Работа по трудоустройству бывших военнослужащих
Из уволенных в запас за период реформирования Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации (1992-1999 г.г.) 600 тыс. офицеров, прапорщиков, мичманов профессиональную переподготовку прошли 125 тыс. человек (каждый четвертый уволенный). Правда, до середины 1997 года переподготовка значительной части указанной категории населения осуществлялась в рамках программ, финансируемых Европейским Союзом и Германией.
При их техническом и финансовом содействии были образованы 23 учебных центра по переподготовке военнослужащих, увольняемых и уволенных с военной службы, и членов их семей. С 1998 года финансирование обеих программ завершено и без изыскания средств для продолжения работы созданных учебных центров их функционирование находится под угрозой.
В 1999 году продолжала действовать принятая Правительством Российской Федерации (постановление от 5 июня 1997 г. № 674) внебюджетная Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания. Ее реализация в 1997-1999 г.г. позволила переквалифицировать на гражданские специальности около 13 тыс. увольняемых и уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, что составило около 20% от числа нуждающихся в переподготовке. Одновременно функционировала принятая постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1998 г. № 153 Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы. Согласно указанной Программе затраты на ее реализацию в 1998-2000 годах должны были составить 171,46 млн. руб., в том числе из федерального бюджета — 53,95 млн. руб. Программа предусматривала переподготовку на гражданские специальности более 59 тыс. указанных категорий граждан, а также завершение создания сети региональных учебных центров в рамках единой системы образования, способных эффективно и в полном объеме решать на федеральном уровне задачи профориентации, переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих в условиях из массового увольнения из Вооруженных Сил и других войск.
Исполнителями Федеральной целевой программы являются 43 учебных центра, прошедших конкурсный отбор. Однако существенно сдерживало реальное выполнение Программы то обстоятельство, что реализация программных мероприятий в течение 1998-1999 годов осуществлялась лишь за счет внебюджетных источников. В 2000 году на реализацию Программы федеральный бюджет предусматривает 23,95 млн. рублей.
Одним из компонентов системы социальной адаптации бывших военнослужащих к новым условиям является привлечение к этой работе средств иностранных и российских инвесторов. Так, например, в Российской Федерации со второй половины 1999 года началась реализация проекта TACIS ED RUS 9705«Интеграция бывших военнослужащих в гражданское общество». Проект рассчитан на два года и его бюджет составляет 4 млн. ЭКЮ. С сентября 1999 года в трех регионах (в Московской, Костромской и Ленинградской областях) по согласованию с администрациями областей начата реализация модели переподготовки и создания рабочих мест в местах компактного проживания граждан, уволенных с военной службы. Всего в 1999 году прошли переподготовку по российско-британской программе 2044 человек, по Фонду Сороса — 672 человека.
В целом за счет привлечения внебюджетных средств в 1999 году прошли переподготовку более 20 тыс. увольняемых и уволенных в запас военнослужащих. В системе переподготовки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в настоящее время работают:
- 10 центров переподготовки, учрежденных с участием Минобороны России;
- 13 центров, учрежденных с участием Минобразования России;
- 70 центров территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости;
- более 100 негосударственных образовательных учреждений.
Наличие такой разветвленной учебной сети позволяет значительному числу уволенных в запас военнослужащих пройти социально-профессиональную адаптацию и с минимальными издержками перейти, по существу, в другой статус профессионала и гражданина.
Важным моментом является повышение роли и вклада субъектов Федерации в решение проблем социальной адаптации бывших военнослужащих.[2]
В г. Москве избрана схема специализированной работы с уволенными в запас военнослужащими в рамках деятельности Комитета труда и занятости правительства столицы, с предоставлением конкретным учреждениям максимальной самостоятельности. Действующий в структуре Комитета Центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский" поддерживает повседневные связи с работодателями и обучающими учреждениями, активно взаимодействует с органами военного управления, объединяя таким образом в единое целое проблему переподготовки и трудоустройства бывших военнослужащих. Аналогичные специализированные гос учреждения трудоустройства и социальной адаптации уволенных имеются в Астраханской, Воронежской, Нижегородской, Ростовской областях, г. Санкт-Петербурге, Приморском крае, некоторых других регионах.
В Саратовской, Пермской, Ростовской, Ярославской, Нижегородской, Смоленской, Новосибирской и некоторых других областях, краях, республиках полномочия по профессиональной адаптации офицеров запаса переданы региональным учебным центрам.
Появилась и такая перспективная форма, как создание государственных комплексных центров социальной адаптации указанных категорий населения, которые особенно плодотворно функционируют в г.г. Твери, Екатеринбурге и Тамбове. В числе других они выполняют задачи и содействия занятости.
Осуществленные в регионах меры позволили больше всех переподготовить бывших военнослужащих на гражданские специальности в Нижегородской (551 чел.), Московской (547 чел.), Свердловской (495 чел.), Ростовской (490 чел.) областях, Краснодарском крае (459 чел.), г. Санкт-Петербурге (451 чел.), Челябинской (426 чел), Пермской (418 чел) областях, Приморском крае (389 чел.). В указанных 9 субъектах Российской Федерации переподготовлено на гражданские профессии за счет средств ГФЗН Российской Федерации 36% от всего количества получивших новые профессии бывших военнослужащих и членов их семей.
Вместе с тем, помимо переподготовленных за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, на различных платных курсах и в других образовательных учреждениях в 1998/1999 учебном году переподготовку прошли 8225 бывших военнослужащих и членов их семей (только в системе учебных заведений Минобразования России такая переподготовка осуществлена в отношении 5552человек).
Результаты исследований в области профориентации и переподготовки бывших военнослужащих позволяют заключить, что исключительно важно добиваться максимального сокращения того периода времени, в течение которого увольняемый (а затем и уволенный) проходит путь от завершения военной службы до работодателя. Это позволит строго выдерживать общую линию на снижение затратности мер поддержки увольняемых по их переходу в условия гражданской жизни.
В то же время, ощущается явная несбалансированность процессов реформирования Вооруженных Сил, других войск и их ресурсного обеспечения в условиях несформировавшегося рынка труда, что снижает возможности реализации социальной и профессиональной адаптации бывших военнослужащих.
По-прежнему, остро стоит задача переориентации с настраивания увольняемого офицера (прапорщика, мичмана) на фундаментальное переобучение, на предварительное его профессиональное консультирование, на психологическую подготовку увольняемого к действиям на современном рынке труда. Существующая в настоящее время практика не способствует развитию собственной активности и нацеленности уволенных на заблаговременный поиск работы и успешное трудоустройство.
Возможность бесплатной профессиональной переподготовки увольняемых и уволенных с военной службы становится все более проблематичной. Государственный фонд занятости, имея большую задолженность по выплате пособий по безработице, испытывает многочисленные затруднения с финансированием обучения бывших военнослужащих и членов их семей.
Пролонгация на 2000-2002 годы внебюджетной Программы переподготовки и обеспечения занятости указанных категорий граждан в местах их компактного проживания, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 5 июня 1997 г. № 674, позволила бы оживить поступление средств на эти цели от отечественных и зарубежных спонсоров, добиваться более эффективного использования переданной центрам переподготовки государственной собственности, способствовало бы избавлению от недобросовестных партнеров.
В связи с тем, что основная нагрузка по решению указанных проблем приходится на субъекты Российской Федерации, есть острая необходимость в существенном улучшении информационного обеспечения возможностей региональных служб занятости. Исследования показали, что зачастую бывшие военнослужащие не имеют элементарной информации об их месторасположении, наличии вакансий, о центрах переподготовки, их направленности, условиях приема на учебу и т.п. Нередко в органах местного самоуправления, учреждениях культуры, военкоматах бездействуют или совершенно отсутствуют справочно-консультационные пункты по вопросам трудоустройства и переподготовки.