Работа с детьми, имеющими психологические отклонения

Специфика организации социальной работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению социальной изоляции пациентов и уменьшению суицидальных тенденций.

Основными направлениями социальной работы в борьбе с данным видом девиантного поведения является проведение профилактических и реабилитационных мероприятий.

Основные подходы к профилактике суицидального поведения. Под профилактикой в социальной работе понимаются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

• предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельных индивидуумов и групп риска;

• сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

• содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Так как психологические отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

• нейтрализующие;

• компенсирующие;

• предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих суицидальным мыслям и намерениям;

• устраняющие эти обстоятельства;

• контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты[39].

В концептуальном плане в мероприятиях по профилактике суицидов выделяются следующие подходы:

1) информационный — основывается на том, что одним из главных направлений работы должно стать информирование родителей несовершеннолетних о способах решения проблем, выхода из депрессий, затруднительных состояний;

2) социально-профилактический — в качестве основных целей рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих суицидальные мысли и намерения;

3) медико-биологический — его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к подросткам, страдающим различными психологическими отклонениями;

4) социально-педагогический — заключается в восстановлении или коррекции качеств личности, особенно нравственных и волевых.

Реабилитация подростков, имеющих психологические отклонения, склонных к суициду. Реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение подростка к активной жизни в обществе, к общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен во времени[40].

Следует различать такие виды реабилитации, как:

1) медицинская, направленная на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление прогрессирующего заболевания;

2) психологическая, направленная на психическую сферу суицидента и имеющая своей целью преодоление в его сознании представления о его ненужности и никчемности;

3) профессиональная, предусматривающая меры по обеспечению для реабилитируемых возможности участвовать в общественно-профессиональной деятельности;

4) бытовая, обеспечивающая нормальные условия для жизнедеятельности суицидента;

5) социально-педагогическая, включающая систему мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности суицидента, его активной жизненной позиции, способствующих его интеграции в общество;

6) социально - экономическая, представляющая собой комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение суицидента возможными денежными выплатами, защиту его законных прав и интересов;

7) социальная, содержащая процесс восстановления подростков, склонных к суициду, к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые и привели к психологическим затруднениям, суицидальным мыслям или намерениям.

В зависимости от личных особенностей подростка, испытывающего психологические затруднения или склонного к суициду, при проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать, в каком состоянии находится человек. Это может быть предкризисное или кризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье, с друзьями, в школе и т. д. Социальный работник должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, выявления причин возникновения психологических затруднений, которые привели к суицидальному поведению.

Основными видами помощи суициденту являются: проведение индивидуальных бесед; включение клиентов в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; переориентация индивидуальных и групповых интересов; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, взаимодействия с окружающими, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях; рекомендации по изучению специальной литературы; привлечение специалистов — психологов, юристов, социальных педагогов, психотерапевтов и т. д.

Эффективная реализация данных реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении 3 условий:

1) высокой мотивации всех участников реабилитации;

2) социально-психологической компетенции специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;

3) координации деятельности различных государственных служб — образования, здравоохранения, правоохранительных и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все существующие технологии работы с подростками, склонными к суицидальным поступкам, направлены на то, чтобы поставить данную форму девиантного поведения под социальный контроль. Он включает следующие меры:

• во-первых, замещение, вытеснение суицидального поведения общественно-полезным или нейтральным поведением;

• во-вторых, направление социальной активности суицидента в общественно одобряемое либо нейтральное русло;

• в-третьих, создание государственной суицидологической службы помощи данной категории населения[41].