Развитие благотворительности в России в XIX-XX веках

Буржуазные реформы 60-70-х годов XX столетия, вызвавшие подъем и развертывание общественной инициативы в самых различных областях, значительно изменили масштаб и характер российской благотворительности. Реформы 60-70-х годов непосредственно коснулись законов о благотворительности: в 1862 году было отменено положение о Высочайшем утверждении уставов частных благотворительных обществ и заведений, когда на их открытие каждый раз требовалось просить разрешение через Кабинет министров. С официальным признанием за обществом права на организованную благотворительную деятельность филантропическое движение в России приобретает широкий размах. «До XIX века в стране насчитывалось всего 8-10 благотворительных обществ, в начале царствования Александра II их было около 40, а в 1888 Г.-348» [19, с.321].

Российское благотворительное движение в пореформенную эпоху было представлено несколькими направлениями и включало в себя государственную благотворительность (представленную официальными благотворительными ведомствами), благотворительную деятельность городских и земских самоуправлений, сословных органов, церкви и благотворительность частную. Особенно значительный рост числа благотворительных учреждений приходится на последнее десятилетие XIX века. Свыше половины всех благотворительных обществ и заведений были созданы и действовали в 1891-1899 годах на территории РФ.

В общей сложности в 1902 году по приблизительным подсчетам в России действовало 4.762 благотворительных общества и 6.278 благотворительных заведений [18]. Причем в это число вошли только постоянно действующие учреждения, не учтены были благотворительные комитеты и фонды, создаваемые в связи с чрезвычайными ситуациями (неурожайные годы, война, эпидемии, стихийные бедствия и т.п.), деятельность которых носила временный характер. Такой значительный рост благотворительных учреждений был обусловлен главным образом активизацией частной благотворительности, наблюдаемой на фоне общего небывалого подъема легальной общественной деятельности в России на рубеже XIX-XX веков.

Под частной благотворительностью подразумевались "такие виды помощи нуждающимся со стороны отдельных лиц, которые проявляются в более или менее организованном виде, имеют характер общественного дела и, по крайней мере, по идее исключают возможность безразборчивой подачи милостыни"[96, с.76]. Частная благотворительная деятельность в России проявлялась в различных формах: это и пожертвования отдельных лиц на различные общественные нужды, включая организованный сбор средств на оказание той или иной помощи, устройство отдельными лицами благотворительных заведений и содержание их, организация для общего дела союзов добровольных деятелей (т.е. благотворительных обществ) и создание касс и различных союзов взаимопомощи. В конце XIX-начале XX вв. развиваются все названные виды частной благотворительной деятельности. Не иссякает приток частных средств на нужды различных отраслей и предметов благотворительности. В Российском государстве скрупулезно учитывались всяческие пожертвования на общественные цели: министры и главноуправляющие обязаны были докладывать о каждом из таких пожертвований, которые утверждались к принятию Высочайшим указом. О том, что потребность в благотворительности в русском обществе не иссякала в рассматриваемый период, свидетельствуют нижеследующие данные о суммах благотворительных пожертвований за первое десятилетие XX века:

1902г.- 1.238.131р.93к.

1903г.-2.183.667р.87к.

1904г.- 1.198.340р.31к. 1905г.-552.151р.80к.

1906г.- 1.461.535р.90к.

1907г.- 1.482.543р. 24к.

1909 г.- 1.482.543р. 24к 1901 г.-916.022р.86к.

1911г.-1.061.383р.52к.

1912г. - 2.779.865р.36к.

1913г.-3.605.794р.50к.

Причем в эти подсчеты не были включены особо выдающиеся пожертвования, такие, например, как пожертвование Г. Г. Солодовникова и Ф. Я. Ермакова [127]. Приведенные данные показывают, что стремление к благотворительности в русском обществе особенно усиливалось в периоды относительно мирного внутреннего развития.

На рубеже XIX-XX веков отмечается тенденция к организованным формам в благотворительной деятельности. Тенденция к организованным формам благотворительной деятельности отчетливо проявилась и в опережающих темпах роста благотворительных обществ по сравнению с благотворительными заведениями, отмечаемых в последние десятилетия XIX в., тогда как в предшествующий период создавалось больше заведений (см. Приложение 1). К концу же столетия в Российской империи действовало около 2.750 добровольных благотворительных обществ (1.446 - без обществ взаимопомощи) [60, с.45]. Особенно быстро растет число таких организаций в Петербурге и Москве. Так, в Москве за период с 1889 по 1898 г. число их увеличилось более чем вдвое [60, с.46]. Добровольные благотворительные организации, несмотря на их общественный характер, находились в ведении Министерства внутренних дел. К 1899 г. в ведении Министерства внутренних дел состояло 6.835 благотворительных учреждений [60, с.46]. Распределялись эти учреждения между различными благотворительными единицами по разному, но подавляющую часть их составляли общества и заведения, созданные частными лицами.

Остальные благотворительные учреждения, не подведомственные Министерству внутренних дел, находились в подчинении или других министерств, или особых благотворительных, ведомств и учреждений.

Из приведенных данных следует, что на рубеже ХІХ-ХХ веков, наибольшее распространение в России имела благотворительная деятельность частных лиц и их добровольных объединений (более 50% всех благотворительных учреждений). По данным Комиссии, созданной в 1892 г., для реформирования российского законодательства по общественному призрению «в 28-ми земских губерниях общественные и сословные управления призревали в 1891 году около 316 тысяч нуждающихся, тогда как частные благотворительные учреждения оказывали помощь по крайней мере, 746 тыс. душ» [135, с.32]. Необходимо заметить также, что частная благотворительность отнюдь не ограничивалась 50 процентами, поскольку деятельность особых благотворительных ведомств, городских и земских органов по призрению, церковно-приходских попечительств также в значительной мере опиралась на частные пожертвования. В качестве иллюстрации этого факта можно указать на особенности развития системы общественного призрения в Москве в конце ХІХ-начале XX веков. «За первые десять лет XX столетия расходы города в этой области возросли в 2,5 раза, составив в 1911 г. 1.783 тыс. рублей. Такой рост в значительной мере был обеспечен за счет частных вкладов и пожертвований. За 49 лет (с 1863 г.) сумма пожертвований в пользу города - деньгами и имуществом - составила 32,5 млн. рублей» [98, с.65]. Частная благотворительность составляла главную финансовую базу и официальных благотворительных органов - Ведомства учреждений Императрицы Марии, Императорского Человеколюбивого общества и других благотворительных учреждений, созданных по инициативе правительства; она же питала собой и церковно-приходскую благотворительность. К 1890-м годам 75% средств, израсходованных на благотворительность, были частными (25% принадлежало казне, земствам, городам, сословным учреждения, церквам) [97, с.54].

Промышленный подъем 90-х годов привел к концентрации огромных средств в руках предпринимательского сословия, обеспечив тем самым потенциально материальные предпосылки для развития благотворительной деятельности. С другой стороны, бурное развитие капитализма в России с присущими ему экономическим неравенством, жестокой эксплуатацией, кризисами и безработицей - увеличивало размеры нужды, вело к появлению новых категорий нуждающихся. Как отмечает один из деятелей по общественному призрению, с развитием капитализма "задачи благотворительности крайне увеличились в объеме, и крайне усложнились" [48, с.31..]. Еще один фактор, обусловивший широкое развитие частной благотворительности, состоял в недостаточной постановке государственного призрения в России. "У нас, - замечает автор одной статьи, профессор В. Ф. Матвеев - помощь государства в силу целого ряда исторических условий -обширности территории, обилия задач, скудости средств - никогда не носила систематического характера. На заботы нуждающихся у нас всегда склонны были смотреть как на дело благотворительности, а не как на задачи государственного управления" [100].

Темпы развития меценатства как социального явления во второй половине XIX - начале XX столетия определялись объективными и субъективными предпосылками. К объективным относятся ряд процессов в этот период времени в российском обществе, определивших направления деятельности наиболее ярких представителей класса буржуазии и дворянства в России.

К социально-экономическим предпосылкам можно отнести проведение экономических реформ, благоприятно сказавшихся на финансовом положении купеческих династий, они сформировали капиталы, впоследствии служившие источником благотворительных вложений в социальную сферу, культуру.

К социально-культурным предпосылкам на макроуровне можно отнести культурный подъем, появление новых направлений в различных областях искусства. На микроуровне к этим предпосылкам можно отнести влияние культуры на формирование личностей меценатов, а также их близость к народной культуре, традициям, обычаям, привычкам, образу мышления отцов и дедов.

К социально-религиозным предпосылкам можно отнести тот факт, что многие из купеческих династий являлись старообрядцами, имели устойчивые связи с этой общиной. Христианские постулаты как старообрядцев, так и "новой" церкви играли большую роль в семейных традициях российских купцов.

К социально-политическим предпосылкам можно отнести некоторые послабления цензуры в период правления Александра II, возможность относительно свободно (в сравнении с 1825-1855 гг.) выражать свои взгляды, в том числе в области театрального искусства и художественного творчества.

К субъективным показателям меценатства можно отнести личностные характеристики российских предпринимателей, определившие направления их социальной деятельности, а также ее масштабы.

Во второй половине XIX века происходило расслоение купеческого сословия, из его среды выделялись люди новой формации - крупная! буржуазия: промышленники, фабриканты, банкиры. Часть их перешла из купеческого сословия в разряд государственных служащих, пополнила другие сферы общественной деятельности: науку, образование и др.

К концу XIX века в разнородной купеческой среде сформировалась могучая когорта людей с ярко выраженной гражданской направленностью их общественной деятельности, с ясным пониманием своей роли в культурном и социальном развитии страны. Причем сформировались целые семейные династии, державшие на протяжении нескольких поколений репутацию меценатов, просветителей и благотворителей. Например, Третьяковы.

Павел и Сергей Третьяковы происходили от старого, но небогатого купеческого рода. П. М. Третьяков (1832-1898) начал свою деятельность по собиранию картин русских художников в 1856 г. и сразу решил, что подарит свою коллекцию городу, сделает ее народным достоянием.

В завещательном письме еще в 1860 г. Третьяков пишет, что капитал он завещает "на устройство в Москве художественного музея или картинной общественной галереи". В своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче его галереи Москве он писал, что делает это, "желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и, вместе с тем, сохранит на вечное время собранную мной коллекцию".

Также можно привести пример частной благотворительности других династий: Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы и др.

Семья Мамонтовых была весьма многочисленна. Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был Савва Иванович (1841-1918 гг.). Савва Иванович в 1885 г. открыл в Москве свой театр - Русскую оперу.

В течение немногих лет Мамонтов показал москвичам и петербургской публике почти все неизвестные Москве оперы Римского-Корсакова, Мусоргского, позже - все оперы Чайковского.

Семья Бахрушиных была одной из самых уважаемых в купеческой Москве.

Бахрушины приняли финансовое участие в создании Московского Коммерческого института, материально поддерживая работы, связанные со становлением отечественного воздухоплавания, различные медицинские эксперименты. В 1901 г. за благотворительную деятельность семья была удостоена звания "почетные граждане Москвы".

Во время первой мировой войны Бахрушины выдавали значительные поощрения для рабочих, некоторые старики за стаж получили значительные суммы. После смерти А. А. Бахрушин половину имущества завещал на благотворительные цели, церкви, оставил также завет: «жить в мире и согласии, помогать бедным, жить по правде».

Благотворительная деятельность Алексея Александровича Бахрушина на поприще просвещения и культуры была естественным и органическими звеном добрых благотворительных патриотических дел славного рода потомственных благотворителей Бахрушиных.

Выставки, организованные А. А. Бахрушиным на базе музея, его разнообразная по аспектам и формам общественно-просветительская деятельность свидетельствовала о верности Александра Александровича не только своей художественно-эстетической программе, но также изучению и пропаганде традиций и достижений отечественного театра.

Бахрушины выделяли определенную сумму ежегодно на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. В 1869 г. предприниматели построили церковь, богадельню и училище. В 1882 г. братья передали московскому городскому голове 450 тысяч рублей на строительство больницы на 200 кроватей.

Кроме больницы, был построен больничный храм во имя Божьей Матери всех скорбящих радости, больница была на содержании семьи, лечение было бесплатным.

В 1890 г. был построен Дом призрения для неизлечимо больных на 200 человек. В 1895 г. возвели приют для брошенных детей, в 1898 г. Бахрушины построили на Болотной площади дом бесплатных квартир для вдов с детьми.

Полмиллиона рублей Бахрушины пожертвовали на приют-колонию для беспризорных детей. В 1915 г. на деньги А. А. Бахрушина был построен Народный дом для досуга детей и подростков.

Характеризуя "золотой век" меценатства в России, подчеркнем и то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства.

Как и любое социальное явление, меценатство выполняло конкретные функции:

  •   коммуникативная функция (культурные учреждения,, созданные меценатами способствовали сближению высокой и массовой культуры в России);

  •   функция формирования социального сознания (музеи, галереи, театры, выставки, созданные при финансовой поддержке меценатов, способствовали формированию социального сознания людей, их ценностных ориентации);

  •   функция "социальной памяти". Благодаря усилиям меценатов многие памятник истории и культуры сохранены для потомков.

Таким образом, следует отметить, что меценатство имело различные направления, вызывалось неоднозначными причинами. Вследствие этого оценка деятельности меценатов требует учета ряда социальных составляющих, среди которых социально-экономические предпосылки роста благосостояния предпринимателей как следствие возникновения финансовой базы благотворительности.

Новые виды и формы благотворительной деятельности в России получают свое развитие главным образом благодаря частной инициативе и пожертвованиям частных лиц. Для государства предметом забот были наиболее явные проявления человеческой нужды (призрение душевнобольных, призрение покинутых детей, калек). «Современное государство не может непосредственно и немедленно реагировать на постоянно вновь возникающие запросы. Для того чтобы брать на себя удовлетворение даже самых важных из возникающих в обществе потребностей, современное государство не имеет в своем распоряжении ни сил, ни средств. Неужели правительство должно ожидать, когда благотворители, по частным начинаниям, надстроят достаточное количество больниц, повсюду распространят ясли и приюты».[167, с.32].

Но даже с возросшим участием городских и земских самоуправлений в деле общественного призрения, отмечаемом в конце 90-х годов (в Москве это проявилось в создании системы городских участковых попечительств в 1894 г.), частной благотворительности оставалось обширное поле для приложения своих сил. Частная благотворительность более гибко и оперативно реагировала на появление новых общественных потребностей. Как отмечает Е. Максимов, "частная благотворительность... открыла много новых горизонтов. и много новых путей в весьма важных: частях индивидуальной политики. Известные меценаты открывали общества попечения о народном образовании, общества распространения внешкольного образования и разумных развлечений и патронаты для защиты детства, общества борьбы с проституцией и алкоголизмом, союзы борьбы с жилищной нуждой, организации для распространения профессиональных знаний и умений и др".[98, с.132]. Участие в филантропической деятельности, членство в. благотворительных обществах становятся в конце прошлого века весьма распространенным явлением, своего рода модой в жизни крупных городов. Среди членов благотворительных обществ представлены практически все социальные слои российского общества: великие князья и княгини* почетные потомственные граждане, купцы и банкиры, ученые и служащие, учителя, врачи, юристы и мещане. Для русской интеллигенции такие моральные ценности как сострадание, совесть, служение народу, всегда стояли на первом месте.. Поэтому представители разных ее отрядов присутствовали среди активных деятелей на поприще благотворительности и в составе благотворительных обществ.

В XIX-XX вв. была разработана нормативно-правовая основа благотворительной деятельности как государственных органов, так и частных лиц. Екатерина II создала первый государственный пенсионный фонд. При ней же был подготовлен и введен в действие «Приказ общественного призрения», согласно которому органам губернского управления поручалось:

о становление на прочном основании, попечение и надзирание народных школ;

о установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания;

о установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных;

о установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, увечных и дряхлых стариков, пропитания не имеющих;

о установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных;

о установление и надзирание дома для престарелых;

о установление и надзирание работных домов для обоего пола;

о установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола.

К концу XIX века сформировалась достаточно организованная и действенная система благотворительности, включающая в себя:

1. Учреждения и общества, состоящие в ведении Министерства внутренних дел:

а) земские и городские;

б) приказы общественного призрения;

в) городские и сельские общества;

г) различные частные благотворительные общества.

2. Благотворительные учреждения, состоящие под непосредственным покровительством Императорского дома:

а) ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны;

б) учреждения великой княгини Елены Павловны.

3. Благотворительные учреждения Императорского Человеколюбивого общества.

4. Попечительства о бедных разных ведомств:

а) епархиальные попечительства;

б) иноверческие благотворительные учреждения;

в) Комитет для призрения гражданских чиновников;

г) Александровский комитет для призрения военных чинов.

5. Другие благотворительные общества и учреждения.[98, с.45]. В зависимости от назначения (характера оказываемых услуг) благотворительные учреждения подразделялись на шесть типов:

1. Призрение детей и взрослых.

2. Обеспечение дешевого и бесплатного обучения.

3. Обеспечение дешевого и бесплатного проживания.

4. Обеспечение дешевого и бесплатного пропитания.

5. Оказание трудовой помощи.

6. Оказание лечебной помощи.

Довольно обширная и стройная система благотворительных учреждений была создана на уровне губерний и крупных городов. Так, дореволюционная статистика выделяла девять групп городских благотворительных учреждений в Москве:

1)   благотворительное отделение городского управления,

2)   сословные учреждения, принадлежавшие Московскому купеческому обществу,

3)   учреждения ведомства императрицы Марии,

4)   учреждения Императорского Человеколюбивого общества,

5)   учреждения духовного ведомства,

6)   благотворительные учреждения национальные,

7)   иноверческие благотворительные учреждения,

8)   учреждения частных благотворителей,

9)   учреждения различных министерств (народного просвещения, военного и путей сообщения).

К концу XIX века каждая из этих условных групп обладала значительными благотворительными капиталами (от I до 7 млн. руб.). Помимо этих денег пожертвованные здания с имуществом тоже стоили от I до 5 млн. руб. Примерно треть благотворительных сумм расходовалась на помощь взрослым, другая часть — на помощь детям и учащимся, еще треть -на медицинскую помощь. В зависимости от типа благотворительного заведения на каждого призреваемого тратилось от 60 до 130 руб. в год. Им предоставлялись бесплатно помещения для жилья, пища, одежда, необходимые для жизни предметы и иногда небольшие денежные пособия [136].

Анализ представленных данных обнаруживает:

во-первых, значительное разнообразие благотворительных учреждений;

во-вторых, довольно развернутую их организационно-управленческую структуру;

в третьих, несоразмерное распределение благотворительных учреждений между Санкт-Петербургом и Москвой, с одной стороны, и остальной территорией России, с другой стороны.

В 1892 г. была создана правительственная комиссия во главе со статс-секретарем К. К. Гротом с целью разработки законов по общественному призрению. В результате работы Комиссии было представлено три проекта организации системы призрения неимущих и нуждающихся, но ни один из них так и не получил силу закона. Второй съезд по общественному призрению в 1914 году вынужден был вновь поставить вопрос об остро назревшей необходимости разработки такого законодательства. В этих условиях, под влиянием растущего в обществе стремления к созданию общеполезных организаций, в 90-е годы ХIХ-начале XX вв. наблюдается отмеченный всплеск числа различных благотворительных учреждений, создаваемых частными лицами. Еще один фактор, в какой-то мере определивший этот рост, -относительная доступность такого рода общественной деятельности, как благотворительность, в условиях самодержавия.

Постепенно была разработана нормативно-правовая основа благотворительной деятельности как государственных органов, так и частных лиц.

Но, к сожалению, новая власть, пришедшая в октябре 1917 года, включила в свою идеологическую доктрину наиболее радикальное из имевшихся тогда предложений об устройстве социального обеспечения.

В первые послереволюционные годы (до 1920 г.) формально сохранились почти все дореволюционные общественные организации, хотя их деятельность не отличалась какой-либо активностью. Кроме того, возникает множество кружков, ассоциаций, действующих без юридического оформления, но закладывающих идеи благотворительности в свою работу. Несмотря на это, в годы советской власти изменяется само отношение к благотворительности как буржуазный пережиток, а не как благое деяние, потребность человека делать добро ближнему человеку.

Начало 20-х годов XX века можно считать периодом активного развития различных общественных организаций. Отдавая должное добровольным обществам дореволюционной России, советское государство считало, что эти организации в основном занимались консолидацией сил интеллигенции, а задачами новой системы должна быть активизация общественной деятельности трудящихся. Важнейшей задачей таких организаций становилось привлечение последних граждан к управлению различными процессами развития социалистического общества.

Поощряемая в рамках новой идеологической установки, интенсивно росла общественная активность трудящихся. Переход к мирному периоду нового государственного строительства также обусловил рост числа добровольных обществ во всей стране. Интенсивно создаются научные и технические организации, занимающиеся изучением и решение социальных проблем, популяризацией научных достижений. В частности, были созданы общества по изучению истории революционного движения, воинствующих материалистов-дуалистов. [169, с 14].

Среди массовых объединений, возникших в этот период, выделяются такие, как «Долой неграмотность» (основано в 1923 г), «Друг детей» (основано в 1923г.), Общество «Друзей радио», Международная организация помощи борцам революции (МОЙР), Союз воинствующих безбожников и др. [115].

Появляются объединения, пропагандирующие развитие физической культуры среди трудящихся, улучшение медицинского обслуживания населения, здорового образа жизни и т. п. Быстро росла популярность новых спортивных советских обществ - «Спартак», «Динамо», «Зенит», «Красное знамя» и др.

Особое место в общественном движении: занимали общества бывших политкаторжан, ссыльных переселенцев, старых большевиков, задачи которых были схожи с деятельностью научных исторических обществ. Видное место занимают национальные общественные организации, занимающиеся культурно-просветительной работой и социальной помощью представителям различных народов. Существовали общества, целью которых была защита интересов советских граждан за рубежом, они помогали пострадавшим от интервенции, участникам революционного движения в других странах. Весьма многочисленными в 20-е - начале 30-х. гг. были объединения деятелей литературы и искусства, музыкантов и композиторов, тех, кто занимался пропагандой музыкального искусства, свои объединения имели литераторы и художники.

Быстрый рост числа весьма разнообразных общественных организаций в первые годы советской власти вызвал необходимость ускорения выработки принципов взаимоотношений добровольных объединений и государственных органов, формирования новых механизмов контроля государства за деятельностью подобных организаций. В первые годы советской власти государство считало для себя возможным поддержку некоторых благотворительных обществ, таких как Русское театральное общество, Русское общество Красного Креста и др. Однако эта идеология постепенно меняется в сторону ужесточения регламентации деятельности негосударственных структур.

В этот период принимается много нормативных актов, регулирующих деятельность общественных организаций, введение которых на первых этапах существования советского государства способствовало возникновению новых и сохранению возможности работы дореволюционных общественных и благотворительных обществ и учреждений. Среди этих нормативных актов можно выделить «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» (1928 г), «Положение о добровольных обществах и союзах» (1930 г.) [115, с.34].

Следует обратить внимание на противоречивые тенденции развития государственной политики в отношении добровольных обществ, появившиеся уже в 20-е годы и достигшие своего апогея к концу 30-х годах. С первых дней существования советской власти была поставлена задача вовлечения общественных организаций в социалистическое строительство, о чем говорит попытка налаживания контактов Народного комиссариата просвещения с Союзом деятелей искусства в ноябре 1917 г. В целом законодательная политика государства этого периода (начало 20-х гг.) была направлена на поддержание общественной инициативы, с точки зрения руководящих партийных; органов находившей выражение именно в формировании добровольных общественных организаций разной направленности.

Важнейшими правовыми актами этого периода в области развития народных инициатив явились постановление В ЦИК и СНК РСФСР 1922 г «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли, и надзор за ними», где давались конкретные инструкции о регистрации обществ, союзов и объединений и о выдаче разрешений на созыв их съездов.[86, с. 156].

Однако наряду с этим происходит ограничение сферы деятельности общественных организаций - полностью исключаются религия, экономика, постепенно вводится строгий идеологический контроль. Так, в 1922 г. появляется постановление XII конференции ВКП (б) «Об антисоветских партиях и течениях». Советское государство заняло непримиримую позицию по отношению к тем объединениям, деятельность которых не совпадала с общей идеологией советского строительства. В отношении «контрреволюционных» обществ и движений допускались даже репрессивные меры, что объяснялось «революционной целесообразностью, когда дело идет о подавлении тех отживших групп, которые пытаются захватить старые, отвоеванные у них пролетариатом позиции»[81, с.22].

В решениях XIII партийной конференции, в постановлении «Об очередных задачах партийного строительств» выдвигается идея поддержки «пролетарской общественности» и превращения всех добровольных обществ в звенья политической системы государства диктатуры пролетариата. Эта идея постепенно становится ведущей в отношении советского государства к общественным организациям. Поддержка оказывается тем объединениям, действующим в рамках нового советской идеологии, членами которых являются трудящиеся массы. Именно такого сорта организации государство поддерживает, и постепенно они превращаются из добровольных в псевдообщественные объединения трудящихся.

Партийные документы тех лет свидетельствуют об ориентации Коммунистической партии на приоритетное развитие массовых общественных объединений, работающих в тесном контакте с государственными и партийными органами. В частности, такие массовые организации, как «Долой неграмотность», «Друг детей», «Друзей радио» находили всемерную поддержку со стороны партийных органов, что делало их успехи наиболее весомыми.

Так, общество «Долой неграмотность», целями которого была быстрейшая ликвидация неграмотности среди взрослого населения страны, возникло фактически по инициативе государства. Привлекая к своей работе широкие слои населения, эта организация, которая имеющая всероссийский масштаб, в то же время опиралась на поддержку профсоюзов, которые изначально были «государственной» общественной структурой. Кроме того, расходы на реализацию программ общества постепенно включаются в местные бюджеты, что еще раз подчеркивает уровень влияния советской власти на деятельность формально независимых от государства структур.

Возникновение общества «Друг детей» также было проинициировано органами власти. В годы гражданской войны принимались отчаянные меры по сокращению беспризорности среди детей, было начато создание социально -правовой защиты детей. В 1919 г. СНК РСФСР образовал Всероссийский совет защиты детей. Отделы народного образования по окончании гражданской войны были привлечены к созданию сети детских учреждений, организации быта и досуга детей, ликвидации безработицы среди подростков. Были созданы такие государственные структуры, как Комиссия по улучшению жизни детей, детская социальная инспекция. Но для более широкого подхода к решению социальных проблем детей и подростков по инициативе общественности стали создаваться добровольные организации, которые решали задачи в рамках государственной политики того времени по ликвидации беспризорности, неграмотности, материального обеспечения детей.. Общество «Друг детей» активно включилось в решение задач, постановку которых осуществляли, как правило, партийные органы. Значение этого общества для улучшения положения детей в советской России весьма значительно, но подчеркнем еще раз то, что это общество всячески поддерживалось партийными и государственными органами и выполняло хотя и благородную задачу, но идеологически очерченную органами советской власти.

Таким образом, постепенно общественные добровольные объединения становятся частью государственной системы управления. В результате отвергается негосударственная, благотворительная система организации социальной помощи. Государство выступает единственным возможным «благотворителем». Однако, не имея на; эту деятельность достаточных ресурсов (как в первые годы советской власти, так и в последующие десятилетия), государство берет на себя непосильную ношу, оно не способно решить всех социальных задач общества в полной мере.

Переходу благотворительных общественных, организаций под эгиду государства способствовало появление ряда новых органов управления. Например, в 1917 г. создается Народный Комиссариат государственного призрения, в январе 1918 г. упраздняется Всероссийское Попечительство по охране материнства и детства, в январе 1918 г. упразднен отдел призрения несовершеннолетних, который переходит в ведение Народного Комиссариата государственного призрения. В апреле 1918 г. Народный Комиссариат государственного призрения переименовывается в Народный Комиссариат социального обеспечения.[7, с. 156].

В начале 20-х годов Народный Комиссариат социального обеспечения делится на ряд отделов, которые соответствуют основным направлениям социальной работы того времени: отдел охраны материнства и младенчества, отдел детских домов, отдел по обеспечению малолетних преступников, медицинский отдел, отдел пенсий и пособий, подотдел пайка для семей пострадавших на войне, отдел увечных воинов,

Несмотря на ужесточение идеологического контроля со стороны государства, в развитии общественного движения в России происходит в 20-е годы рост числа этих организаций. По данным НКВД, в 1924 году подобных организаций было по всей стране 545, а в 1928 году - 4480 общественных организаций, среди которых - общества помощи и взаимопомощи, культурно-просветительные, художественные и др.[82, с. 14]. В то же время, наиболее типичными в этот период становятся организации, занимающиеся массовой работой связанные с властными структурами и проводящие политику коммунистической партии.

С середины 20-х годов характерной чертой становится активное использование общественных организаций в государственных и идеологических целях. Понятие «массовой общественной организации» связывается с организациями, созданными по инициативе коммунистической партии, а состав этих организаций исчисляется миллионами членов, вступающих в нее коллективно и, как правило, принудительно. По инициативе различных групп общественности под контролем государства производились сборы с целью помощи жертвам стихийных бедствий, жертвам массовых заболеваний, помощь испанским республиканцам, участникам» освободительных движений и т.п.

В конце 20-х годов (1928 - 1929 гг.) начинаются организационные действия властей по закрытию общественных и благотворительных организаций как не отвечающих идеологическим установкам советского государства. Термин «благотворительность» получает уничижительный оттенок, а государство декларируется как единственная система, способная обеспечить всем социальные гарантии.

В 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли». Это положение отказывало в праве существования обществам, если их задачи, цели и методы работы признавались противоречащими интересам строительства социализма. Все объединения, кроме массовых общественных организаций типа «Друг детей», «Долой неграмотность» и т.п., находившиеся под непосредственным контролем партийных органов, должны были в шестимесячный срок пройти перерегистрацию. В постановлении «О порядке утверждения и. ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» (1930 г.) выделена особая роль государственных и партийных органов в руководстве общественными организациями.[81, с.76].

Необходимость идеологического единомыслия вызывает в этот период к жизни различные системы контроля над деятельностью общественных организаций. Контроль над добровольными обществами стал функцией ВЦИК и других исполнительных органов советской власти. Контроль осуществлялся и со стороны НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). Система контроля была направлена не только на наблюдение за уже действующими организациями, но и на пресечение создания нежелательных учреждений. Например, в эти годы были отклонены прошения о регистрации таких обществ, как «Вольное содружество духовных течений», «Армия спасения», «Еврейское общество по охране здоровья еврейского населения» и др.

Причиной отказа в регистрации вновь создаваемых организаций чаще всего служил неприемлемые для советской власти социальный состав (интеллигенция, выходцы из так называемых эксплуататорских классов), цели деятельности организаций и разнообразные противоречия законам Советской власти, найденные в Уставах как вновь регистрирующихся организаций, так и уже существующих. Многочисленными были случаи отказа по формальным соображениям, что демонстрирует общую подозрительность властей по отношению к проявлению гражданской самодеятельности и общественной благотворительности.

Особым гонениям подверглись организации религиозного характера, даже если их цели были направлены на решение социальных задач. В 1925 году было создано общество «Союз безбожников» (переименованное позже в «Союз воинствующих безбожников»). Это означало, что атеистическая пропаганда получила новый импульс. Этому обществу со стороны государства предоставлялись большие финансовые дотации на издательскую деятельность. Однако публично объявлялось, что «Союз безбожников» существует исключительно на доходы от издательской деятельности и добровольные взносы [81]. Под эгидой этой организации действовало около 35 тыс. первичных ячеек, объединявших более 2 млн. человек. В 1929 г. выходит постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Этим постановлением религиозным объединениям была запрещена благотворительная деятельность, организация каких-либо групп, кружков. С 1930 года статистика по вопросам деятельности религиозных организаций становится закрытой, а данные исчезают из печати, поскольку проявления религиозности считается несовместимым и с советской властью.

Одновременно идет волна разрушения культовых сооружений, в результате, например, в Москве из существовавших в 1917 г. 848 храмов (в том числе 764 православных) к середине 80-х годов остается 67 храмов [162, с.32].

Период, начиная с 1932 года и до 80-х г. прошлого века, до нового всплеска благотворительности в России, можно назвать периодом застоя в общественной самодеятельности граждан, в организации благотворительной деятельности. Нерешённых, социальных проблем не существовало в государстве, хотя у последнего далеко не всегда находились средства на социальную защиту населения. Начиная с 1932 г. происходит значительная бюрократизация не только самих общественных организаций, но и контролирующих их органов. И хотя многие из них формально существовали до конца 30-х годов, но их деятельность постепенно угасала. Сталинские репрессии совершенно парализовали какие-либо проявления гражданской инициативы.

Одновременно общественные движения все в большей степени становятся зависимыми от государственных органов и бюджетного финансирования. На внебюджетных ресурсах строила свою работу только МОПР (Международное общество помощи борцам революции, основанное в 1924 г. и просуществовавшее до 1946 г.). Его фонд пополнялся из членских взносов и отчислений от заработной платы. Помимо этих денежных поступлений, носивших зачастую обязательный характер для работников государственных предприятий, МОПР получала средства, заработанные на субботниках, и премии работников и служащих государственных учреждений[81, с.45].

Создавались и функционировали псевдообщественные организации. Например, Красный Крест субсидировался практически полностью государством. Взносы и добровольные пожертвования - это лишь незначительная часть доходов организации. Система финансирования определяет и систему идеологического контроля, систему управления, постановку задач организации.

В этот период огромное значение в решении идеологические задач государства выполняют профсоюзы и комсомол. По призыву этих организаций молодежь советской страны трудится на стройках первых пятилеток, осуществляет коллективизацию деревни и т. п.

Огромное значение в этом же контексте играют и профсоюзы, которые к 1940 году насчитывали в своем составе свыше 25 млн. человек Основными задачами этой организации стали: повышение производительности труда, рационализация производства, укрепление трудовой дисциплины. Формы деятельности профсоюзов были унифицированными. Структурную организацию определял чисто профессиональный признак (собственный профсоюз в каждой отрасли производства).

В послевоенный период и годы «оттепели» объективно складывалась ситуация, которая могла бы способствовать возрождению общественной и благотворительной деятельности. В это время возникают новые для советского строя движения, в частности диссидентское. Однако к созданию мощных и независимых организаций оно не привело, поскольку его руководители подверглись политическим преследованиям, власти же игнорировали права граждан на добровольные объединения.

И все же относительная демократизация советского общества при Н. С. Хрущеве привела к созданию ряда объединений, которые со временем стали носить также характер квазиобщественных движений. Среди этих организаций можно назвать Комитет советских женщин (основан в 1956 г.), Советский фонд мира (основан в 1961 году, затем: преобразован в Советский комитет защиты мира), Комитет молодежных организаций (основан в 1956 году).

Их создание в определенной степени было инициировано сверху, поскольку советскому государству желательно было выступать на международной арене в роли «цивилизованного» партнера, обладающего признаками демократического строя. Общественными же эти организации фактически не являлись, поскольку финансировались за счет бюджета и принудительных, членских взносов (последние составляло незначительную часть доходов организаций подобного рода), руководство осуществлялось партийными органами, а руководящие посты занимали номенклатурные работники.

Во второй половине 1950-х г. активизируется появление общественной инициативы, особенно среди молодежи. Например, при Московском университете возникают ДОП (Дружины по охране природы). Эта форма студенческих организаций находит поддержку во многих университетах, что породило возникновение экологического движения. В свою очередь, это движение приводит к возрождению деятельности Общества охраны природы, созданного еще в 1924 году.

Действовало и было довольно широко известно среди населения такое общество, как ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, которое было основано в 1951 г.). Однако это общество решало задачи, возникшие в годы «холодной войны», и было создано на основании постановления Совета министров, поэтому считать его полностью самодеятельной организацией также не правомерно.

В 50-60-х гг. возникает целый ряд национальных движений, направленных против русификации, украинское, армянское, литовское и другие, однако это были, как правило, подпольные организации, которые вышли на общественно-политическую сцену только в период перестройки (80-е гг.). Возникают группы по защите прав человека, их организация шла довольно активно, в том числе в провинциальных городах. Правозащитная общественная активность была реакцией граждан на дефицит осуществления гражданских прав, сложившийся в результате бюрократизации зарегистрированных квазиобщественных структур.

Развитие правозащитного движения в 1980-е годы было подхлестнуто общественным напряжением, которое было вызвано общественным напряжением в связи с войной в Афганистане. [166, с. 87].

Следует отметить и своеобразную скрытую форму благотворительности, которая существовала в этот исторический период в СССР, это шефство: помощь промышленных предприятий детским домам, школам, организациям культуры финансовыми и материальными ресурсами, направление своих специалистов для работы в этих учреждениях. К этой же стороне советской жизни относится и сбор всей страной урожая на совхозных полях в осенний период, что способствовало,, в немалой степени развалу нашего сельского хозяйства.

Относиться к такой системе можно по-разному, однако определенные положительные результаты она давала. Не имея достаточных ресурсов, система социального обеспечения не могла справиться со всеми проблемами общества, а богатые предприятия могли себе позволить помочь детскому дому, хотя и по указанию- свыше. В ряде случаев благотворительность по обязанности перерастала в бескорыстную действительную помощь обездоленным, о существовании которых далеко не всегда было известно широкой общественности. Информация о проблемах социальной сферы общества тщательно скрывалась от советского населения. Реализовывать естественную потребность человека в проявлении сострадания, в оказании помощи обездоленному в годы «оттепели» и последующего «застоя» можно было,, участвуя именно в подобной, общественной работе. Подводя итоги сказанному, следует отметить, что, несмотря на уход государства от диктаторских методов социальной организации общества, на этом этапе проявились противоречия во взаимоотношениях власти и общества. Власть демонстрирует прямую незаинтересованность в существовании самостоятельных, альтернативных ей обществ и движений. С этой целью социальное пространство активно заполняется квазиобщественными организациями, выполняющими идеологический и социальный заказ государства.

Постепенно, начиная с XIX века, в России начала складываться правовая культура благотворительности, т.е. была разработана нормативно-правовая основа благотворительной деятельности как государственных органов, так и частных лиц.

Согласно российскому законодательству, в начале XX века, добровольные благотворительные организации могли заниматься некоторой экономической деятельностью: им разрешалось приобретать и отчислять имущество, образовывать капиталы, заключать договоры. Однако при этом оговаривалось, что благотворительные общества — это общества "не для дохода", и экономическая деятельность таких обществ допускалась только в том случае, если она "прямо направлена на достижение цели» обозначенной в уставе общества. Предпринимательская свобода благотворительных учреждений была ограничена, в частности, требованием помещать свои капиталы в правительственные или гарантированные правительством процентные бумаги, что ограничивало возможные доходы этих учреждений в случае помещения капиталов в какие-либо частные банки или предприятия.

Анализ документов позволяет выявить, что благотворительные учреждения и ведомства пользовались более широкими привилегиями. Членам таких обществ и служащим в их учреждениях предоставлялось пользование правами государственной службы, пенсионное обеспечение, право на ходатайствование почетных наград. Эти благотворительные учреждения пользовались дополнительными источниками для пополнения своих средств, утверждаемыми особыми распоряжениями правительства. Так, Попечительству императрицы Марии Александровны о слепых было предоставлено право церковного сбора в течение одной недели по всей стране, который давал значительный доход. А согласно «Правил о сборе с публичных зрелищ и увеселений» весь он поступал, в пользу учреждений ведомства императрицы Марии. С 1 октября 1892 г. по 1 января 1894 г. такой сбор дал 1 млн. рублей [120, с.7].

Ведомству императрицы Марии было даровано право дохода с издания и продажи игральных карт на территории всей Российской империи.

Прогрессивные общественные деятели выступали за уравнение в правах и льготах всех благотворительных организаций. Большая часть благотворительных организаций не обладала особыми привилегиями. Основными источниками их доходов были членские взносы, проценты с капиталов, пожертвования отдельных благотворителей, доходы с устройства концертов, лекций, лотерей. Немногие общества и заведения получали пособие от городских, земских или сословных органов, реже из государственной казны. Царское правительство пыталось, всячески компенсировать допущенное послабление частной инициативе, выразившееся в даровании гражданам права открывать благотворительные общества и заведения, усилением полицейского надзора за обществами и жесткой регламентацией их деятельности. Как отмечал В. И. Ленин, "в России всякая деятельность, даже самая далекая от политики, филантропическая (благотворительная) деятельность неизбежно ведет к столкновению независимых людей с полицейским произволом и с мерами пресечения", "запрещения", "ограничения" и прочие"[95, с.34].

В ходе диссертационного исследования было выявлено, что в дореволюционной России все благотворительные организации, несмотря на их общественный характер, находились в ведении и под надзором соответствующих министерств и ведомств. До 1906 г. в стране действовала сложившаяся административная практика открытия благотворительных организаций, которая включала в себя подачу прошения от учредителей на имя губернатора или генерал-губернатора, предоставление проекта устава будущего общества и списка учредителей. В случае политической благонадежности последних, а также соответствия проекта устава необходимым нормам, что заверялось местными полицейскими властями, губернаторы делали соответствующее представление на имя министра внутренних дел. Такой разрешительный порядок создания благотворительных организаций оставался без усовершенствования долгое время. Если у администрации имелись какие-либо претензии "в полицейском отношении" к учредителям или к содержанию проекта устава, то открытие общества надолго затягивалось или вообще не допускалось.

Власти строго следили за составом учредителей и правлений благотворительных организаций. На Министерство внутренних дел был возложен и контроль за деятельностью благотворительных организаций, который предполагал, прежде всего, ежегодное представление последними "подробных отчетов о действиях своих по предмету благотворительности, капиталах, доходах, расходах, имуществах, заведениях и призреваемых в оных". Хотя, по свидетельству многих источников, это требование не всегда соблюдалось. Министерство внутренних дел в своих циркулярах губернаторам постоянно сетовало на неисправность в доставлении отчетов. Например, в 1904 году только 49 процентов всего числа благотворительных обществ предоставили свои отчеты. На практике Министерство внутренних дел было не в состоянии контролировать деятельность многочисленных благотворительных организаций по всей стране. Поэтому согласно ст. 445 Устава об общественном призрении губернаторы должны были обращать внимание на состояние частных обществ при обозрении губерний, на соответствие их деятельности заявленным в уставе целям.

Губернатор или генерал-губернатор мог закрыть то или иное благотворительное общество при обнаружении в нем чего-либо противного государственному порядку или общественной безопасности и нравственности. Так, московскому генерал-губернатору предписывалось по возможности представлять в Министерство внутренних дел отчеты по всем обществам и заведениям. Деятельность благотворительных организаций в России в рассматриваемый период была подвержена жесткой регламентации. На проведение общих собраний, устройство лекций, концертов, лотерей требовалось обязательное разрешение местного начальства. О дне и месте проведения собрания, повестке дня необходимо было каждый раз доводить до сведения полиции. При этом в уставах в обязательном порядке оговаривалось, что обсуждению на собраниях подлежат лишь вопросы, указанные в повестке собрания и имеющие непосредственное отношение к целям данного общества. Относительно устройства благотворительных концертов, балов, лекций, лотерей существовали многочисленные правила и циркуляры правительства, которые ставили проведение таких мероприятий в стеснительные условия.

На основании анализа документов можно, с нашей точки зрения сделать вывод, о том, что правовой аспект благотворительности в конце XIX — начале XX века отражает в себе деятельность, направленную на обеспечение социальных гарантий различным категориям населения, нуждающихся в поддержке.

В конце 20-х - начале 30-х годов были приняты последние советские законодательные акты о деятельности общественных организаций, в том числе «Положение о добровольных обществах и союзах» 1932 г. Это положение оставалось действующим до конца 80-х годов XX века. В этом положении формулировались основные задачи всех общественных объединений, в частности, «активное участие в социалистическом строительстве». Это положение узаконивало государственное руководство общественными организациями.

Последующие законодательные акты, направленные на усиление государственной власти, привели к росту централизации руководства общественными движениями, к объединению и укрупнению общественных организаций, формализации общественной жизни страны, к полному вытеснению демократических начал в обществе. Деятельность добровольных объединений строго регламентировалась сверху, исключалась какая-либо самодеятельность в содержании и характере работы. Происходит резкое сужение форм и; направлений общественной работы, растет пресс идеологического контроля над всеми сторонами жизни людей.

Окончательно понятие «общественная организация» - в его советском смысле было сформулировано и закреплено в Конституции СССР 1936 г. (статья 126) [173]. Однако в этот период репрессий все эти гражданские свободы носили чисто декларативный характер.

Таким образом, понятие «общественная организация», во - первых, теряет свое первоначальное значение организации, созданной по инициативе общественности, конкретных людей, а не государства; во-вторых, может быть отнесено только к трем большим всесоюзным обществам, проводившим массовую идеологизированную работу с различными группами населения: профсоюзы, комсомольская и пионерская организации. Остальные же существовали только номинально, напоминая о себе населению в моменты сбора очередных взносов.

В настоящее время проблема нормативно-правовой обеспеченности благотворительности остается очень острой.

В начале 1990-х годов благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и, как явление, получило официальный статус в Основном законе страны. Статья 39.3 Конституции РФ 1993 года гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» [173.].

Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 года Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [157].

Государственная Дума Российской Федерации приняла Закон « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 7 июля 1995 года. Указанный Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в России.

Согласно закону [80], ими считаются лица, осуществляющие пожертвования в формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг и т.д. Благотворительной организацией считается только неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом [80] целей путём осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Такие организации создаются в формах общественных объединений, фондов, учреждений и др. [173, с.25].

Данный закон вводит такие понятия как «благотворительная деятельность», «благотворительная организация», «участники благотворительной деятельности», «благотворители», «добровольцы», «благополучатели».

В соответствии с Законом право на участие в благотворительной деятельности имеют граждане и юридические лица. В соответствии со статьей 22 Закона иные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право выступить участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации, на тех же условиях и в том же порядке, что и российские.

Граждане и юридические лица вправе осуществлять благотворительную деятельность как индивидуально, так и объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации (ст. 43).

Согласно Закону благотворительные организации могут быть созданы в следующих формах: общественная организация; фонд; учреждение.

Федеральным законом о благотворительных организациях предусмотрена возможность иных форм благотворительных организаций. Необходимо отметить, что при создании благотворительных организаций их учредителям надлежит также руководствоваться и иными базовыми законами Российской Федерации, регулирующими порядок создания и деятельности конкретных типов некоммерческих организаций. Например, когда благотворительная организация создается в форме общественного объединения, необходимо исходить из требований Федерального закона «Об общественных объединениях».

Отметим, что новый Закон запрещает преобразование благотворительных организаций в хозяйственные общества или товарищества (ст.11).

Закон устанавливает, что в зависимости от вида благотворительной деятельности ее учредителями могут выступать физические и (или) юридические лица.

В силу данного закона Учредителями благотворительной организации не могут выступать органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения.

Закон не устанавливает специальных процедур регистрации благотворительных организаций в отличие от других общественных объединений, как это было в ранее действовавшем законодательстве.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством, более детально регламентировавшим порядок регистрации благотворительных организаций, новый Закон существенно упрощает процедуру регистрации, разрешая создание благотворительной организации с юридическим адресом по месту жительства гражданина (как правило, одного из учредителей).

Не претерпел существенных изменений и порядок формирования органов управления благотворительной организации. Как и ранее, система органов управления определяется учредителями и закрепляется в уставе организации.

Важно отметить положение статьи 12 Закона, в силу которого предусматривается. возможность осуществления деятельности благотворительных организации, направленной на привлечения ресурсов, также сохранение возможности получения доходов от внереализационных операций.

В настоящее время данный закон является единственным нормативно-правовым документом, регулирующим благотворительную деятельность в России, хотя он имеет много недостатков.