Развивающийся кризис глобального социума - кризис метаморфоза
Существует вполне определенная взаимосвязь между глобальным и локальными кризисами. Сущность ее в том, что "критическая масса" локальных кризисов может перерасти в неуправляемый глобальный кризис с глобальными же катастрофическими последствиями. Существует ли альтернатива подобному развитию событий или катастрофический их ход неизбежен?
Она существует в рамках нового познавательного подхода и связана с определением развивающегося глобального кризиса как соответствующей фазы метаморфоза системы "цивилизация". В данной статье предлагается и обосновывается версия рассматриваемой кризисной ситуации как кризиса метаморфоза, кризиса, сопровождающего трансформацию цивилизации в качественно новое состояние, переход ее в качественно новую плоскость бытия.
Метаморфоз с греческого переводится как "превращение" и означает соответственно "превращение одной формы в другую, видоизменение чего-либо". У растений это видоизменение основных органов (корня, листа, стебля, цветов) в связи с изменением функции (а последнее обычно вызывается необходимостью адаптации, приспособления к новым условиям существования). Например, колючки у кактуса - это видоизмененные листья и только с такими листьями он смог выжить в условиях пустыни. У животных это глубокое преобразование организма в период постэмбрионального развития, например, превращение головастика в лягушку или личинки насекомого во взрослую особь, гусеницы в бабочку. Если переопределить такое преобразование в символах системы, то можно будет сказать, что метаморфозом называется скачок в развитии системы, после которого у нее появляются качественно новые свойства.
Подвержены ли преобразованию метаморфоза человеческий организм и сам человек, личность? Да, безусловно, да. В жизни любого человека можно выделить фазы, в рамках которых его организм претерпевает качественные изменения, например, детство, юность, зрелость, старость. Духовная составляющая человека в процессе жизни также бывает подвержена качественным трансформациям в процессе духовных кризисов, духовных перерождений. Но не только: скажем, человек неграмотный и человек образованный имеют (в системной интерпретации) качественно различные наборы свойств. Т. о. и образование и воспитание формируют в человеческой личности качественно новые возможности (хотя кризисом этот процесс назвать, конечно же, нельзя). Кризисом можно назвать ситуацию, когда новые знания, новые представления о действительности входят в острое противоречие со старыми, устоявшимися.
В качестве крупных исторических событий, которые можно рассматривать как своеобразные метаморфозы (т. е. обновление базисного набора свойств системы "общество") и сопровождающих их кризисов можно рассматривать такие события, как:
a) Научные революции (познавательные, культурные кризисы);
b) Технические революции (кризисы технической отсталости);
c) Социальные революции (кризисы существующих форм правового и организационного устройства общества);
В качестве обоснования правомерности применения термина "метаморфоз" к объекту типа "цивилизация" можно взять обычное системное обоснование: цивилизация есть развивающаяся система, способная время от времени (в силу внутренних особенностей и под воздействием внешних факторов) превращаться в систему с качественно новым набором свойств. В какой форме это происходит?
В целостном процессе развития любой живой системы (растения, животного, популяции, цивилизации) можно выделить базовый цикл, который состоит из трех основных фаз:
· Скрытой, латентной фазы (например, внутренней активизации зерна злака до его прорастания, развития эмбриона в утробе животного или человека, процессы в личинке - относительно будущего организма, в который эта личинка превратится).
· Открытой, которой соответствует период бурного роста, завоевание нового пространства, интенсивное освоение доступного ресурса.
· Фазы угасания, старения, смерти.
У некоторых живых систем весь жизненный процесс ограничивается одним циклом (к таким можно отнести растение злака или организм млекопитающего), у других таких циклов два (личинка - взрослое насекомое), ну, а у некоторых количество базовых циклов не ограничено генетически и определяется действием совсем других факторов.
Переход такой системы в процессе развития из латентной фазы в открытую или из одного базового цикла в другой можно также определить и как переход в новое пространство возможностей (головастик может жить только в воде, а лягушка - уже и на суше, гусеница перемещается по земле, а бабочка - в воздухе и т. д.). Иными словами, пространство возможностей живой системы - это часть природы, доступная для извлечения из нее ресурса. Но если для большинства биологических систем пространство возможностей ограничено генетической программой, то для людей (как для отдельной особи, так и для любой организованной группы, вплоть до цивилизации), размеры пространства возможностей определяются наличием соответствующих знаний, позволяющих эксплуатировать ресурсы того или иного сектора действительности. Переход человека в новое пространство возможностей обусловлен появлением у него новых свойств (знаний и методов получения знаний) и является своего рода метаморфозом (в системной интерпретации это самый настоящий метаморфоз, потому что появление нового знания неизбежно влечет за собой изменение общества, влияет на его структуру).
Если рассматривать эволюцию человека в этом аспекте, то он, начав с того же, чем, по сути, располагали его "животные современники", благодаря развитию познания совершил переход в огромное количество новых пространств возможностей, осуществил множество частичных метаморфозов, среди которых были и достаточно крупные (например, смена общественно-экономических формаций). Но та трансформация, к необходимости которой мы подошли сейчас, ни по масштабам, ни по значимости несравнима ни с чем, что было до сих пор.
Можно ли указать на какие-то характерные особенности, присущие этому процессу "эволюционной интенсивной миграции" (назовем его так)? Да, они присутствуют. Например, обеспечение доступа к новому ресурсу, к новому пространству возможностей обусловливает бурный рост системы, а это приводит к тому, что через определенный промежуток времени опять начинает испытываться недостаток ресурса. Это в свою очередь порождает необходимость в поиске нового пространства возможностей, и все повторяется сначала. Это означает, что человек по самой своей природе обречен на движение, на экспансию, на освоение все новых и новых пространств.
Если нахождение способа перехода в новое пространство возможностей по тем или иным причинам задерживается, недостаток ресурса (даже прогноз будущего недостатка) способен породить напряжения и деструктивные процессы внутри системы. Возможны сколь угодно глубокая деградация или даже самоистребление; ведь любая часть нашей цивилизации, любое государство - это тоже развивающаяся система со свойством экспансии, а наличествующий уровень развития вполне пока позволяет некоторым из них рассматривать другие государства, другие народы как источник ресурса.
И еще одно! Чем больше задержка с поиском "входа" в новое пространство возможностей, тем меньше остается шансов у системы осуществить переход, даже если вход все-таки будет найден. Дело в том, что для преодоления потенциального барьера перехода в НПВ (новое пространство возможностей) тоже нужен ресурс, а он может быть уже и исчерпан. Так что все нужно делать вовремя. Чтобы перепрыгнуть через забор, необходим разбег, чтобы перелезть - необходимы силы.
В конечном итоге размеры пространства возможностей человека находятся в зависимости от качества познавательных методов, которыми он располагает. Задержка в обновлении таких методов всегда чревата негативными последствиями. И в основе кризисной ситуации, сложившейся сейчас на Земле, именно такая методологическая задержка.
Если то, что происходит с цивилизацией сейчас, метаморфоз, то в чем его смысл? Для раскрытия этого смысла нам придется рассмотреть космологический и энергетический аспекты развивающегося в мире людей глобального преобразования (причем рассмотреть в контексте развития Метагалактики как физической системы).
Мир, в котором мы живем, Вселенная - это целостность, система, а каждый компонент этой системы должен "работать" на эту целостность. Мир человека есть органическая часть "большого" мира, он подчиняется его законам, и роль человечества как подсистемы Вселенной не может не содержать функцию поддержания устойчивости, целостности последней. Для осуществления этой функции человек должен где-то брать энергию, но брать ее он может только у той же Вселенной, у природы (тем самым оказывая на нее определенное разрушающее воздействие, увеличивая ее энтропию). Здесь возникает квазипарадокс, но он разрешается с помощью такого свойства разума, как способность к оптимизации, а системная функция человека в мироздании реализуется через оптимизацию мирового энтропийного процесса. Логика здесь следующая.
Выше мы договорились рассматривать наш мир как некое сложное возбуждение структуры физического вакуума (первичной материи). Это означает, что базис нашего мира - чисто энергетический. Вселенную делает пригодной для жизни человека именно соответствующий уровень концентрации энергии, привычная нам структура мира зависит от этого уровня.
Но все процессы, большие и малые, составляющие жизнь Метагалактики сопровождаются энтропийными явлениями, "высвечиванием", девальвацией энергии, порождают энтропийные ручейки и реки, которые все вместе сливаются в могучий энтропийный поток. Основной вклад в него вносят звезды, влияние человека пока ничтожно, хотя оно есть и оно растет. (Отметим, что в одной локальной области Вселенной, самой важной для нас это влияние проявляется уже особенно сильно. Эта область - наша планета, та часть природы, которую мы успели "освоить").
Акцентируем внимание на следующем моменте. Известно, что любое стабильное состояние системы инертно, система сопротивляется изменениям, поэтому любое изменение как бы испытывает сопротивление. Необратимое, энтропийное изменение мира также подчиняется этому правилу. Энтропийный поток наталкивается на какую-то преграду (преграды), что обеспечивает замедление энтропийного процесса. Если бы не было таких преград, то вся энергия, запасенная в нашем мире, мгновенно "высветилась" бы через тепловое излучение, а последнее "стекло" бы куда-то в бездонные глубины первичной материи. Это явление, замедляющее тепловое "расползание" структуры нашего мира можно было бы обозначить термином "энтропийное трение".
И еще один момент. Это явление энтропийного трения принадлежит развивающейся системе (Вселенной), а значит и само подвержено развитию и одним из самых важных результатов этого развития (который заключается в появлении самых мощных очагов трения, сопротивления тепловому распаду) является возникновение жизни и развитие ее до состояния разумности, т. е. до способности оказывать оптимизирующее воздействие на протекание естественных процессов.
Если космический энтропийный процесс, один из выраженных очагов которого существует на Земле под воздействием вселенской функции разума (зародышем, или одним из зародышей которой является человеческий разум) будет хоть сколько-нибудь замедлен, то можно будет считать, что человек выполняет свое предназначение в мироздании. И только ввиду этой вселенской задачи может конструироваться цель развития человеческой цивилизации как целого, строиться оптимальная цивилизационная модель.
Можно с легкостью предвидеть реакцию, которая последует на это высказывание, как диапазон от молчаливого недоумения, до высказываний типа "о чем он говорит, когда растут цены и каждый день жить становится все труднее", "преждевременно", "надо сначала у себя на Земле навести порядок" и т. п. Но вот те, например, кто говорит "преждевременно", они могут указать, когда же самое время? Да нет, не могут. А ведь может быть, что уже и поздно! К тому же космичность мышления вовсе не предписывает всем немедленно сесть на ракеты и отправиться в космос. Ведь самым близким к человеку и имеющим для него самую большую ценность космическим телом является то, которое он каждый день топчет своими ногами. Это Земля. К Земле как космическому объекту вполне применимо космическое мышление. И это совсем не преждевременно.
Принятие данной концепции (какой бы фантастической она ни казалась поначалу) - единственный верный путь к построению эффективного согласующего алгоритма для становления и оптимального функционирования планетарной - нет, уже космической - цивилизации. Потому что данная концепция содержит все необходимое для достижения этой цели, а именно:
· Качественно новое мировоззрение;
· Оптимальную модель общества без антагонизмов;
· Массу конкретных новых технологий;
Глобализация - процесс неизбежный, но содержание ее не обязательно должно быть таким, каким оно видится "золотому миллиарду". Потому что космический смысл глобализации (иначе - метаморфоза) заключается в смене потребительского типа отношения к миру на качественно иной тип отношения.