., в которых обозначены контуры государственной поддержки сельхозпредприятий, занимающихся данными видами деятельности [41; 42; 43].
Принятие законодательных актов часто опаздывало за проявленными негативными тенденциями. К примеру, ко времени принятия Закона «О племенном животноводстве» поголовье мелкого рогатого скота уменьшилось с 35,8 млн. голов в 1990 г. до 8,8 млн. голов в 1999 году, а численность крупного рогатого скота также сократилось с 9,6 млн. до 4,2 млн. голов в соответствующие годы. Принятие этих нормативно-правовых актов было конечно несколько запоздалым, но все же государство обозначило меры государственной поддержки важнейших подотраслей сельского хозяйства республики [41].
Государством были разработаны дополнительные меры по осуществлению экономических реформ в сельском хозяйстве. Вышли Указы Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах участия государства в развитии рыночной инфраструктуры сельского хозяйства» в августе 1998 г., «О мерах по защите казахстанского зернового рынка и поддержке отечественных сельскохозяйственных производителей» в декабре 1998 г. Данные Указы были направлены на усиление государственной поддержки сельхозпроизводителей, поскольку как нами упоминалось выше, такая поддержка просто жизненна необходима для производителей сельхозпродукции, тем более, что зерно экспортируется и приносит солидный валютный вклад в государственную казну [44, 45].
Также был в июле 1999 г. был принят Закон «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан». В Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства за период с 1996–1999 годы было выделено 12,24 млрд. тенге для удешевления минеральных удобрений, средств защиты растений, семенного материала, выращивания племенного скота [46].
Государство в республике ведет целенаправленную работу по поддержке и стимулированию развития сельского хозяйства. Проделана большая работа по созданию нормативно-правовой базы для развития сельскохозяйственного производства в республике, которая постоянно совершенствуется. Создана законодательная база государственного регулирования зернового рынка, в частности принят закон Республики Казахстан «О зерне» в 2001 г. Кроме этого, разработаны и утверждены подзаконные нормативно-правовые акты, которые конкретизируют основные положения данного Закона. На основе данного закона была проведена работа по лицензированию деятельности элеваторов с целью введения в оборот зерновых расписок, также стало возможным проведение систематизации государственных ресурсов зерна, которые необходимы для создания стратегического запаса республики [47].
Созданы законодательные условия для повышения стабильности и эффективности зерновой отрасли, в частности рыночного оборота зерна.
Значительное влияние на развитие сельского хозяйства могут оказать Законы Республики Казахстан принятые в январе 2001 г. «О зерне» и «О земле». Данные Законы в основном ориентированы на полный демонтаж планово-распределительной системы методом преобразования государственной собственности в частную собственность и развитие частного предпринимательства, что является основой развития земельных отношений в республики, соответствующих рыночному типу хозяйствования. Главное в данном процессе всегда отводилось, конечно, приватизации в сельском хозяйстве. По мере возможности в данных законах учитывались особенности сельского хозяйства – многообразие природно-климатических зон, различный уровень специализации отрасли по зонам, учтен социальный аспект, опыт стран мира, в которых сельское хозяйство развивается с помощью государственной поддержки [35, 47].
Особое внимание привлекает проблема, связанная с формированием законодательной базы в водном хозяйстве. Эти вопросы непосредственно связанны и оказывают огромное влияние на развитие земельных отношений, и а значит непосредственно на развитие эффективного сельскохозяйственного производства. С целью регулирования общественных и частных отношений в сфере сельскохозяйственного водоснабжения был принят в 2002 году Закон РК «О сельском потребительском кооперативе водопользователей». В Законе на законодательном уровне урегулированы вопросы создания объединений водопользователей, оговорены права и обязанностей потребительского кооператива, вопросы финансирования мелиорационных и ирригационных работ, платы за воду, рационального использования водных ресурсов республики и т.д. [48].
Для решения проблемы рационального использования водных ресурсов, а также оптимального сочетания государственного регулирования с помощью рыночных рычагов воздействия и административных, мы считаем, целесообразным принятие закона «О водных ресурсах», учитывая острую водную экологическую проблему, связанную с Аральским морем принятие такого закона очень актуально.
Заинтересованными министерствами проведена определенная работа по внесению концептуальных изменений и дополнений в действующий закон «О племенном животноводстве», также разработан и предложен к принятию проект закона «О семеноводстве». Данные законы составят основу для упорядочения системы племенного животноводства и элитного семеноводства, поскольку для эффективного развития сельскохозяйственного производства в главных ее подотраслях необходимо внедрения современных технологий повышения продуктивности и качества производимой сельхозпродукции. В данных законодательных актах установлены новые квалификационные требования к хозяйствам, которые занимаются выведением племенного скота и элитных семян. Также в этих законах отражена разработанная система, которая позволяет сельхозпредприятиям данного направления гарантированно получать государственные субсидии для производства данных сельхозпродуктов.
Несмотря на принятие многих законодательных актов с целью создания нормативно-правовой базы для развития сельского хозяйства остается актуальным вопрос о совершенствовании законодательной базы аграрного сектора экономики и ее гармонизации с международными нормами, поскольку законодательная база развития аграрного сектора экономики все еще остается слабой и недостаточной.
Для развития сельского хозяйства республики целесообразно пересмотреть и конкретизировать концепцию продовольственной безопасности Казахстана и на основе нее разработать проект соответствующего закона. Принятая государственная программа в 2002 г. «О государственной агропродовольственной программе РК на 2003–2005 годы» исчерпала себя.
Необходим законодательный акт, который должен стать основой для определения и обоснования основных направлений и приоритетов аграрной политики государства, и в первую очередь развития земельных отношений в республике. Мы считаем, что необходимо разработать и принять закон «О продовольственной безопасности Республики Казахстан», в котором целесообразно определить характеристику продовольственного кризиса. В данном Законе также следует определить необходимые объёмы государственных запасов и резервов продовольствия. Кроме этого конкретно установить критерии и признаки групп населения, которые должны получать продовольственную помощь, а также дать характеристику экономической и политической ситуации, при котором государство должно обращаться к мировому сообществу за гуманитарной продовольственной помощью.
Конечно, экономическая ситуация в республике стремительно меняется, что в свою очередь требует оперативного совершенствования существующей законодательной базы. Нуждаются в доработке в первую очередь такие законы, как «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». «О земле», «О зерне», «О финансовом лизинге» и другие.
В республике много вопросов возникает из-за несовершенства подзаконных актов и других нормативно-правовых документов, которые регулируют механизмы реализации законов в области агарного сектора экономики Казахстана. В первую очередь, необходимо привести в соответствии с международными стандартами технологических норм и стандартов качества сельхозпродукции, особенно в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Для этого необходимо принятие законов «О стандартах сельхозпродукции», что является очень важным вопросом для развития сельского хозяйства республики. Поскольку гармонизация отечественных законов с международными нормами является основой для выхода казахстанской сельскохозяйственной продукции на внешние ближние и дальние рынки, а также превращению нашей республики в транзитное государство с целью получения больших выгод от этого.
Целесообразно разработка и принятие Закона «О зонах производства продукции сельского хозяйства в Республике Казахстан». Этот закон необходим для установления на государственном и региональном уровнях, на каких именно сельскохозяйственных площадях, в каких природно-экономических зонах, экономической выгоды от производства той или иной сельхозпродукции – это, во-первых. Во-вторых, для стимулирования государством производство продукции через систему льгот и дотаций в случае стихийных бедствий. Для рационального и эффективного использования данного Закона целесообразно Министерству сельского хозяйства совместно с научными учреждениями разработать рекомендации по системам ведения сельскохозяйственного производства для различных природно-климатических зон. На основе данных рекомендаций сельскохозяйственные производители и сельхозпредприятия смогут формировать собственную стратегию развития производства, а также создать крепкие и рентабельные хозяйства в рыночных условиях.
Последние исследования вопросов развития земельных отношений ставят вопрос о развитии кооперации в сельском хозяйстве. В связи с этим, мы считаем, актуальным принятие Закона «О кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Казахстан». Кроме этого в сочетании с данным Законом целесообразно принять и «Об агропромышленной и финансовой интеграции в АПК Республики Казахстан», что может стать законодательной базой для формирования в короткие сроки производственной и обслуживающей инфраструктуры для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также перерабатывающих промышленных предприятий. Кроме этого принятие сразу двух этих законов поможет создать эффективную рыночную инфраструктуру для их финансового обеспечения, также сформировать эффективную систему по сбыту, распределению и потреблению продовольственных товаров.
Данные законы смогут сформировать условия для горизонтальной и вертикальной интеграции и объединения сельхозпредприятий с перерабатывающими предприятиями, также с крупным торговым капиталом, с банковской системой и другими финансовыми и нефинансовыми институтами. Это оптимальное направление в формировании цивилизованного и конкурентоспособного рынка продовольственных товаров в Казахстане. Также для создания современного цивилизованного продовольственного рынка, мы считаем необходимым принятие нового закона «О защите прав потребителей в Республике Казахстан», в котором конкретно необходимо определить права потребителей и механизм реализации этих прав.
Решение экономических проблем в аграрной сфере национальной экономики республики и дальнейшее развитие данной сферы невозможно без финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для решения данной проблемы целесообразно принятие закона о создании сельских кредитно – инвестиционных институтов. Такие финансовые институты, к примеру, земельный банк могут создать базу для эффективной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. На основе сельских кредитно – инвестиционных институтов может быть создана система самофинансирования сельских товаропроизводителей, при этом необходимо конкретно сформулировать права и обязанности данных учреждений и условия зашиты их деятельности от финансового монополизма крупных коммерческих банков. Также необходимо конкретизировать условия пополнения активов данных финансовых институтов за счёт займов и ассигнований государства.
Для решения вопроса финансирования и кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно создание государственного земельного банка в целях обеспечения равных возможностей на покупку земли и получение права землепользования для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Создание таких условий в решении данного вопроса, при котором соблюдаются принципы социальной справедливости возможно только при участии государства, в частности одной из форм может стать кредитный механизм и разработка для этих целей программы долгосрочного кредитования. В данном случае исполнительные органы по управлению земельными ресурсами могут передать банку землю сельхозназначения в качестве ресурса в последующем с целью переоформления сельскому населению в частную собственность, т.е. активно будет развиваться ипотечный кредит с использованием под залог земли.
Решение вопроса кредитования сельского хозяйства с помощью ипотечной формы кредитования ипотеки в последующие годы может способствовать совершенствованию финансово-кредитных отношений в аграрной сфере национальной экономики республике. Другими словами земля включается в рыночный оборот через кредитный механизм и на основе этого сельские товаропроизводители получают доступ к необходимым финансовым ресурсам. Земля, а именно право землепользования, в республике на сегодняшний не включена в полноценный рыночный оборот, поскольку коммерческие банки используют практику принятие земельного надела в качестве дополнительного залога и по достаточно заниженной стоимости. Учитывая тот факт, что предоставляемые кредиты коммерческими банками в большинстве случаев краткосрочные, и в то же время сельскохозяйственное производство является для банков «зоной повышенного риска», то процентные ставки по ним высоки, что очень не выгодно для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В данной ситуации целесообразно создание специализированного банка, занимающегося привлечением и размещением финансовых средств под гарантии земельных наделов и залоговых сертификатов (прав собственности). В экономической практике зарубежных стран ипотечное кредитование это сфера специализированных финансовых институтов, которые в основном предоставляют долгосрочные кредиты под залог земельных угодий.
Государственная поддержка хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей необходима, что связанно с обеспечением равновесия спроса товара и предложения денежной массы, с удовлетворением потребности в производстве дешевых общественных услуг, что подтверждается экономической практикой не только стран с развитой рыночной экономикой, а также постсоциалистическими странами. С целью снижения негативных тенденций в сельскохозяйственном производстве большинство восточноевропейских стран вынуждены были вернуться к активному государственному регулированию аграрной сферы национальной экономики. Сначала акцент делался на текущем оперативном регулировании кризисных явлений с сельском хозяйстве, а в последующие годы упор стало государство делать на создание устойчивой системы мер по комплексной структурной перестройки и перспективному развитию всего аграрного сектора экономики. Страны, которое ранее других сформировали новую систему государственного регулирования, в частности это Венгрия и Польша, падение сельскохозяйственного производства резко снизилось.
Руководство республики направляет свои усилия по созданию правовой основы и макроэкономической стабилизации сельскохозяйственного производства на основе создания денежно-кредитного, бюджетного и налогового механизма экономической системы. Только в 2002 году из государственного бюджета для развития отрасли сельского хозяйства было выделено более 1 млрд. тенге, начато кредитование местных территориальных бюджетов по организации проведения весенне-полевых и уборочных работ.
На основании постановления Правительства республики №229 «С некоторых вопросах кредитования местных бюджетов на организацию проведения весенне-полевых и уборочных работ 2002 года» от 29 февраля 2002 года в Южно-Казахстанской области утверждены «Внутренние правила кредитования сельхозтоваропроизводителей Южно-Казахстанской области на приобретение горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, гербицидов, запасных частей для сельскохозяйственных машин, аренду или покупку сельскохозяйственной техники для проведения весенне-полевых и уборочных работ 2002 года», которое четко определяет порядок и условия временной финансовой помощи сельскохозяйственных производителей за счет кредитных ресурсов, предоставляемого государством через областной бюджет Южно-казахстанской области на 2002 год по программе «Кредитование сельхозтоваропроизводителей на проведение весенне-полевых и уборочных работ» [49].
Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» направлен на комплексное решение также и агарных вопросов, в частности на обеспечение продовольственной безопасности страны на основе формирования эффективной системы агропромышленного комплекса, увеличения объемов продаж сельхозпродукции и продуктов ее переработки. В данной программе содержатся мероприятия по рационализации мер государственной поддержке сельхозпроизводства, совершенствования земельных и водных отношений [50].
В 2003 г. был принят новый Земельный Кодекс, по которому в республике вводится частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения, в частности граждане и негосударственные юридические лица имеют право приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и на правах землепользования на срок до 49 лет, а иностранцам же и лицам без гражданства на сельскохозяйственные участки предоставляются только на праве аренды сроком до 10 лет [26].
Земельный кодекс существенно исправляет прежние недостатки законодательных актов. Кодекс открывает возможность всем крестьянам выкупить землю в частную собственность, хотя и не требует обязательного выкупа. К тому же государство в одностороннем порядке не вправе расторгать арендные договоры с крестьянами с целью продажи земли другим покупателям. Лица, же приобретшие ранее право постоянного землепользования у государства для ведения сельскохозяйственного производства, становятся собственниками земли с момента вступления в силу настоящего кодекса без взимания дополнительной платы на приобретение права частной собственности.
В Кодексе представлена гибкая система продажи земли. Земельный надел можно покупать по полной оценочной стоимости и делать с ней все, что не запрещено законом. Также можно купить землю по льготной цене не менее 10% от кадастровой оценочной стоимости, единовременно, либо в рассрочку сроком до 10 лет с определенными ограничениями распоряжения земельными участками, то есть с запретом на совершение сделок до истечения 10 лет с момента приобретения частной собственности, кроме случаев передачи земли в залог.
Новшество в Кодексе введение льготной цены. Это объясняется тем, что средний доход на селе составляет порядка 15 тысяч тенге и необходимостью более точного расчета конъюнктуры спроса и предложения на рынке земли.
В каждом конкретном случае на участки, пользующиеся повышенным спросом, цена устанавливается правительством. А передача в залог земельных участков указанными лицами допускается при уплате не менее 50% от его выкупной цены. Предметом залога может быть только та часть участка, за который оплачена выкупная цена.
Определена оценочная стоимость земли по методу капитализации ренты была по каждой области по видам и категориям земель была определена базовая стоимость земли. Конкретно на земельный участок при определении кадастровой стоимости земли Кодексом предусматриваются поправочные коэффициенты по отдаленности местонахождения, водообеспечения, инфраструктуры и т.д.
На земельный рынок в республике вошло 90,9 млн. гектаров сельскохозяйственного назначения, при этом стоимость одного гектара пашни составила 38 тысяч тенге, одного гектара сенокоса 10,1 тысячи тенге, пастбища – 4,1 тысячи тенге. По данным агентства по земельным ресурсам все земли сельхозназначения в Казахстане оцениваются в 1 триллион 150 млрд. тенге. При этом средства от продажи земли должны поступить в Национальный фонд, чтобы сделать эту работу максимально прозрачной, а деньги защищенными [51].
Кодекс в целях эффективного введения сельскохозяйственного производства и исключения концентрации земель в одних руках накладывает ограничение на предельные максимальные размеры земельных участков. Они устанавливаются отдельно для крестьянских хозяйств, негосударственных юридических лиц РК и его аффилированных лиц для ведения товарного сельхозпроизводства; на праве временного землепользования у иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Земельный Кодекс разрешает местным исполнительным и представительным органам устанавливать минимальные размеры орошаемых земельных участков сельскохозяйственного назначения с учетом особенностей их использования в целях рационального использования земель. Кроме этого предусматривается порядок землепользования на правах общей собственности – так называемой долевой собственности, где владельцы земельных долей объединяются для ведения совместного хозяйства. При выходе из общей долевой собственности ранее пайщик практически теряет свой участок, хотя по закону объединение должно вернуть землю.
Согласно ст. 57, П. 1. Земельного Кодекса каждый участник вправе потребовать выдела своей земельной доли из общего земельного участка в натуре (на местности). Если же выдел земельной доли не допускается законодательными актами или невозможен без нанесения ущерба земельному участку, то землепользователь имеет право на выплату ему стоимости его земельной доли другими участниками общего землепользования либо может подать ее другому лицу за исключением случаев, когда земельная доля находится в составе объекта кондоминиума.
Кроме этого в законе конкретизированы перечень земель, которые не могут быть переданы в частные руки, а именно земли, предназначенные для нужд обороны и государственной безопасности, промышленные и инженерно-технические сооружения, коммуникации для государственных границ и таможни, земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного и водного фонда, земли магистральных железных дорог и автодорог [26].
Таким образом, введение института частной собственности на земли сельхозназначения является огромным продвижением в совершенствовании земельных отношений. В этой связи актуальным является совершенствование методики определения оценочной стоимости земельного участка, развитие финансово-кредитных отношений в аграрном секторе с использованием ипотечной формы кредитования под залог земли.
Дальнейшее развитие земельных отношений требует разработки эффективных механизмов, контролирующих нормы исполнения Кодекса и обеспечивающих реальный подъем сельского хозяйства страны, в частности механизм, обеспечивающий социальную справедливость, защищающий интересы реальных сельскохозяйственных производителей.
Итак, вся политика правительства республики в аграрной сфере национальной экономики, в частности политика государственного регулирования институциональных основ развития данной отрасли, нуждается в пересмотре своих основных направлений. Основой политики в данной области экономики должна стать концепция, которая заключается в том, что сельское хозяйство представляет особую и специфическую отрасль национальной экономики республики. Необходимо решение вопросов ценообразования, налогообложения, финансово-кредитных отношений, развития науки и научно-технического прогресса, формирования ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, координации деятельности в области международного экономического сотрудничества, контроля над использованием природных ресурсов, качеством продовольствия и состоянием окружающей среды. Функционирование и развитие отрасли сельское хозяйство должно основываться, прежде всего, на современных условиях, т.е. оптимальное сочетание частных и общенациональных интересов государства и рынка.