Перспективы и приоритеты в развитии аквакультуры в Приморском крае

Мероприятия, направленные на развитие аквакультуры в Приморском крае

С конца 70-х годов прошлого века все больше стран, занимающихся активным промыслом биоресурсов, начали развивать у себя товарное выращивание различных видов гидробионтов. И к концу 90-х гг. развитие марикультуры стало почти альтернативой промышленной добыче морепродуктов. Правда, российский Дальний Восток, имея огромный потенциал в этом направлении, так и остался на задворках мировой аква- и марикультуры.

Самым перспективным регионом ДВФО в этой области является Приморский край. Согласно проведенным исследованиям ТИНРО-Центра, у Приморья есть все шансы стать самой большой плантацией не только на российской территории, но и перещеголять своих соседей по АТР. По подсчетам ученых, площади под выращивание гидробионтов могут занимать от 10 до 50 тыс. га, что даст до 500 тыс. тонн товарной продукции в год.

Вот только повода для оптимизма пока нет - сегодня в крае насчитывается чуть более 30 хозяйств, занимающих площадь в 6 тыс. га. Исходя из природных факторов, по уровню развития аквакультуре мы могли бы конкурировать с Китаем и Норвегией, но сегодня Россия в целом теряет реальные доходы и рабочие места. Производство водных биоресурсов в условиях аквакультуры в России - около 100 тыс. тонн в год (менее 2% от объемов уловов, в Приморском крае – 0,2%), тогда как, например, в Китае в условиях аквакультуры производят около 32 млн. тонн продукции или 65% от общего уровня уловов. В Норвегии, территория которой всего в 2,5 раза превышает территорию Приморского края, производство аквакультуры составляет более 600 тыс. тонн или около 15% от общего объема водных биоресурсов. Ежегодно в мире примерно на 3% увеличивается доля аквакультуры в общей стоимости поступающих на реализацию водных биоресурсов. Сейчас стоимость продукции аквакультуры в мире практически сравнялась со стоимостью добываемых водных биоресурсов. В России же вклад аквакультуры в обеспечение населения рыбопродукцией минимален [26].

Так что же мешает местным морским хозяйствам хоть немного приблизиться к этим показателям? По мнению ученых и самих морских фермеров, главным тормозом в развитии этого вида производства является невнятная политика государства как на местном, так и на федеральном уровне.

Основной причиной упадка марикультуры в Приморье является отсутствие достаточного и стабильного финансирования. Начиная с 90-х годов Роскомрыболовство резко сократило финансирование марикультуры, что привело к сворачиванию научных разработок и постепенному сокращению площадей плантаций и ферм.

Сдерживание темпов развития было обусловлено также слабым развитием инфраструктуры побережья, низким уровнем организации труда и производства, отсутствием материальных и иных стимулов, большими затратами ручного труда, высокой материалоемкостью производства, отсутствием материально-технической базы производства оснастки для гидротехнических сооружений, отсутствием достаточного опыта и специалистов, отсутствием технологий и производственной базы по переработке продукции аквакультуры.

Используя благоприятный природный потенциал прибрежной зоны Приморья и научные разработки по культивированию различных гидробионтов, необходимо создать за счет аквакультуры источник сырья для производства пищевой, фармакологической, кормовой и технической продукции, который по масштабам и видовому составу будет значительно превосходить возможности поставок сырья за счет освоения естественных сырьевых ресурсов.

Таким образом, стратегия развития аквакультуры региона в средне- и долгосрочной перспективе должна быть направлена на стимулирование высоких темпов роста объемов производства гидробионтов при одновременном улучшении качественных характеристик этого роста.

Это позволит существенно повысить роль рыбного хозяйства в экономике Приморья и вернуть ему главенствующее положение в социально-экономическом комплексе края.

В процессе аквакультурной деятельности необходимо решить следующие важнейшие задачи:

 •   Восстановить численность ценных промысловых гидробионтов, подорванную многолетним хищническим промыслом, что в свою очередь приведет к восстановлению нарушенных связей в экосистемах.

 •   Обеспечить наращивание объемов урожая в хозяйствах аквакультуры путем введения новых высокопродуктивных объектов культивирования и более совершенных технологий культивирования.

 •   Сделать труд в хозяйствах аквакультуры привлекательным за счет создания экономически эффективных производств на основе модернизации существующих технологий культивирования гидробионтов, внедрения новых более дешевых видов техники, материалов и т.п. в процессы выращивания и разработки безотходных технологий переработки гидробионтов.

 •   Повысить жизненный уровень населения Приморского края и, прежде всего, той его части, которая будет занята в хозяйственном комплексе аквакультуры.

 •   Освоить прибрежную зону Приморского края, путем поэтапного размещения хозяйств аквакультуры, начиная с мест с развитой инфраструктурой, с последовательным и постепенным переходом в отдаленные районы, и использованием для этого жилых и производственных модулей и вахтового метода в работе бригад мариводов [14, c. 32].

Несомненно, что предприятия имеют внутрихозяйственные резервы роста производства гидробионтов и снижения затрат на ее выращивание. Однако в целом существенный рост производства гидробионтов неразрывно связан с государственной поддержкой.

Основными направлениями государственной поддержки аквакультуры должны стать механизмы финансовой, административно-правовой и научно-технической поддержки предприятий (рисунок 5) [23, c. 56].

Рисунок 5. Направления и инструменты государственной поддержки развития хозяйств аквакультуры

Одной из мер господдержки должно стать создание новых хозяйств аквакультуры и расширение площадей плантаций у действующих.

С момента принятия Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» ранее действующий порядок отведения акваторий под создание хозяйства аквакультуры, утвержденный постановлением Губернатора края, был отменен. Однако порядок отведения акваторий под осуществление промышленного рыбоводства, который должен быть утвержден на федеральном уровне до сих пор так и не издан. Поэтому, начиная с 2004 года, в Приморском крае не было создано ни одного дополнительного хозяйства аквакультуры. Ни одно из действующих хозяйств не смогло расширить свои площади, несмотря на свои неоднократные обращения в соответствующие инстанции.

Только за первое полугодие 2008 г. в Управление рыбного хозяйства Приморского края поступила 21 заявка на создание хозяйства марикультуры предполагаемой общей площадью около 8 тыс. гектар (Таблица 11).

Таблица 11 - Список предприятий, планирующих осуществление промышленного рыбоводства в Приморском крае

Наименование хозяйства Расположение Площадь, га Планируемые объекты

выращивания

1 ИП Даньшин Амурский залив м. Кедровый 98,72 мидия, гребешок, трепанг
2 ООО Терком о. Рейнеке 32 мидия, гребешок, трепанг
3 ИП Новоселова залив Находка 63 гребешок, ламинария
4 ООО Бионт-К б. Северная Хасанский район 670 гребешок
5 ФГОУ Дальрыбвтуз б. Северная Хасанский район 1011,5 гребешок, трепанг
6 Юность+ б. Витязь Хасанский район 13,32 морской еж
7 ООО Прибой о. Клерка Хасанский район 343,51 мидия, гребешок, трепанг
8 ООО Аквасервис б. Северная Хасанский район 213,03 мидия, гребешок
9 ООО Анадара б. Теляковского, Шкотовский район 500 мидия, гребешок, трепанг
10 ООО Уссурийская птицефабрика залив Петра Великого 1368,824 гребешок, трепанг
11 Шкотовский рыбокомбинат Уссурийский залив б. Муравьинная 922,49 мидия, гребешок, трепанг
12 Фонд "Щит" Уссурийский залив б. Суходол 308,4 гребешок
13 ИП Змейков м. Таранный 491,49 мидия, гребешок
14 ЗАО ТАКР-Ф Уссурийский залив б. Безымянная 291,57 мидия, гребешок, трепанг, морской еж
15 ООО Сосновые скалы б. Витязь Хасанский район 1 гребешок, трепанг
16 ИП Каратаев залив П. Великого, б. Экспедиция 701 гребешок, трепанг
17 ИП Уколов б. Назимова, о. Путятина 65 мидия, гребешок, трепанг, ламинария
18 ООО Гидроресурс залив П. Великого, о. Антипенко 220 гребешок, трепанг
19 ООО Био-риф п-о Песчаный, Амурский залив 200 мидия, гребешок, трепанг
20 ООО Ариран б. Пяти охотников, Шкотовский район 335 мидия, гребешок, трепанг, морской еж
21 ИП Данилова м. Лифляндский, Шкотовский район 150 гребешок, трепанг
ИТОГО 7999,854

Утверждение на региональном уровне Временного порядка по отведению акваторий под создание хозяйств аквакультуры позволит решить создавшуюся проблему [29].

Государство должно стать инициатором активного инвестирования в развитие аквакультуры, развитие кредитной поддержки. Льготное кредитование следовало бы направлять, прежде всего, на реализацию крупных региональных программ ускоренного развития аквакультуры. Научные исследования показывают, что эффективное развитие аквакультуры должно быть основано на проведении научно обоснованной инвестиционной политики, на программно-целевом, системном подходе. Основным принципом этой политики должна стать ее инновационная составляющая. Однако предприятия аквакультуры сегодня не располагают собственными финансовыми ресурсами для освоения инноваций, многие из них не имеют возможности брать кредиты даже для осуществления текущей хозяйственной деятельности. Поэтому льготное кредитование предприятий, включенных в реализацию региональных программ развития, позволит не только повысить эффективность их работы, но и будет способствовать государственному воздействию на формирование эффективной региональной структуры аквакультуры в целом.

Чтобы с максимальной эффективностью использовать каждый рубль льготного кредитования, необходимо установить контроль над распределением денежных ресурсов, усилить технико-экономическое обоснование инвестиционных мероприятий. Неэкономические меры их отбора не позволят создать у предприятий заинтересованности в освоении лучших мероприятий, научных разработок, объективно обусловит низкую экономическую эффективность производства. Льготные кредиты следует предоставлять для реализации лишь низкорискованных проектов, хорошо экономически обоснованных, с подготовленной документацией.

В качестве основных источников заемных средств для предприятий аквакультуры могут рассматриваться различные формы лизинга, кредиты банков и создание совместных предприятий с иностранными партерами. С целью привлечения иностранных инвестиций необходимо принять ряд законов, способных стимулировать вложение капитала в развитие аквакультуры иностранными банками и предприятиями. Предстоит упростить действующий порядок осуществления иностранными инвесторами инвестиционных проектов, регламентировать процедуру их согласования и лицензирования, а главное – создать условия для гарантирования возврата кредитных ресурсов, получения необходимой прибыли [15, c. 26].

Иностранный кредит может использоваться целенаправленно только на инвестирование конкретных проектов по техническому перевооружению и новому строительству в области переработки морских биологических ресурсов, а также создания новых хозяйств аквакультуры.

Для рентабельного существования марикультурных хозяйств большое значение имеет поддержка со стороны финансовых институтов в виде долгосрочных кредитов и займов, так как производственный цикл моллюсков и водорослей составляет не менее 2-4 лет. Вместе с тем требуется расширение доступности долгосрочных кредитов для предприятий аквакультуры путем субсидирования процентной ставки, обеспечения государственных преференций в части таможенно-тарифной политики (при импорте оборудования), а также увеличения поставок по системе федерального лизинга.

Особое внимание со стороны государства должно быть уделено совершенствованию налоговой системы. Немаловажным направлением финансовой поддержки является освобождение от налогов на 3 года по ламинарии и мидии, на 4-5 лет – по гребешку, что будет способствовать покрытию убытков прошлых лет и получению стабильного дохода.

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», как приоритетное направление развития экономики Российской Федерации, предусматривает дальнейшее развитие и государственную поддержку хозяйств аквакультуры, но на сегодняшний день отсутствует закон «Об аквакультуре», который должен регламентировать их деятельность. Это делает названный сектор экономики мало привлекательным для любого рода инвестирования, которое крайне необходимо для подобного рода хозяйств на всем протяжении жизненного цикла продукта воспроизводства.

Административно-правовая поддержка хозяйств аквакультуры со стороны государства предусматривает необходимость принятия федерального закона «Об аквакультуре», реализации программ федерального и регионального уровня поддержки и развития аквакультурной деятельности, устранения противоречий между нормативными актами на федеральном и местном уровнях.

Немаловажное внимание в развитии аквакультуры должно уделяться разработке и внедрению в производство новых перспективных технологий и объектов выращивания, расширению научных исследований в области аквакультуры.

Для наиболее комплексного освоения акваторий и получения максимально возможной продукции в ряде случаев необходимо применение поликультуры, т.е. выращивания в одном хозяйстве разных объектов с различной продолжительностью технологического цикла. Это позволяет более эффективно использовать физические и финансовые ресурсы предприятия и биологические ресурсы морской акватории.

Развитие аквакультуры требует создания научно-производственных центров, задача которых – стать полигоном как для отработки и апробации новых технологий, так и для подготовки кадров. Создание таких центров явится также своего рода «наглядной агитацией» для потенциальных инвесторов.

Первым шагом на пути внедрения передовых технологий в области развития аквакультуры может стать проект создания биотехнопарков, целью которых является продвижение наукоемких технологий использования биологических ресурсов прибрежных морских акваторий. Биотехнопарки должны в себя включать предприятия аквакультуры, центры качества, сертификации и экологического мониторинга, предприятия по комплексной переработке морского биологического сырья. В задачи биотехнопарков должно входить: искусственное воспроизводство гидробионтов и мониторинг окружающей среды, культивирование промысловых гидробионтов, комплексная переработка биологического сырья и отходов производства. Ведь все, что дает нам море, может быть переработано в полезный продукт практически без отходов. То, что не идет в пищу, должно стать биологически активными пищевыми добавками и лекарствами. Технологии подобной переработки уже есть, но специализированные предприятия пока существуют только в проекте [7, c. 8].

По мнению специалистов, приморские биотехнопарки имеют все шансы стать уникальным центром для решения самых разнообразных вопросов – от научно-исследовательских до производственных и учебных, а также площадкой для разработки и внедрения инновационных проектов.

Дальнейшее освоение площадей, введение новых объектов и модернизация действующих технологий позволят значительно увеличить объемы получаемой товарной продукции. Это произойдет за счет роста объемов рыбоводства (лососевые, красноперка, камбала, пиленгас, корюшка и др.), а также с введением в марикультуру таких перспективных для разведения гидробионтов, как анадара, морские ежи, крабы, креветки и др.

Намеченные пути развития аквакультуры Приморского края в долгосрочной перспективе создадут условия для роста промышленного производства, формирования цивилизованной конкурентной рыночной среды и повышения роли Приморского края и России в целом как ведущей рыбопромышленной державы.

Перспективы развития аквакультуры в Приморском крае

Исторически сформированная научно-техническая и производственная база, благоприятные климатические условия и рельеф, низкий уровень занятости местного населения, потенциально высокая емкость внутреннего и зарубежного рынков сбыта, близость стран АТР – все это обуславливает наличие высокого потенциала развития аквакультуры в Приморском крае.

Оценивая результаты, полученные хозяйствами марикультуры за 2007 год (с 1 гектара было собрано около 106,5 кг и выпущено в целом товарной продукции на сумму 26,5 млн. руб.), можно сказать, что отведенные акватории в настоящее время используются предприятиями недостаточно эффективно. Фактически опираясь на свой научный потенциал и удачное географическое положение, Приморский край может создать уникальную базу для устойчивого развития региона в целом при использовании возобновимых ресурсов моря.

Общий потенциал марикультуры Приморья можно оценить на основе данных разработанной в Институте биологии моря ДВО РАН технологии выращивания поликультуры моллюсков и ракообразных на открытых акваториях (Таблица 12).

Таблица 12 - Общий потенциал марикультуры на открытых акваториях Приморья

Акватории Площади плантаций, кв.км Урожайность, т/год Создаваемые рабочие места, чел.
Залив Петра Великого 1644 272000 87000
Северное

Приморье

2114 346000 104800
ВСЕГО 3758 618000 191800

Данная технология успешно прошла все стадии разработки и промышленного внедрения. На базе технологии работает самое крупное в РФ предприятие марикультуры ООО НПКА «Нереида».

Для представленных данных не учитывалась акватория заповедников и заказников, морских портов и площади мелководных бухт и заливов. Площади плантаций рассчитывались при учете необходимой ротации участков и коэффициента использования акватории. Таким образом, в расчетах заложена экологически безопасная марикультурная стратегия развития [18].

По оценкам специалистов ТИНРО-Центра продуктивность марихозяйств Приморья может превысить 700 тыс. т в год, при учете хозяйств, размещенных в прибрежной мелководной зоне. Так как в расчетах прибрежная мелководная зона не учитывалась, а приведенные значения даже меньше, чем полученные специалистами ТИНРО, можно сказать, что расчетные величины более чем реальны. Для оценки текущей ситуации можно сказать, что к данному моменту культивирование ведется на площадях менее 8000 га (80 кв. км), а продукция всех хозяйств Приморья не превышает 1000 т.

Однако, несмотря на то, что данное направление в нашем регионе пока еще не получило должного развития, уже сейчас можно сказать, что у этого направления аквакультуры имеются позитивные перспективы развития. В связи с введением запрета на промысел осетровых и ухудшением экологической обстановки в регионах Дальнего Востока (Хабаровский край, Еврейская автономная область) появилась возможность расширить рынки сбыта.

Полномочия по отведению акваторий под промышленное рыбоводство переданы субъектам Российской Федерации, в данной области намечается значительный прорыв в развитии аквакультуры на территории края. В соответствии с Программой «Основные направления развития и совершенствования производственно-хозяйственной деятельности рыбного хозяйства Приморского края до 2015 года» и в целях реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» основные направления развития аквакультуры включены в краевую целевую программу «Развитие сельскохозяйственного производства в Приморском крае на 2008-2012 годы». Подготовлена концепция проекта краевой программы «О государственной поддержке развития аквакультуры в Приморском крае на 2008-2012 годы» и концепция проекта краевой программы «О государственной поддержке предприятий, осуществляющих береговую переработку рыбы и морепродуктов в Приморском крае».

В настоящее время ведется работа по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в части промышленного рыбоводства. В рамках национального проекта предполагается осуществление государственной поддержки предприятий, осуществляющих деятельность в области промышленного рыбоводства, в виде предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученных на приобретение племенного материала, техники, оборудования, строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства.

По материалам ОАО «Россельхозбанк» в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2007 году инвестиционные кредиты на строительство и модернизацию комплексов по осуществлению промышленного рыбоводства, приобретение техники, оборудования, племенного материала рыб получили 4 предприятия (ООО НПК «Нереида», ООО «Водный биоресурс», ООО «Акватория», ООО «Владимирский агаровый завод»). В целях реконструкции и модернизации существующих хозяйств марикультуры получить инвестиционные кредиты под эти цели планируют еще 6 предприятий (ООО «Акватехнология», ООО «Зарубинская база флота», ООО «Марикультура», ОАО РК «Моряк-Рыболов», ОАО «Южморрыбфлот», ОАО «Преображенский рыбокомбинат») [29].

В рамках реализации приоритетного национального проекта в Приморском крае планируется построить и модернизировать заводы по выращиванию дальневосточного трепанга и гребешка приморского:

     ·    В Ольгинском районе (п. Веселый Яр) развернулось строительство предприятия по воспроизводству гидобионтов и берегового перерабатывающего комплекса на базе ООО «Владимрский агаровый завод» производственной мощностью 2 тыс. т нерыбных морских продуктов в год. Предприятие позволит получить до 10 млн штук жизнестойкой молоди трепанга, до 16 млн штук жизнестойкой молоди гребешка приморского ежегодно.

На сегодняшний день здание будущего завода готово на 75 процентов. Здесь нет еще самого главного - лаборатории, где будут выращивать жизнестойкую молодь. Она вскоре появится вместе с кормовым цехом на 250 кубометров воды. Этот завод в дальнейшем поможет восстановить ресурсную базу залива Владимира, надеются ученые. Сейчас она сильно истощена и подорвана - браконьерами.

     ·    В Лазовском районе (бухта Киевка) планируется модернизация существующего мини-завода и участка марикультуры, которая позволит искусственно выращивать до 4 млн. шт. жизнестойкой молоди трепанга и 1200 тонн товарного гребешка приморского.

Финансирование строительства осуществляется за счет собственных средств предприятий. Государственная поддержка данных проектов будет осуществляться в виде субсидирования процентной ставки за пользование инвестиционными кредитами, за счет средств краевого и федерального бюджетов.

Общий объем финансирования Программы за 2008-2012 годы составляет 428 млн. руб., из них доля заемных средств по аквакультуре – 40,3%. Реализация инвестиционных проектов в рамках программы позволит создать дополнительно около 100 рабочих мест. К окончанию срока реализации Программы объем выращиваемых водных биоресурсов составит около 5,0 тыс.тонн, что в 3,6 раза больше от уровня 2007 года (1,0 тыс.тонн). Потребность в краевых субсидиях для возмещения затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках на эти цели по аквакультуре составит: 2009 год – 5,3 млн.руб., 2010 год – 5,6 млн.руб., 2011 год – 5,9 млн.руб., 2012 год – 6,2 млн.руб [13, c. 33].

Для решения проблем развития рыбохозяйственного комплекса разработан проект концепции федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2009-2013 годы».

Программные мероприятия, предусмотренные в проекте концепции, направлены на обновление рыбопромыслового флота, флота для обеспечения государственного контроля в области охраны морских биоресурсов, флота научно-исследовательских судов, на обновление береговых рыбоперерабатывающих предприятий, развитие объектов по воспроизводству водных биоресурсов, объектов аква- и марикультуры.

Для развития аквакультуры в Российской Федерации в проекте концепции предусматриваются финансовые ресурсы на реконструкцию и строительство объектов аква- и марикультуры во внутренних водоёмах. Потребность в средствах федерального бюджета на финансирование данных мероприятий составляет на период реализации программы 1467,0 млн. рублей.

Принимая во внимание, что водные биоресурсы являются одним из важнейших природоресурсных активов нашей страны, их искусственное воспроизводство является государственной функцией федерального значения.

В настоящее время большинство действующих рыбоводных заводов подлежат реконструкции, т.к. построены в 30-50 годы XX века. Используемые технологии воспроизводства водных биоресурсов устарели, основные фонды физически изношены.

Потребность в средствах федерального бюджета на финансирование государственных капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов по воспроизводству водных биоресурсов определена исходя из расчётной сметной стоимости, подлежащих реконструкции действующих и строительству новых рыбоводных заводов и составляет на период реализации программы 11125,36 млн. рублей.

Перечень проектов по строительству и реконструкции объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, строительству и реконструкции объектов аква- и марикультуры в Приморском крае представлен в приложении В.

Подводя итог, следует отметить, что потенциал марикультуры в Приморском крае огромен. Фактически опираясь на свой научный потенциал и удачное географическое положение, Приморский край может создать уникальную базу для устойчивого развития региона в целом при использовании возобновимых ресурсов моря. Успешное развитие аквакультуры будет способствовать насыщению местного рынка собственной рыбной продукцией, а также позволит эффективно решать проблему занятости населения через создание новых рабочих мест.

Перспективы сотрудничества России и Китая в области аквакультуры

Сотрудничество России с Китаем традиционно базировалось на взаимном интересе, прежде всего в области аквакультуры, рационального использования совместных запасов биоресурсов пограничных рек (Амур, Уссури), озер (Ханка); науки и техники, подготовки кадров по различным специальностям рыбного хозяйства. Анализ этого многопланового сотрудничества и его правовая база касаются в основном советского периода и начала реформирования рыбного хозяйства Китая, а также становления рыночных отношений в России.

Успехи Китая в аквакультуре общеизвестны, поэтому российскую сторону интересуют прежде всего практические аспекты и китайский опыт развития этой отрасли рыбохозяйственной деятельности – организацию производств, экономику хозяйств, правовые основы. Россия в свою очередь имеет преимущество в области экологических исследований.

Объективными предпосылками сотрудничества являются следующие моменты:

       ·  Экологически исчерпанная емкость прибрежных вод северных провинций Китая, которые не способны увеличить объем снимаемой продукции из-за пресса промышленности и портов.

       ·  Экологически благополучные воды Приморья, где обитают близкие или аналогичные воды гидробионтов.

С учетом этого в ТИНРО-центре разрабатывается проект создания совместного хозяйства по культивированию коммерчески ценных беспозвоночных. Ранее в ТИНРО-центре разрабатывался аналогичный проект и на это были правительственные поручения. Однако из-за структурной перестройки участвующих в нем рыбохозяйственных предприятий проект не был реализован.

Наибольший интерес представляет сотрудничество с институтами и организациями свободной экономической зоны г. Далянь, в которой уже сейчас функционирует около 600 предприятий, в основном хозяйства марикультуры [17, c. 35].

В настоящее время с учетом достижений рыбного хозяйства Китая и продолжающегося кризиса в рыбном хозяйстве России необходимо наметить основные контуры сотрудничества на перспективу, которые были бы взаимовыгодными и интересными для обеих сторон.

Перспективными долгосрочными направлениями сотрудничества России и Китая в области развития аквакультуры могут стать:

1. Сотрудничество в области переработки морского сырья

2. Восстановление рыбных запасов и их устойчивое использование в приграничных акваториях р. Амур, включая реки Уссури, Сунгари и оз. Ханка. Проведение специализированных научных экспедиций по совместному мониторингу и управлению как запасами водных биоресурсов, так и рыболовством и воспроизводством.

3. Разработка совместной программы развития аквакультуры в приграничных районах России и КНР с поставкой продукции на внутренний рынок двух стран и на экспорт.

4. Исследование и освоение морских живых ресурсов открытых районов Мирового океана, и прежде всего Тихого океана и вод Антарктики.

5. Координация действий двух стран в региональных и глобальных межправительственных международных организациях по управлению и сохранению водных биологических ресурсов.

6. Проектирование и строительство рыболовных судов для промысла в Мировом океане.

7. Подготовка кадров для рыбного хозяйства КНР и России.

Целесообразно было бы провести специальную сессию в рамках существующей Смешанной Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства и рассмотреть долгосрочный план сотрудничества, а также открыть постоянно действующие представительства рыбного хозяйства (как это имеет место с другими странами) в Китае и России [8, c. 43].

Сотрудничество в области переработки морского сырья

В этой области китайские компании в последние годы достигли ощутимого прогресса, успешно работая на внешнем рынке с широким ассортиментом продукции. При этом используется самое разнообразное сырье – рыбы, беспозвоночные, водоросли. Значительная часть рыбного сырья поступает в переработку от российских дальневосточных компаний.

Российская сторона имеет две особенности. С одной стороны, она обладает неоспоримыми преимуществами в создании современных технологий глубокой переработки сырья, включая биопрепараты. С другой стороны слаборазвитая материальная база перерабатывающей промышленности не позволяет в полной мере реализовать эти современные технологии.

В силу этого перспективным представляется создание совместных компаний по переработке водного сырья, в том числе и объектов культивирования. Целью совместной деятельности должна стать модернизация российских береговых предприятий под современные технологии, разработанные дальневосточной рыбохозяйственной наукой. Продукция таких компаний может быть направлена как на внутренний, так и на внешний рынок. В перспективе создание современной перерабатывающей базы позволит расширить исследования по глубокой переработке морского сырья с вовлечением более широкого круга объектов.

Сотрудничество по сохранению запасов рыб рек Амур и Уссури

В рамках Соглашения 1994 г., начиная с 1999 г., проводится согласование программ исследований осетровых и осенней кеты в пограничных водах рек Амур и Уссури. Это важный рычаг давления на китайскую сторону с целью постепенного усиления регламентации рыболовства и других мер по сохранению запасов ценных видов рыб. В свете этого заслуживают внимания итоги второго совещания российских и китайских специалистов по согласованию программ осуществления исследований осетровых, осенней кеты и других ценных рыб в пограничных водах рек Амур и Уссури. По сравнению с предыдущими годами в 2000 г. впервые удалось получить согласие китайской стороны на прием российских научных специалистов непосредственно в районах промысла осенней кеты и на заводы по воспроизводству осетровых в границах Среднего Амура и Уссури. Правда, реализовать это согласие не удалось. Тем не менее, прецедент достижения договоренности по этому вопросу создан. Теперь необходимы усилия представителей российского правительства на переговорах с китайской стороной по выполнению таких договоренностей.

В настоящее время уточнены масштабы китайского промысла осетровых и кеты в пограничных водах рек Амур и Уссури, характер проводимых китайской стороной исследований биологии этих рыб и мониторинга их запасов. Получены предварительные данные об отсутствии в настоящее время нерестилищ кеты в китайских притоках р. Уссури. Согласованы программы и методики совместных исследований. Получены данные о направлениях и масштабах искусственного воспроизводства осетровых в Китае. Результаты совещания специалистов сторон по осетровым и кете дают веские основания утверждать об усилении тенденций ухудшения запасов. Вывод российской стороны заключается в необходимости максимального снижения объемов промысла.

При выработке режима рационального рыболовства в приграничных водах КНР (реки Амур и Уссури) упор должен делаться на преимуществах российских правил рыболовства, которые в большей степени, чем китайские (взятые за основу при выработке совместных мер регулирования промысла), отвечают интересам сохранения запасов ценных видов рыб. Совместные меры должны быть дополнены экологическим мониторингом водной среды приграничных водоемов [17, c. 38].

Опыт, накопленный в Китае в области марикультуры, является весьма интересным и поучительным для российских специалистов. Поскольку рыбохозяйственная наука в Китае ориентирована на прикладном направлении что позволило разработать удачные технологии разведения гидробионтов, совместная работа в области фундаментальных исследований по вопросам генетики, экологии, интенсификации роста организмов, обмен накопленным опытом может быть весьма перспективным направлением сотрудничества российских и китайских специалистов.