Развитие в Беларуси филантропии и меценатства
Рассмотрим понятия благотворительность, меценатство, филантропия.
Благотворительность – в христианском понимании проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему, стремление исполнить «некоторую потребность». В древние времена религиозно-нравственная б. ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку («слепня»). Позднее – безвозмездная материальная и иная помощь частного лица, группы лиц, благотворительных организаций и учреждений нуждающимся, в первую очередь, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В России и на Беларуси XVIII – начала XX в. термины «благотворительность» и «призрение» понимались как синонимы. В самом общем виде благотворительность - оказание безвозмездной помощи. По определению Д. Берлингема, это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям, для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни».
Меценатство – один из видов благотворительности в сфере культуры. Оно имеет различные направления и вызывается неоднозначными причинами. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.
Филантропия – человеколюбие, благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благотворительность. Слово греческого происхождения (philanthropia), означающее «любовь к людям». В словарях говорится, что «филантропия» - то же самое, что благотворительность, то есть это – полные синонимы. С функциональной точки зрения с этим, пожалуй, трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределение частных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать «любовью к людям», то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью.
Меценатство и филантропия.
На рубеже XIX – начала XX века появляются работы, посвященные исторической реконструкции благотворительной деятельности. Так, вопросы частной и общественной благотворительности нашли отражение в публикации Е. Д. Максимова.
Возникновение и развитие филантропии и меценатства на территории Беларуси было связано с расслоением общества на классы, когда появилась возможность безвозмездно отчуждать часть доходов богатых в пользу бедных. Особенности данного процесса на Беларуси: а) складывалась парадоксальная ситуация: несмотря на наличие ряда бюрократических препятствий со стороны центральных и местных органов государственного управления частная благотворительность на Беларуси продолжала успешно развиваться. Основными причинами данного явления стали, во-первых, активное участие представителей прогрессивной российской общественности в делах благотворения на Беларуси, многие из которых имели белорусские корни, во-вторых, повышение роли и значения Русской Православной Церкви; б) большое количество еврейских фамилий среди филантропов и меценатов. Данный феномен объясняется тем, что белорусские губернии длительное время входили в черту еврейской оседлости.
Традиции филантропии в России складываются во второй половине XVIII века, когда Екатерина II разрешила подданным открывать благотворительные заведения. Однако поначалу частный капитал был не настолько развит, чтобы заметно повлиять на ситуацию. Но во второй половине XIX столетия все изменилось. Началось бурное развитие промышленности и накопление капиталов. К 1890 году две трети средств, истраченных на благотворительность в России, принадлежали частным лицам, и лишь четвертая часть выделялась казной, земствами, городскими властями и церковью.
Частная благотворительность на Беларуси развивалась по разнообразным направлениям. Благотворители организовывали и финансировали различные общества и заведения, осуществляли социальный патронаж. В деле развития помощи на Беларуси большое значение имели общества врачей. Например, в декабре 1879 г. по инициативе доктора медицины С. К. Свентцицкого общество минских врачей на свои средства открыло бесплатную лечебницу для бедных больных. Лекарства выдавались бесплатно. В начале XX века усиливается внимание благотворителей к строительству и содержанию больниц.
На Беларуси во второй половине XIX века возникла проблема профессиональной подготовки детей и подростков. Так, одним из первых откликнулся князь Доминик Радзивилл: на его средства были построены два ремесленных училища. В 1914 г. на Беларуси было 55 частных учебных заведений против 33 государственных. Да и государственные учебные заведения вместе с пансионами при них могли функционировать, только основываясь на поддержке частных лиц, обществ и учреждений.
В 1856 г. в здании библиотеки Виленского университета открылся основанный Я. П. Тышкевичем Виленский музей древностей. В конце XIX века в фондах музея насчитывалось свыше 12 тыс. экспонатов, большинство из которых было из Беларуси, в том числе коллекции оружия, Слуцких поясов, гобеленов, графики, скульптуры, портретов и проч. Музей просуществовал до Первой мировой войны. В настоящее время большинство из экспонатов сохраняется в музеях Литвы, Польши и России.
На средства белорусского шляхтича Э. А. Войниловича построен Красный костел в Минске. Строительство было начато в мае 1905 г. и завершено в 1910 г. С 1908 по 1920 г. в Красном костеле находилась библиотека с большим количеством редких книг, вывезенная во время белопольской оккупации в Польшу. После Великой Отечественной войны в здании костела размещалась киностудия «Беларусьфильм», а с 1970-х гг. – Дом кино. Только в 1990 г. костел Св. Сымона и Св. Алены был возвращен Римско-католической церкви.
В городах открывались частные школы рисования, среди которых была широко известна школа Ю. М. Пэна в Витебске. Широко распространены в досоветской Беларуси и различные общественные музыкальные объединения. В Гомельской губернии, например, была хорошо известна деятельность Музыкально-драматического общества (1908–1914). К белорусским меценатам можно отнести Игната Буйницкого, который создал из крестьян ансамбль песни и пляски, получивший широкую известность в Европе. Для увечных и неизлечимо больных, находившихся под патронатом Виленского отделения Человеколюбивого общества, князь Доминик Радзивилл подарил дом в городе, а супруга бывшего генерал-губернатора Вильно Е. В. Потапова основала крупнейшее на Беларуси благотворительное общество «Доброхотная копейка». Минский градоначальник граф К. Э. Чапский создал первое на Беларуси Общество покровительства спорту, а вслед за ним и Общество защиты женщин. В Минске по инициативе и благодаря материальной поддержке графа Чапского была открыта больница для венерических больных (1898), а несколько ранее – бесплатная амбулатория для бедных и родильный приют (1895).
На Гомельщине известна благотворительная деятельность княгини Паскевич. Это помощь православным братствам, содержание приюта для девочек-сирот, приюта попечительства о бедных, богадельни для пожилых женщин и патронаж способных приютских детей с обеспечением им достойного, на европейском уровне образования и множество других добрых дел. В 1879 г. при участии И. И. Паскевич открылось Общество вспомоществования учащимся, которое материально поддерживало бедных учеников, прежде всего средних учебных заведений. В 1907 г. она подарила Гомельскому мужскому приходскому училищу здание для размещения ремесленных классов. Не была ею забыта и сельская детвора. Открыла и содержала в деревнях Гомельской и Дятловичской волостей 4 частных народных училища.
Во время Первой мировой войны И. И. Паскевич основала Патриотический благотворительный фонд в помощь фронту, построила кирпичный госпиталь для раненых солдат и сохранившуюся до сих пор двухэтажную аптеку. Гинекологическая больница с роддомом на 100 коек была построена чуть раньше (1912). Сложную медицинскую аппаратуру привезли из-за рубежа, а медицинский персонал подбирали по конкурсу. Обслуживание в этой и других, построенных на ее средства, больницах было бесплатным. Благодаря И. И. Паскевич город Гомель в 1907 г. обзавелся водопроводом.
Современные белорусские историки прославляют имя княгини Марии Магдалены Радзивилл (1861–1945). После смерти мужа 34-летняя вдова Мария Магдалена полностью посвящает себя активной филантропической деятельности. Особое внимание она уделяет детям-сиротам, открывает для них ряд приютов. На ее счету строительство и содержание бело-русскоязычных школ в Игуменском уезде, создание Обществ трезвости, денежная поддержка белорусских студентов Санкт-Петербургского, Киевского и других университетов, материальная поддержка белорусских католиков и верующих других конфессий. В 1915 г. М. М. Радзивилл была удостоена звания Почетного члена ЦК Литвы за помощь инвалидам войны. Чуть позже литовское правительство наградило Марию Магдалену Большим крестом Гедимина за благотворительную и спонсорскую деятельность.
В начале XX века частная благотворительность на первое место ставит не просто оказание материальной помощи нуждающимся, а создание условий, позволяющих вырастить физически и нравственно здоровых юношей и девушек. В деле благотворительной помощи сельскому населению бесспорное лидерство в Российской империи принадлежало Могилевской губернии.
Частная благотворительная деятельность на Беларуси в годы Первой мировой войны, вызвавшей поначалу небывалый взрыв патриотизма. В Минске, Гомеле, Витебске, во многих других больших и малых городах развертывается широкая сеть благотворительных учреждений. В Минске, например, на средства белорусских филантропов были построены лазарет императрицы Марии, собственный госпиталь императрицы Марии, Серафимовский лазарет. Государство стремилось всячески поддерживать развитие благотворительности, которой был придан статус национально значимого деяния. В ранге высочайших покровителей к этому делу были подключены члены императорской семьи. Указ от 17 мая 1897 г. давал право Императорскому человеколюбивому обществу устанавливать должности, как бесплатные, так и платные, или «классные», с предоставлением получившим прав действительной государственной службы.
Продвигаясь по служебной лестнице, можно было достичь V класса, что соответствовало гражданскому чину коллежского советника или военному – полковника. Можно утверждать, что этим указом было положено начало становлению профессионального общественного призрения, или (по терминологии нашего времени) профессиональной социальной работы. Правительство императорской России активно искало и находило способы поощрять проявления филантропии, награждало благотворителей и меценатов орденами, предоставляло всевозможные льготы, производило в дворянство или в почетное гражданство, выдавало персональные пенсии или пособия. Особо заслуженные члены благотворительных обществ, их сотрудники имели право на ношение мундиров и отличительных знаков соответствующих благотворительных учреждений. К примеру, знаки жертвователей и активных деятелей Императорского человеколюбивого общества были трех видов: серебряно-вызолоченные, серебряные и бронзовые. Аналогичные нагрудные знаки Виленского православного Свято-Духовского братства стоили дороже и выдавались за особые заслуги.
Таким образом, благотворительная помощь нуждающимся по-прежнему осуществлялась, в основном, за счет личных средств представителей богатых и знатных белорусских магнатских родов Радзивиллов, Паскевичей, Хрептовичей, Сапег и др. Однако все большее значение приобретала филантропическая деятельность богатых промышленников и капиталистов, в частности, из числа еврейской предпринимательской верхушки. Заметно повысилась активность в благотворении всего населения, представителей всех сословий (от богатых крестьян до великосветских деятелей), людей среднего достатка, которые вносили в общую копилку столько, сколько это было им по силам. Частные пожертвования составляли от 50 до 100% доходной части бюджета различных благотворительных заведений и обществ.
Благотворительность в сфере образования и просвещения.
В Российской империи начало XIX века в области просвещения ознаменовалось рядом либеральных реформ, продолживших организацию государственной системы начального, среднего и высшего образования объявлением (декларативно, а не фактически) школы бессословной, а также значительным общественным подъемом и участием дворянского сословия в благотворительной деятельности. Такой же подъем наблюдался и на Беларуси, где развивается, усиливается частное и общественное благотворение, приобретавшее статус высокой социальной значимости. В 1802 г. в России возникает одно из самых крупных квазигосударственных благотворительных обществ, влияние которого сопоставимо разве что с влиянием возникшего несколько ранее Мариинского ведомства, – Императорское человеколюбивое общество (ИЧО). В 1807 г. Виленский католический епископ Иоанн Непомуцен Корвин-Коссаковский (более известен в литературе того времени как «епископ Коссаковский») основал Виленское отделение ИЧО, утвержденное российским императором в 1809 г. Одной из благотворительных целей Виленского отделения ИЧО стала помощь в воспитании и обучении сирот и детей бедных родителей. Несколько особняком в силу специфики своей религиозно-этической организации находилась благотворительная деятельность в образовании масонских лож.
На Беларуси с конца XVII века до запрещения их императорским указом в апреле 1822 г. насчитывалось более десятка товариществ масонов с численностью около 700 человек. Главной же целью своего движения масоны провозгласили распространение образования в народе. Известным на Беларуси масоном и благотворителем в сфере образования был Доминик Манюшко. В 1805 г. в родовом имении графа В. Тышкевича открылась Свислочская гимназия, которая вскоре получила статус губернской. Она разместилась в просторном здании, предоставленном графом, имела удобные классы, богатую библиотеку, физический и математический кабинет, а учителя располагались в удобных квартирах. Работал школьный театр. Благодаря материальной и моральной поддержке В. Тышкевича гимназия становится второй по величине академической школой на Беларуси. К концу 20-х гг. XIX века почти каждая из 40 средних школ на Беларуси имела своего почетного смотрителя.
Вторая половина XIX века в связи с демократическими реформами 60–70-х гг. отмечена в России бурным ростом благотворительной деятельности во всех сферах социальной помощи нуждающимся. Одним из выражений стремления белорусской общественности к возрождению национального самосознания, самобытной белорусской культуры и образованию стала активизация благотворительной деятельности по созданию различного рода ассоциаций и обществ вспомоществования нуждающимся учащимся различных учебных заведений, в первую очередь средних. Эти благотворительные организации стали появляться на Беларуси повсеместно: как в губернских городах, так и в самом отдаленном, глухом уезде. Общества вспомоществования выдавали «недостаточным» учащимся денежные пособия, вносили плату за обучение, содержали при школах и училищах столовые, где кормили бесплатно или за умеренную цену, снабжали одеждой, книгами, обувью и т.д. Иногда общества объединялись в ассоциации с довольно сложной структурой, имели постоянно действующие комиссии: по распределению средств, организации оздоровления детей, кружков, спортивных площадок, концертов и т.д.
Средства на свою деятельность они получали в основном за счет сбора пожертвований с населения, членских взносов, благотворительных мероприятий и т.п. Время от времени общества вспомоществования получали незначительные дотации от городских властей. Действовали на основании уставов, утвержденных Министерством народного просвещения, и распоряжений избираемого ими правления или совета. В начале XX века на Беларуси действовало 31 общество. Общества вспомоществования учащимся были практически при всех крупных учебных заведениях, мужских и женских гимназиях. Первое на Беларуси общество помощи учащимся было образовано в Минске в 1875 г. Из сословных благотворительных обществ помощи учащимся отметим единственное в своем роде на Беларуси Общество дворян Чериковского уезда для вспомоществования нуждающимся детям потомственных дворян (1899), которое оказывало помощь всем нуждающимся детям потомственных дворян г. Черикова и его окрестностей, где бы они не учились.
На Беларуси работали разнообразные общества и организации, которые оказывали учащимся какой-либо один из видов помощи: открывали и содержали общежития, дешевые квартиры с оказанием разнообразной материальной (натуральной или денежной) помощи проживающим в них учащимся или без таковой, столовые, в которых дети питались бесплатно или за умеренную плату.
В XIX веке, особенно во второй его половине, в деле развития бесплатного и «дешевого» образования ведущей становится помощь нуждающимся детям со стороны общественных благотворительных организаций и частных лиц, многие из которых открывали и содержали свои учебные заведения.
Таким образом, сферой вложения средств и энергии для предпринимателей XIX века стало искусство. Казалось бы, бизнес и культура - два полюса, между которыми нет ничего общего. Однако именно феномен меценатства определял тогда культурный процесс. Трудно представить себе, как развивалась бы живопись, опера, театр, не будь Морозова, Мамонтова, Станиславского, Третьякова и еще многих купцов-любителей, страстно увлеченных искусством. Век XIX - воистину "золотой век" благотворительности. Именно в это время появился тот класс людей, который, с одной стороны, обладал необходимым для филантропической деятельности капиталом и, с другой, был восприимчив к самой идее милосердия. Речь идет о купечестве, усилиями которого была создана обширная и надежная система благотворительности.
Век ХХ стал роковым и для филантропической идеи. Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ" писал: "И куда же делась эта русская доброта? Ее заменила сознательность". После революции бывшие нищие и бывшие меценаты оказались в одной лодке, и благотворительность исчезла как понятие. Филантропические организации были упразднены - светскую благотворительность ликвидировали в 1923 году.