Охрана воздушного бассейна

Одним из основных источников негативного воздействия на окружающую среду являются тракторы, сельскохозяйственные машины, автотранспорт. Агросфера в первую очередь оказывается под воздействием выхлопных газов, поступающих от двигателей внутреннего сгорания тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей.

В выхлопных газах, кроме СО и СО2, содержатся оксиды азота, соединения серы, углеводород, альдегиды. Суммарные годовые выбросы оксидов азота, серы и оксида углерода двигателями работающих тракторов составляют соответственно 25, 2 и 1% от общего поступления этих соединений в атмосферу. Попавшие в воздух и почву вредные вещества выхлопных газов образуют в этих средах различные соединения; многие из них обладают канцерогенными свойствами.

Имеются данные о том, что на 1 т израсходованного топлива выбросы вредных веществ для дизельных двигателей составляют 0,2 т оксида азота, 0,03 т углерода, 0,07 т других оксидов. Для сжигания топлива расходуется кислород атмосферы. Двигатель трактора потребляет его 5 т в год.

Интенсивность воздействия отработавших газов транспортных средств на растения зависит от вида и концентрации вредных веществ, длительности воздействия, относительной восприимчивости растений к дымам и газам, стадии физиологического развития, в которой находятся растения в целом или отдельные его части. Загрязняющие вещества могут вызывать у растений как видимые повреждения (некроз тканей), острые или хронические, так и невидимые (растения могут накапливать токсины, опасные для животных и людей, употребляющих эти растения в пищу). Под воздействием оксидов серы хлорофилл трансформируется в феофитин, в результате чего желтеют вегетативные органы растений. При небольшой концентрации оксидов азота в растениях уменьшается содержание белкового азота при одновременном увеличении небелкового.

В связи с этим необходимо следовать рекомендациям по охране окружающей среды от загрязнения при использовании и хранении сельхозтехники.

1. Тракторы и сельскохозяйственные машины, двигатели которых загрязняют воздух отработавшими газами, а почву – топливосмазочными материалами, содержать в исправном состоянии.

2. Применять природосберегающие технологии работ: противоэрозионные, не загрязняющие окружающую среду удобрениями, ядохимикатами, не оказывающими чувствительного воздействия на диких животных.

3. Выбирать оптимальный режим работы машин, при котором достигаются высокая производительность, экономия горючесмазочных материалов и причиняется наименьший вред природе (например, выхлопными газами, деформацией почвы).

4. Своевременно проводить техническое обслуживание и ремонт. Правильная регулировка и совершенные клапаны позволят уменьшить загрязнение окружающей среды. Постоянно контролировать состояние техники.

5. Устранять потери топливосмазочных материалов (ТСМ), начиная от хранения, перевозки, заправки, заканчивая работой машины. Не использовать топливосмазочные материалы на посторонние нужды. Собирать отработанные масла и остатки топлива.

6. Переходить на более экологически чистое топливо, по возможности отказываться от этилированного бензина.

7. Исключать холостые пробеги машин.

8. Благоустраивать и озеленять территории машинно-тракторного двора, гаражей, ремонтной мастерской, складов горюче-смазочных материалов, принимать меры по предотвращению пожаров.

Остается актуальной проблема загазованности животноводческих помещений при использовании тракторов в процессе выполнения некоторых технологических операций (раздача кормов, удаление отходов). При этом воздушная среда рабочей зоны загрязняется выбросами двигателей внутреннего сгорания, в результате чего изменяются показатели микроклимата, что наносит вред здоровью животных и обслуживающего персонала.

Экологически опасны выбросы автотранспорта, которые составляют значительную долю поступающих в атмосферу загрязнителей. В состав отработавших газов автомобилей входят более 200 различных веществ: оксид углерода, предельные, непредельные и ароматические углероды, соединения азота, альдегиды, кетоны, сажа, бензин. Основными компонентами таких газов являются оксид углерода, диоксид азота, альдегиды, углеводороды, соединения свинца и бензина. Отработавшие газы под действием солнечных лучей превращаются в реакционно-способные вещества, т.е. раздражают слизистые оболочки глаз и носоглотки, поражают зеленые насаждения и даже разрушают резиновые изделия. На загрязненность воздуха влияют интенсивность автомобильного движения, ширина проезжей части, ее техническое состояние. Для окружающей среды самым неблагоприятным фактором оказывается работа двигателя после остановки автомашины и его прогревание. Интенсивное накопление свинца, меди и марганца установлено в почвах придорожной полосы (180-250 м), особенно в зоне до 70 м от дороги. Аэрозоли автомобильных выбросов разносятся воздушным потоком, в результате чего концентрация свинца значительно возрастает в иле рек, озер.

Негативное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду в значительной степени зависит от конструктивных его особенностей. Целесообразно применять двухтактные двигатели внутреннего сгорания, конкурентоспособные с четырехтактными. Экологически сравнительно безопасен дизель с неразделенной камерой сгорания и окислительным нейтрализатором. Применение сжатого природного газа сокращает выбросы ряда загрязняющих веществ, но приводит к выделению метана, повышаются требования к пожаробезопасности, в 5-6 раз сокращается длина пробега.

К одной из основных проблем относится проблема сокращения автотранспортом выбросов с отработавшими газами оксидов азота, а дизелями – сажевых частиц.

Для снижения загрязнения атмосферного воздуха необходимо использовать малотоксичные или нетоксичные силовые установки. Значительно снизить поступление загрязняющих веществ в окружающую среду можно путем снижения токсичности выбросов (изменяя состав этилированного бензина), поддержания автотранспорта в хорошем техническом состоянии.

Вдоль дорог с интенсивным движением рекомендуется создавать санитарно-защитные зоны. Защитная полоса вдоль автомобильных дорог должна быть шириной 10-30 м и состоять из трех параллельных полос: первая от дороги формируется травянистыми растениями (наиболее устойчивые – овсяница луговая, мятлик, ежа сборная, вьюнок), вторая кустарниками (ива козья, белая, сирень обыкновенная, бузина красная, боярышник, карагана, ольха черная), третья деревьями (вяз обыкновенный, клен американский, липа крупнолистная, тополь серебристый и черный, клен татарский, ясень).

Воздушный бассейн, окружающий животноводческие фермы, подвергается интенсивному загрязнению. Животноводческие предприятия являются источниками зловонных газов и пылемикробных аэрозолей. Основные загрязнители воздушной среды образуются при разложении экскриментов и остатков корма. В процессе распада белковых веществ в воздухе накапливаются аммиак (4 класс опасности) и такие азотсодержащие газы, как алкил- и ариламины, алкилдиамины (2 класс опасности). Одновременно в атмосферу попадают слабокислые или нейтральные серосодержащие вещества: сероводород (2 класс опасности), алкилсульфиды (меркаптаны), дисульфиды (4 класс опасности), соединения карболовой кислоты (карболовые кислоты (3 класс опасности), альдегиды (3 класс опасности), кетоны (4 класс опасности)), алканы (метан, этан). Однако основными составляющими специфического запаха являются сероводород, аммиак, декетоны, меркаптаны, сульфиды, органические кислоты, индол и скатол.

Вблизи предприятий в результате реакции аммиака и диоксида серы в атмосфере образуется сульфат аммония, который выпадает с осадками в почву, где разлагается на серную и азотные кислоты, повышая ее кислотность.

При небольшой скорости ветра воздух, выброшенный вентиляционно из одного помещения может засасываться в другое, способствуя переносу инфекционных заболеваний. При скорости ветра более 5-10 м/с загрязнения быстро удаляются от фермы.

Показателем, определяющим интенсивность загрязнения воздушного бассейна, является не только концентрация загрязнителей воздушной среды, но и объём выбросов источниками загрязнения в теплое время.

Для снижения загрязнения воздушной среды в зоне очистных сооружений животноводческих предприятий разработаны объемно-планировочные, технологические и технические воздухоохранные мероприятия.

К объемно-планировочным методам относятся:

- экологически обоснованный выбор площадки для очистных сооружений;

- компоновка зданий и сооружений с учетом проветривания; при этом необходимо соблюдение ветеринарно-санитарных разрывов между отдельными зданиями, расстояние до населенных пунктов, других ферм, скотомогильников;

- организация санитарно-защитных зон;

- лесонасаждения.

Технологические меры предусматривают:

- централизацию вентиляционных выбросов;

- осуществление забора воздуха из нижней зоны, а выброс его сверху трубами высотой не менее 4-5 м;

- подачу навозных стоков в емкости «затопленной струей»;

- сброс стоков после искусственной биологической очистки в канализацию;

- дополнительные сооружения перед прудами-накопителями для отстаивания стоков.

Очистка вентиляционного воздуха достигается:

- высокой температурой;

- механическими и биологическими фильтрами;

- применением адсорбентов и абсорбентов;

- ультрафиолетовыми лучами;

- озоном.

Так, например, на животноводческих фермах возможно применение биофильтра. Биологические методы очистки эффективно справляются с неприятными запахами, снижают содержание аммиака и пыли. При очистке содержание пыли в выводимом воздухе сокращается на 95%.

В процессе фильтрации отработавшие газы, поступающие из животноводческих помещений, проходят через систему перфорированных труб, расположенных в нижней части биофильтра, или через щелевой настил и распределяются равномерно по фильтрующему материалу. Вредные соединения в составе утилизируемого газа адсорбируются капельками воды и затем разрушаются микроорганизмами. Окончательный продукт окислительного процесса, выбрасываемый через биофильтр в атмосферу, - диоксид углерода и водяной пар – безопасные соединения без запаха. В результате восстанавливается адсорбционная способность фильтрующего материала; микробы получают необходимые для жизни и роста вещества. Микроорганизмы могут существовать в биофильтре несколько недель даже при отсутствии отработавших газов. Биофильтры могут работать 10-15 лет, при этом биомассу заменяют один раз в 4-8 лет. Эксплуатировать установку можно от 10 часов в сутки 5 дней в неделю и до 24 часов в сутки ежедневно в течение недели.

Система применяемого в хозяйстве биофильтра Farm AirClean организована по блочно-модульном принципу, что позволяет рассчитать количество воздухоочистных блоков, исходя из значения объема подлежащего чистке воздуха. Воздухоочистные блоки имеют пропускную способность от 10.000 до 40.000 м3 воздуха в час. Все блоки укомплектованы автоматическим промывателем фильтров.

Выводимый из животноводческого помещения воздух пропускается через 2 фильтра, орошаемых водой. Аммиак и запахонесущие вещества удаляются в обоих фильтрах, тогда как большая часть пыли удаляется в первом фильтре.

Воздухоочистительная система может быть встроена в животноводческое помещение. Системы разработаны с учетом планировки помещений, так что предоставляется возможность выбрать тип вытяжки, наиболее подходящий к конструкции здания.

Для дезодорации навозных стоков и продуктов их очистки рекомендовано использовать ряд добавок. Наиболее дезодорирующий эффект оказывают древесные опилки и суперфосфат совместно с железным купоросом, а также персульфат натрия. При их использовании интенсивность запаха, характерного для навоза, снижается на 83-100%. Сульфат аммония нейтрализует сероводород и другие дурно пахнущие вещества, производные азота. С той же целью используют смесь, состоящую из сульфата железа, бисульфата кальция и гидрокалийного метансульфата.

Для дезодорации в бытовых помещениях используют таблетки «Таволга», ультрафиолетовые лампы, в производственных – аэрозоли или растворы дезодорантов: 2% аэрозоль перекиси водорода, 3% раствор надуксусной кислоты; 0,5% раствор глутарового альдегида; 2% раствора перманганата калия; 2% раствора медного купороса. Норма расхода перекиси водорода 100 мл/м2, остальных – 150-200 мл/м2.

В животноводческих помещениях и в районах их влияния отмечается наиболее интенсивная обсемененность воздуха. Количество и состав микроорганизмов воздушной среды зависят от санитарно-гигиенического состояния помещений, плотности размещения животных, их состояния здоровья. Кроме сапрофитных микроорганизмов, в воздушной среде закрытых помещений могут встречаться патогенные микроорганизмы, которые попадая в атмосферный воздух из почвы с пылью, выделениями людей и каплями аэрозолей, могут распространяться на значительное расстояние.

В пыли микобактерии туберкулеза, споры сибирской язвы, ботулизма, столбняка, стафилококки способны сохраняться длительное время. Выживаемость микробов в воздухе увеличивается при низких и особенно отрицательных температурах. Солнечная радиация оказывает на микроорганизмы мутагенное и летальное действие. При этом кислород и оксид азота усугубляют влияние на них солнечной радиации.

Загрязнение воздушной среды пестицидами может происходить в процессе обработки ими сельскохозяйственных культур, а также вследствие испарения их с обрабатываемых объектов. При этом в токсикологическом отношении представляет опасность поступление в приземный слой атмосферы высокотоксичных продуктов почвенного синтеза; трансформация пестицидов с образованием более токсичных веществ; образование фотооксидантов; сорбция пестицидов на частицах пыли; кристаллизация испарившихся веществ; выход почвенного воздуха, содержащего пестициды, в приземный слой атмосферы.

Наибольшая интенсивность эмиссии всех действующих веществ пестицидов происходит в первый час после обработки пестицидами. Средства защиты растений распределяются в атмосферном воздухе в результате их сноса ветром при проведении соответствующих работ и ветровой эрозии почвы, когда её загрязненные пестицидами частицы попадают в атмосферу и разносятся на значительные расстояния.

Так как, по данным гидрометеостанции г. Ливны преобладающими направлениями ветров зимой является юго-западный, а летом – северо-западный, можно предположить, что загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, расположенными в районном центре (прежде всего машиностроительной и химической отраслями промышленности), будет минимальным.

В зависимости от источников загрязнения воздушного бассейна проводят воздухоохранные мероприятия.

К мероприятиям по охране воздушного бассейна относятся:

- установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу;

- оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание служб регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др.;

- создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля;

- оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов;

- приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива.