Перспективы развития производства говядины в Республике Беларусь

Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства говядины и характеристика системы показателей ее измерения

Мясопродуктовый, или мясной, подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно – промышленного комплекса Республики Беларусь. В подкомплексе занято 17% общей численности работников всего агропромышленного комплекса и 19% совокупной стоимости основных производственных фондов АПК. На долю мяса и мясопродуктов приходится 30 – 32% всех затрат на производство продовольствия в республике. В структуре розничного товарооборота мясной продукции принадлежит 11 – 13%.

Значительное место мясного подкомплекса обусловлено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Мясо – важнейший продукт питания, источник белка. В мясном балансе на долю говядины и телятины приходится более 40%. Научно обоснованная норма потребления мяса и продуктов из него для жителей республики составляет примерно 70 кг на душу населения в год.

В 2010 г. фактическое потребление мяса и мясопродуктов РБ на душу населения составило 84 кг, в 2011 г. – 88 кг. (по сравнению с 2005 г. этот показатель вырос на 26 кг.

Таблица 1.1 Динамика производства мяса на душу населения

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Произведено, кг. 63 63 62 65 72 80 85 88 97 102

Как видно из таблицы 1.1., с 2004 г. наблюдается устойчивый рост производства мяса на душу населения.

Среди мясных продуктов, потребляемых человеком, говядине принадлежит одно из основных мест. Говядина отличается высокой биологической ценностью в питании людей: полноценный белок и жир находятся в хорошем соотношении, содержатся витамины (особенно группы В), ферменты. Говядина характеризуется более благоприятным соотношением белка и жира. В ней меньше содержится холестерина, чем в свинине и баранине. В говядине содержатся все незаменимые аминокислоты, а также жирные кислоты, минеральные вещества, что обуславливает высокую питательную ценность говядины. В среднем переваримость и усвояемость говядины составляет 95%. Высококачественным считается мясо с соотношением белка и жира в пределах 1:1–1:0,7 (белка 18–21% и жира 12–18%).

Именно поэтому мясо и мясопродукты являются неотъемлемыми элементами структуры стратегической продовольственной безопасности страны, направленной на получение высококачественной продукции в количестве, соответствующем научно-обоснованным параметрам.

Обеспечение продовольственной безопасности страны требует со стороны государства выработки надежной политики долгосрочного инвестиционного стимулирования сельскохозяйственного производства на основе субсидирования, льготного кредитования и налогообложения. Основными направлениями инвестиционной деятельности является: развитие перерабатывающих предприятий, опережающее развитие материально-технической базы племенного дела, внедрение передовых технологий в производстве, освоение ресурсосберегающих технологий. [8]

Место, роль, значение мяса КРС в насыщении продовольственного рынка

Проблема обеспечения населения продовольствием – это стратегическая проблема для любого государства. Одним из составляющих продовольственного рынка страны является рынок мяса.

Рынок мяса представляет собой систему экономических отношений между всеми субъектами мясного подкомплекса (производителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализуют право собственности на товары, присущие данному рынку. Это означает, что рынок мяса, в котором процессы обмена являются основополагающими, охватывает в равной мере производство, распределение и потребление; имеет не только прямую, но и обратную связь с процессом производства и при определении государством основных направлений его функционирования обладает способностью к саморегулированию.

Продуктовая структура выделяет потребительский рынок мяса и мясопродуктов, делимый в свою очередь на отдельные секторы по видам мяса (говядина, свинина, мясо птицы и др.), степени готовности продукции к употреблению (мясо, полуфабрикаты, готовые изделия), срокам хранения и т.д., а также рынок живого скота и птицы (рынок сырья).

Для рынка скота характерна зависимость от конъюнктуры, складывающейся на смежных продуктовых рынках, особенно на рынке зерна, определяющего успех его функционирования, а также на рынке молока, производство которого выступает в качестве отрасли-конкурента для производителей говядины в использовании одних кормовых ресурсов при колебаниях рыночного спроса на данные виды продукции.

Динамика поголовья КРС представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Динамика поголовья КРС в РБ

Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Поголовье, тыс. гол. 4005 3924 3963 3980 3989 4007 4131 4151 4151 4247

Мясному рынку присущи также значительные сезонные колебания в предложении скота. График сезонности перерабатываемой мясной продукции отражает два пиковых периода: сентябрь–ноябрь и февраль–март. Первый из них связан с окончанием летне-пастбищного содержания крупного рогатого скота и стремлением сельскохозяйственных производителей peaлизовать животных, прирост которых получен за счет дешевых кормов с естественных угодий. Второй – следствие недостатка заготавливаемых кормов, что вызывает необходимость сокращения поголовья и недопущения снижения живой массы скота из-за низкого уровня кормления, а также единственная возможность поступления денежных средств от реализации сельхозпродукции в весенний период.

Для рынка живого скота и мясной продукции характерным является цикличность предложения по отношению к спросу. Особенно это касается выращивания и откорма крупного рогатого скота. Причина заключается в низкой эластичности реагирования отрасли на конъюнктурные изменения вследствие специфики производства по технологической цепочке (от хозяйств – репродукторов молодняка до конечного потребителя):

а) сельхозпроизводители определяют будущие цены на скот на базе текущих цен;

б) существует промежуток времени между изменением ожидаемого уровня цен и реализацией скота;

в) цены на скот связаны с ценами и спросом на говядину.

Зарубежный опыт производства говядины

Мясное скотоводство во многих странах мира развивается довольно динамично и наряду с увеличением поголовья скота обеспечивает рост производства говядины.

В 2010 г. мировое производство мяса КРС в убойном весе составило 57043 тыс. т., по прогнозным данным сентября 2011 г. – 56848 тыс. т.

Основными производителями говядины в мире являются США (21% мирового рынка), Бразилия (16%) и страны ЕС (14%), в 2011 г. произведено соответственно 12048, 9030 и 8050 тыс. т.

Основными импортерами говядины являются США и Россия (по 15% мирового рынка каждая страна), 911 и 1050 тыс. т.

Ведущими экспортерами говядины остаются Бразилия (20% мирового рынка), Австралия (18%), США (13%) и Индия (12%).

В США наблюдается устойчивый рост объемов производства говядины. Общий объем забоя скота достиг на август 2011 г. показателя в 3,10 млн. голов, а экспорт говядины составил 857680 тонн. Самым активным импортером американского мяса выступает Мексика.

Поголовье КРС и телят, помещенных на откорм для дальнейшей отправки на скотобойни, составило 10,7 млн. голов по данным на 1 сентября 2011 года. Это исторический максимум для данного сезона с 1996 года.

В Аргентине объем производства мяса сократился на 7%, притом, что средний весовой показатель КРС вырос на 7% до отметки в 231 кг.

Потребление говядины в Аргентине продолжает сокращаться, поскольку снижение поставок мяса привело к значительному росту цен. С начала текущего года средний объем потребления говядины по стране составил 54 кг на душу населения (для сравнения, в 2009 году – 69 кг).

Поголовье стада КРС в Аргентине сократилось из-за увеличения забоя коров и телок с начала 2011 года, которое выросло на 38%.

Объем экспортных поставок скота из Аргентины на мировые рынки снизился на 17% в годовом исчислении до 84 372 тонн убойного веса (для сравнения, в 2009 году за тот же обозреваемый период поставки скота составили 202 725 тонн).

В сентябре 2011 г. экспорт австралийской говядины и телятины на мировые рынки вырос на 8% в годовом исчислении до показателя в 81 965 тонн убойного веса.

Несмотря на ухудшение условий для экспорта австралийской продукции с апреля текущего года, в основном, из-за роста курса австралийского доллара, мировой экономической нестабильности и роста уровня конкуренции со стороны США на японском рынке, общий объем экспорта говядины за 9 месяцев 2011 года увеличился на 1% по сравнению с прошлогодними показателями за тот же период и составил 693,6 тыс. тонн.

Очень перспективным экспортным направлением для Австралии в 2011 году стала Россия, объем поставок в которую только в сентябре вырос на 30% и составил 7,1 тыс. тонн. С начала года поставки увеличились на 63% и достигли 46,4 тыс. тонн. Россия стала четвертым по объемам и значимости экспортным рынком для австралийской говядины.

Австралия сможет воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает экспортный рынок мяса, поскольку растущий спрос на мясо со стороны развивающихся рынков уже привел к тому, что общий ежегодный объем мирового потребления говядины в ближайшие 30 лет достигнет 120 млн. тонн.

Производство мяса на Украине в январе-сентябре 2011 г. возросло на 5% по сравнению с 2010 г. – до 2,11 млн. тонн (в живом весе), в т.ч. в сельскохозяйственных предприятиях – на 8,4%, в хозяйствах населения – на 0,7%.

По состоянию на 1 октября 2011 г. в Украине поголовье крупного рогатого скота составило 568,0 тыс. голов, что на 2,9% меньше данных на 1 октября 2010 г.

Импорт мяса в Украину в январе-августе 2011 г. сократился вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. – до 95 тыс. т. При этом экспорт мяса вырос на 50% – до 45 тыс. т.

По сравнению с потреблением мяса на душу населения 88 кг. в Беларуси, средний российский показатель – 68 кг в год на душу населения, в то время как в развитых странах в год потребляется 81–88 кг. Тем не менее, она заметно опережает развивающиеся страны, где потребление мяса и мясных продуктов равно 31,7 кг в год на человека при среднемировом потреблении в 40–42 кг в год.

Факторы, показатели эффективного производства говядины в современных условиях

Эффективность функционирования сельскохозяйственного предприятия и его отраслей зависит от ряда факторов, помимо природно-климатических условий, укрупнено делимых на факторы внешней рыночной среды и факторы внутренней организации производства.

Внешняя рыночная (экономическая) среда создает стимулы либо принуждение к изменению рыночного поведения структурных подразделений мясного подкомплекса, исходя из их экономических возможностей, и включает в себя: потребность в продукции данной отрасли; соотношение спроса и предложения не внутреннем и внешнем продовольственных рынках и тенденцию долгосрочного спроса на мясную продукцию; эластичность ценового фактора; инфляционные процессы; изменения в государственной политике и регулировании, а также уменьшение неопределенности и риска; систему кредитования и налогообложения; правовые основы и экономическую самостоятельность производителей; соблюдение требований эквивалентности обмена в межотраслевых связях; инновации, как касающиеся научного обеспечения развития отрасли (наличие условий постоянной востребованности производства в выведении высокопродуктивных пород животных, разработке высокоэффективных технологий и научных рекомендаций по совершенствованию организации производства), так и формирующие предложения на товарном рынке современной техники, оборудования, позволяющих сельскохозяйственным производителям совершенствовать свою материально-техническую базу; маркетинговые инновации и др.

В рыночных условиях наиболее важным для производителей является стремление получить наибольшую экономическую выгоду. Это предполагает производство сельскохозяйственной продукции с высокими потребительскими свойствами и низкими издержками. Отсюда, к факторам первого порядка, которые определяют общую массу прибыли от реализации скота и птицы, относятся уровень закупочных цен, себестоимость реализуемой продукции и объемы продаж скота либо готовых продуктов.

Уровень закупочных цен зависит от качества реализуемой продукции, каналов сбыта, существующего спроса на продукт в определенный момент времени и т.д. В настоящее время цены на животноводческую продукцию низкоэластичны, поскольку минимальный их уровень устанавливается государством и не всегда отражает реальное соотношение спроса и предложения и общественно необходимые затраты на ее производство. Вместе с тем сфера заготовок и переработки мяса характеризуется высокой степенью монополизма. Поэтому агропроизводители вынуждены реализовывать свою продукцию по диктуемым им ценам.

Минимальные закупочные цены на крупный рогатый скот устанавливается в живой и убойной массе с дифференциацией в зависимости от упитанности животных (высшая, средняя, ниже средней, тощий скот). Отдельно устанавливается минимальные закупочные цены на крупный рогатый скот мясных пород.

Рынок мяса в Республике Беларусь в настоящее время является насыщенным, при том, что потребность населения в этой продукции ограничена его платежеспособностью. Последнее обстоятельство определяет предел роста общей массы доходов производителей за счет значительного увеличения объема продаж внутри республики. Тем не менее, рост совокупной прибыли от реализации больших объемов скота возможен за счет экспорта. Экспортная направленность требует повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поскольку ценовые преимущества говядины на уровне 1,2 – 1,4 раза обусловлены факторами низшего порядка (дешевизна трудовых ресурсов, разница в валютных курсах и др.) и могут быть быстро утеряны. Определяющей для производителей мясной продукции скотоводства в сложившейся ситуации должна стать стратегия снижения издержек и повышения качества продукции на основе интенсификации производства и задействования всех внутриотраслевых факторов роста эффективности выращивания и откорма крупного рогатого скота, система которых имеет следующий вид:

     ·    биологические: полноценное, сбалансированное кормление; организация воспроизводства стада; ветеринарная работа; биотехнология; зоогигиена; племенная и селекционная работа;

     ·    ресурсные: гарантированное обеспечение всеми видами ресурсов; качество ресурсов; экономия ресурсов;

     ·    технологические: организация и интенсификация процессов; совершенствование технологии; технологическая дисциплина; условия содержания скота;

     ·    технические: совершенствование и обновление средств производства; повышение технического уровня производства; комплексная механизация; автоматизация; химизация; компьютеризация;

     ·    трудовые: мотивация труда; организация труда; дисциплина труда; квалификация кадров; условия труда;

     ·    организационно-хозяйственные и экономические: формы и методы хозяйствования; управление; специализация; концентрация; кооперирование; агропромышленная интеграция; поиск наиболее выгодных каналов сбыта.

Количественно объективные факторы повышения эффективности выращивания и откорма скота на сельскохозяйственных организациях можно представить в виде таких показателей, как:

     ·    постановочная масса одной головы молодняка, кг;

     ·    суммарный расход кормов на одну голову молодняка скота определенной половозрастной группы за период доращивания и откорма, ц корм. ед.;

     ·    сбалансированность рационов кормления молодняка по основным питательным элементам, особенно переваримому протеину (в процентах к кормовым единицам)

     ·    себестоимость центнера кормовых единиц по каждой половозрастной группе скота, р.;

     ·    фондооснащенность фермы или подкомплекса по сумме основных фондов на одну среднегодовую голову доращиваемого или откармливаемого молодняка, р.;

     ·    уровень концентрации откармливаемого и доращиваемого молодняка по численности поголовья на 100 га сельскохозяйственных угодий или ферму;

     ·    уровень специализации отрасли по удельному весу выручки от реализации, полученного и откормленного молодняка в общей денежной выручке по отрасли и хозяйству в целом;

     ·    уровень материального вознаграждения работников отрасли на единицу затраченного времени (чел.-ч, чел.-день), р., и другие показатели.

Реализация потенциала, заключенного в вышеназванных факторах, лежит в основе высокоэффективного выращивания и откорма крупного рогатого скота.

Основным направлением динамичного и эффективного развития выращивания и откорма крупного рогатого скота на мясо в перспективе является интенсификация отрасли, обеспечивающая рост продуктивности, снижение затрат и повышение окупаемости ресурсов. Стратегическим направлением развития животноводства на пути его интенсификации должен стать перевод отрасли (включая кормопроизводство) на современную индустриальную основу, преодоление ее технологической и технической отсталости, переход на прогрессивные технологии, в основе которых лежат достижения науки и передовой практики (прежде всего биотехнологии), компьютеризация и информатизация.

Реализация данного направления связана со значительными капитальными вложениями и не может быть осуществлена в короткие сроки. В нынешней ситуации в повышении интенсивности и эффективности производства особое значение приобретают коренное преобразование системы экономических отношений, форм собственности и хозяйствования, обеспечение системы стимулов и экономических интересов, квалифицированный менеджмент, системы внутрихозяйственного расчета, всемерное использование традиционных технологий, задействование всех низкокапиталоемких факторов интенсификации и неиспользуемых внутренних резервов.

К основным путям повышения экономической эффективности мясного скотоводства относятся: интенсификация скотоводства и его индустриализация посредством создания современной материально-технической базы; создание прочной кормовой базы, интенсивное кормление с использованием полнорационных кормовых смесей; полноценное ветеринарно-зоотехническое обслуживание поголовья; внедрение интенсивных технологий производства; концентрация поголовья молодняка на крупных фермах и комплексах промышленного типа; совершенствование размещения, концентрации и специализации скотоводства; улучшение качества стада и снижение падежа животных; внедрение прогрессивных форм организации труда и стимулирование повышения его производительности; поиск более выгодных каналов сбыта, предотвращение потерь продукции и увеличение ее товарности, переработка и доработка сырья на местах с целью оптимизации сроков, объемов реализации и получаемых доходов; агропромышленная интеграция и кооперация в производстве мясной продукции.